Рабочая программа "Умелые ручки"
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочая программа "Умелые ручки" составлена для внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_umelye_ruchki.doc273 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

 Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

 Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

 Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Цель: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Задачи:  

  1. Развитие личностных качеств, интеллекта, творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности).
  2. Развивать художественный  вкус, представление о пропорции, мелкую моторику, пространственное мышление, воображение.
  3. Воспитывать   терпение, точность, целеустремлённость.
  4. Формировать   активность, самостоятельность, коммуникативность, эстетический  вкус, аккуратность.

На занятиях по программе «Умелые ручки» применяются различные формы и методы работы: традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, занятие-сказка, занятие-путешествие, викторины, беседы и др.  

Программа «Умелые ручки» рассчитана на 4 года: в 1 классе 32 часа в год, 1 час в неделю; во 2 - 4 классах 34 часа в год, 1 час в неделю.

Ценностные ориентиры содержания курса «Умелые ручки»

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; бережливость, трудолюбие.

Ценность труда и творчества: признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области; уважение к труду; творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость.

Ценность общения: понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества.

Ценность патриотизма: любовь и уважение к своему народу; восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Ценность природы: осознание ответственности за родную землю; экологическое сознание.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

1 класс (32 часа)

  1. Аппликация и моделирование (13ч.)

Изготовление аппликаций и поделок из природного материала, геометрических фигур, пуговиц, крученой бумаги и салфеток.

  1. Работа с пластическими материалами (8)

Рисование пластилином, лепка из слоеного теста

  1. Модульное оригами (9)

История модульного оригами. Заяц, лебедь, ваза с цветами из треугольных модулей.

  1. Чудеса своими руками (2ч.)

Изготовление бабочки из пластиковой бутылки и цветов из ячеек от яиц.

  1. класс (34 часа)

      1.​ Вводная часть (1ч.)

Материалы и инструменты. Правила техники безопасности. Правила работы за рабочим столом. Поиск идей и разработка сюжетов для творческих работ.

       2. Работа с природным материалом (4ч.)

Поделки и аппликация из природного материала (листьев, семян, веток, шишек, желудей).

        3.  Аппликация (7ч.)

        Изготовление аппликаций из бумаги, ткани, разных материалов. Аппликации плоские (из геометрических фигур, из ткани), объемные (« Аквариум», « Школьная клумба», « В зоопарке»).

4.Чудеса своими руками (18ч.)

        Работа с пластилином: рисование пластилином, мозаика на прозрачной основе. Изготовление игрушек из помпонов, папье-маше, фольги, бумаги. Конструирование техники, мебели из коробок. Окрашивание бумаги набрызгом.

  1. Мы – путешественники (4ч.) 

      Изготовление композиции по готовым зарисовкам и схемам: «Космическое путешествие».  Экскурсия  в весенний сад. Итоговая коллективная работа ( Коллаж « Умелые ручки»).

  1. класс (34 часа)
  1. Вводная часть (1ч.)

Материалы и инструменты. Поиск идей и разработка сюжетов для творческих работ.

  1. Работа с природным материалом (4ч.)

Изготовление аппликаций, поделки  «Ежик», панно «Осенняя фантазия», букет роз из семян подсолнечника, сухой листвы. Создание объемной композиции «Лесная полянка».

  1. Аппликация (7ч.)

Изготовление аппликаций «Солнышко на облаке», сюжет сказки, «Лебедь», «Ромашковое поле» из  цветной бумаги,  салфеток, ниток. Квиллинг.

Работа с бросовым материалом  (16ч.)

Вторая жизнь старых вещей. Нужные предметы: фоторамка, карандашница.

Игрушки: паучок, черепаха, гусеница. Предметы создающие уют: картины из яичной скорлупы, одноразовой посуды, пуговиц.

  1. Работа с пластическим материалом (6 ч.)

