Занятие кружка «Риторика» во 2 классе по теме: «Слушаем, как говорят»
план-конспект занятия (2 класс)

Медведева Юлия Александровна

На этом занятии мы учим детей слушать говорящего, обращая внимание не только на содержание речи, но и на мимику, жесты, позу. Дети должны понять, как важно внимательно слушать в разных ситуациях общения. При инсценировании отрывков литературных произведений ведётся работа над  формированием выразительной, эмоциональной речи учащихся. В ходе работы с книгами  по группам воспитываем интерес к чтению.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружка «Риторика»

во 2 классе по теме:

«Слушаем, как говорят»

    Подготовила:

                              учитель начальных классов    

                               МОУ «СОШ № 7» г. Ртищево

                   Саратовской области      

                                         Медведева Юлия Александровна.

2013-2014

Тип занятия: исследовательская  лаборатория.

Тема: Слушаем, как говорят.

Цели:

1. Учим слушать, обращая внимание на содержание речи, на ту информацию, которая передаётся несловесными средствами выразительности устной речи:  мимикой, жестами, позой.

2. Показать учащимся, как важно научится внимательно слушать.

3. Работать над развитием  выразительной, эмоциональной речи.

4. Воспитывать любовь к  чтению,  музыке.

5. Воспитывать  толерантность.

Этапы занятия

Ход занятия

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

  1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3

(Дети стоят в кругу)

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе стало легко и спокойно? Надо улыбнуться. Поделитесь улыбкой друг с другом.

- Привет, сосед! Улыбнись мне в  ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил, всем улыбку свою дарил!

-Ребята, поприветствуем наших гостей:

Скажем «здравствуйте» руками.

Скажем «здравствуйте» глазами.

Скажем «здравствуйте» мы ртом,

Станет радостно кругом.

Здравствуйте!!!

(Рассаживаются)

Беседа.

Вы уже много знаете о том, как правильно слушать. Расскажите о правилах слушания.

  • Внимательно смотри на говорящего.

● Не перебивай.

● Не кричи и не повышай голоса.

● Не размахивай руками во время разговора.

● Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

● Не разговаривай во время еды.

●Не вмешивайся в чужой разговор, не сказав «простите», «извините».

● Не держи руки в карманах, разговаривая с кем-либо.

-Покажите, что вы готовы внимательно слушать.

-Посмотрите, пожалуйста, фрагмент из киножурнала «Ералаш». Попробуйте предположить, о чём разговаривают герои.

(Высказывают предположения)

- Проверим наши предположения. (Просмотр )

- Получилось у нас понять, о чём разговаривали ребята? (Нет)

- Почему? (Не слышны слова)

Слайд 1.

- Подумайте, какова будет тема нашего занятия?

(Слушаем, как говорят)

Слайд 2.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

3. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.

 3  3   Слайд 3.

-На какие вопросы вы хотите получить ответ в ходе нашего занятия?

1. Зачем внимательно слушать говорящего?

2. На что обращать внимание, когда слушаем?

3. Людям каких профессий нужно уметь понимать состояние слушателя?

Слайд 4.

Речевая разминка.

Ра-ра-ра- начинается игра.

Ры-ры-ры-у мальчиков шары.

Ро-ро- ро- у нас новое ведро.

Ру-ру-ру- продолжаем мы игру.

*прочитать про себя;

*прочитать тихо;

*прочитать в быстром темпе;

*прочитать на одном дыхании;

-Ребята, что мы с вами произносили? Зачем?

- Подумайте и скажите, вы  уже можете дать ответ на первый вопрос?  («Зачем внимательно слушать  говорящего?» Чтобы лучше понять смысл сказанного)

Слайд 5

-Верно.

Задание 87. 

- Определите, к какой сказке эта иллюстрация? Кто эту сказку написал? (Показ книги).

Эту замечательную сказку написал Алексей Николаевич Толстой.

Слайд 6

- Что вы уже знаете о жизни автора?

- Прочитайте отрывок из сказки «Золотой ключик» (про себя).

- Как говорят герои?

Давайте посмотрим, как наши ребята инсценировали этот отрывок и слушайте, как они говорят.

(Инсценирование)

-Получилось у ребят точно передать, как менялось настроение героев?

 -Оцените актёрскую работу ребят. Объясните свою оценку.

- Что помогает понять состояние говорящего? (Тон, громкость, жесты, мимика, поза)

Работа в группах.

– Рассмотрим иллюстрации на с. 67. Узнали сказки и их героев? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Царевна-лягушка», «Новое платье короля» Г.Х. Андерсена.)

Слайд 7.

По иллюстрациям уже можно догадаться о характерах героев, об их взаимоотношениях.

-Что помогает понять, о чём  и как они говорят?

- Давайте поработаем в группах, попробуем  «оживить» эти  иллюстрации.

Выберите в своей группе режиссёра, распределите роли.  Подумайте, как вы произнесёте слова героев, какие чувства, какое настроение передадите в речи? Поработайте над жестами, мимикой.

Поиграем в театр. И как в настоящем театре, если вам понравится игра актёров, можно похлопать после выступления. За помощью обратитесь к книгам. Они лежат на столе.

1 группа

Старика старуха забранила:

„Дурачина  ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось!».

