Рабочая программа внеурочной деятельности военно - патриотическое направление «Я – гражданин России» для _1-4 классов
рабочая программа на тему

Трахова Зульфия Аскербиевна

Рабочая программа  внеурочной деятельности военно - патриотическое  направление  «Я – гражданин России» для _1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12_vn.deyat_3klass_ya-grazhdanin_rossii_net.docx62.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор МБОУ  СОШ № 1

________________С.М.Шантыз

«___»____________2014 г.

Муниципальное

бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

военно - патриотическое  направление

«Я – гражданин России»

для _1-4 классов

Составитель:

учитель начальных классов

МБОУ  СОШ № 1

                                                                                  Тахтамукайского района

                                                                                 Трахова З.А.

Рассмотрено на заседании ШМО

учителей начальных классов (протокол № _1___ от 27.08_____ 2014 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОГРАММЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 ВОЕННО ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

КРУЖОК   «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ!»»

(для обучающихся 1 - 4 классов)

Данная   программа  ориентирована на воспитание достойных граждан России,  способствует формированию гражданского самосознания учащихся.

Программа адаптирована для детей младшего школьного возраста и  соотнесена с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , с реалиями сегодняшнего дня.

Программа направлена на реализацию гражданско-патриотического воспитания младших школьников,  разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по циклическому принципу и  рассчитана на четыре года.

 Программа адресована классным руководителям 1 – 4-х  классов и реализуется во  внеурочной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1

Пояснительная записка

2

1 класс

Учебно-тематическое планирование

3

Содержание программ

4

2 класс

Учебно-тематическое планирование

5

Содержание программы

6

3 класс

Учебно-тематическое планирование

7

Содержание программы

8

4 класс

Учебно-тематическое планирование

9

Содержание программы

10

Литература для учителя

11

Литература  и используемый материал для детей

12

Приложение

Если будет Россия,

Значит, буду и я…

Евгений Евтушенко

Актуальность программы

Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в соответствии с ФГОС начального образования  является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Данное направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Именно в младшем школьном возрасте ребенок должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть национальной культуры.

В связи с этим задача образовательного учреждения заключается в создании условий, обеспечивающих приобщение младших школьников к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлении образовательного процесса на воспитание ребенка в духе любви к Родине, формирование основ его социально-ответственного поведения в обществе и в семье, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Цель программы: формирование основ патриотизма, а именно воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, уважения к культуре и истории родного края, страны.

Данная программа реализуется с 1-го по 4 класс.  

Структура программы:

1класс «Мой дом – моя крепость»  на 33 часов (1 часа в неделю)

2 класс «С чего начинается Родина…» на 34 часов (1 часа в неделю)

3 класс  « Россия – Родина Моя»  на 34 часа (1 час в неделю)

4 класс «Становление будущего гражданина» на 34 часа (1 час в неделю)

Программа разработана для учащихся 1-4 классов реализуется через кружковую деятельность во внеурочное время. Занятия проводятся во второй половине дня. Количество учащихся – 12-15 человек. Комплектование осуществляется на основе свободного выбора обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих).

  • КЛАСС

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 33 ЧАСОВ (1 ЧАС  В НЕДЕЛЮ)

Задачи 1 класса:

  • воспитывать в детяхсамоуважение через добрые дела и поступки самого ребёнка, уважение к взрослым, к членам своей семьи, своим друзьям;
  • воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи и её традициям;
  • формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в нем в соответствии с общечеловеческими нормами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-расширение, углубление знаний по предмету «Окружающий мир», «Физическая культура», «Изобразительное  искусство», «Литературное чтение», «Технология».

Дети будут

иметь представление:

  • о родословной;
  • о  семейных традициях и реликвиях и семейном архиве;
  • о режиме дня школьника и личной гигиене;
  • о сервировке стола;
  • о гостеприимстве;
  • о прекрасном в быту: картины, резьба по дереву, изделия рукоделия и т.д.;
  • о дружбе.

    знать:

  • историю своего имени, фамилии;
  • домашний адрес;
  • традиции своей семьи, реликвии;
  • что хранится в семейном архиве;
  • режим дня школьника;
  • чем и как украсить свой дом;
  • назначение столовых приборов;
  • как вести себя за столом;
  • как принять гостей и организовать праздник.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Дети будут уметь:

  • ориентироваться в посёлке по данному адресу;
  • ориентироваться в школе и соблюдать правила поведения школьника;
  • делать утреннюю зарядку;
  • пользоваться предметами для личной гигиены;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • делать поделки своими руками;
  • проводить игры с детьми;
  • работать в коллективе.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • познание собственного «я»;
  • познание себя и других;
  • осознанное отношение к своим поступкам и поступкам других людей;
  • признание дружбы, частности, ответственности, трудолюбия,  уважения к старшим и людям труда.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 КЛАССА

Моё имя и фамилия (4 часа)

Цель: установление контакта между детьми, а также между детьми и учителем; преодоление эмоциональных барьеров в общении с окружающими; развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, творческих способностей.

Занятие 1

«Что значит имя мое» - беседа. Раскрывает значение имени для человека,  создает важную предпосылку для развития межличностных отношений в классе.

Занятие 2

Беседа «Моя родословная». Школьники изучают родословную своей семьи, интересуются историей отцов, дедов,  прадедов.  Собранный материал оформляется  в виде альбома. В начале занятия звучит песня «С чего начинается Родина?» ( слова Матусовского, музыка Баснера). После прослушивания учитель организует беседу.

– Какое чувство вызвала у вас песня?  

- От какого слова произошло слово Родина?

В конце занятия учитель еще раз объясняет и показывает детям, как составляется родословная при помощи фотографий.

Занятие 3

Игра – тренинг «Наши имена». Игра сближает участников друг с другом и способствует формированию дружеских отношений.  Благодаря игре, каждый из детей получает заряд хорошего  настроения  и свою долю внимания. Игра проводится в два круга (1- дети здороваются друг с другом за руку, при этом каждый называет свое имя, например: »Здравствуй, я Маша». 2- каждый обращается к соседу по имени, если он забыл, тот ему подскажет. Например: »Привет, Катя!»

Занятие 4

Праздник «Давайте познакомимся». Игра помогает детям лучше  узнать друг друга, понять свое отличие от других;  развивает коммуникабельность.

1.  Викторина «Знакомство».

 - Кого у нас в классе больше?

 - Каким именем можно назвать и мальчика и девочку?

 …

2. Игра «Найди пару». Дети делятся на две команды. У них карточки с полными и неполными именами, чья команда быстрее составит пару: Оля – Ольга….

3. Игра – соревнование «Новый шаг – новое имя». Мальчики называют имена девочек, а девочки мальчиков. За неверно названное слово – шаг назад.

 4. Игра «Получи имя» Изменив одну букву в слове, играющий получает имя, например: каша  - Даша, Маша…

5. Игра «Реши примеры». Печатаем заглавными буквами слово ДОЛЯ – минус буква Д=?.....

6. Игра «Музыкальный ринг». Соревнуются команды, кто больше вспомнит песен с именами.

Домашний адрес (4 часа)

Цель:  формирование понятия «адрес»; воспитание любви к отечеству; знакомство с родным городом, воспитание чувства гордости за своих земляков; воспитание бережного отношения к дому, улице, городу.

