Рабочая программа Клуб мастеров Умелые руки
рабочая программа (3 класс) на тему

Канаева Татьяна Сергеевна

Рабочая программа дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_klub_masterov_umelye_ruki.docx46.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность образовательной программы – научно-техническая.

Программа направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, моделирование и конструирование игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду трудовой деятельности программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером).

  1. Новизна.

При проведении занятий по данной программе предусматривается  групповая  форма  организации   обучения с осуществлением индивидуального подхода к каждому учащемуся.  Тематика, содержание, сложность и трудоемкость заданий подбираются с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.Занятия направлены на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

  1. Актуальность.

У учащихся младшего школьного возраста проявляется устойчивый интерес к моделированию, конструированию, проектированию поделок, игрушек по собственным эскизам. Процесс обучения направлен и на развитие у младших школьников мелкой  мускулатурыи моторики пальцев рук, необходимой координации движений, глазомера. Программа основана на интеграции теоретического обучения с процессом практической, исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся и технического конструирования и моделирования.

  1. Педагогическая целесообразность.

Занятия по данной программе способствуют развитию творческих способностей ребёнка, развитию инициативы, активизируют детскую мысль, дают возможность проявить себя в роли автора. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. В ходе проектирования перед ребёнком всегда стоит задача представить себе ещё несуществующее, но то, что может появиться в результате его деятельности. Конструирование и проектирование, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, математике, технологии.

  1. Цель  данной программы –создание условий для развития способности к творческому самовыражению в процессе конструирования, проектирования и моделирования.
  2. Задачи:
  1. Образовательные:
  • Ознакомление с видами и свойствами материалов, способами их обработки.
  • Обучение элементарным трудовым навыкам.
  • Обучение приемам моделирования, конструирования, проектирования.
  1. Развивающие:
  • Развитие конструкторской мысли, изобретательности, фантазии, творческого мышления.
  • Развитие коммуникативной компетентности.
  • Развитие мелкой моторики ребёнка, глазомера.
  • Развитие аккуратности, усидчивости, трудолюбия.

  1. Воспитательные:
  • Воспитание бережного отношения к окружающему миру, экологической культуры.
  • Воспитание культуры трудовой деятельности.

  1. Условия набора, форма и режим занятий.

Программа дополнительного образования Клуб мастеров «Умелые руки» разработана для детей младшего школьного возраста 10-11 лет, всех желающих обучаться по данной программе и рассчитана на   2 года обучения.

Наполняемость учебной группы -15 человек

Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

  1. Ожидаемые результаты.

К концу  1 года обучения учащийся будет:

Знать:

-  название и назначение материалов и  ручных инструментов и приспособлений-ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток и т.д.;

- способы обработки материалов;

- правила сбора и хранения природного материала;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами;

- правила планирования и организации труда.

Уметь:

-правильно использовать инструменты в работе;

- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея;

- контролировать правильность выполнения работы.

К концу  2 года обучения учащийся будет:

Знать:

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
  • способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).

Уметь:

  • правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
  • читать чертежи, рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры).
  1. Формы подведения итогов.

Данная программа предусматривает различные виды контроля результатов обучения: устные опросы с ориентацией на сравнение, сопоставление, выявление общего и особенного; анализ педагогом выполняемой работы и готовых изделий; проведение мини соревнований, выставок, устного опроса с обсуждением полученных результатов, защита проектов и проч.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения – 72 ч

№ п/п

Наименование разделов, учебных модулей и тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводный раздел

1

1

2

2.

Плоскостные композиции из бумаги:

аппликация, художественное вырезание,  мозаика, плетение

2

16

18

3.

Работа с бумагой в технике «Оригами»

2

10

12

4.

 Объемное моделирование и конструи-рование из бумаги: объемные изделия из упаковочных коробок, конструиро-вание игрушек из цветной бумаги.

2

8

10

5.

Работа с пластичными материалами. Лепка

1

8

9

6.

Художественное конструирование из природного  материала

1

8

9

7.

Конструирование из разных материалов

2

10

12

Итого

11

61

72

2 год обучения – 72 ч

№ п/п

Наименование разделов, учебных модулей и тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

 Объемное моделирование и конструи-рование из бумаги: объемные изделия из упаковочных коробок, конструиро-вание.

3

9

12

2.

