Статья "Особенности внимания младших школьников и пути развития их произвольного внимания"
методическая разработка

Китова Елена Сергеевна

 В статье приводятся авторские разработки,  игр, показавших эффективность  в работе со младшими школьниками. Рассматриваемые игровые приёмы направлены на совершенствование свойств внимания и  являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. В игровых заданиях  предусмотрены  методические приёмы, направленные на  развитие и тренировку внимания. Если заниматься развитием произвольного внимания ежедневно, то результаты не заставят себя долго ждать. Статья адресована учителям, логопедам, дефектологам, педагогам дополнителтьного образования, а так же родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Особенности внимания младших школьников

 и пути развития их произвольного внимания»

        Если ребенок не может сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме, то у него недостаточный объем внимания. Неустойчивость внимания, трудности концентрации проявляются в том, что ученик не может работать сосредоточенно, не отвлекаясь.

        Плохо развитая переключаемость внимания проявляется в том, что детям трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш ребенок сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он будет допускать ошибки, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).

        Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания проявляется в том, что ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию. Подобные недостатки для их преодоления требуют, как показывают исследования, специально организованной работы.

        Такая работа должна вестись по двум направлениям: 

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение. 

2. Формирование внимательности как свойства личности. Часто дети ориентируются на общий смысл текста, фразы, задачи или выражения, схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". Необходимо преодолевать это глобальное восприятие, научить ребенка воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого. 

        Серьезные сдвиги в развитии внимания происходят после

поступления детей в школу, т. к. новые условия жизни и деятельности предъявляют к вниманию ребенка более высокие требования, чем в дошкольном детстве.

        С 1-го класса школьник целый рабочий день живет в условиях довольно жесткого регламента, выбор его занятий определяет учитель, иным становится отношение окружающих к качественным показателям действий ребенка. Во внимании младшего школьника еще много черт детскости, оно легко отвлекается,возрастным особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость.

        Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна.

         Волевое регулирование внимания развито слабо.

        Значительно лучше обстоит дело с непроизвольным вниманием, т. к. дети любопытны и любознательны. Но и непроизвольное внимание непродолжительно.

        Специалисты должны развивать произвольное внимание. Безусловно, сам процесс обучения способствует его развитию, его устойчивости. По мере того как расширяется поле деятельности школьника, появляются новые предметы. Во время учебной деятельности, которая становится для него основной, ребенок приучается к систематическому труду. Но при этом нужно развивать как непроизвольное, так и произвольное внимание.

        Условием поддержания внимания является разнообразие учебного материала,последовательность его раскрытия и увлекательное изложение. Необходимо пробуждать интерес к изучаемому предмету: это может быть необычное начало,приглашение на урок сказочного персонажа, игровое действие, сама игра, которая

помогает разнообразить материал.

        Для развития внимания нужны упражнения. Коррекционные приемы и упражнения можно найти в психологической литературе, например, в книге Е. И.Рогова «Настольная книга практического психолога» [3].

Приведу некоторые упражнения из этой книги, доступные для учащихся начальных классов, которые я рекомендую использовать.

«Кто быстрее?»

        Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например: «о» или «е».

Успешность выполнения текста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес [3, с. 321].

«Наблюдательность»

        Это задание труднее. Ребенок должен описать по памяти школьный двор, путь из дома в школу – все, что он видел сотни раз [3, c. 321]. Сложность задания в том, что описание проверить будет трудно: ребенок может приезжать в школу в автобусе или в личном транспорте.

«Зеркало»

        Выбирается водящий, а все остальные дети исполняют роль зеркала. Водящий глядит на одного человека – «свое зеркало» и начинает делать перед ним разнообразные движения. «Зеркало» повторяет все движения в зеркальном отражении. Например, если водящий поднял правую руку, «зеркало» поднимает левую и т. д. Как только «зеркало» ошиблось, все кричат: «Зеркало разбилось!» Тогда водящий выбирает себе новое «зеркало». Побеждает самое прочное «зеркало» [1, с. 190].

«Внимательный трамвай»

        Дети встают в круг. Все они пассажиры трамвая. Трамвай спрашивает у всех по очереди, куда они едут. Затем дети выстраиваются в цепочку за «внимательным трамваем». Трамвай начинает медленно двигаться, делая остановки, на которых пассажиры выходят после объявления остановки и кому выходить. Если объявляется не та остановка и не для того пассажира, ребенок остается. Игра проигрывается несколько раз, чтобы все дети побывали в роли трамвая. Побеждает тот трамвай, в котором не остается ни одного пассажира к концу рейса [1, с. 194].

«Предметы на одну букву» 

        Дети делятся на две и более групп. На доске пишется какая-либо буква, например, «Р». Каждая группа в течение одной-двух минут должна найти и записать все предметы в комнате на букву «Р». Затем группы поочередно называют все эти предметы.Побеждает группа, нашедшая больше предметов на заданную букву [1, с. 195].

«Кто стучится в дверь ко мне»

        Одному из детей завязывают глаза и сажают спиной к остальным. Все по одному подходят к сидящему и стучат по спинке его стула. Сидящий спрашивает: «Кто стучится в дверь ко мне?». Стучавший, изменив голос, отвечает: «Это я». Сидящий

должен отгадать, кто пришел в гости. Сидящий имеет право на три попытки. Если он не отгадает, его место занимает стучавший. Побеждает ни разу не ошибшийся [1, с. 196].