Занятие 1

Экскурсия по микрорайону. В ходе экскурсии необходимо привлечь внимание к достопримечательностям города: памятнику «Камень  на ладони»,  памятнику Герою СССР Баляеву Я.И.,  памятнику Героям локальных войн,  памятнику  Неизвестному солдату.

Занятие 2

Экскурсия в  школьный музей. Необходимо  познакомить детей с историей города и района, с почетными гражданами города.

Занятие 3

Игра – тренинг «Путешествие по родному городу». В ходе игры отрабатывается понятие адрес, воспитывается чувство гордости за родной город.

1. Устный рассказ на тему:  «Какие достопримечательности есть на твоей улице или вблизи твоего дома?»

 2. Беседа «Мой адрес». Учитель дает детям задание: «Пригласите меня в гости» (дети сообщают свой домашний адрес).

Мои родные (3 часа)

Цель:  воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, укрепление и гармонизация  внутрисемейных  отношений через проведение коллективно-творческих дел «Дети  плюс родители».

Конкурсы являются подготовительной работой  к празднику «Папа, мама, я – дружная семья».

Занятие 1

Конкурс рисунков  ко Дню Матери. Воспитывает чувство любви, доброты, уважения к матери.

Занятие 2

Конкурс рисунков  ко Дню Пожилого человека воспитывает чувство уважения, заботы, внимания и сострадания к пожилым людям.

Занятие 3

Классный час «Тепло родного очага».  Чтение стихотворения З.Зелка «Какой хороший вечер» с последующим обсуждением. Беседа: «Когда и почему нам дома бывает тепло и уютно?». Рассказы детей о своей семье, о своем доме. Работа над деформированной пословицей: вся идушасемья – так вместе н месте (вся семья вместе, так и душа на месте). Рефлексия: - Чем крепка семья?  Зависит ли от вас «Погода в доме?».        

Занятие 4

Конкурс «Устами младенца»:  зачитываются ответы детей на вопросы: «Что такое любовь, семья, брак?», «Кто такие супруги?».

 Конкурс «Сериал из жизни нашей семьи…» (команды показывают домашние задания: экстремальная ситуация, когда даются различные жизненные ситуации, а дети находят выход из них).  

Конкурс «Семейная песня».

Семейные традиции (4 часа)

Цель:  привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям; распространение положительного опыта семейного воспитания.

Занятие 1

Конкурс рисунков «Моя семья». В детях воспитывается уважительное отношение ко всем членам семьи, развивается творческая активность.

Занятие 2

Посиделки «Угощаем чаем». За круглым столом  с чашечкой чая  учитель проводит беседу о традициях  русского чаепития.    Во время беседы обращается внимание на сервировку стола.

Занятие 3

 Праздник «Семейные традиции». Конкурс «Семейные традиции»:  команды показывают домашнее задание с использованием семейных плакатов.

Конкурс  «Кто мы, откуда мы» (команды инсценируют семейные праздники).

 Конкурс «Семейная реликвия»:  демонстрация старинных семейных вещей.

 Конкурс «Кулинарный поединок»:  представление фирменных семейных блюд.

Конкурс «Семейные таланты».

Занятие 4

Практическое занятие «Подарок гостю» (учим подбирать и дарить подарки).  

Игра «День именинника»  (заранее  проводим практическое занятие по изготовлению подарков). Игра развивает вкус,  отношение к человеку.

Я – член семьи(3 часа)

Цель:  формирование ценностного отношения ко всем членам семьи; воспитание добросовестного отношения к труду.

Занятие 1

Беседа о поведении дома, в семье.  Беседа строится на основе прочитанного рассказа «Доброе слово и кошке приятно». Проводится рефлексия: «Какой вы сделали вывод, прослушав рассказ?».

Занятие 2

Проводится конкурс на лучший рассказ «Самый счастливый день в моей жизни». Дети делятся воспоминаниями о  незабываемых событиях своей жизни.

Занятие 3

Игра – тренинг «Мой автопортрет».  Подготовительной работой является  выполнение своего автопортрета. На занятии проводится выставка рисунков  и прослушиваются устные рассказы детей о себе( «За что меня можно любить, а за что меня нужно ругать»).

Занятие 4

Концерт «Поздравление мам» (стихи, танцы, инсценировка, частушки, песни). В конце праздника дети вручают мамам их портреты, нарисованные заранее детьми.

Распорядок дня, правила личной гигиены (5 часов)

Цель:  знакомство детей с режимом дня младшего школьного возраста; формирование  умения планировать свое личное время, опираясь на собственный режим дня; привитие ребенку гигиенических навыков.

Занятие 1

Беседа «Режим дня детей  начальных классов».    Детей необходимо убедить в строгом выполнении  режима дня.

Занятие 2

Практическое занятие, на котором дети знакомятся с понятием «Гигиена» и на практике учатся ухаживать  за полостью рта, за  кожей, волосами. Беседа о гигиене жилища.

Занятие 3

Конкурсно-игровая программа «Путешествие в страну Здоровья». Встреча с Мойдодыром, который проводит викторину по закреплению знаний и навыков, полученных в ходе предыдущих бесед.  Игра с Мойдодыром  «Собери ручейки в речку» (каждая команда получает конверт, где спрятаны голубые ленты – ручейки.На лентах указаны задания). Правильно угаданные ответы Мойдодыр  собирает в речку. После игры  Мойдодыр проводит ритмическую гимнастику.

Основы закаливания и комплекс физических упражнений (8 часов)

Цель: Формирование навыков здорового образа жизни.

Занятие 1

Веселое путешествие в страну природы и здоровья – туристический слет (спортивно-конкурсная программа, куда входят  перетягивание каната, конкурс  знатоков природы,   конкурс на лучший осенний букет, конкурс « Самый прыгучий, самый ловкий»).

Занятие 2

Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья».

Презентация команд, эстафеты (разминка; забег спринтеров; интеллектуальные конкурсы: «Составь слово из букв»; спортивные конкурсы «Сороконожка» ( начинают папы, за ними цепляются мамы, затем дети. Все вместе бегут, чтобы никого не потерять); «Меткий стрелок  мячами в обручи»; «Бег в мешках»; «Неразлучные друзья» ( участники одной рукой берут друг друга за пояс, а другой держат мяч  задача не уронить мяч).

Занятие 3

Конкурс знатоков спорта: 1. Каждая команда составляет из букв названия видов спорта (теннис, хоккей, футбол).  Члены команды каждый со своей буквой выбегают и занимают нужное место.  2. Какие экипировочные принадлежности  необходимы для занятий данным видом спорта? (среди кучи спортивных принадлежностей каждая команда выбирает те, которые принадлежат ее виду спорта). 3. Каждая команда проводит ритмическую гимнастику с остальными. 4. На стене прикреплены карточки со словами с разными видами спорта (тайм, гейм, штанга – объяснить значение этих слов).

Занятие 4

Игра «Вперед, мальчишки!» Конкурсы:  «Меткий стрелок», «Теннисные мячи в ведра», «Санитары» (кто  быстрее и аккуратнее размотает и скрутит бинт), «Подбей танк» (сбиваем кегли), «Кто быстрее?» (собирают мозаику), «Петушиные бои» (у каждого участника за поясом хвост – надо его выдернуть, а свой сохранить).

