Исследовательская работа "Классная школьная форма"
проект (4 класс) по теме

Петрова Марианна Александровна

В последнее время всех стал интересовать вопрос о введении вновь в учебных заведениях школьной формы.Проблема единой школьной формы рано или поздно возникает в каждой школе.Цель проекта-привлечь внимание к проблеме внешнего вида современного школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проблема единой школьной формы435 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Исследовательская работа

«Классная школьная форма!»

                                                                            Выполнили  учащиеся 4б класса :

Галахов Александр

Петрова Юлия

Пряникова Елизавета

Утенков Павел

Руководитель:  Петрова Марианна Александровна,

учитель начальных классов

2014


Оглавление

Введение ……………………………………………………………….3

1. Теоретическая глава «О школьной форме»

1.1. Из истории школьной формы ……………………………………4-5

1.2. История возникновения школьной формы в нашей стране……5-6

1.3. Современная Россия………………………………………………6-7

1.4. Преимущества школьной формы…………………………………7

1.5. Основные требования к школьной форме ………………………8

 

2. Практическая глава «Наши исследования»

 2.1. Социологический опрос обучающихся………………………9-10  

 2.2. Результаты и  выводы исследования…………………………11-13

Заключение …………………………………………………………..14

Список использованных источников информации …………….14

Приложения ………………………………………………………….15

Введение

Актуальность исследования

      В последнее время всех стал интересовать вопрос о введении вновь в учебных заведениях школьной формы. Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она даёт: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности? Проблема единой школьной формы рано или поздно возникает в каждой школе. О необходимости введения школьной формы последнее время говорится даже на высшем уровне власти. Единая школьная форма дисциплинирует, настраивает на рабочий лад, прививает вкус к деловому стилю одежды, искореняет проблему «кто дороже одет», экономит родительские деньги, воспитывает чувство сопричастности и принадлежности к родной школе  и гордость за неё. 

     Поэтому, мы тоже захотели поучаствовать в этом важном деле и выбрали проект на тему «Классная школьная форма!»

Цель проекта:

Привлечь внимание к проблеме внешнего вида современного школьника.

Объект исследования: Школьная форма.

Предмет исследования: Необходимость введения в школе единой формы для учащихся.

Формулировка проблемы 

Зачем нужна школьная форма?

Гипотезы:

  • Допустим ,что не надо думать,что надеть в школу.
  • Предположим,в форме всегда выглядишь опрятно и нарядно.
  • Возможно, форма нужна потому, что она дисциплинирует.

Для проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить историю появления школьной формы.
  • Провести анкетирование учеников начальной школы по данной проблеме.
  • Понаблюдать за моделями школьной формы.

Методы исследования:

  • Исторический анализ.
  • Анализ материалов СМИ.
  • Проведение социологического опроса, наблюдение

Предметное направление, возрастная группа (класс)

Межпредметные связи -  технология, окружающий мир

Возрастная группа: 1 – 4 класс (7 – 10 лет)

1. Теоретическая глава «О школьной форме»

     Сколько споров и разных мнений о необходимости введения школьной формы бытует у нас в стране? Одни считают, что школьная форма необходима, другие придерживаются мнения, что она вредит гармоничному развитию личности. Есть люди, которые считают, что школьная форма – изобретение советского руководства. Собирая и обрабатывая материалы по данной теме, мы узнали, что у школьной формы богатая история.

  1. Из истории школьной формы

   Первые школы появились очень давно, на самой заре возникновения человеческой цивилизации. А поскольку древнейшая цивилизация - египетская, то и первые школы, уроки, учителя и ученики были именно здесь, в тени знаменитых пирамид и сфинкса. Учиться могли только благородные египетские юноши: дети фараона и его семьи, дети жрецов и чиновников. Школьной формы как таковой еще не было.

   У древних греков уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически. В школе формой одежды был короткий хитон и легкие доспехи с художественной отделкой и хламиды — это кусок плотной ткани, набрасываемый на плечи и скреплённый на плече, груди. На протяжении веков такая форма оставалась неизменным образцом для обучающихся мальчиков.

