Главные вкладки

    статья "развитие памяти и внимания младших школьников на уроках"
    учебно-методическое пособие по теме

    курчевенкова марина николаевна

     Ребенок пошел в школу, всем хочется,чтобы он хорошо училя и радовал родителей и учителей. Для этого нужно развивать его память, внимание, зрительно-моторную координацию. все упражнения подобраны так, что дети охотно включаются в редложенные им игровые ситуации. Тем самым непроизвольно овладевают определенными навыками.Эти или подобные  упражнения на развитие памяти и внимания делают многие учителя, в статье они систематизированы и обобщены.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_pamyati_i_vnimaniya_na_urokakh.docx35.73 КБ

    Предварительный просмотр:

                                           Развитие памяти и внимания на уроках.

                            Ребёнок пошел в школу. Всем очень хочется, чтобы учился он хорошо и радовал родителей и учителей. Ему лишь нужно в этом помочь, помочь его успешной учебе, стимулируя развитие его интеллектуальных способностей. Нужно развивать его мышление, память, внимание, зрительно-моторную координацию.

                             Основная стратегия моей работы - внушение ребенку уверенности в себе, эмоциональная поддержка, укрепление волевой сферы.

                            Один из основных принципов - принцип саморазвития. Необходимо воспитывать в ребенке самостоятельность. Каждому ученику необходимо почувствовать себя умным и сообразительным. Успех в учебе вдохновляет его на желание получить новые знания, достичь новых, более высоких результатов. Отличная память и внимание позволяют ребенку легко усваивать новый материал, учиться с радостью.

                            Все упражнения на развитие внимания и памяти подобраны мною так, что дети охотно включаются в предложенные им игровые ситуации. Тем самым непроизвольно овладевают определёнными навыками, а сами занятия, дают успешные результаты.

                                                                         Развитие памяти.

               Особое внимание я уделяю развитию зрительной, слуховой и произвольной памяти. Для этого использую следующие упражнения.

    1.

    Запоминание на уроках небольших стихотворения (1-2 строчки), пословиц, загадок.

    2.

    Запоминание бессмысленных слов, слогов. Их воспроизведение.

    3.

    Игра «Что изменилось?»

    На доске выставляется ряд предметов. В течение нескольких секунд дети рассматривают предметы, затем закрывают глаза. Учитель переставляет или убирает предмет, спрашивает детей о том, что изменилось.

    4.

    Упражнение для урока чтения, русского языка.

    Назови имя девочки, которое сложено из последних звуков названий следующих предметов:

    Грабли ,шар, астра(Ира).

    Чтобы составить слово, нужно выделить звук и запомнить его.

    5.

    Упражнение, используемое на уроке математики.

    Сложи из геометрических фигур орнамент. Запомни его. Составь свой. Попробуй восстановить первый.

    6.

    Игра «Кто больше».

    На доске 9 картинок (рисунки словарных слов). Дети запоминают изображение. Учитель убирает все картинки. Ученики должны перечислить, предметы.

    7.

    В начале урока русского языка дети читают 10 словарных слов, записанных на доске. Учитель предлагает их запомнить. В конце урока учитель проверяет, сколько слов запомнили дети.

    8.

    На уроке читает учитель текст. Дети должны запомнить как можно больше слов с тем звуком, который предлагает им учитель.

    9.

    Задание используемое на минутке чистописания.

    Запомни орнамент, ряд чисел, слоги. Запиши определенное количество раз.

    10.

    Запоминание физкультминуток.

    - «Если нравится тебе...»

    Учитель поёт песню, показывая движения. Дети запоминают их, и поют песню с движениями самостоятельно. Предлагаемые движения: щелчки пальцами над головой, хлопки в ладоши, притопы ногами и т.д.

              Основные свойства внимания - концентрация, устойчивость, распределение, объём и переключение.

    Задача учителя добиться от ученика перехода от неустойчивого, произвольного внимания к устойчивому, произвольному вниманию. Для этого я использую ряд следующих упражнений.