Режим питания, умение вести себя за столом, правильное пользование столовыми приборами (5 часов)

Цель: приобретение детьми навыков правильного питания, правильного пользования столовыми приборами и умения вести себя за столом.

Занятие 1

Беседа-игра (вступительное слово учителя о значении  пищи для человека). Практическая игра «Маленький поваренок» (в форме диалога и картинок дети варят борщ). Здесь же идет речь о пользе каждого овоща.

Занятие 2

Правила поведения за столом: беседа-игра (обсуждение ситуации «как сидеть», обсуждение ситуации «приборы»).

Занятие 3

Практическое занятие «Сервировка стола» (для завтрака, для обеда, праздничная сервировка).

Занятие 4

Практическая игра «Я приглашаю тебя в гости» (обсуждение ситуации «Как не надо вести себя в гостях»; ситуация «Как развлечь гостей»; разыгрывание ситуации «Добро пожаловать к нам в гости»).

Занятие 5

Проведение Дня именинника в кафе  с применением изученных правил.

Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям (4 часа)

Цель:  формирование  у детей настоящей дружбы и уважительного отношения к друзьям, близким, соседям.

Занятие 1

Беседа «Поговорим о дружбе» ( Как возникло само слово «друг»?)

Прослушивание стихотворения «Слово – друг».

Знакомство с литературными произведениями о дружбе (чтение и обсуждение литературных произведений о дружбе, инсценировка и разыгрывание ситуаций).

Занятие 2

Игра «Я и мой друг» (проводится в группах: работа над пословицами, формулирование правил  дружбы).

Занятие 3

Правила честной игры и состязаний (разыгрывание ситуаций, из которых дети составляют правила честной игры). Например: Миша пришел домой к Пете, чтобы делать уроки. Пришла мама и попросила отнести в кухню сумки, Петя ответил, что занят серьезным делом – уроками. Выскажите свое мнение по поводу поведения мальчика и т.д. Игровой момент: пословица рассыпалась («Старый друг лучше новых двух»).

Занятие 4

Игра «Дружба крепкая очень нам нужна»… Соревнуются три команды. 1. Конкурс художников «Портрет моего друга». 2. Конкурс «Песня о дружбе». 3. Конкурс инсценировок пословиц, поговорок о дружбе  (выбрать из двух вариантов пословицу «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит», «Сам пропадай, а друга выручай» и т.д.)

Прекрасное в быту, картины, домашняя утварь, украшение помещения к традиционным праздникам (8 часов)

Цель:

Организация экскурсий в музеи: «Русская горница» (знакомство с народным прикладным творчеством, обучение  бабушкиным занятиям, оформление выставки  «Из бабушкиного сундука»); Краеведческий музей (изучение жизни коренного народа-шорцев, их обычаев, домашней утвари); в школьную и городскую библиотеки.

Организация выставки  с предварительной  подготовкой  «Прекрасное в быту» (изготовление игрушек в мастерской Деда Мороза).

Мини-исследование семейного архива (8 часов)

Цель: формирование у детей чувства гордости за историческое прошлое своей семьи; проведение бесед о средствах общения  людей (письма, телефонные разговоры, телеграммы), о  культуре  эпистолярного жанра; создание  мини-исследований  «Семейная  переписка», устного журнала,  на страницах которого  рассказывается о жизни  прадедов через письма; проведение бесед на тему «Семейные реликвии» ( понятие «Реликвии» (ордена, медали, книги, иконы …); оформление выставки ( рисунки, фотографии, газетные заметки, видеофильмы, помещенные в школьном музее)

Мой дом – моя крепость. Что меня окружает? (8часов)

Цель:  воспитание у ребят чувства ответственности перед своей семьей; обобщение знаний учащихся о традициях и родословной своей семьи; развитие потребности хорошего тона.

Занятие 1

Беседа «Что такое семья» (сказка о первой семье, поиски ответа на вопрос «Что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья»). Просмотр сценки из жизни одной семьи. Рефлексия: Какой совет вы бы дали девочке? Итог занятия: запомните три правила: уважай и люби старших; позаботься о младших; помни: – ты в семье помощник. Рефлексия: что необходимо, чтобы в семье был лад?

Занятие 2

Устный журнал о семье и о мире в семье.  На доске оформлены страницы устного журнала:  в ходе устного журнала дети читают стихи, загадки, пословицы и поговорки о семье.

Страницы журнала: 1. Одна у человека родная мать,  одна у него и Родина; 2. Счастья не ищут, а делают ( о любви, о семье). 3. В добре жить хорошо ( о доброте и культуре поведения). 4. Не красна изба углами – красна пирогами ( о гостеприимстве). 5.  Дерево сильно корнями, а человек трудом (о трудолюбии). 6. Здоровье дороже богатства ( о здоровом образе жизни).

Занятие 3

Игровая программа «Бабушкины игры». Программа проходит в форме  знакомства со старинными играми, обучением в них играть (лапта, городки, салки, ямки…).

Занятие 4

Игровая программа  -  размышление «Не дорог подарок, а дорога любовь»  (беседа о том, как правильно выбрать подарок). Игровая ситуация «Кому что подарить». История о девочке, которой   друзья  на День рождения подарили щенка, а мама  вернула его хозяину. Вывод: перед тем, как дарить подарок, посоветуйтесь со взрослыми).

Занятие 5

Практическое занятие: «Как сделать подарок и как его подарить». Изготовление поделок-подарков своими руками. Шуточная инсценировка «Как надо дарить подарки» (с огорчением по поводу затрат; с перечислением всех трудов и усилий, с похвальбой и т.д.)  Рефлексия:  как   бы вы хотели, чтобы вам подарили подарок?

Итоговая конкурсно-игровая программа

Конкурс «Представление семьи» (эмблемы, номера художественной самодеятельности). Конкурс «Загадки и пословицы» (отгадывание загадок и продолжение пословиц о доме и семье, например: Книга-раздвига на четыре листа, а в середине пуста  (изба); Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок) и т.д. Пословицы: Не нужен клад, …(когда в семье лад); В гостях хорошо…, а дома лучше и т.д.). Конкурс «Угадай свою маму» (дети с закрытыми глазами узнают свою маму по рукам). Конкурс –игра «Наша родословная» (с закрытыми глазами дети рисуют свою семью).   Представление командой сказки с помощью  мимики и жестов. Конкурс «Антиреклама» (провести каждой команде  антирекламу на телевизионную рекламу).  Музыкальный конкурс ( командам даются предложения, по которым они должны узнать и вспомнить песню, например: От нее станет всем теплей («Улыбка»);  Он бежит, качается («Голубой вагон»).

  • КЛАСС

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 33 ЧАСОВ (1 ЧАС  В НЕДЕЛЮ)

темы

Тема

К-во час

Формы работы

УУД

Тема 1

Моё имя и фамилия мини-исследование  (с привлечением бабушек и прабабушек, дедушек и прадедушек)

2

1.«Что значит имя мое» - беседа.

2.Игра – тренинг «Наши имена».  

установление контакта между детьми, а также между детьми и учителем; преодоление эмоциональных барьеров в общении с окружающими; развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, творческих способностей.

Тема 2

Домашний адрес

3

1.Заочная экскурсия по школе, школьному двору, заочно по микрорайону.