   В Риме государственная школа, открытая для всех желающих, появилась в период империи, а точнее, во второй половине I века н.э. Никакой формы однако не было, но если во время занятий обнаруживалось, что одежда ученика неопрятна, его наказывали, а при многократно повторяющихся случаях неряшливости с позором выгоняли из школы.

   В Древней Индии на занятия все учащиеся должны были приходить в определенной одежде — «дхоти курта». «Дхоти курта» - задрапированная вокруг бедер и ног полоса ткани, и к ней рубаха до пояса. Позже ученики стали носить «курту» и «паджами» — длинную рубаху и широкие штаны.

В Китае впервые стала формироваться трехступенчатая система школ, состоявшая из начальных, средних и высших учебных заведений. К этому же времени относятся первые упоминания о школьной форме. Вид ее напоминал одежду буддистских монахов.

 Средневековье не зря прозвали «темными веками». Жестокое наказание детей считалось естественным и правильным. Каникулы и физическое воспитание фактически отсутствовали. Школьная форма была обычной монастырской одеждой.

   Единая одежда для учеников школ в Европе впервые с античного времени появилась в Англии в 1552 году. Для учеников был введён костюм из тёмно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колен.

  1. История возникновения школьной формы в нашей стране

    С эпохой Петра I  историки связывают коренные преобразования в образовательной сфере на Руси. В это время открываются не только школьные учреждения, но и новые училища и лицеи. Однако в эту реформу школьная форма так и не была введена.

  Первая российская школьная форма появилась позже — в 1834 году. Мода на неё пришла в Россию из Англии. Это были гимназические и студенческие мундиры. Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Фуражки обычно были светло-синими и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком.

     В то же время началось развитие  женского образования. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. Форма для девочек была утверждена на целых 60 лет позже мальчиковой – в 1894 году, и в результате появился первый наряд для учениц. Это был весьма строгий и скромный наряд: коричневые платья, фартуки и  белые воротнички - именно эти костюмы явились основой для формы советских школ. Для посещения гимназии было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых, «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета. Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника». Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь». Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчеркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой стороны, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов засекали в неположенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе – им приходилось несладко. В дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближённую к одежде взрослых: костюм военного кроя для мальчика и тёмное платье – для девочки.

   После революции о форме не задумывались вплоть до 1949 года. Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной войны. В 1948 году в СССР вводится единая школьная форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником.

    В 1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах , но милитаризированного вида они не потеряли. Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски - под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая.

   В1973 году появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и двумя карманами с клапанами на груди.

     В 1976 году девочки также стали одеваться в новую форму. С той поры девочки стали ходить в тёмно – коричневых платьях с белыми манжетами и с черными и белыми фартуками, а мальчики – в синих костюмах. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.       

     В середине 80 –х годов произошла последняя реформа формы: мальчикам и девочкам пошили пиджаки синего цвета. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский, пионерский или комсомольский значки. Пионеры должны были так же обязательно носить пионерский галстук.

  1. Современная Россия

     Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1992 года. Вот уже в течение двадцати с лишним лет российские школьники обходятся без форменной одежды, а на занятия приходят, кто во что горазд: в джинсах, футболках и спортивных костюмах.  Но про школьную форму снова вспомнили. Решение этой актуальной проблемы оказалось довольно сложным и для семьи, и для школы. В современной России нет единой школьной формы, как было раньше в   СССР, но многие школы, лицеи, гимназии, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому, или иному заведению, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды делового стиля. Школьная форма советского времени (с белыми фартуками) традиционно надевается выпускницами на Последний звонок как символ прощания со школой, ностальгия по уходящему детству.

Получается очень нарядно и торжественно.

1.3. Преимущества школьной формы.

     Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. И нам очень бы хотелось, чтобы учащиеся школы гордились своей принадлежностью именно к нашей школе и тем, что они носят особенную форму.

   Во-вторых, школьная форма имеет дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие.

     Школьная форма – это вовсе не плохо: как знак принадлежности к определенному сообществу людей. Форма - опознавательный знак, часть символики, которая отличает людей одной профессии, убеждений, от других. Большая половина населения Земли, пребывающая в школьном возрасте, носила, носит и будет носить ученическую форму.