Работа с тканью.

6

24

30

3.

Работа с пластичными материалами. Лепка.

1

8

9

4.

Художественное конструирование из природного  материала

1

8

9

5.

Конструирование и моделирование из разных материалов

2

10

12

Итого

13

59

72

Содержание программы

1 года обучения – 72 часа

  1. Вводный раздел (2ч).

Задачи и структура занятий. Организация рабочего места. Правила безопасности труда на рабочем месте. Приемы безопасной работы с инструментами.  Размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование проектной деятельности в ходе практической работы. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе.

Практическая работа: сбор природных материалов, просушивание и подготовка к работе; экскурсия в парк

  1. Плоскостные композиции из бумаги (18ч).

Современные Виды бумаги и ее свойства: цвет, пластичность, упругость, прочность, плотность, влагопроницаемость, коробление. Основные технологические сведения и приемы обработки бумаги. Знакомство с видами плоскостных композиций из бумаги. Технология выполнения различных аппликаций: из геометрических фигур, размеченных по шаблону; из мятой бумаги. Выполнение мозаичного изображения из бумаги. Знакомство с симметричными предметами в природе, с техникой симметричного вырезания.

Практическая работа: изготовление плоскостных изделий по рисункам, эскизам, схемам. Изготовление аппликаций «Мухомор», «Мой котенок». Мозаики: «Коврик», «Грибной дождик», «Мир животных». Упражнения в вырезывании: симметричные буквы и цифры, правильные узоры. Проект- аппликация «Чудесный мир бабочек». Проект – мозаика «Мир животных», проект-композиция «В осеннем саду».

  1. Работа с бумагой в технике оригами (12ч).  

Знакомство с оригами.Трансформация плоского листа. Освоение его возможностей: складывание,   сгибание. Изучение базовых форм  оригами: треугольник,  стрела, дом, лестница, конверт, платок.  Художественное моделирование из бумаги путем сгибания и складывания. Приемы работы в технике оригами.  Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков. Складывание изделий на основе простых базовых форм.

Практическая работа:изготовление изделий в технике оригами «Коробки», «Птицы», «Цветы». Мини- проект «Летние композиции». Оформление выставочных работ.

  1. Объемное моделирование и конструирование из бумаги(10ч).

Понятие о конструкции объемного изделия. Детали изделия. Создание технических моделей из готовых форм(коробок, пластиковых баночек, стаканов…). Объемные изделия из бумаги. Порядок конструирования игрушек из бумаги с разметкой по шаблону, приемом сгибания, скручивания.

Практическая работа:выполнение творческих работ в технике объемного моделирования. Игрушки: «Машина», «Лягушонок», «Бабочка», «Птичка».

Мини- проект: «Чудесный мир природы»

  1. Работа с пластичными материалами. Лепка (9ч).

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую основу. Овладение основными приемами обработки пластичных материалов: пластилина, соленого теста. Беседа: «Что ты знаешь о соленом тесте?»; Овладение основными способами соединения деталей изделия; пластилиновые аппликации.

Практическая работа: лепка животных объемной формы по собственному замыслу; поделки из соленого теста «Божьи коровки»; проект «Овощи» - изделия из соленого теста.

  1. Художественное конструирование из природного материала(9ч)

В качестве природных материалов используются листья, сухие веточки, ракушки, шишки, семена, мох и т.д. Многодетальныеобъемные изделия из природных материалов. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей руки.

Практическая работа:выполнение композиции из сухих листьев «Поросенок-путешественник»; проекта -  панно «Зайчата»

Практическая работа:проведение выставки-ярмарки.

  1. Художественное конструирование из разных материалов (12ч).

Художественное конструирование поделок с использованием различных материалов: ваты, семян, ракушек, песка, гальки, шишек, пластика. Использование различных видов соединений. Коллаж.

Практическая работа: аппликация из арбузных семян «Птичка»; поделка из шишек «Мишка под елкой»; кормушка для птиц из пластиковой бутылки; мозаика из яичной скорлупы; аппликация из песка, ракушек и гальки; проект – коллаж «Матрешки».

2 год обучения – 72 часа

  1. Объемное моделирование и конструирование из бумаги(12ч).

Создание технических моделей по чертежам. Объемные изделия из бумаги. Порядок конструирования игрушек из бумаги с разметкой по шаблону, приемом сгибания, скручивания.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике объемного моделирования. Игрушки: «Самолет», герои сказки «Репка».