2.  Игра – тренинг «Путешествие по родному посёлку».

Тема 3

Мои родные

2

1.Конкурс рисунков  ко Дню Матери.

2. Классный час «Тепло родного очага».

установление контакта между детьми, а также между детьми и учителем; преодоление эмоциональных барьеров в общении с окружающими; развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, творческих способностей.

Тема 4

Семейные традиции

2

1.Конкурс рисунков «Моя семья».

2.Игра «День именинника».  

Тема 5

Я – член семьи

3

1.Беседа о поведении дома, в семье.  Беседа строится на основе прочитанного рассказа «Доброе слово и кошке приятно».

2.Конкурс на лучший рассказ «Самый счастливый день в моей жизни».

3.Концерт «Поздравление мам» (стихи, танцы, инсценировка, частушки, песни).

  • историю своего имени, фамилии;
  • домашний адрес;
  • традиции своей семьи, реликвии;
  • что хранится в семейном архиве;

Тема 6

Распорядок дня, правила личной гигиены

2

1.Беседа «Режим дня детей  начальных классов».  

2.Практическое занятие, на котором дети знакомятся с понятием «Гигиена» и на практике учатся ухаживать  за полостью рта, за  кожей, волосами.

  • делать утреннюю зарядку;
  • пользоваться предметами для личной гигиены;
  • пользоваться столовыми приборами;

Тема 7

Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям

3

1.Беседа «Поговорим о дружбе» Прослушивание стихотворения «Слово – друг».

2.Знакомство с литературными произведениями о дружбе.

3.Игра «Я и мой друг».

Правила честной игры и состязаний (разыгрывание ситуаций, из которых дети составляют правила честной игры).

4.Игра «Дружба крепкая очень нам нужна»…

  • ориентироваться в посёлке по данному адресу;
  • ориентироваться в школе и соблюдать правила поведения школьника;
  • делать поделки своими руками;
  • проводить игры с детьми;
  • работать в коллективе.

Тема 8

Основы закаливания и комплекс физических упражнений

3

1.Веселое путешествие в страну природы и здоровья – туристический слет.

2.Мама, папа, я – спортивная семья.

3.Конкурс знатоков спорта.

Игра «Вперед, мальчишки!».

  • пользоваться столовыми приборами;

Тема 9

Режим питания, умение вести себя за столом, правильное пользование столовыми приборами

3

1.Беседа-игра (вступительное слово учителя о значении  пищи для человека).

2.Практическая игра «Маленький поваренок».

Правила поведения за столом: беседа-игра (обсуждение ситуации как сидеть, обсуждение ситуации «приборы»).

3.Практическое занятие «сервировка стола» (для завтрака, для обеда, праздничная сервировка).

Практическая игра «Я приглашаю тебя в гости».

3.Проведение Дня именинника в кафе  с применением изученных правил.

  • режим дня школьника;
  • чем и как украсить свой дом;
  • назначение столовых приборов;
  • как вести себя за столом;
  • как принять гостей и организовать праздник.
  • пользоваться столовыми приборами;
  • о сервировке стола;
  • о гостеприимств

Тема 10

Прекрасное в быту, картины, домашняя утварь, украшение помещения к традиционным праздникам

3

  • о прекрасном в быту: картины, резьба по дереву, изделия рукоделия и т.д.;
  • о дружбе.

1.Заочнаяэкскурсии в музеи: Русская горница, выставка  «Из бабушкиного сундука», адыгейский дом (устройство).

2.Выставка  с предварительной  подготовкой  «Прекрасное в быту» (изготовление игрушек в мастерской Деда Мороза).

Тема 11

 Семейный архив.

2

1.Беседа о средствах общения  людей.

2. Семейные традиции – рисунки на тему..

  • о родословной;
  • о  семейных традициях и реликвиях и семейном архиве;

Тема 12

Мой дом – моя крепость. Что меня окружает?

3

1.Беседа «Что такое семья».

2.Устный журнал о семье, о мире в семье, о  гостеприимстве.

3.Игровая программа «Бабушкины игры».

4.Практическое занятие: «Как сделать подарок и как его подарить». Шуточная инсценировка «Как надо дарить подарки».

  • делать поделки своими руками;
  • проводить игры с детьми;
  • работать в коллективе.
  • о родословной;
  • о  семейных традициях и реликвиях и семейном архиве;

Итоговая конкурсно-игровая программа

33 часа.

2

Итоговая конкурсно-игровая программа. Этапы:

1. «Представление семьи».

2.«Загадки и пословицы».

3.«Угадай свою маму».

4. «Наша родословная». Представление командой сказки  мимикой и жестами..

5. «Отгадай песню».

установление контакта между детьми, а также между детьми и учителем; преодоление эмоциональных барьеров в общении с окружающими; развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, творческих способностей.

2 КЛАСС

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 34 ЧАСА (1 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)

Задачи 2 класса:

  • обеспечить широкую направленность воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края;
  • формировать сознание собственной роли в жизни малой родины, воспитывать ответственность  и гордость за достижения родного края и за прославленных людей города, формировать активную жизненную позицию, творческий потенциал;
  • воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому, уважение к труду взрослых;
  • воспитывать толерантнось, прививать интерес к культуре малых народностей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

-расширение и углубление знаний по программам «Окружающий мир», «Технология», «Литературное чтение», «Русский язык», «Изобразительное искусство».

Дети будут

 иметь представление:

  • о понятии «Малая родина»;
  • о достопримечательностях аула;
  • о культурных и спортивных достижениях в ауле;
  • о коренных жителях – адыгах;
  • о культурном наследии республики;
  • о поведении в природе и отношении к ней.

знать:

  • историю республики, историю района, историю посёлка, герба, истории названия улиц;
  • прославленных людей района,посёлка;  имена героев -  земляков, погибших в годы ВОВ, культурные и спортивные центры;
  • как организовать свой культурный досуг;
  • адыгские  легенды, сказки, песни, картины о родном крае.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Дети будут уметь:

  • бережно относиться к природе, сохранять свою безопасность в природе;
  • выражать свои знания и чувства с помощью слов, рисунков,  поделок и т.д.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  •     осознание себя гражданином своего посёлка, человеком сильным,  отважным, с чувством гордости  и уважения   за героическое прошлое своих земляков.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  2 КЛАССА

Мой любимый город (14 часов)

Цель: знакомство детей с понятием «малая родина»;формирование представления о себе как о жителе данного аула; знакомство с известными людьми посёлка; воспитание  стремления подражать своим героям и знаменитостям.

Занятие 1

Экскурсия в музей с целью ознакомления с историей аула, герба, флага.

Занятие 2

Заочная экскурсия по аулу, республике. Показать детям красоту родного края (гора Фишт, Оштен, плато Лагонакии т.д.)

Занятие 3

Конкурс рисунков «Дворик моей мечты». Воспитывает  осознание своей значимости к  истории аула.

Занятие 4

История улицы, на которой я живу.  С помощью родителей дети подбирают материал  о происхождении названия и оформляют его по своему представлению  о той улице, на которой живут.

Занятие 5

Проект готовится по желанию в виде фотографий, макетов, рисунков и т.д.

Кавказская сказка (природа Республики Адыгея) (15 часов)

Цель: знакомство со значением слова «природа»; привитие любви  к родному краю, природе, ко всему живому; воспитание бережного отношения к природе.

