Опыт работы: «Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка на тему

Андреева Марина Юрьевна

Опыт работы на тему:

«Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему:

«Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»

Андреевой Марины Юрьевны,

учителя начальных классов МБОУ школа №19 имени 212 полка г.о.Кинешма, Ивановской области.

Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой.

Тема моего опыта:«Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»

       Актуальность данной темы заключается в том, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  впервые  фиксирует  в  правовых  нормах  те  элементы  новой школы,  которые  за  много  лет  убедительно  доказали  свою  практическую целесообразность.  Инициативность  и  самостоятельность  участников образовательного  процесса  становятся  основным  ценностно-целевым ориентиром Стандарта.  

        Значимость моей работы по данной теме подтверждается тем, что ФГОС задает следующий результат образования на выходе из начальной школы:

        «– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации;

        – овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

        – определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление;

        – учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности».

Приоритетным направлением становится переход к организации такой учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора и помощника.

     В связи с этим все большую популярность приобретают приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Новая модель образования предполагает активную творческую деятельность учащихся. Проектный метод как нельзя лучше отвечает требованиям, предъявляемым к организации обучения в «новой школе».

Условия возникновения и становления опыта.

      Анализируя свой опыт работы прошлых лет по теме: «Развитие мотивации в учебной деятельности, посредством создания ситуации успеха», пришла к выводу, что  для ребенка в начальной школе важно не погасить  стремление и желание совершить свое открытие, не оттолкнуть равнодушием, не погасить любознательность.

      Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?  Считаю, что необходимы  деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. В своей работе я опираюсь на слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».

         Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.

В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт мне возможность включить учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть реальные результаты.

Основная цель моей педагогической деятельности – проявлять и развивать личную заинтересованность учащихся в приобретении знаний . 

В связи с этим значительную роль в работе я уделяю проектной деятельности, которая позволяет:

  • выявить творческие способности ребёнка;
  • улучшить контакт с учащимися, родителями;
  • развить исследовательские и коммуникативные умения, навыки сотрудничества;
  • дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.

Проектная деятельность подготавливает учащихся к реальным условиям жизни, формирует ключевые компетенции

  • учебно-познавательные
  • коммуникативные
  • информационные

Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

        Я стараюсь готовить своих детей к жизни, чтобы все знания, которые они получают, пригодились в дальнейшем.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

При организации проектной деятельности в классах учитываю возрастные и психолого-физиологические особенности своих учеников.

Включать школьников в проектную деятельность начинаю постепенно, с первого класса. Вначале детям даются доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Я использую следующие этапы работы над проектом:

1-й – погружение в проект;

2-й – организация деятельности;

3-й – осуществление деятельности;

4-й – презентация результатов и рефлексия.

Я могу сформулировать проблему проекта, но не всякая проблема заставляет учащегося действовать. Тема проекта должна быть дана в общих чертах, а дети её обсудят, домыслят, может быть переформулируют, или даже выберут тему проекта самостоятельно. Это должна быть тема, над которой детям было бы интересно поработать.

Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для ученика требуется личностно или социально значимая проблема.

Когда появилось чёткое представление о проблеме проекта и ясна её цель, мы планируем работу. Планирование представляет для многих детей определённую трудность. Здесь нужно ему помочь, а не планировать вместо него.

Разработать план своего проекта помогает памятка с вопросами.

Отвечая на эти вопросы, ученик определяет задачи, способы работы на каждом этапе, определяет сроки работы, выявляет имеющиеся и недостающие ресурсы.

На данном этапе ученики ищут необходимую информацию, пользуясь книгами, Интернет-ресурсами, консультируются с взрослыми по теме проекта, посещают библиотеки, проводят опросы и анкетирование, опыты и исследования. Полученную информацию анализируют и систематизируют. Подготавливают презентацию.

Презентация – это витрина проекта. Важнейшим навыком, который приобретают дети в ходе проектной деятельности - это навык публичного выступления. Дети учатся кратко и убедительно представлять свою работу.

Так же ученики готовятся к тому, что автору придётся отвечать на вопросы публики. Любой вопрос по теме проекта даёт автору ещё один шанс показать свою компетентность.

