рабочая программа по внеурочному курсу "Я- гражданин России"
рабочая программа

Распашнова (Василевская) Ольга Ивановна

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-grazhdanin_rossii.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

           Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

           Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

 Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

 Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

 Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная):

-      Беседы

-      Классный час  

-      Сообщения

-      Встречи с интересными людьми

-      Литературно – музыкальные композиции

-      Просмотр и обсуждение видеоматериала  

-      Экскурсии (внеурочная, внешкольная)

-      Поездки, походы по историческим и памятным местам

     Практические занятия (внеурочная, внешкольная):

-      Творческие конкурсы

-      Выставки декоративно-прикладного искусства

-      Коллективные творческие дела

-      Соревнования

-      Показательные выступления

-      Праздники

-      Викторины

-      Интеллектуально-познавательные игры

-      Трудовые дела

-      Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

-      Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

-      Заочные путешествия

-      Акции благотворительности, милосердия

-      Творческие проекты, презентации

-      Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров

-      Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания  (урочная, внеурочная, внешкольная)

 

Программа “Я – гражданин России”  рассчитана на учащихся  1-4 классов.

Она включает  шесть  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

 1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, акции милосердия.

2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.

3. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и

возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы».

4. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.    

5. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Мероприятия:  круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».

   Планируемые результаты:

  Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

  Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

  Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,  неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

  Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

  У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

 В результате реализации программы ожидается:

·        развитие творческих способностей;

·        осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

·        способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

·        осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

 Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

  направления

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Я и Я

Я, ТЫ, МЫ. Мой сосед по парте. Мои увлечения. Мой портфель. Во что поиграем с друзьями.

Я – ученик. Я и мои друзья. Кому нужна моя помощь?

Кто что любит и умеет? Мы все такие разные. Будь человеком. Мои любимые книги. Диагностика сформированности личностных качеств.

Что такое хорошо и что такое плохо? Кто я? Какой я? Откуда я родом? Хочу и надо. Тест «Познай себя» Правила жизни.

Я и семья

Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. Я - помощник в семье. Моя красивая мама. Конкурс рисунков. Оформление фотовыставки.

Мои обязанности по дому. Моя мама лучшая на свете. Я горжусь своим отцом. Сказки моей бабушки. Папа, мама, я – дружная семья. Праздники к Дню матери, 8 марта. Конкурсы рисунков и сочинений.

Почему меня так назвали? Здесь живёт моя семья. Что значит быть хорошим сыном или дочерью. Мой папа- мастер на все руки. Золотые руки. Доброта в сказках и стихах.

В гостях у предков. Загляните в старый альбом. Спешите творить добро. Герб моей семьи. Моя родословная. Пожилые люди- мудрые люди. Наше семейное хобби. Поиграем с младшими.

Я и школа

Праздник первого звонка. Правила поведения в школе. Школа – мой дом. Законы жизни класса. Школа вежливости. Экскурсия по школе. Мой портфель. Безопасная дорога в школу.

Обязанности школьника. Школьная форма. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Мы дежурим. Дневник – лицо ученика. Трудовой десант.

Мой класс – моя семья. Каков я в школе. Устав школы. Диагностика сформированности классного коллектива.

По каким правилам мы живём. Трудовой десант. Школьный двор. Из истории моей школы. Мои родители – выпускники Лицея № 5.

Я и моё Отечество

Мой город – Поляны родные. Моя улица. Они защищали Родину.

Мой любимый город. Символы России. Экскурсии в исторический музей. Они защищали Родину. Акции.

О чём шепчут названия улиц. Герои – мои земляки. Открытка ветерану. Победа деда – моя победа. Есть такая профессия – Родину защищать. Наша область. Дорогая моя столица.

История в названиях улиц. След ВОВ  в жизни родного края и моей семьи. Люблю тебя моя Россия. Поговорим о толерантности. Дети войны. Урок милосердия и доброты. Путешествие по стране.

Я и планета.

Осень в гости к нам пришла. День птиц. Будь планете другом. Конкуры кормушек и рисунков.

Мы жители планеты Земля. Земля твой дом. Домашние животные и растения. Экологические акции.

Посмотри, как он хорош, мир , в котором ты живёшь. Чем живёт планета. Животные и растения рекордсмены. Сад на окошке. Мы в ответе за тех, кого приручили.

Судьба планеты, наша судьба.  Что такое экология? Животные красной книги Кировской области. Природа и поэзия. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света.

Учебно-тематический план 1 класс

Название раздела

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Практические занятия

1

Я и Я

5

5

2

Я и семья.

3

3

3

Я и школа.

7

6

1

4

Я и моё отечество.

7

5

2

5

Я и планета.

12

7

5

6

Итого:

34

Учебно-тематический план 2 класс

Название раздела

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Практические занятия

1

Я и Я

5

2

3

2

Я и семья.

6

4

2

3

Я и школа.

7

4

3

4

Я и моё отечество.

10

5

5

5

Я и планета.

6

2

4

6

Итого:

34

17

17

Учебно - тематический  план 3 класс

№ п/п

Название  раздела

(темы программы)

Общее      количество

Часов

Часы  аудиторных

Занятий

Часы внеаудиторных занятий

I

«Я и Я»

5 ч.

4

1

II

« Я и семья»

8 ч.

7

1

III

 «Я и школа»

7 ч.

7

IV

«Я и моё Отечество»

7 ч.

6

1

V

«Я и планета»

7 ч.

5

2

Итого:

34

29

5

Учебно –тематический план 4 класс.

Название раздела (темы программы)

Общее количество часов.

Часы аудиторных занятий.

Часы внеаудиторных занятий.

1

«Я и я»

8 ч.

8 ч.

«Я и моя семья»

8 ч.

4 ч.

4 ч.

3

«Я и школа»

5 ч.

4 ч.

1 ч.

4

«Я и моё Отечество»

7 ч.

3 ч.

4 ч.

5

«Я и планета»

6 ч.

4 ч.

2 ч.

Итого:

34 ч.

23 ч.

11 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа патриотического кружка "Я-гражданин России"

Программа рассчитана на обучающихся 2-4 классов.Срок реализации программы-1 год. Главной целью кружка является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город...

Рабочая программа по внеурочному курсу "Мое здоровье" 1 класс.

Внеурочная деятельность по ФГОС. 1 класс. Пояснительная записка и тематическое планирование....

Рабочая программа предмет факультатив "Я - гражданин России", 4 класс, автор курса Н. Я. Чутко

Планирование факультатива "Я - гражданин России", 4 класс, автор курса Н. Я. Чутко (система Л. В. Занкова)...

Рабочая программа по внеурочному курсу «Школа безопасности»

Программа внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания ...

Рабочая программа по кружку "Я-гражданин России" 4 класс

В рабочей программе представлены: пояснительная записка, общая характеристика предмета, цели и задачи, планируемые УУД, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по кружку "Я-гражданин России" 4 класс

В рабочей программе представлены: пояснительная записка, общая характеристика предмета, цели и задачи, планируемые УУД, календарно-тематическое планирование....