Занятие 1

Экологическая тропа проходит по этапам с целью  выявления  знаний, умений общения с природой.  Проходит  в виде  спортивных состязаний между командами. Каждая команда получает маршрутный лист с заданиями.

Занятие 2

Перед прогулкой проводится беседа в классе на тему «Жила – была река…», затем дети получают конверты с заданиями. После прогулки проходит обсуждение результатов проделанной работы.

Занятие 3

Дети учатся наблюдать за природой и видеть прекрасное в ней.

Занятие 4

Тематическая экскурсия «Урок безопасности и бережного отношения к природе». Учатся наблюдать за природой, соблюдая главный принцип: Не навреди! Помни! Животные и растения – наши меньшие братья!

Занятие 5

Дети выращивают рассаду для цветников. Проводится презентация будущих цветочных клумб.

Город и спорт (8 часов)

Цель:  Воспитание стремления стать сильными, ловкими,  отважными; формирование правильного восприятия этих качеств каждым гражданином и патриотом своей родины.

Занятие 1

Заочная экскурсия во Дворцы спорта республики, где проводится знакомство детей с видами спорта.

Занятие 2

Заочное знакомство с  мастерами и чемпионами спорта.

Занятие 3

Проведение «Малых олимпийских игр» между командами класса с целью выявления  сильнейших.

Культурное наследие нашего края (18 часов)

Цель:

Введение  в понятие «мир культуры»; знакомство и приобщение  к культурному наследию родного края.

Занятие 1

Заочная  экскурсия в Краеведческий музей республики с целью ознакомления  с бытом коренных жителей.

Занятие 2

Чтение и обсуждение адыгских сказок  с целью  ознакомления  с устным народным творчеством адыгов.

Занятие 3

Экскурсия во Дворец  культуры аула Тахтамукай. Знакомство с видами деятельности Дворца культуры и привлечением детей к участию в культурной жизни аула.

Занятие 4

Посещение спектаклей майкопского театра  с целью приобщения  детей  к искусству.

Занятие 5

Посещение концертов, подготовленных школой искусств. Цель – заинтересовать детей и привлечь к занятиям музыкой, танцами, изобразительным искусством.

Занятие 6

Посещение концертов адыгейских и русских ансамблей. Знакомство и приобщение детей к искусству коренных жителей.

Занятие 7

Заочное посещение в музее экспозиций русских и адыгских  художников «Я рисую родной край». Цель - учить видеть  красоту родного края глазами художника.

Занятие 8

Музыкальный час. Прослушивание песен об Адыгее с целью привития любви к родному краю.

Занятие 9

Презентация «Праздники аула»:  День аула, День Победы, День Знаний. Цель – знакомство с  активной жизнью аула, знакомство с замечательными людьми.

Дорогой героев (9 часов)

Цель:

Расширение исторических знаний детей, воспитание уважения к прошлому своего народа и любви к отечеству.

Занятие 1

Экскурсия в парк  к памятнику  героев  локальных войн. Цель – познакомить с нашими земляками, участниками и героями   локальных войн. Почему ставят памятники?

Занятие 2

Экскурсия к памятнику  героям  ВОВ. Цель – воспитание  уважения к памяти   земляков- героев ВОВ.

Занятие 3

Заочная экскурсия к  Вечному огню (посещение  памятной доски «Никто не  забыт, ничто не забыто»). Понятие «Вечный огонь», «Мемориальная доска», назначение памятника «Неизвестному солдату».

Занятие 4

Беседа «Война – трагедия для всех народов».  Цель – выявление родственников-участников ВОВ, встреча с  очевидцами далёких лет.

Занятие 5

 Литературный час «Подвиг А. Севачёва, Х. Андрухаева». Цель-знакомство с подвигом героев-земляков.

Итоговая конкурсно-игровая программа (2 часа)

Занятие:

В предварительной подготовке дети делятся на творческие группы. Каждая группа получает свой конверт с заданиями. Затем конкурсная игра.

2 КЛАСС

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 34 ЧАСА (1 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)

темы

Тема

К-во час

Формы работы

Основные УУД

дата

Тема 1

Мой любимый  аул

5

1.Экскурсия в музей «Визитная карточка  аула».

2. Заочная экскурсия по  аулу.

3.Конкурс рисунков  «Дворик моей мечты».

4.Мини-проект «История улицы, на которой я живу».

Совместный проект работы родителей и детей «Наш  аул в будущем».

знакомство  с понятием «малая родина»

 формирование представления о себе как о жителе данного  аула; знакомство с известными людьми  аула;

стремление подражать своим героям и знаменитостям.

представление:

  • о понятии «Малая родина»;
  • о достопримечательностях  аула;
  • осознание себя гражданином своего посёлка, человеком сильным,  отважным, с чувством гордости  и уважения   за героическое прошлое своих земляков.

Тема 2

Кавказская  сказка (природа Республики Адыгея)

7

1.Экологическая тропа.

2.Беседа о природе Республики Адыгея.

3.Заочная прогулка к реке Белая.

4.Выставка поделок из природного материала.

5.Тематическая экскурсия  «Урок безопасности и бережного отношения к природе».

6.Мини-проект «Озеленяем класс, клумбы».

объяснять  значение слова «природа»; с уважением относиться   к родному краю, природе, ко всему живому;  бережное отношение к природе, выращивание рассады для цветников,  презентация будущих цветочных клумб.

  • о поведении в природе и отношении к ней.
  • выражать свои знания и чувства с помощью слов, рисунков,  поделок и т.д.

Тема 3

Посёлок и спорт

4

1.Заочная экскурсия во Дворцы спорта России, Адыгеи.

2.Презентация  «Равнение на победителей спорта!».

3.Проведение «Малых олимпийских игр».

 стремление стать сильными, ловкими,  отважными;

формирование правильного восприятия этих качеств каждым гражданином и патриотом своей родины;

  • представление о культурных и спортивных достижениях в посёлке;

Тема 4

Культурное наследие нашего края.

9

1.Заочные экскурсия в Краеведческие музеи.

2.Чтение и обсуждение адыгских сказок и легенд.

3.Экскурсия во Дворец  культуры   аула Тахтамукай.

4.Посещение  спектаклей театров  г. Краснодара, г. Майкопа.

5.Посещение концертов  русских и адыгейских ансамблей.

6. Заочное посещение  музеев и  выставок  художников. «Я рисую родной край».

8.Музыкальный час. 9.Слушание песен об Адыгее.

Заочная  экскурсия в Краеведческий музей республики с целью ознакомления  с бытом коренных жителей.

представление:

  • о коренных жителях – адыгах;
  • о культурном наследии республики;

Расширение исторических знаний,  уважительноеотношение к прошлому своего народа и любовь к отечеству.

  • историю республики, историю района, историю  аула, герба, истории названия улиц;
  • прославленных людей района, аула;  имена героев -  земляков, погибших в годы ВОВ, культурные и спортивные центры;

Тема 5

Дорогой героев

6

1.Заочная экскурсия в парк  к памятнику  героев  локальных войн.

2.Заочная экскурсия к памятнику  Героям ВОВ.

3.Заочная экскурсия к  вечному огню (посещение  памятной доски «Никто не  забыт, ничто не забыто».

