статья "развитие памяти и внимания младших школьников на уроках"
учебно-методическое пособие по теме

курчевенкова марина николаевна

 Ребенок пошел в школу, всем хочется,чтобы он хорошо училя и радовал родителей и учителей. Для этого нужно развивать его память, внимание, зрительно-моторную координацию. все упражнения подобраны так, что дети охотно включаются в редложенные им игровые ситуации. Тем самым непроизвольно овладевают определенными навыками.Эти или подобные  упражнения на развитие памяти и внимания делают многие учителя, в статье они систематизированы и обобщены.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pamyati_i_vnimaniya_na_urokakh.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Развитие памяти и внимания на уроках.

                        Ребёнок пошел в школу. Всем очень хочется, чтобы учился он хорошо и радовал родителей и учителей. Ему лишь нужно в этом помочь, помочь его успешной учебе, стимулируя развитие его интеллектуальных способностей. Нужно развивать его мышление, память, внимание, зрительно-моторную координацию.

                         Основная стратегия моей работы - внушение ребенку уверенности в себе, эмоциональная поддержка, укрепление волевой сферы.

                        Один из основных принципов - принцип саморазвития. Необходимо воспитывать в ребенке самостоятельность. Каждому ученику необходимо почувствовать себя умным и сообразительным. Успех в учебе вдохновляет его на желание получить новые знания, достичь новых, более высоких результатов. Отличная память и внимание позволяют ребенку легко усваивать новый материал, учиться с радостью.

                        Все упражнения на развитие внимания и памяти подобраны мною так, что дети охотно включаются в предложенные им игровые ситуации. Тем самым непроизвольно овладевают определёнными навыками, а сами занятия, дают успешные результаты.

                                                                     Развитие памяти.

           Особое внимание я уделяю развитию зрительной, слуховой и произвольной памяти. Для этого использую следующие упражнения.

1.

Запоминание на уроках небольших стихотворения (1-2 строчки), пословиц, загадок.

2.

Запоминание бессмысленных слов, слогов. Их воспроизведение.

3.

Игра «Что изменилось?»

На доске выставляется ряд предметов. В течение нескольких секунд дети рассматривают предметы, затем закрывают глаза. Учитель переставляет или убирает предмет, спрашивает детей о том, что изменилось.

4.

Упражнение для урока чтения, русского языка.

Назови имя девочки, которое сложено из последних звуков названий следующих предметов:

Грабли ,шар, астра(Ира).

Чтобы составить слово, нужно выделить звук и запомнить его.

5.

Упражнение, используемое на уроке математики.

Сложи из геометрических фигур орнамент. Запомни его. Составь свой. Попробуй восстановить первый.

6.

Игра «Кто больше».

На доске 9 картинок (рисунки словарных слов). Дети запоминают изображение. Учитель убирает все картинки. Ученики должны перечислить, предметы.

7.

В начале урока русского языка дети читают 10 словарных слов, записанных на доске. Учитель предлагает их запомнить. В конце урока учитель проверяет, сколько слов запомнили дети.

8.

На уроке читает учитель текст. Дети должны запомнить как можно больше слов с тем звуком, который предлагает им учитель.

9.

Задание используемое на минутке чистописания.

Запомни орнамент, ряд чисел, слоги. Запиши определенное количество раз.

10.

Запоминание физкультминуток.

- «Если нравится тебе...»

Учитель поёт песню, показывая движения. Дети запоминают их, и поют песню с движениями самостоятельно. Предлагаемые движения: щелчки пальцами над головой, хлопки в ладоши, притопы ногами и т.д.

          Основные свойства внимания - концентрация, устойчивость, распределение, объём и переключение.

Задача учителя добиться от ученика перехода от неустойчивого, произвольного внимания к устойчивому, произвольному вниманию. Для этого я использую ряд следующих упражнений.

1.

Графический диктант.

Дети работают на клетчатой бумаге. Учитель диктует направление линии, а дети ведут ее в тетради без отрыва.

2.

Игра «Расшифруй».

- Прочитайте адрес Чебурашки, но № его квартиры зашифрован. Как расшифровать?

Поселок Ромашкино,  улица Весёлая, дом АС, квартира СМ

ф

М

С

А

5

4

2

1

- Какой подарок подарили Кате, если на коробке написано:

79763

3

7

9

6

А

К

У

Л

- Расшифруй номер телефона        β©∑-∑µĜ-ØØ∑-¥¥

©

β

¥

µ

Ø      

Ĝ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

- Игра «По три в трёх»

Учитель предлагает детям в течение 3-5 секунд запомнить расположение кружков и воспроизвести.

   

 

   

   

 

   

   

 

   

        

                

3.

Физкультурные паузы, используемые для развития внимания.

 Столько сделаем наклонов,

Сколько ёлочек зеленых.

Столько сделаем прыжков,

Сколько розовых кружков.

 Сколько зайчиков у нас,

Столько и подпрыгнем раз.

Сколько палочек до точки,

Столько встанем на носочки.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки, (предметы показывает учитель

4.

Игра «Капитан».

Дети повторяют движения за учителем, за выбранным учеником.

5.

Игра «Летает - не летает».

Учитель называет слова и предлагает детям «махать крыльями» в том случае, если называемый им предмет обозначает летающее насекомое или птицу.

6.

Игра «Пожалуйста»

Учитель отдает команды, но дети выполняют только те, которые сопровождаются словом «пожалуйста».

7.

Игра «Смотри и слушай».

Учитель показывает и называет предмет. Предмет должен соответствовать его названию. Если название и предмет совпадают дети дают определённый сигнал, если нет то дети не реагируют.

8.

Игра «Спокойно! Стучать! Вниз».

Учитель говорит команду «Стучать» и делает соответствующее движение. Учитель говорит команду «вниз» и делает соответствующее движение. Учитель говорит команду «спокойно» и делает соответствующее движение. Дети повторяют за ним, далее учитель говорит команды, но движения показывает другие. Задача детей не сбиться.

         Развивать внимание и память нужно необходимо на всех этапах обучения и воспитания. Делать это целенаправленно и планомерно. Только тогда можно достичь поставленной цели успешного обучения.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания младших школьников с проблемами гиперактивности посредством уроков математики

Трудности в развитии внимания, его объема, точности распределения у учащихся с проблемами гиперактивности в аспекте дифференцированного обучения....

Развитие памяти и внимания младшего школьника

Материал для проведения родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями...

Упражнения для развития внимания младших школьников на урока русского языка.

Собраны  упражнения для развития внимания младших школьников на уроках русского языка. Позволит учителю   совмещать данные упражнения с некоторыми темами уроков русского языка и одновре...

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Настоящее пособие предлагает  задания и игры,  которые можно использовать в качестве развивающих  упражнений  для занятий с детьми....

Экспериментальное исследование уровня развития памяти и внимания младших школьников

В рамках курсовой работы проводила небольшое исследование памяти и внимания своих первоклашек. Все методики очень просты в применении. Вот что получилось...

План занятия с психологом "Развитие памяти и внимания младшего школьника"

План занятия:Приветствие.Эмоциональный настрой на занятие.Первое задание – развитие зрительной и слуховой памяти.Второе задание  – развитие зрительно-слуховой памяти и ассоцеативного ...

Развитие внимания младших школьников на уроках математики

Проблема развития внимания младших школьников на уроках математики...