2 группа

А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда. Вот он дошёл до болота, видит - сидит лягушка, подхватила его стрелу. Иван-царевич говорит ей:

- Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу. - А лягушка ему отвечает:

- Возьми меня замуж!

- Что ты, как я возьму себе в жёны лягушку?

- Бери, знать, судьба твоя такая.

Закручинился Иван-царевич.

3 группа

Наконец ткачи объявили:

— Платье готово!

Король пришел к ним одеваться. Обманщики поднимали кверху руки, будто держали что-то, приговаривая:

— Вот камзол, вот кафтан! Чудесный наряд! Легкий, как паутина, и не почувствуешь его на теле! Но в этом-то вся и прелесть! —Теперь разденьтесь и встаньте  перед зеркалом! — сказали королю обманщики. — Мы оденем вас!

-Оцените работу каждой группы. Аргументируйте своё мнение.

Учащиеся-слушатели оценивают точность тона и других средств выразительности.

Отвечаем на второй вопрос.  На что обращаем внимание, когда слушаем? Слайд 8  ( Когда слушаем, обращаем внимание не только на слова, но и на жесты, позу, мимику) 

4. Применение знаний.

2  3  1  4  Работа с учебником.

-А теперь вспомните просмотренный «Ералаш». Сестрёнка спросила, какое у брата желание? Он ответил: «На Луну улететь, от тебя подальше».

 - Почему он  сказал эту фразу?

-Я вам предлагаю проанализировать  фразу брата. С. 68, задание 86.

Вспомните, как он произнёс фразу, какое выражение лица было у мальчика в этот момент? Посоветуйтесь друг с другом.  Подчеркните нужное. (Тест) (Проверка работы в паре по алгоритму самооценки)

- Вам понравилось, как старший брат общается со своей сестрёнкой? Почему? А вы как общаетесь со своими братишками и сестрёнками? (Вывод: «Как надо общаться с малышами»)

- Девочка ещё маленькая, она поняла  слова брата буквально.  Чего она ещё не знает? (Понять сказанное помогают не только слова, но и жесты, поза, мимика лица).

-Как вы думаете, а можно понять другого человека без слов?

Выступление учащегося о пантомиме. Слайд 9

Давайте попробуем сами изобразить пантомиму.

Каждой группе я предлагаю своё задание. Оно записано на листочке. Начало сценки я читаю вслух, а Вы должны пантомимой (без слов, только жестами, мимикой) изобразить её концовку. Остальные будут определять, что вы изображаете.

1 ситуация: Ты уезжаешь от любимой бабушки, сел в вагон, подошёл к окну. Покажи жестами (без слов),что  ты её любишь.

2 ситуация: Вы играете с другом в шашки и проиграли. Сначала вы огорчаетесь, потом, как вежливый человек, вы радуетесь за друга и поздравляете  его с победой.

3 ситуация: Ты пришёл в театр с опозданием. Спектакль уже начался.  Проходишь к своему месту вдоль кресел и  случайно наступаешь на ногу чужому  человеку. Покажи, как ты будешь извиняться.

Ребята анализируют ситуации, выясняют точность не только передачи описанного состояния, но и собственной способности понять его.

Нам осталось найти ответ на третий вопрос: «Людям каких профессий нужно уметь понимать состояние слушателя?»

Слайд 10

Подготовленные учащиеся загадывают загадки о профессиях, уч-ся отгадывают:

1.Нахожусь всегда в полёте

 В белоснежном самолёте.

 Пассажирам помогаю,

 Прессу, кофе предлагаю.

-Почему стюардесса должна хорошо понимать состояние пассажиров? 

2.Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

3.Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать?

4.Он весь город нам покажет,

Всё о нём к тому ж расскажет.

И от нас вопросов ждёт,

И на все ответ найдёт.

 Ответ (экскурсовод)

- Подумайте, людям каких других  профессий тоже нужно понимать состояние говорящего. Посоветуйтесь в парах, выйдите к доске и выберите себе рисунок, на котором изображён  человек этой профессии. Объясните свой выбор. Возьмите рисунок и раскрасьте  его вдвоём. (Звучит музыка)

-Видите, умение понимать говорящего необходимо многим людям.

-На все проблемные вопросы мы нашли ответы?

– Что труднее: знать правила или их выполнять?

– Кому из вас захотелось больше внимания обращать на своё поведение во время разговора?

– Надеюсь, у вас это получится.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Итог урока.

4

- Что нового узнали на занятии?

– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Кто доволен своей работой? Оцените каждый себя.

Слайд 11

- Какое настроение у вас сейчас? Поделимся своим хорошим настроением.

Исполним нашу любимую песню «Дорога к Солнцу».

ТООУ

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг

к другу.

Деятельность учеников:

Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка в 1 классе по теме: «Развитие познавательных способностей».

Своей важной и необходимой задачей во внеурочной деятельности я считаю развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание и привитие у них любви к знаниям, интереса к интеллектуально-по...

Рабочая программа по предметному кружку "Риторика" 2 класс

Рабочая программа  по предметному кружку "Риторика" 2 класс...

Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"

Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...

Рабочая программа по кружку «Риторика». 1 класс

Направление программы: общекультурноеТип программы: образовательная...

План - конспект занятия кружка в 1 классе по теме: "Знакомство с новым учеником".

Урок-игра, как дети в игровой форме знакомятся с новым учеником....