    1.

    Графический диктант.

    Дети работают на клетчатой бумаге. Учитель диктует направление линии, а дети ведут ее в тетради без отрыва.

    2.

    Игра «Расшифруй».

    - Прочитайте адрес Чебурашки, но № его квартиры зашифрован. Как расшифровать?

    Поселок Ромашкино,  улица Весёлая, дом АС, квартира СМ

    ф

    М

    С

    А

    5

    4

    2

    1

    - Какой подарок подарили Кате, если на коробке написано:

    79763

    3

    7

    9

    6

    А

    К

    У

    Л

    - Расшифруй номер телефона        β©∑-∑µĜ-ØØ∑-¥¥

    ©

    β

    ¥

    µ

    Ø      

    Ĝ

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    - Игра «По три в трёх»

    Учитель предлагает детям в течение 3-5 секунд запомнить расположение кружков и воспроизвести.

       

     

       

       

     

       

       

     

       

            

                    

    3.

    Физкультурные паузы, используемые для развития внимания.

     Столько сделаем наклонов,

    Сколько ёлочек зеленых.

    Столько сделаем прыжков,

    Сколько розовых кружков.

     Сколько зайчиков у нас,

    Столько и подпрыгнем раз.

    Сколько палочек до точки,

    Столько встанем на носочки.

    Сколько точек будет в круге,

    Столько раз поднимем руки, (предметы показывает учитель

    4.

    Игра «Капитан».

    Дети повторяют движения за учителем, за выбранным учеником.

    5.

    Игра «Летает - не летает».

    Учитель называет слова и предлагает детям «махать крыльями» в том случае, если называемый им предмет обозначает летающее насекомое или птицу.

    6.

    Игра «Пожалуйста»

    Учитель отдает команды, но дети выполняют только те, которые сопровождаются словом «пожалуйста».

    7.

    Игра «Смотри и слушай».

    Учитель показывает и называет предмет. Предмет должен соответствовать его названию. Если название и предмет совпадают дети дают определённый сигнал, если нет то дети не реагируют.

    8.

    Игра «Спокойно! Стучать! Вниз».

    Учитель говорит команду «Стучать» и делает соответствующее движение. Учитель говорит команду «вниз» и делает соответствующее движение. Учитель говорит команду «спокойно» и делает соответствующее движение. Дети повторяют за ним, далее учитель говорит команды, но движения показывает другие. Задача детей не сбиться.

             Развивать внимание и память нужно необходимо на всех этапах обучения и воспитания. Делать это целенаправленно и планомерно. Только тогда можно достичь поставленной цели успешного обучения.






    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие внимания младших школьников с проблемами гиперактивности посредством уроков математики

    Трудности в развитии внимания, его объема, точности распределения у учащихся с проблемами гиперактивности в аспекте дифференцированного обучения....

    Формирование внимания у младших школьников на уроках русского языка с помощью системы заданий

    Работа предназначена для учителей начальной школы. В ней рассказывается о системе заданий  по формированию произвольного внимания на уроках русского языка у  младших школьников....

    Развитие памяти и внимания младшего школьника

    Материал для проведения родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями...

    Упражнения для развития внимания младших школьников на урока русского языка.

    Собраны  упражнения для развития внимания младших школьников на уроках русского языка. Позволит учителю   совмещать данные упражнения с некоторыми темами уроков русского языка и одновре...

    УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Настоящее пособие предлагает  задания и игры,  которые можно использовать в качестве развивающих  упражнений  для занятий с детьми....

    Экспериментальное исследование уровня развития памяти и внимания младших школьников

    В рамках курсовой работы проводила небольшое исследование памяти и внимания своих первоклашек. Все методики очень просты в применении. Вот что получилось...

    План занятия с психологом "Развитие памяти и внимания младшего школьника"

    План занятия:Приветствие.Эмоциональный настрой на занятие.Первое задание – развитие зрительной и слуховой памяти.Второе задание  – развитие зрительно-слуховой памяти и ассоцеативного ...