Коллективная работа под девизом: «Вместе дружнее», мозаичная аппликация на стекле из пластилина. Изделия из соленого теста: «Наши пернатые друзья».

  1. класс (34 часа)
  1. Вводная часть (1ч.)

Материалы и инструменты. Поиск идей и разработка сюжетов для творческих работ.

  1.  Работа с природным материалом (3ч.)

Поделки и аппликация из природного материала.

  1. Аппликация (8ч.)

Изготовление аппликаций  «Коллаж из ткани», «Я – парикмахер», из  птичьих перьев и создание объемной композиция «Лиса и Заяц». Оригами.

  1. Чудеса своими руками (18ч.)

История бисероплетения. Украшения из бисера: фенечки, цветочки.

Папье-маше (Пасхальные сувениры. Расписное яйцо). Вязание на спицах. Вышивание. Чудо-посуда (изделие из соленого теста), поздравительная открытка в технике квиллинг, декорирование корзины цветами из пластилина.

  1. Мы – путешественники (4ч.)

Изготовление композиций по готовым зарисовкам и схемам: «Космическое путешествие», «Морская прогулка», «Морское дно». Игровая программа «Путешествие на машине времени».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс (32 часа)

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

1

 Аппликация и моделирование

13

13

 

2

Работа с пластическими материалами

8

8

3

Модульное оригами

9

9

4

Чудеса своими руками

2

2

Итого

34

34

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс (34 часа)

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

1

 Вводная часть

1

1

 

2

Работа с природным материалом

4

4

3

Аппликация

7

7

4

Чудеса своими руками

18

18

5

Мы – путешественники

4

4

Итого

34

34

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 класс (34 часа)

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

1

 Вводная часть

1

1

 

2

Работа с природным материалом

4

4

3

Аппликация

7

7

4

Работа с бросовым материалом  

16

16

5

Работа с пластическим материалом

6

6

Итого

34

34

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 класс (34 часа)

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

1

 Вводная часть

1

1

 

2

Работа с природным материалом

3

3

3

Аппликация

8

8

4

Чудеса своими руками

18

18

5

Мы – путешественники

4

4

Итого

34

34

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Учащийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Учащийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные УУД

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Учащийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные УУД

Учащийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Учащийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Предметные результаты

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Библиотечный фонд

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. Т.Н. Проснякова  Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Сайт Страна Мастеров -  http://stranamasterov.ru 

6. Сайт Всё для детей - http://allforchildren.ru 

7. Анистратова. А.А,  Гришина. Н.И. Поделки из пластилина и солёного теста (Текст) сборник / А.А. Анистратова, Н.И.Гришина. – М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова  ОНИКС,2010.- 40с.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (32 часа)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы

контроля

Использование ИКТ

Примечание

I. Аппликация и моделирование         

        

        13

1.

Вводное занятие. Сбор природного материала.

1

Презентация

2.

Аппликация из природных материалов на картоне «Корзинка».

1

Практическое задание

3.

Аппликация из природных материалов на картоне « Слоник»

1

Практическое задание

4.

Аппликация из природных материалов на картоне «Уточка»

1

Практическое задание

5.

Аппликация из геометрических фигур «Ракета»

1

Практическое задание

6.

Аппликация из геометрических фигур

«Кошечка»

1

Практическое задание

Презентация

7.

Аппликация из геометрических фигур

«Лошадка»

1

Практическое задание

8.

Аппликация из геометрических фигур

«Черепаха»

1

Практическое задание

9-10.

Аппликация из пуговиц. «Мухомор»

2

Практическое задание

Презентация

11.

Аппликация из крученной бумаги.

1

Практическое задание

12.

Аппликация из салфеток «Зайчик»

1

Практическое задание

13.

Аппликация из карандашных стружек.

1

Практическое задание

II. Работа с пластическими материалами

        8

14.

Вводное занятие. Рисование пластилином.

« Одуванчики»

1

Презентация

15.

Рисование пластилином. «Цыплята»

1

Практическое задание

16-17.