4.Беседа «Война – трагедия для всех народов».

5.Литературный час «Подвиги А.Севачёва, Х. Андрухаева».

Расширение исторических знаний,  уважительноеотношение к прошлому своего народа и любовь к отечеству.

  • историю республики, историю района, историю аула, герба, истории названия улиц;
  • прославленных людей района,аула;  имена героев -  земляков, погибших в годы ВОВ, культурные и спортивные центры;

Итоговая конкурсно-игровая программа (34 ч.)

3

-

Конкурс «Знаешь ли ты свой край».

Расширение исторических знаний,  уважительноеотношение к прошлому своего народа и любовь к отечеству.

  • историю республики, историю района, историю аула, герба, истории названия улиц;
  • прославленных людей района,аула;  имена героев -  земляков, погибших в годы ВОВ, культурные и спортивные центры;

3 КЛАСС

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  НА 33 ЧАСА (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)

Задачи 3 класса:

  • развивать познавательный интерес к  своей Родине;
  • познакомить с основными понятиями «Родина», «Отечество», символика страны;
  • воспитывать уважительное отношение  к символам, к истории, к памятникам, к культуре своего государства, к людям, имеющим заслуги перед Отечеством;
  • формировать патриотические чувства, чувство гордости за свою родину.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ТРЕТЬЕГО  ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

- расширение и углубление знаний по программам «Окружающий мир», «Технология»,  «Литературное чтение», « Изобразительное искусство».

Дети будут иметь представление:

  • о понятиях «Родина», «Отечество», «Патриот», «Патриотизм», «Гражданин»;
  • о символах России;
  • о героическом прошлом своей Родины.

Дети будут понимать и объяснять:

  • значимость  города Москвы для Россиян;
  • символы России;
  • свои права и обязанности;
  • жизнь и подвиги своих предков.

Дети будут :

  • пользоваться своими правами и обязанностями;
  • находить на карте свою страну, столицу и  местоположение семи чудес России;
  • получать, обрабатывать и передавать информацию.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  •  ощущение  патриотических и гражданских чувств  личности, чести, чести мужества и справедливости; любви к Родине,  уважительного отношения  к символам, к истории, к культуре.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  3 КЛАССА

Я познаю Родину (5 часов)

Цель: выяснение происхождения и смысла слов «Родина», «Отечество»; воспитание у детей чувство патриотизма.

Занятие 1

Беседа «Россия – Родина моя ». Раскрывается значение слов «Родина», «Россия», «Отечество», «Отчизна».

Занятие 2

Презентация «Путешествие по карте России»  с целью показа необъятных просторов России.

Занятие 3

Презентация «Москва – столица  нашей Родины,  сердце нашей Родины». Праздник,

посвященный Москве.  

Занятие 4

Праздник «Наша Родина – Россия, наш язык – русский». Цель -  показать  значимость  красоты и богатства родного языка.

Богатства нашей Родины (7 часов)

Цель:  знакомство  детей с  природными богатствами нашей Родины; воспитание чувства гордости за свою Родину и желания ее защищать.

Занятие 1

Презентация «Семь чудес России»:  озеро Байкал, гора Эльбрус, Петергоф, долина гейзеров, столбы выветривания, храм Василия Блаженного, Мамаев курган, Родина – Мать.

Занятие 2

Литературный праздник «Русская береза». Цель -  воспевание в стихах, сказках и песнях березы как символа России.

Занятие 3

Игра «Звездный час» - «Сохраним природу России». Цель - показать богатство животного и растительного мира, учить беречь и защищать ее.

Занятие 4

 Музыкальный час «Колокола России».  Понятие «Колокольный звон», значение колокола в Древней Руси. Прослушивание записей колокольных звонов с просмотром   изображений  храмов с колоколами (Великий Новгород, Москва и т.д.)

Наше государство (6 часов)

Цель: воспитание чувства гражданства; знакомство с символикой государства.

Занятие 1

Беседа «Российская символика». Раскрывается понятие «Флаг», «Герб», «Гимн».

Занятие 2

Беседа «Я гражданин России». Права и обязанности гражданина России.

Занятие 3

Деловая игра «Главные вопросы».  Обсуждение вопросов: «Что  мы можем делать и чего не можем»,  «Что  мы  обязаны делать и чего не обязаны», «На что имеем право и на что не имеем». Обсуждение вопросов идет по группам.

Занятие 4

 Ролевая  игра «Знай свои права».  Команды обыгрывают фрагменты из русских народных сказок и обсуждают нарушение прав человека.

Родина – мать, умей за нее постоять (11 часов)

Цель:  раскрытие значения терминов «Патриот», «Патриотизм»;  знакомство детей с именами великих защитников Русской земли; формирование понятия о мужестве как великом свойстве души; воспитание чувства гордости за героическое прошлое ее народа; воспитания уважительного отношения к отслужившим в армии и готовящимся к службе.

Занятие 1

Былинные герои. Чтение былин, рассматривание репродукции В.М. Васнецова «Три богатыря» с целью  показать  величие и силу русского народа.

Занятие 2

Рассказы о русском флоте.  Чтение рассказов о русском флоте. Дать представление о России – великой морской державе, познакомить с именами прославленных флотоводцев.

Занятие 3

«Русская земля, недругам твоим прощения нет!».  Знакомство с именами  великих защитников русской земли. Просмотр  репродукций картин, чтение стихов о защитниках Родины.

Занятие 4

Праздник мужества и чести.  Праздник для мальчиков класса с целью   воспитания уважительного отношения  к Российской армии.

Занятие 5

Встреча с ветеранами ВОВ «Помнят люди».  

Занятие 6

С песней по жизни.  Музыкальная композиция, посвященная Дню Победы, с исполнением песен о войне хором мальчиков.

Занятие 7

Проект «Я помню, я горжусь».  Цель – узнать больше о ВОВ и о жизни и подвигах своих предков.

Обобщающее занятие (4 часа)

Интеллектуальная игра «Что я знаю о России». Игра проходит в виде конкурсов: исторического, географического, литературного, музыкального. В заключении проводится награждение грамотами. Праздничная программа  «Славься,  земля русская» (стихи, песни,  сценки о России).

3 КЛАСС

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  НА 33 ЧАСА (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)

темы

Тема

К-во час

Формы работы

Основные УУД

Дата

Тема 1

Я познаю Родину

7

1.Беседа «Россия – Родина моя».

2.Практическое занятие «Путешествие по карте России».

3.Презентация «Москва – столица  нашей Родины».

4.Праздник «Наша Родина – Россия, наш язык – русский».

-расширение и углубление знаний по программам «Окружающий мир»,

  • значимость  города Москвы для Россиян;
  • символы России;
  • свои права и обязанности;

жизнь и подвиги своих предков

Тема 2

Богатства нашей Родины

5

1.Презентация «Семь чудес России».

2.Литературный праздник «Русская береза».

3.Игра «Звездный час» - «Сохраним природу России».

4.Колокола России.

расширение и углубление знаний по программам «Окружающий мир»,

  • получать, обрабатывать и передавать информацию.

Тема 3

Наше государство

6

1.Беседа «Российская символика».

2.Беседа «Я гражданин России».

3.Деловая игра «Главные вопросы».

4.Ролевая  игра «Знай свои права».

