Занятие кружка «Риторика» во 2 классе по теме: «Слушаем, как говорят»
план-конспект занятия (2 класс)
На этом занятии мы учим детей слушать говорящего, обращая внимание не только на содержание речи, но и на мимику, жесты, позу. Дети должны понять, как важно внимательно слушать в разных ситуациях общения. При инсценировании отрывков литературных произведений ведётся работа над формированием выразительной, эмоциональной речи учащихся. В ходе работы с книгами по группам воспитываем интерес к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие кружка «Риторика»
во 2 классе по теме:
«Слушаем, как говорят»
Подготовила:
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 7» г. Ртищево
Саратовской области
Медведева Юлия Александровна.
2013-2014
Тип занятия: исследовательская лаборатория.
Тема: Слушаем, как говорят.
Цели:
1. Учим слушать, обращая внимание на содержание речи, на ту информацию, которая передаётся несловесными средствами выразительности устной речи: мимикой, жестами, позой.
2. Показать учащимся, как важно научится внимательно слушать.
3. Работать над развитием выразительной, эмоциональной речи.
4. Воспитывать любовь к чтению, музыке.
5. Воспитывать толерантность.
Этапы занятия | Ход занятия | Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
2. Актуализация знаний. | 3 (Дети стоят в кругу) - Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе стало легко и спокойно? Надо улыбнуться. Поделитесь улыбкой друг с другом. - Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, всем улыбку свою дарил! -Ребята, поприветствуем наших гостей: Скажем «здравствуйте» руками. Скажем «здравствуйте» глазами. Скажем «здравствуйте» мы ртом, Станет радостно кругом. Здравствуйте!!! (Рассаживаются) Беседа. Вы уже много знаете о том, как правильно слушать. Расскажите о правилах слушания.
● Не перебивай. ● Не кричи и не повышай голоса. ● Не размахивай руками во время разговора. ● Не показывай пальцем на кого бы то ни было. ● Не разговаривай во время еды. ●Не вмешивайся в чужой разговор, не сказав «простите», «извините». ● Не держи руки в карманах, разговаривая с кем-либо. -Покажите, что вы готовы внимательно слушать. -Посмотрите, пожалуйста, фрагмент из киножурнала «Ералаш». Попробуйте предположить, о чём разговаривают герои. (Высказывают предположения) - Проверим наши предположения. (Просмотр ) - Получилось у нас понять, о чём разговаривали ребята? (Нет) - Почему? (Не слышны слова) Слайд 1. - Подумайте, какова будет тема нашего занятия? (Слушаем, как говорят) Слайд 2. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
3. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний. | 3 3 Слайд 3. -На какие вопросы вы хотите получить ответ в ходе нашего занятия? 1. Зачем внимательно слушать говорящего? 2. На что обращать внимание, когда слушаем? 3. Людям каких профессий нужно уметь понимать состояние слушателя? Слайд 4. Речевая разминка. Ра-ра-ра- начинается игра. Ры-ры-ры-у мальчиков шары. Ро-ро- ро- у нас новое ведро. Ру-ру-ру- продолжаем мы игру. *прочитать про себя; *прочитать тихо; *прочитать в быстром темпе; *прочитать на одном дыхании; -Ребята, что мы с вами произносили? Зачем? - Подумайте и скажите, вы уже можете дать ответ на первый вопрос? («Зачем внимательно слушать говорящего?» Чтобы лучше понять смысл сказанного) Слайд 5 -Верно. Задание 87. - Определите, к какой сказке эта иллюстрация? Кто эту сказку написал? (Показ книги). Эту замечательную сказку написал Алексей Николаевич Толстой. Слайд 6 - Что вы уже знаете о жизни автора? - Прочитайте отрывок из сказки «Золотой ключик» (про себя). - Как говорят герои? Давайте посмотрим, как наши ребята инсценировали этот отрывок и слушайте, как они говорят. (Инсценирование) -Получилось у ребят точно передать, как менялось настроение героев? -Оцените актёрскую работу ребят. Объясните свою оценку. - Что помогает понять состояние говорящего? (Тон, громкость, жесты, мимика, поза) Работа в группах. – Рассмотрим иллюстрации на с. 67. Узнали сказки и их героев? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Царевна-лягушка», «Новое платье короля» Г.Х. Андерсена.) Слайд 7. По иллюстрациям уже можно догадаться о характерах героев, об их взаимоотношениях. -Что помогает понять, о чём и как они говорят? - Давайте поработаем в группах, попробуем «оживить» эти иллюстрации. Выберите в своей группе режиссёра, распределите роли. Подумайте, как вы произнесёте слова героев, какие чувства, какое настроение передадите в речи? Поработайте над жестами, мимикой. Поиграем в театр. И как в настоящем театре, если вам понравится игра актёров, можно похлопать после выступления. За помощью обратитесь к книгам. Они лежат на столе. 1 группа Старика старуха забранила: „Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше-то совсем раскололось!». 2 группа А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда. Вот он дошёл до болота, видит - сидит лягушка, подхватила его стрелу. Иван-царевич говорит ей: - Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу. - А лягушка ему отвечает: - Возьми меня замуж! - Что ты, как я возьму себе в жёны лягушку? - Бери, знать, судьба твоя такая. Закручинился Иван-царевич. 3 группа Наконец ткачи объявили: — Платье готово! Король пришел к ним одеваться. Обманщики поднимали кверху руки, будто держали что-то, приговаривая: — Вот камзол, вот кафтан! Чудесный наряд! Легкий, как паутина, и не почувствуешь его на теле! Но в этом-то вся и прелесть! —Теперь разденьтесь и встаньте перед зеркалом! — сказали королю обманщики. — Мы оденем вас! -Оцените работу каждой группы. Аргументируйте своё мнение. Учащиеся-слушатели оценивают точность тона и других средств выразительности. Отвечаем на второй вопрос. На что обращаем внимание, когда слушаем? Слайд 8 ( Когда слушаем, обращаем внимание не только на слова, но и на жесты, позу, мимику) | |
