статья "развитие памяти и внимания младших школьников на уроках"
учебно-методическое пособие по теме
Ребенок пошел в школу, всем хочется,чтобы он хорошо училя и радовал родителей и учителей. Для этого нужно развивать его память, внимание, зрительно-моторную координацию. все упражнения подобраны так, что дети охотно включаются в редложенные им игровые ситуации. Тем самым непроизвольно овладевают определенными навыками.Эти или подобные упражнения на развитие памяти и внимания делают многие учителя, в статье они систематизированы и обобщены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_pamyati_i_vnimaniya_na_urokakh.docx | 35.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие памяти и внимания на уроках.
Ребёнок пошел в школу. Всем очень хочется, чтобы учился он хорошо и радовал родителей и учителей. Ему лишь нужно в этом помочь, помочь его успешной учебе, стимулируя развитие его интеллектуальных способностей. Нужно развивать его мышление, память, внимание, зрительно-моторную координацию.
Основная стратегия моей работы - внушение ребенку уверенности в себе, эмоциональная поддержка, укрепление волевой сферы.
Один из основных принципов - принцип саморазвития. Необходимо воспитывать в ребенке самостоятельность. Каждому ученику необходимо почувствовать себя умным и сообразительным. Успех в учебе вдохновляет его на желание получить новые знания, достичь новых, более высоких результатов. Отличная память и внимание позволяют ребенку легко усваивать новый материал, учиться с радостью.
Все упражнения на развитие внимания и памяти подобраны мною так, что дети охотно включаются в предложенные им игровые ситуации. Тем самым непроизвольно овладевают определёнными навыками, а сами занятия, дают успешные результаты.
Развитие памяти.
Особое внимание я уделяю развитию зрительной, слуховой и произвольной памяти. Для этого использую следующие упражнения.
Запоминание на уроках небольших стихотворения (1-2 строчки), пословиц, загадок.
Запоминание бессмысленных слов, слогов. Их воспроизведение.
Игра «Что изменилось?»
На доске выставляется ряд предметов. В течение нескольких секунд дети рассматривают предметы, затем закрывают глаза. Учитель переставляет или убирает предмет, спрашивает детей о том, что изменилось.
4.
Упражнение для урока чтения, русского языка.
Назови имя девочки, которое сложено из последних звуков названий следующих предметов:
Грабли ,шар, астра(Ира).
Чтобы составить слово, нужно выделить звук и запомнить его.
5.
Упражнение, используемое на уроке математики.
Сложи из геометрических фигур орнамент. Запомни его. Составь свой. Попробуй восстановить первый.
Игра «Кто больше».
На доске 9 картинок (рисунки словарных слов). Дети запоминают изображение. Учитель убирает все картинки. Ученики должны перечислить, предметы.
7.
В начале урока русского языка дети читают 10 словарных слов, записанных на доске. Учитель предлагает их запомнить. В конце урока учитель проверяет, сколько слов запомнили дети.
На уроке читает учитель текст. Дети должны запомнить как можно больше слов с тем звуком, который предлагает им учитель.
9.
Задание используемое на минутке чистописания.
Запомни орнамент, ряд чисел, слоги. Запиши определенное количество раз.
Запоминание физкультминуток.
- «Если нравится тебе...»
Учитель поёт песню, показывая движения. Дети запоминают их, и поют песню с движениями самостоятельно. Предлагаемые движения: щелчки пальцами над головой, хлопки в ладоши, притопы ногами и т.д.
Основные свойства внимания - концентрация, устойчивость, распределение, объём и переключение.
Задача учителя добиться от ученика перехода от неустойчивого, произвольного внимания к устойчивому, произвольному вниманию. Для этого я использую ряд следующих упражнений.
Графический диктант.
Дети работают на клетчатой бумаге. Учитель диктует направление линии, а дети ведут ее в тетради без отрыва.
2.
Игра «Расшифруй».
- Прочитайте адрес Чебурашки, но № его квартиры зашифрован. Как расшифровать?
Поселок Ромашкино, улица Весёлая, дом АС, квартира СМ
ф | М | С | А |
5 | 4 | 2 | 1 |
- Какой подарок подарили Кате, если на коробке написано: | 79763 | ||
3 | 7 | 9 | 6 |
А | К | У | Л |
- Расшифруй номер телефона β©∑-∑µĜ-ØØ∑-¥¥
∑ | © | | β | ∞ | ¥ | µ | Ø | Ĝ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
- Игра «По три в трёх»
Учитель предлагает детям в течение 3-5 секунд запомнить расположение кружков и воспроизвести.
| | |||||||
| |
|
| |
|
| |
|
| | |
3.
Физкультурные паузы, используемые для развития внимания.
Столько сделаем наклонов,
Сколько ёлочек зеленых.
Столько сделаем прыжков,
Сколько розовых кружков.
Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки, (предметы показывает учитель
4.
Игра «Капитан».
Дети повторяют движения за учителем, за выбранным учеником.
5.
Игра «Летает - не летает».
Учитель называет слова и предлагает детям «махать крыльями» в том случае, если называемый им предмет обозначает летающее насекомое или птицу.
6.
Игра «Пожалуйста»
Учитель отдает команды, но дети выполняют только те, которые сопровождаются словом «пожалуйста».
7.
Игра «Смотри и слушай».
Учитель показывает и называет предмет. Предмет должен соответствовать его названию. Если название и предмет совпадают дети дают определённый сигнал, если нет то дети не реагируют.
8.
Игра «Спокойно! Стучать! Вниз».
Учитель говорит команду «Стучать» и делает соответствующее движение. Учитель говорит команду «вниз» и делает соответствующее движение. Учитель говорит команду «спокойно» и делает соответствующее движение. Дети повторяют за ним, далее учитель говорит команды, но движения показывает другие. Задача детей не сбиться.
Развивать внимание и память нужно необходимо на всех этапах обучения и воспитания. Делать это целенаправленно и планомерно. Только тогда можно достичь поставленной цели успешного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие памяти и внимания младшего школьника
Материал для проведения родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями...
Упражнения для развития внимания младших школьников на урока русского языка.
Собраны упражнения для развития внимания младших школьников на уроках русского языка. Позволит учителю совмещать данные упражнения с некоторыми темами уроков русского языка и одновре...
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Настоящее пособие предлагает задания и игры, которые можно использовать в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми....
Экспериментальное исследование уровня развития памяти и внимания младших школьников
В рамках курсовой работы проводила небольшое исследование памяти и внимания своих первоклашек. Все методики очень просты в применении. Вот что получилось...
План занятия с психологом "Развитие памяти и внимания младшего школьника"
План занятия:Приветствие.Эмоциональный настрой на занятие.Первое задание – развитие зрительной и слуховой памяти.Второе задание – развитие зрительно-слуховой памяти и ассоцеативного ...
Развитие внимания младших школьников на уроках математики
Проблема развития внимания младших школьников на уроках математики...
Статья "Особенности внимания младших школьников и пути развития их произвольного внимания"
В статье приводятся авторские разработки, игр, показавших эффективность в работе со младшими школьниками. Рассматриваемые игровые приёмы направлены на совершенствование свойств внима...