«Дресс-код» – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает “код одежды”, то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или – можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу “в чем попало”.

  1. Основные требования к школьной форме

     Считаем, что школьная форма должна быть по сезону. Это должен быть простой комплект школьной одежды и аксессуаров, который можно комбинировать в зависимости от сезона и погоды. Можно даже ввести несколько альтернативных вариантов школьной формы, чтобы дети имели возможность выбирать себе одежду по своему вкусу. Главное - чтобы форма была удобной, практичной и дешевой. Она должна быть сделана со вкусом и из натуральных высококачественных тканей. А самое главное – чтобы она нравилась детям. Более подробную информацию о школьной форме мы и наши родители узнали, прочитав Положение об установлении требований к одежде обучающихся от 05.03.2014г.

2. Практическая часть «Наши исследования»

2.1. Социологический опрос

Мы провели анкетирование среди учащихся начальных классов.

Всего в исследовании было задействовано 112 обучающихся. Мы попросили их ответить на 4 вопроса:

1.Нравится ли вам школьная форма?  

2.Удобно ли вам в школьной форме?

3.Придерживаетесь ли вы правил школьной формы?

4. Хотите ли вы, чтобы ввели единую школьную форму?

Вопрос

1 класс

2 класс

3-е классы

4-е классы

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

1. Нравится ли вам школьная форма?

21

1

14

3

24

10

23

16

2.Удобно ли вам в школьной форме?

21

1

17

0

28

6

25

14

3.Придерживаетесь ли вы правил ношения школьной формы?

21

1

16

1

29

5

29

10

4. Хотели бы вы, чтобы у школьников была ЕДИНАЯ школьная форма?

4

18

12

5

12

22

14

25

Итого:  112   человек

22 ч.

17 ч.

34 ч.

39 ч.

Получились такие результаты:

1-вопрос:

В первых классах из 22 учеников  21-у нравится школьная форма. Лишь 1 человек ответил отрицательно.

Во вторых классах из 17  учащихся 14 ответили положительно, а 3 отрицательно.

В третьих классах из 34 человек ответ «Да» дали 24 ученика, «Нет»-10 человек.

В четвёртых классах из 39 опрашиваемых 23 ответили положительно и 16 отрицательно.

2 вопрос:

21 первокласснику из 22 удобно в школьной форме, и лишь 1 первокласснику не удобно в школьной форме.

Во вторых классах всем удобно в школьной форме.

В третьих классах 28 ученикам из 34 удобно в школьной форме

В четвёртых классах 25 ученикам из 39 удобно в школьной форме и только 14 ученикам не удобно в школьной форме.

3 вопрос:

В первых классах из 22 человек 21 придерживается правил школьной и только один человек не соблюдает этих правил.

Во вторых классах из 17 человек 16 обучающихся придерживаются правил ношения школьной формы и 1 не соблюдают правил школьной формы.

В третьих классах 29 человек из 34 соблюдают правила школьной формы, а 5 человек напротив не соблюдают правил школьной формы.

В четвёртых классах 10 обучающихся не желают соблюдать правил школьной формы, 29 человека эти правила соблюдают.

4 вопрос:

 А далее мы видим количество обучающихся, не желающих ходить в форме единого образца :

В 1-х классах из 22-18

во 2-х классах из 17-5,

в 3-х классах из 34-22,

в 4-х классах  из 39-25.

2.2. Результаты и  выводы исследования:

      Проанализировав результаты опроса, мы пришли к выводу, что учащимся 1 классов очень нравится школьная форма, потому что они себя в ней чувствуют «настоящими» учениками.

   Учащиеся 2-4 классов уже начинают терять интерес к форме, они хотят подражать старшеклассникам и любят ходить в школу в спортивной форме или в джинсах и футболке.

В нашем классе существует деловой стиль одежды. Мы сфотографировали своих одноклассников в форме, в которой сейчас ходим в школу.

     

                 

                                C:\Documents and Settings\Administrator\Рабочий стол\ис1.jpg     

                 

                                                                    C:\Documents and Settings\Administrator\Рабочий стол\ис2.jpg                                   

   

     Оказалось, что противников у школьной формы гораздо меньше, чем сторонников. Ученики готовы носить школьную форму, но не единого образца. Для них очень важно, что бы она была удобная, модная, делового стиля и подчеркивала их индивидуальность среди учащихся других школ.