расширение и углубление знаний по программам «Окружающий мир»,

  • значимость  города Москвы для Россиян;
  • символы России;
  • свои права и обязанности;
  • жизнь и подвиги своих предков.

Тема 4

Родина – мать, умей за нее постоять

10

1.Былинные герои.

2.Рассказы о русском флоте.

3.Русская земля, недругам твоим прощения нет!

4.Праздник мужества и чести.

5.Встреча с ветераном «Помнят люди».

6. С песней по жизни.

Проект «Я помню, я горжусь».

  • ощущение  патриотических и гражданских чувств  личности, чести, чести мужества и справедливости; любви к Родине,  уважительного отношения  к символам, к истории, к культуре.
  • о понятиях «Родина», «Отечество», «Патриот», «Патриотизм», «Гражданин»;
  • о символах России;
  • о героическом прошлом своей Родины.

Обобщающее занятие (34)

6

Интеллектуальная игра «Что я знаю о России».

Праздничная программа  «Славься,  земля русская».

  • ощущение  патриотических и гражданских чувств  личности, чести, чести мужества и справедливости; любви к Родине,  уважительного отношения  к символам, к истории, к культуре.

4 КЛАСС

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  НА 33 ЧАСА (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)

Задачи 4 класса:

  • воспитывать гражданское самосознание причастность к родным истокам;
  •  формировать правовую культуру, положительное отношение к законам и их выполнению;
  • воспитывать личную ответственность за будущее страны.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

расширение и углубление знаний по программам «Окружающий мир», «Технология»,  «Литературное чтение», « Изобразительное искусство».

Дети будут

иметь представление:

  • о  Международном документе по защите прав ребенка;
  • о  разработке законов;
  • о профессиях;
  • о здоровом образе жизни.

 знать:

  • свои права, свои обязанности;
  • что приносит пользу здоровью и что вредит;
  • историю своего имени;
  • получение знаний необходимо для жизни;
  •  необходимость занятий спортом.

Дети будут:

  • выполнять поручения родителей по дому;
  • анализировать и фиксировать свои успехи и достижения;
  • организовать свой досуг с пользой для здоровья.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • чувство собственного достоинства, осознание в себе деловых качеств законопослушной личности, имеющей желание и потребность  трудиться  и уважительно относиться к труду.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 КЛАССА

Я и мои права. Введение (5 часов)

Цель:  формирование  общего представления о понятиях «Конвенция ООН» и «Всеобщая декларация прав человека».

Занятие 1

Введение понятий  «Права человека и свобода». Беседа-игра  разъясняет смысл основных понятий «Конвенция ООН» и «Всеобщая декларация прав человека».

Занятие 2

Деловая игра  «Мы разрабатываем законы».  В игровой форме дети учатся вырабатывать законы.

Занятие 3

Игра «Встреча с инопланетянами».  Работа в группах. Цель – рассказать о жизни на Земле.

Права на имя (3 часа)

Цель: формирование понятия уникальности  и значимости каждого человека; воспитание в ребенке Личности.

Занятие 1

Защита проекта «Имя мое».  Дети находят историю своих имен.

Занятие 2

Праздник имени. Презентация проектов.

Право на семью (2 часа)

Цель:  формирование убеждения в важности семьи, укреплении  родственных связей.

Занятие 1

Час размышлений «Зачем человеку семья».  Возникновение семьи. Показать значимость  семьи на примерах  лучших семейных традиций.

Занятие 2

Беседа - игра «Какие обязанности ты выполняешь дома».  Проходит в форме рассказа о своих  обязанностях дома.

Право на питание (4 часа)

Цель:  формирование у школьников сознательного  отношения к питанию как залогу здоровья.

Занятие 1

Беседа «Хлеб всему голова».  Выяснить, почему хлеб  является продуктом номер один. Познакомить с разнообразием хлебных продуктов и их ценностью.

Занятие 2

Фольклорно-игровая программа «Каравай». Изучение фольклорного материала о хлебе: песен, стихов, пословиц, поговорок, сказок, загадок.

Занятие 3

Познавательно-игровая программа «День живой воды».   Вода – «матушка царица». Без воды нет и не может быть жизни (приметы, пословицы, загадки о воде). Народные игры.

Право на бесплатное образование (7 часов)

Цель: развитие познавательной активности, интеллектуальных способностей, творческого потенциала.  

Занятие 1

Игра «Умники и умницы». Углубление и расширение знаний по предметам.

Занятие 2

Игра «Что, где, когда?».  Развитие мышления, смекалки, памяти, речи; развитие интереса к знаниям.

Занятие 3

Тренинг «Как научиться учиться».  Тестирование и на основе результатов упражнения для тренировки памяти, мышления, усидчивости.

Занятие 4

Мои вершины (портфолио).  Создание и презентация  собственных достижений.

Право на бесплатное медицинское обслуживание  (4 часа)

Цель: расширение знаний детей о здоровом образе жизни.

Занятие 1

Беседа «Хорошее здоровье превыше всего». Беседа проводится с показом презентации о витаминах, их пользе для развития молодого организма.

Занятие 2

День Здоровья. Команды готовятся  к проведению праздника Дня Здоровья.  В назначенный день проходят состязания  между командами.

Право на отдых (5 часов)

Цель:  формирование отличия активного отдыха от пассивного; знакомство с  разнообразием игр (подвижные, настольные).

Занятие 1

Игровое шоу «Ура! Игра!»    Игры: «Морской бой»,  «Кто вперед» (гонки на машинах), «Путешествие Красной Шапочки» и т.д.

Занятие 2

Защита проекта «Семейный альбом», «Семейный досуг». Презентация   лучшего выходного дня.

Право на труд (3 часа)

Цель:  расширение кругозора, воспитание уважения к людям труда, желания трудиться.

Занятие 1

Игра «Все работы хороши – выбирай на вкус».  Идет работа в группах. Дети выполняют задания и обучаются  профессиям парикмахера, почтальона, учителя, врача, строителя и т.д.

Занятие 2

Игра «Радиоэфир».  Подготовленный из детей журналист берет интервью:

-Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

 Ответы записываются на диктофон с последующим прослушиванием и обсуждением.

Итогово-обобщающее занятие (2 часа)

Цель:  организация в игровой форме проверки знаний  детей  о правах и обязанностях.

Занятие 1

«Мы тоже имеем права» - театрализованное представление. Инсценировка  условной сказки, в которой принимают участие все дети, и по ходу действия оценивается правильность поступков и  находится выход из сложившихся ситуаций.

4 КЛАСС

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  НА 33 ЧАСА (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)

темы

Тема

К-во час

Формы работы

Основные УУД

Дата

Тема 1

Я и мои права. Введение

4

1.Введение понятий  «Права человека и свобода».

2.Деловая игра  «Мы разрабатываем законы».

3.Игра «Встреча с инопланетянами».

представление:

  • о  Международном документе по защите прав ребенка;
  • о  разработке законов;
  • о профессиях;
  • о здоровом образе жизни.
  • о  

Тема 2

Права на имя

1

1.Защита проекта «Имя мое».

2.Праздник имени.

  • свои права, свои обязанности;
  • что приносит пользу здоровью и что вредит;
  • о  Международном документе по защите прав ребенка;

Тема 3

Право на

семью

2

 -

1.Час размышлений «Зачем человеку семья».