Мини- проект: «Макет декораций к сказке «Репка».

  1. Работа с тканью (30ч).

Виды и свойства ткани, приемы работы. Резьба по шаблону, история русского орнамента.

Практическая работа: подбор ткани к эскизам, составление узора, гигиена труда, изготовление грелки на чайник, шитье мягкой игрушки.

  1. Работа с пластичными материалами. Лепка (9ч).

Знакомство с материалом для лепки – тесто. Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое теста (пряники). Овладение основными приемами обработки теста для выполнения объемной фигуры. Беседа: «Что ты знаешь о соленом тесте?». Овладение основными способами соединения деталей изделия; пластилиновые аппликации.

Практическая работа: лепка свистулек и других игрушек объемной формы по эскизу и собственному замыслу; поделки из соленого теста «Дымковские герои»; проект «Рождество» - макет  из соленого теста.

  1. Художественное конструирование из природного материала(9ч)

В качестве природных материалов используются листья, сухие веточки, ракушки, шишки, семена, мох и т.д. Многодетальные объемные изделия из природных материалов. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей руки.

Практическая работа: выполнение объемных композиции из сухих листьев, желудей, веток и др. «Лесная сказка»; проекта -  макет декораций к сказке «Три медведя». Проведение выставки-ярмарки.

  1. Конструирование и моделирование из разных материалов (12ч).

Художественное конструирование и моделирование поделок по эскизу и собственному замыслу с использованием различных материалов: ваты, семян, ракушек, песка, гальки, шишек, пластика и т.д. Использование различных видов соединений. Коллаж.

Практическая работа: изготовление сувениров ко Дню Победы, изготовление подставки под чайник, изготовление игрушек из носка.

Материально-техническое обеспечение ОП:

  1. Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, шаблоны выкроек, трафареты букв.
  2. Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; нитки черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА,; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа и т.д.
  3. Видеоматериалы.
  4. Информационная и справочная литература.

Методическое обеспечение ОП

1 год обучения

Раздел или тема

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактические материалы, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

1.

Вводное занятие

Комбинированное занятие, работа в парах, экскурсия.

Словесный, наглядный, практический.

Беседа, решение проблемных ситуаций,  демонстрация, наблюдение и т.д.

Инструменты, плакаты.

Самоанализ, взаимопроверка.

2.

Плоскостные композиции из бумаги:

аппликация, художественное вырезание,  мозаика, плетение.

Комбинированное занятие. Коллективная работа, работа в группах, в парах.

Словесный, наглядный, практический.

Беседа, решение проблемных ситуаций,  практи-ческая работа,  конструирование, наблюдение и т.д.

Инструкционные карты, технологические карты. Образцы изделий.

Презентация изделий.

3.

Работа с бумагой в технике «Оригами».

Комбинированное занятие. Коллективная работа, работа в группах, в парах.

Словесный, наглядный, практический.

Беседа, практи-ческая работа,  конструирование, моделирование, наблюдение и т.д.

Инструкционные карты, технологические карты. Образцы изделий.

Выставка работ

4.

 Объемное моделирование и конструи-рование из бумаги: объемные изделия из упаковочных коробок, конструиро-вание игрушек из цветной бумаги.

Комбинированное занятие. Коллективная работа, работа в группах, в парах.

Словесный, наглядный, практический.

Беседа, практи-ческая работа,  конструирование, моделирование, наблюдение и т.д.

Инструкционные карты.

Аукцион работ.

5.

Работа с пластичными материалами. Лепка

Комбинированное занятие. Коллективная работа, работа в группах, в парах.

Словесный, наглядный, практический.

Беседа, практи-ческая работа,  конструирование, моделирование, наблюдение и т.д.

Инструкционные карты, технологические карты. Образцы изделий.

Защита проекта.

6.

Художественное конструирование из природного  материала

Комбинированное занятие. Коллективная работа, работа в группах, в парах.

Словесный, наглядный, практический.

Беседа, практи-ческая работа,  конструирование, моделирование, наблюдение и т.д.

Мультимедийная презентация, аудиозаписи.

Защита проекта.

7.

Конструирование из разных материалов

Комбинированное занятие. Коллективная работа, работа в группах, в парах.