Игра «Бывает – не бывает»

        Называете какую-нибудь ситуацию, если такие действия могут происходить в жизни – подпрыгните, если такого не бывает – замрите:

        Волк бродит по лесу, собака гуляет по крыше, кошка гуляет по крыше, девот гром, мальчик виляет хвостом, мышка бежит за кошкой, писатели пишут книги, корова летает, лошадь выступает в цирке, рыба бежит к реке, лягушка громко разговаривает, курица дает молоко, петух кукарекает, муравей тащит бревно, строители строят дом, слон залез в нору, лошадь спит в берлоге, воробей чирикает, кукушка ловит кошку, мама моложе дочки, папа старше сына, писатели пишут книги, собака ведет мальчика нчка рисует домик, ночью светит солнце, зимой идет снег, корова жует траву, зимой гремиа поводке, в холодильнике жарится яичница, на плите стоит миска, мальчик учит детей в школе, у кошки родились утята, мальчики играют в футбол, жираф ударил тигра своим рогом, папа ушел на работу, человек вьёт гнездо, яблоко солёное, на берёзе выросли шишки, почтальон принес письмо.

Игра «Небылицы»

        Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

Бегемот залез на дерево, собака меньше лошади, свинья живет в свинарнике, рыба меньше комара, комар больше лошади, крокодил короче гусеницы, жираф выше медведя, собака жует траву, бегемот грызет кости, жираф жует листья, медведь живет в логове, лисица охотится на мышей, комар ест сов, рыба ест кошек, кошка ест рыбу, белка живет в дупле, лошадь живет в будке, корова живет в коровнике, сова живет в курятнике, синица живет в лесу, рыба живет в саду, еж пьет молоко, волк живет в берлоге, корова ест сено, муха больше бабочки, цапля ест лягушек, вогороде растут овощи, картошка растет на дереве, у моркови есть косточки, огурец – сочный фрукт, морковь не едят сырой, грибы растут зимой, сосульки появляются летом, кошка поймала собаку, летом можно купаться, стул может быть деревянным.

Игра «Топай ногой, хлопай руками»

        Хлопай в ладоши, когда услышишь название предмета (неодушевленные), топай ногой, когда услышишь название живого существа (одушевленные).

Автобус, яблоко, стрекоза, сумка, воробей, кошка, морковь, дерево, телефон, обезьяна, телевизор, школьник, балкон, корова, курица, магазин, карандаш, собака, строитель, девочка, барабан, лягушка, дверь, учитель, мальчик, книга, молоко, водитель, корзина, комар, портфель, овца, тарелка, жук, ключ, бабочка, пенал, врач, дневник, бабушка, слива, продавец, вилка.

Игра «Съедобное – несъедобное»

        Если услышите название съедобного – руки ко рту, если несъедобного – руки за спину:

Морковь, тарелка, лук, книга, каша, котлета, хлеб, мяч, арбуз, тетрадь, стол, котлета, цветок, снег, солнце, яблоко, горох, сумка, шуба, суп, стол, ложка, банан, мороженое, стакан, скатерть, сало, телефон, салфетка, торт, клубника, колбаса, ручка, печенье, вилка, апельсин, мармелад, коробка, часы, трава, повидло, стул, сырок, бумага, йогурт, чашка, пирог, картон, мандарин, шоколад, ключ, рыба, банка, крышка, масло, кастрюля, изюм, пакет, курага, ложка, запеканка, скрепка, поднос, листья, зефир, фольга, стул, конфета., колесо, колбаса, груша, ласточка, коробка, хлеб, кефир, кегли, мороженое, пирожное, сосулька, рисунок, бобы, грибы, крабы, трубы, курица, улица, абрикос, ананас, креветки, ветки, салат, халат, суп.

Игра «Летает – не летает»

        Называете предметы, которые летают и не летаю, хлопни и поймай в ладоши, все слова, которые летают.

Самолет, карандаш, комар, бабочка, река, автобус, вертолет, дерево, птица, морковь, чемодан, пчела, черепаха, стрекоза, береза, арбуз, цветок, оса, муха, ракета, поезд, слон, аист, бегемот, корова, лошадь, голубь, шмель, воробей, кошка, комар, журавль, муравей, ворона, скамейка, сова, мышь, машина, трава, ласточка, трамвай, щенок, воздушный шарик, камень, пух, книга.

 Игра «Внимание!»

        Если услышите название маленького предмета – ладошки вместе, если большого – разведите руки в стороны:

Муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, конфета, дверь, кнопка, озеро, изюм, море, гараж.

Игра «Что пропущено?»

        -1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9,10

- зима, весна, осень

- понедельник, вторник, четверг, пятница, суббота, воскресение

Таким образом, изучение психологической литературы и подбор серии упражнений позволит выработать пути развития внимания у младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Доклад :«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности ребёнка»

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, мы  взяли  на вооружение организацию исследовательской работы младших школь...

Практико-ориентированный проект на тему: «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности ребёнка»

Практико-ориентированный проект на тему:«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности   ребёнка»...

Пути воспитания внимания младших школьников, как фактор повышения качества образования

«...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»\'.К.Д. Ушинский.м...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ ЗНАНИЯМИ И ПОДДЕРЖКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЁНКА

 Учиться – это значит осознавать личную ответственность за результаты обучения и владеть умениями самообучения. Программа развивающего обучения Л.В.Занкова ориентирована на развитие и...

Статья на тему: "Особенности произвольного и непроизвольного внимания младшего школьника ОВЗ (ЗПР)".

Статья о том, какие особенности произвольного и не произвольного внимания встречаются у детей младшего школьного возраста с ОВЗ....