К работе над проектами привлекаются родители, которые на протяжении всей работы мотивируют детей, советуют, наблюдают, помогают в сборе информации, оформлении. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя часть работы детей над проектами. С этой целью провожу родительские собрания, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, а для родителей, чьи дети уже участвуют в проекте, провожу специальные консультации.

Во время работы над проектами, дети испытывают определенные трудности:

  • ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
  • психологические коммуникативные проблемы;
  • проблема субъективной оценки проекта.

Моя работа, как наставника заключается в том, чтобы помочь преодолеть психологические барьеры, поверить в свои силы, повысить мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их к достижению поставленной цели.

Новизна 

    Метод проектов не является принципиально-новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся обществе.

Теоретическая база опыта

    Зародился он во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).

         В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

 Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Диапазон моего опыта. 

      Мои практические наработки используют в своей работе мои коллеги – учителя начальных классов моей школы и других школ города. О своей работе я постоянно рассказываю на заседаниях школьных и городских методических объединений, выступаю с обобщениями и провожу практические занятия на опорно-методических площадках образовательных учреждений города. Информация, получаемая мной от коллег, подтверждает, что применение моего опыта возможно в любой школе, любым классным руководителем, учителем начальной школы. Мои материалы можно найти на Опыт реализации и результативность

     Хочу остановится на наиболее ярких работах:

3 класс, уроки-проекты по развитию речи, темы «Знакомство с фразеологизмами», «История фразеологизмов». Работая в группах, дети исследовали историю появления в речи разных фразеологизмов. Эти уроки мы показали в ходе городского МО учителей начальных классов по теме «Формы проектной деятельности в начальной школе»

 И ещё один урок-проект, но уже в 4 классе.

В 2016 году отмечалось 110 лет со дня рождения величайшего детского поэта А.Л.Барто. Мы, совместно с детьми, приняли решение подготовить проект о ее творчестве, инсценировать её стихи. На презентацию проекта пригласили родителей, которые высоко оценили наши старания.

Хочется рассказать о проекте по окружающему миру по экологической тематике: «Земля наш общий дом, но не все хозяева в нем»,который охватил несколько предметных областей. Итогом явилось оформление экологической газеты, с которой ознакомились ученики нашей школы.

С удовольствием мои ученики участвовали и в проектах по внеурочной деятельности.

В 3 классе мы совместно с родителями готовили проект по здоровьесбережению  «Так вот ты какая, каша…» Ребята готовили сообщения о пищевой ценности и пользе каждой из каш, собирали интересные рецепты. Родители, в свою очередь, приготовили для нас эти каши и с удовольствием презентовали их на проекте. Считаю, что цель проекта: привлечь внимание к необходимости употреблять полезные продукты питания-каши, была достигнута.

В 4 классе мы работали над проектом  «В чае я души не чаю». В ходе подготовки проекта дети учились общению и взаимодействию друг с другом, организации и планированию совместного сотрудничества, умению слушать и слышать товарища.

Каждый год ребята моего класса участвуют в городской научно-практической конференции «Юность науки»:

В год 70-летия Победы готовили научно-исследовательский проект «Герои Великой Отечественной. Их именами названы улицы нашего города» и стали победителями.

В 2016 году  мы совместно с учителем химии  работали над практико-ориентированным проектом «Хлеб - основной продукт питания. Свойства хлеба».Итогом работы стала победа учеников в номинации «Лучший научный проект» на городской конференции  и победа на всероссийском конкурсе проектно-исследовательских работ «Грани науки»

Заключение.

    Проектно-исследователькая деятельность-это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Мои ученики перешли в 5 класс, ко мне пришли новые дети. И мы с ними еще только в начале долгого трудного школьного пути. И вновь я за них в ответе…

Список литературы.

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

7.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.

8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

9.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

10.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

11.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.

12. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

13. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

14. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

15. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

16.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

17.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

18.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Для формирования у младших школьников умения принимать, сохранять цели, следовать им в учебной и внеучебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её  контроль и оценку, решать...

" Проектно – исследовательская деятельность младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников с использованием   здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС  Выполнение творческих проектов...

Опыт работы «Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе»

Тема опыта работы актуальна, так как исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс об...

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников по УМК "Школа России" в условиях реализации ФГОС

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников по УМК "Школа России" в условиях реализации ФГОС...

Организация работы образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Организация работы образовательного учрежденияв условиях реализации  ФГОС ОВЗ...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...