4. Применение знаний. | 2 3 1 4 Работа с учебником. -А теперь вспомните просмотренный «Ералаш». Сестрёнка спросила, какое у брата желание? Он ответил: «На Луну улететь, от тебя подальше». - Почему он сказал эту фразу? -Я вам предлагаю проанализировать фразу брата. С. 68, задание 86. Вспомните, как он произнёс фразу, какое выражение лица было у мальчика в этот момент? Посоветуйтесь друг с другом. Подчеркните нужное. (Тест) (Проверка работы в паре по алгоритму самооценки) - Вам понравилось, как старший брат общается со своей сестрёнкой? Почему? А вы как общаетесь со своими братишками и сестрёнками? (Вывод: «Как надо общаться с малышами») - Девочка ещё маленькая, она поняла слова брата буквально. Чего она ещё не знает? (Понять сказанное помогают не только слова, но и жесты, поза, мимика лица). -Как вы думаете, а можно понять другого человека без слов? Выступление учащегося о пантомиме. Слайд 9 Давайте попробуем сами изобразить пантомиму. Каждой группе я предлагаю своё задание. Оно записано на листочке. Начало сценки я читаю вслух, а Вы должны пантомимой (без слов, только жестами, мимикой) изобразить её концовку. Остальные будут определять, что вы изображаете. 1 ситуация: Ты уезжаешь от любимой бабушки, сел в вагон, подошёл к окну. Покажи жестами (без слов),что ты её любишь. 2 ситуация: Вы играете с другом в шашки и проиграли. Сначала вы огорчаетесь, потом, как вежливый человек, вы радуетесь за друга и поздравляете его с победой. 3 ситуация: Ты пришёл в театр с опозданием. Спектакль уже начался. Проходишь к своему месту вдоль кресел и случайно наступаешь на ногу чужому человеку. Покажи, как ты будешь извиняться. Ребята анализируют ситуации, выясняют точность не только передачи описанного состояния, но и собственной способности понять его. Нам осталось найти ответ на третий вопрос: «Людям каких профессий нужно уметь понимать состояние слушателя?» Слайд 10 Подготовленные учащиеся загадывают загадки о профессиях, уч-ся отгадывают: 1.Нахожусь всегда в полёте В белоснежном самолёте. Пассажирам помогаю, Прессу, кофе предлагаю. -Почему стюардесса должна хорошо понимать состояние пассажиров? 2.Никто на свете так не может Одним движением руки Остановить поток прохожих И пропустить грузовики. 3.Мелом пишет и рисует, И с ошибками воюет, Учит думать, размышлять, Как его, ребята, звать? 4.Он весь город нам покажет, Всё о нём к тому ж расскажет. И от нас вопросов ждёт, И на все ответ найдёт. Ответ (экскурсовод) - Подумайте, людям каких других профессий тоже нужно понимать состояние говорящего. Посоветуйтесь в парах, выйдите к доске и выберите себе рисунок, на котором изображён человек этой профессии. Объясните свой выбор. Возьмите рисунок и раскрасьте его вдвоём. (Звучит музыка) -Видите, умение понимать говорящего необходимо многим людям. -На все проблемные вопросы мы нашли ответы? – Что труднее: знать правила или их выполнять? – Кому из вас захотелось больше внимания обращать на своё поведение во время разговора? – Надеюсь, у вас это получится. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
5. Итог урока. | 4 - Что нового узнали на занятии? – Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Кто доволен своей работой? Оцените каждый себя. Слайд 11 - Какое настроение у вас сейчас? Поделимся своим хорошим настроением. Исполним нашу любимую песню «Дорога к Солнцу». | ТООУ |
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
к другу.
Деятельность учеников:
– Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие кружка в 1 классе по теме: «Развитие познавательных способностей».
Своей важной и необходимой задачей во внеурочной деятельности я считаю развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание и привитие у них любви к знаниям, интереса к интеллектуально-по...
Рабочая программа по предметному кружку "Риторика" 2 класс
Рабочая программа по предметному кружку "Риторика" 2 класс...
Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"
Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...
Рабочая программа по кружку «Риторика». 1 класс
Направление программы: общекультурноеТип программы: образовательная...
Формирование языковых понятий на занятиях кружка «Риторика» в начальной школе в условиях перехода на ФГОС.
Урок риторики в начальной школе в условиях перехода на ФГОС....
План - конспект занятия кружка в 1 классе по теме: "Знакомство с новым учеником".
Урок-игра, как дети в игровой форме знакомятся с новым учеником....