2.Беседа «Какие обязанности ты выполняешь дома».

  • свои права, свои обязанности;
  • что приносит пользу здоровью и что вредит;
  • чувство собственного достоинства, осознание в себе деловых качеств законопослушной личности, имеющей желание и потребность  трудиться  и уважительно относиться к труду.

Тема 4

Право на питание

1

3

1.Беседа «Хлеб всему голова».

2.Фольклорно-игровая программа «Каравай».

3.Познавательно-игровая программа «День живой воды».

  • свои права, свои обязанности;
  • что приносит пользу здоровью и что вредит;
  • историю своего имени;
  • получение знаний необходимо для жизни;
  •  необходимость занятий спортом.

Тема 5

Право на бесплатное образование

2

4

1. Игра «Умники и умницы».

2.Игра «Что, где, когда?».

3.Тренинг «Как научиться учиться».

4.Мои вершины (портфолио).

  • свои права, свои обязанности;
  • получение знаний необходимо для жизни;

Тема 6

Право на бесплатное медицинское обслуживание

1

3

1.Беседа «Хорошее здоровье превыше всего».

2.День Здоровья.

  • свои права, свои обязанности;
  • что приносит пользу здоровью и что вредит;

Тема 7

Право на отдых

2

3

1.Игровое шоу «Ура! Игра!».

2. Защита проекта «Семейный альбом», «Семейный досуг».

  • свои права, свои обязанности;
  • что приносит пользу здоровью и что вредит;

Тема 8

Право на труд

1

2

1.Игра «Все работы хороши – выбирай на вкус».

2.Игра «Радиоэфир».  

  • свои права, свои обязанности;
  • что приносит пользу здоровью и что вредит;
  • чувство собственного достоинства, осознание в себе деловых качеств законопослушной личности, имеющей желание и потребность  трудиться  и уважительно относиться к труду.

Итогово-обобщающее занятие

«Мы тоже имеем права» - театрализованное представление.

  • свои права, свои обязанности;
  • что приносит пользу здоровью и что вредит;

чувство собственного достоинства, осознание в себе деловых качеств законопослушной личности, имеющей желание и потребность  трудиться  и уважительно относиться к труду.

Согласовано

Зам. директора по УВР                         М.Н.Коблева

от  «____»_________________ 2012 г.

Литература для учителя:

  • Агеева, И.Д. Кто лучше всех знает Россию? [Текст]: методическое пособие./ И.Д.  Агеева - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 167с.
  • Анашина, Н.Ю. День истории в школе. Интеллектуальные игры и развлечения. История Отечества, всемирная история, история права [Текст] / Н.Ю. Анашина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 247с.
  • Астахов, П.А. Я и государство [Текст]   / П.А.Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 188с.
  • Жиренко, О.Е. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. [Текст] / О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева – М.: ВАКО, 2008. – 160с.
  • Классные часы: 1 класс [Текст] / авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.:ВАКО, 2009. – 272с.
  • Классные часы: 1 класс [Текст] / сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 287с.
  • Недаром помнит вся Россия... [Текст]: внеклассные мероприятия по патриотическому воспитанию. 1-4 классы / авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 243с.
  • Соболева, Н.А. Российская государственная символика: история и современность. [Текст] /  – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 98с.
  • Соловьева, Л.И. Краеведческие игры. [Текст]: учебное пособие./ Л.И.  Соловьева.– Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 364с.

Литература  для детей:

  • Астахов. П.А. Я и государство [Текст] / П.А. Астахов. -  Эксмо, 2009. – 149с.
  • БЭС. Москва: Большая Российская энциклопедия [Текст] / - СПб.: Норинт, 2004. – 1456с.
  • Волина, В.В. Занимательноеазбуковедение[Текст] /  В.В. Волина. – М.: Просвещение, 1991. – 253с.
  • Грушко, Е.А. Словарь фамилий [Текст] /  Е.А.Грушко,  Ю.М. Медведев. – Нижний Новгород, 1997. – 435с.
  • Синова, И.В. Герб, гимн, флаг России [Текст] / И.В. Синова. – Издательский дом «Литера», 2006. – 79с.
  • Сукач, Л.М. Зеленый дом без окон (загадки) [Текст] / Л.М. Сукач. – М.: Эксмо, 2000. – 56с.
  • Сухин, И.Г. Сборник литературных викторин [Текст] / И.Г. Сухин. -  М.: Новая школа, 1994. – 121с.

Другие материалы, обеспечивающие занятия

  • Для спортивных соревнований – мячи, обручи, кегли и т.д.
  • Для тематических походов - путевые листы с заданиями, мячи, мини-канат, скакалки, вода и т.д.
  • Для подготовки мини-проектов, выставок рисунков – краски, карандаши, бумага, фотографии и альбомы.
  • Экспозиции музеев, выставок.
  • Для проведения ролевых игр – посуда, имитация подарков,  игрушки.

Диагностический материал

Таблица №1

Карта наблюдения №1

Оценка  уровня познавательного  интереса младших школьников

ФИО

п/п

Отсутствие интереса

Реакция на новизну

Любопытство

Устойчивый познавательный интерес

Обобщенный познавательный интерес

примечание

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1 – на начало года

2 – на конец года

(+, -) отмечаются наиболее характерные  особенности  поведения каждого ученика

Цель: определение  уровня  сформированности познавательных интересов

Возраст: 7 – 10 лет

Метод оценивания: наблюдение и сравнительный анализ познавательных интересов младших школьников.

Применение: при проведении экскурсий, целевых прогулок, тематических бесед,  при посещении музеев, выставок, театров т.д.

Таблица №2

Карта наблюдения №2

Оценка  выполнения  итогового задания. Презентация работы.

Эксперты:____________________________

Обучающиеся:________________________________

Критерий

Оценка

Комментарии

1.

Соответствие результата поставленной цели

Степень обоснованности результата

2.

Качество итогового продукта

Качество выступления

Иллюстративный материал

Ответы на вопросы. Представления

Сумма баллов

Общий результат

Результат работы  обучающихся  по каждому  критерию  оценивается по 3 – бальной шкале.  Максимальный результат  - 15 баллов.

Карта наблюдения «Знай и люби свой край»

Фамилия,имя

Элементарные знания о символах города

Элементарные знания  об истории родного края

Элементарные знания о культурном наследии города

Элементарные знания  о спортивных достижениях города

Элементарные знания о героическом прошлом города

Элементарные знания  о природе родног края


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по факультативному курсу: "Я-гражданин России "

Рабочие программы внеурочной деятельности для 3 класса по курсам  " Я- гражданин "....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу « Я - гражданин России»

Программа является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания  на ступени начального образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной деятельности обучающихся....

Рабочая программа по курсу: «Кружок «Я гражданин России».4 класс

Рабочая программа по курсу: «Кружок «Я гражданин России».4 класс...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного, социального направления « Я гражданин России » для 1- 4 классов

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления « Я гражданин России » для 1- 4 классов

Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; во...

рабочая программа по внеурочному курсу "Я- гражданин России"

Рабочая программа по внеурочной деятельности...

Рабочая программа воспитания и социализации «Я - гражданин России»2 класс

Рабочая программа воспитания и социализации  «Я - гражданин России» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:Конституции Российской ФедерацииЗакона РФ «О...