рабочие программы для 3 класса коррекция 8 вида обучение на дому
рабочая программа (3 класс) на тему

Сырцева Наталья Васильевна

рабочие программы для 3 класса коррекионной школы 8 вида обучение на дому

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syrtseva_3_klass_korrekts_8_vida.rar143.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа  интернат  VIII вида пгт Кумены

Куменского района Кировской области

Рабочая программа по изобразительному искусству

для 3  класса (обучение на дому)

Составлена

В соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 класс».

Москва «Просвещение» 2006 г.

учителем начальных классов Сырцевой Н.В.

2013 г

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:

      способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

      находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

      содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

      ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

      исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

      дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

      знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

      развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

      Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

      Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

      Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.

      В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

      Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.

      Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.

      После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

      На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

      Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

      Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

      Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

      Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.

      Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

      На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

      Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

      В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.

      В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

      Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

      Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

      В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.

      В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.

      Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

      В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.

      Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

ПРОГРАММА 

3 класс

(1 ч в неделю)

ДЕКОРАТИВНОЕ РАСКРАШИВАНИЕ

      Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

      Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

      Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

(2 раза в четверть)

      Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.

Примерные задания

П е р в а я   ч е т в е р т ь

      Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др.

      Рисование узора в полосе из веток с листочками. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева).

      Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»).

      Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).

      Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе).

      Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.

      Рисование шахматного узора в квадрате.

      Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

Вторая четверть

      Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры игрушечного домика.

      Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

      Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).

      Рисование с натуры будильника круглой формы.

      Рисование с натуры двухцветного мяча.

      Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

      Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.).

      Рисование на тему «Нарядная елка».

Т р е т ь я   ч е т в е р т ь

      Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма). Рисование симметричного узора по образцу.

      Рисование на тему «Елка зимой в лесу».

      Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.).

      Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».

      Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

      Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона).

Ч е т в е р т а я   ч е т в е р т ь

      Рисование узора из растительных форм в полосе.

      Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной».

      Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).

      Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).

      Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).

      Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов.

      Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» или др.).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:

      правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

      самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;

      ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

      правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

      делить лист на глаз на две и четыре равные части;

      анализировать с помощью учителя строение предмета;

      изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

      рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

      в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;

      различать и называть цвета и их оттенки;

      узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;

      анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс (34 часа)

Номер урока

Название разделов и тем

Содержание урока

Дата

По плану

По факту

1

Рисование с натуры осенних листьев.

Различение листьев с разных деревьев.

2

Рисование узора в полосе из веток с листочками.

Планирование работы.

3

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева).      

Название деревьев.

4

Рисование на тему «Парк осенью».

Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»).

5

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).

Название фруктов и овощей.

6

Рисование с натуры морских сигнальных флажков.

      

Беседа о применении морских сигнальных флажков. Рисование 3-4 флажков на листе.

7

Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.      

Планирование работы.

8

Рисование шахматного узора в квадрате.      

Беседа об игре в шахматы. Диагональ.

9

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.      

Развитие воображения.

10

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

Название геометрических фигур.

11

Рисование с натуры игрушечного домика.      

Беседа об игрушках.

12

Узор для гжельской тарелки.

Знакомство с работами гжельских мастеров. Рисование на тарелке из картона.      

13

Рисование с натуры будильника круглой формы.

      

Беседа о назначении будильника.

14

Рисование с натуры двухцветного мяча.

      

Планирование работы.

15

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

      

Беседа о Новом годе.

16

Рисование на тему «Нарядная елка».

Беседа о новогодней елке.

17

Рисование узора на рукавичке.

Рисование узора на рукавичке. (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма).

18

Рисование симметричного узора по образцу.      

Планирование работы.

19

Рисование на тему «Елка зимой в лесу».

Беседа о зимнем лесе.

20

Рисование с натуры молотка.

Беседа об инструментах.

21

Рисование с натуры несложного по форме инструмента.

Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.).      

22

Рисование с натуры теннисной ракетки.

Беседа о спортивной игре в теннис.

23

Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».      

Подготовительная работа: чтение сказок.

24

Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта.

Планирование работы.

25

Рисование по образцу орнамента из квадратов.

Диагональ.

26

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Название элементов строительного материала.

27

Рисование с натуры игрушки-вертолета.

Игрушка вертолет изготавливается заранее из картона.

28

Рисование узора из растительных форм в полосе.

Название растительных форм.

29

Рисование с натуры весенней веточки.

Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.).

30

Рисование на тему «Деревья весной».

Беседа о деревьях весной.

31

Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).

Беседа о дне Победы.

32

Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате»

Планирование работы.

33

Рисование с натуры куста земляники с цветами.

Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» или др.).

34

Рисование с натуры цветов.

Название цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1 класс VI вида с ЗПР

Рабочая программа для 1 класса для детей VI вида с ЗПР по предметам: русский язык, чтение, математика,окружающий мир, изо, трудовое обучение....

АДАПТИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ 2 КЛАСС (8 ВИДА)

Адаптированные рабочие программы 2 класса (8 вида): русский язык, математика, чтение, трудовое обучение, изо, физкультура. 2016 - 2017 учебный год....

Рабочая программа по математике для индивидуального обучения на дому

Рабочая программа  по коррекционной программе...

Рабочие программы 4 класс Школа России обучение на дому (вариант 6.2.)

Рабочие программы 4 класс Школа России обучение на дому (вариант 6.2.)...

Рабочая программа по математике для индивидуального обучения на дому, 2 класс

Рабочая программа по математике разработана для учащихся 2 класса находящихся на индивидуальном обучении на дому по медицинским показателям  на основе Примерной основной образовательной программы...

Рабочая программа по математике для индивидуального обучения на дому, 1 класс

УМК "Школа России"           В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4...