C:\Documents and Settings\Administrator\Рабочий стол\ис1.jpg

                       

     

                                               C:\Documents and Settings\Administrator\Рабочий стол\ис5.jpg             

Мы считаем, что школьная форма – это лицо ученика.

C:\Documents and Settings\Administrator\Рабочий стол\ис3.jpg        C:\Documents and Settings\Administrator\Рабочий стол\ис4.jpg

C:\Documents and Settings\Administrator\Рабочий стол\ис5.jpg     C:\Documents and Settings\Administrator\Рабочий стол\ис6.jpg

     Обратимся опять к вопросу «Нужна ли школьная форма современным детям?» Думаем, что - «да». Школьная форма дисциплинирует детей. Это должен быть простой комплект школьной одежды и аксессуаров, который можно комбинировать в зависимости от сезона и погоды.

Из проведённых исследований мы с вами видим, что школьная форма  необходима.

  • Во - первых, ребята выглядят опрятно и им удобно и комфортно.
  • Во - вторых, не нужно думать утром, в чём идти в школу.
  • В- третьих, школьная форма приучает к порядку и дисциплине.

Заключение

Таким образом, наши гипотезы подтвердились.

Существует мнение, что школьная форма подавляет индивидуальность ученика.

Но, если человек - личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно.

Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму. А самоутверждение ученика в школе, главным образом, должно происходить через его творческие и интеллектуальные успехи.

                       

     В ходе работы над проектом мы вместе с руководителем проекта Петровой Марианной Александровной  при помощи родителей осуществляли поиск нужной нам информации в источниках различного типа: книги, Интернет. Перевели готовую информацию в электронный вариант и оформили накопленный материал в виде реферата и презентации. Мы считаем, что наша работа может применяться во внеклассной работе.

   Иллюстративный материал для презентации был собран в течение нескольких месяцев 2014 года в режиме индивидуальной работы в сети ИНТЕРНЕТ на различных сайтах и с помощью цифрового фотоаппарата.    

  

Список использованных источников информации:

  1. М. Балина, А. Рудова. Размышления о школьной форме (по материалам произведений детской и автобиографической литературы) // Теория моды. 2008, № 8
  2. Светлана Леонтьева. Советская школьная форма: канон и повседневность // Теория моды. 2008, № 8
  1. https://ru.wikipedia.org/
  2. http://www.myshared.ru
  3. http://nsportal.ru
  4. http://prezentacii.com                            
  5. http://www.shkolnayaformainfo.ru/

Приложение

( Ф.И. класс)

Нравится ли вам школьная форма?                        

    да             нет

Удобно ли вам в школьной форме?

    да             нет

Придерживаетесь ли вы правил ношения школьной формы?

    обычно да

     не всегда

  нет

  Хотите ли вы, чтобы ввели единую школьную форму?

    да              нет

Какого цвета форму вы  хотели бы носить?

  синий

  зелёный

  бордовый

 серый

свой вариант____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Для формирования у младших школьников умения принимать, сохранять цели, следовать им в учебной и внеучебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её  контроль и оценку, решать...

Исследовательский проект "Школьная форма"

Представлен проект на актуальную тему "Школьная форма"...

Презентация к исследовательской работе "Классная школьная форма"

В данной  презентации представлена не только история возникновения школьной формы, требования к ней и её преимущества перед другой одеждой, но и 2 вида школьной формы образовательного учреждения,...

исследовательская работа "Нужна ли школьная форма"

Исследовательская работа с презентацией "Нужна ли школьная форма?" ученицы 4 класса Тузовой Арины, принявшая участие в школьной, районной и муниципальной научно-практических конференциях, занявшая соо...

Опыт работы: «Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»

Опыт работы на тему:«Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»...

4.3. Участие педагогического работника в исследовательской (инновационной) деятельности. Форма 14.

Приказ о создании инициативной группы. Рабочие программы по   литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, физической культуре и изобразительному искусству. Разработ...