Словесный, наглядный, практический.

Беседа, практи-ческая работа,  конструирование, моделирование, наблюдение и т.д.

Инструкционные карты, технологические карты. Образцы изделий.

Презентация работ.

2 год обучения

Раздел или тема

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактические материалы, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

1.

 Объемное моделирование и конструи-рование из бумаги: объемные изделия из упаковочных коробок, конструиро-вание.

Комбинированное занятие, работа в парах.

Словесный, наглядный, практический.

Беседа, решение проблемных ситуаций,  демонстрация, наблюдение и т.д.

Инструменты, плакаты, образцы изделий.

Самоанализ, взаимопроверка.

2.

Работа с тканью.

Комбинированное занятие. Коллективная работа, работа в группах, в парах.

Словесный, наглядный, практический.

Беседа, решение проблемных ситуаций,  практи-ческая работа,  конструирование, наблюдение и т.д.

Инструкционные карты, технологические карты. Образцы изделий.

Презентация изделий.

3.

Работа с пластичными материалами. Лепка.

Комбинированное занятие. Коллективная работа, работа в группах, в парах.

Словесный, наглядный, практический.

Беседа, практи-ческая работа,  конструирование, моделирование, наблюдение и т.д.

Инструкционные карты, технологические карты. Образцы изделий.

Выставка работ

4.

Художественное конструирование из природного  материала

Комбинированное занятие. Коллективная работа, работа в группах, в парах.

Словесный, наглядный, практический.

Беседа, практи-ческая работа,  конструирование, моделирование, наблюдение и т.д.

Инструкционные карты.

Аукцион работ.

5.

Конструирование и моделирование из разных материалов

Комбинированное занятие. Коллективная работа, работа в группах, в парах.

Словесный, наглядный, практический.

Беседа, практи-ческая работа,  конструирование, моделирование, наблюдение и т.д.

Инструкционные карты, технологические карты. Образцы изделий.

Защита проекта.

Список литературы для учителя:

  1. А. М. Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М. Просвещение, 1985г
  2. А. М. Гукасова. Аппликации, М., 1982г
  3. Г. И. Перевертень «Самоделки из бумаги», М. Просвещение, 1985г
  4. З. А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги»,М. Просвещение, 1992г
  5. И. М. Агапова, М. А. Давыдова «Лучшие модели оригами для детей», М., «Рипол. Классик дом. 21 век», 2007г
  6. М. В. Дубова «Организация проектной деятельности младших школьников», М. Баласс,2011г
  7. М. Стейнберг «Смастерим из бумаги.  Складывание», Таллин «Валгус», 1988г
  8. М. Ю. Шатилова и другие «Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации», Волгоград, издательство «Учитель», 2010г
  9. О. А. Куревина, Е. А. Лутцева «Прекрасное рядом с тобой», М. Баласс, 2009г
  10. Т. Геронимус «Я все умею делать сам», М., Компания «Аст-Пресс», 2000г
  11. ФГОС  Примерная  программа по внеурочной деятельности, Начальное и основное образование/В. А. Горский/ М., Просвещение, 2011г

Список литературы для детей:

  1. Учебник-тетрадь «Я все умею делать сам» для 3 класса.
  2. Учебник-тетрадь «Я все умею делать сам» для 4класса.
  3. Д.Р. Ханашевич «Подружки – рукодельницы»
  4. Д.Р. Ханашевич «Я вяжу и вышиваю»
  5. В. Хасенбанк, Э. Хенши, Б. Бенц «Самоделки»
  6. Т.А.Чернуха «Твоя маленькая мастерская»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Умелые руки"

Программа дополнительного образования "Умелые руки" для учащихся начальной школы (на 4 года)...

Рабочая программа по кружке "Умелые руки"

Разработанная программа рассчитана на одногодичный цикл обучения детей в возрасте от 10 до 14 лет. Программа призвана выявлять, развивать, учитывать склонности детей. Она основана на длительном ...

Рабочая программа внеурочной деятельности Умелые руки

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Умелые руки" разработана в соответствии с ФГОС. Расчитана на  два года....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки" 1-4 класс ФГОС...

Рабочая программа по предмету "Умелые руки " 2 класс ОВЗ (школьный компонент)

Рабочая программа по предмету «Умелые руки» реализует часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений предметной области «Технология» и направлена на ре...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповтори...