Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников по УМК "Школа России" в условиях реализации ФГОС
статья на тему

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников по УМК "Школа России" в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektno-issledovatelskoy.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  проектно-исследовательской деятельности  младших школьников по УМК «Школа России» в условиях реализации ФГОС

Быкова Е.В.,  

В условиях внедрения ФГОС ведущее место принадлежит сегодня проектно-исследовательской деятельности. Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению.  Именно эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, но становится сильнейшим стимулом познавательного интереса

По требованиям ФГОС дети готовят первые проекты под руководством учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников  необходимо подготовить к новому виду обучения. Новому не только для детей, но и для большинства  родителей. А именно они  помогут выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор;  помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать; помочь ребенку кратко изложить  самое главное и рассказать об этом другим людям.

          Проекты могут быть индивидуальными, то есть выполняемые одним учащимся, парными – выполняемыми в паре, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время.

 По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения. Тема проекта обязательно должна заинтересовать ребенка. Навязанная тема только отобьет охоту целенаправленно и хорошо выполнить задание. Также, тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной.

          В УМК «Школа России» очень хорошо продумана и спланирована работа над проектной деятельностью, т.к. возможность заниматься проектами уже заложена в самой программе по всем дисциплинам. А также данный УМК предусматривает поэтапное вхождение обучающихся  в данный вид деятельности. Например:

 1 кл. – подготовительный этап: участие детей в наблюдении, экспериментах, знакомство с планом, фиксировании промежуточных результатов

2 кл. –  работа со справочной литературой,  совместное составление плана, выступление по готовому плану, самостоятельные выводы.

3 кл. – учатся самостоятельно выявлять единство с темой, целью, задачами, и результатом проекта

4 кл. – это самостоятельная работа ребенка над проектом, его формирование и защита, т.е. получение конечного результата, но под чутким руководством учителя

С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

- Что интересует больше всего?

 - Чем занимаешься в первую очередь?

 - Чем чаще всего занимаешься в свободное время?

 - По каким предметам хорошие отметки?

 - О чём хочешь  узнать  больше?

 - Чем  можешь  гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать

        При выполнении проектно-исследовательской работы целесообразно пользование следующим алгоритмом:

Проблема проекта

"Почему?"

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

"Зачем?" (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

"Что?" (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

"Как?" (мы это можем делать)

Выбор способ и методов, планирование

Результат

"Что получится?" (как решение проблемы)

Ожидаемый результат

         Примеры проектных задач, которые, по мнению автора УМК «Школа России», помогут освоить учебный материал и более глубоко проникнуть в тайны природы:

1 класс: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы», «Украшаем класс к Новому году», «Чайный сервиз», «Речной флот», «Математика вокруг нас. Числа в поговорках, пословицах и загадках»,

           2 класс: «Красная Книга или возьмем под защиту», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Города России», «Страны мира». «Сказки, загадки, небылицы», «Мой детский журнал», «Узоры и орнамент на посуде».

          3 класс: «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». «Тайна имени», «Математические сказки».

4 класс: «Разнообразие природы России», «Путешествие по реке времени». «Составляем орфографический словарь».

             Продуктами нашей проектной деятельности являются рукописные книги «Красная книга», «Книга Юных кулинаров», «Мои домашние питомцы». Оформили фотовыставку «Кошка в нашем доме», составили альбомы «Семейные традиции», «Моя родословная»,  При  работе над проектом «Школа кулинаров», оформили стенд для школьной столовой «Здоровое питание школьника», оформили информационный стенд в классе. Пополнили классную библиотеку собственными детскими журналами.

С проектом «Все профессии важны, все профессии нужны» приняли участие в общешкольном конкурсе проектов. Итоги наших проектов постоянно демонстрируются родителям на родительских собраниях, совместных праздниках.

       Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать и  этот возраст рассматривать  как малозначимый  для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

           Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Учебный проект с точки зрения  учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

       В заключении необходимо подчеркнуть, что достижение результатов образования, предъявляемых Федеральным государственным образова-

тельным стандартом начального общего образования, в значительной степени, обеспечивается благодаря эффективному учебно-методическому комплексу «Школа России».
Созданный в 2001 году и получивший широкое признание в школах России, учебно-методический комплекс успешно развивается и совершенствуется, в соответствии с запросами времени, вбирая в себя лучшее из педагогического опыта, являясь надежным инструментом реализации задач современного образования в контексте ФГОС.
Авторы учебно-методического комплекса «Школа России» в сотрудничестве с издательством «Просвещение» закладывают и реализуют в УМК такие качества, как фундаментальность, надёжность, открытость новому, вариативность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия организации совместной проектной деятельности младших школьников в воспитательном пространстве школы.

Воспитание гармонически развитой личности, способной взаимодействовать с обществом, приспосабливающей к изменяющимся условиям, а также развитие умения сотрудничества являются основополагающими целями ...

Организация учебного процесса в рамках личностно-ориентированного обучения в условиях реализации ФГОС второго поколения .

Приёмы организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС второго поколения....

практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и

Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...

Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий.

Краткое описание педагогического опыта по теме "Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий....

«Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО»

АктуальностьФормирование умения читать у детей младшего школьного возраста – это один из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Требования ФГОС - это необходимость из...

Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос

С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....

"Организация поисково-исследовательской деятельности младших школьников по краеведению в условиях реализации ФГОС" (из опыта работы)

В помощь молодым педагогам об организации проектной деятельности обучающихся начальной школы...