Рисование пластилином.

« Королевский  замок»

2

Практическое задание

18-19.

Лепка из солёного теста  «Бабочка»

2

Практическое задание

20-21.

Лепка из солёного теста.

« Подводный мир»

2

Практическое задание

III. Модульного оригами

9

22

Искусство оригами. История.

1

Презентация

23-24.

Модульное оригами «Зайчик»

2

Практическое задание

25-27.

Модульное оригами «Ваза с цветами»

3

Практическое задание

28-30.

Модульное оригами «Лебедь»

3

Практическое задание

IV. Чудеса своими руками

2

31

Поделка из пластиковой бутылки «Радужная бабочка»

1

Практическое задание

32

Поделка из ячеек от яиц «Цветочная поляна»

1

Практическое задание

2 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы

контроля

Использование ИКТ

Примечание

1.

I. Вводная часть. Материалы и инструменты. Поиск идей и разработка сюжетов для творческих работ. Игрушка-перевертыш из бумаги.

1

II. Работа с природным материалом

4

2.

Аппликация  из листьев, веток, семян.

1

Практическое задание

Презентация

3.

Фигурки зверей  из шишек, желудей.

1

Практическое задание

4.

Фигурки сказочных персонажей из природных материалов.

1

Практическое задание

Презентация

5.

Объемная  композиция с применением  ракушек  «Аквариум».

1

Практическое задание

III. Аппликация

7

6.

Аппликация из геометрических фигур        « Родной город».

1

Практическое задание

Презентация

7.

Объемная аппликация         « Школьная клумба».

1

Практическое задание

8.

Объемная композиция  «В зоопарке». Оригами.

1

Практическое задание

9.

Контурная аппликация из нитей на бархатной бумаге.

1

Практическое задание

10.

Аппликация  из ткани.

1

Практическое задание

11,12

Аппликация  открытки из разных материалов « Для мамочки».

2

Практическое задание

Презентация

IV. Чудеса своими руками

18

13,14

Рисование пластилином

2

Практическое задание

15,16

Мозаика из пластилина на прозрачной основе.

2

Практическое задание

17,18

Игрушки из помпонов.

2

Практическое задание

19,20

 « Зимняя ветка».

2

Практическое задание

21,22

 Объемные звезды из фольги.

2

Практическое задание

23,24

Окрашивание бумаги. Набрызг.

2

Практическое задание

25,26

Игрушки из папье-маше. Пасхальное яйцо.

2

Практическое задание

Презентация

27,28

Открытка с сюрпризом.

2

Практическое задание

29,30

Чудесные превращения коробок. Модели техники, мебели для кукол.

2

Практическое задание

V. Мы – путешественники

4

31,32

Объемная композиция «Космическое путешествие».

2

Практическое задание

Презентация

33

Экскурсия в весенний сад.

1

34

Коллаж « Мои умелые ручки». Итоговое занятие.

1

Практическое задание

3 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы

контроля

Использование ИКТ

Примечание

1.

I. Вводная часть.   Материалы и инструменты. Поиск идей и разработка сюжетов для творческих работ.

1

II. Работа с природным материалом

4

2.

Композиция из семян подсолнуха. «Ежик».

1

Практическое задание

3.

Букет из осенних листьев.

1

Практическое задание

Презентация

4.

Панно. «Осенняя фантазия».

1

Практическое задание

Презентация

5.

Объемная поделка. «Лесная полянка».

1

Практическое задание

Коллективная работа

III. Аппликация

7

6 - 7

 Торцевание салфетками на картоне.

 «Солнышко на облаке».

2

Практическое задание

Презентация

8.

Мозаика из бумажных комочков. Сюжет сказки.

1

Практическое задание

Презентация

9.

Аппликация из разных материалов. «Лебедь».

1

Практическое задание

10- 11

Бумажная прелесть. Осваиваем технику -  квиллинг.

2

Практическое задание

Презентация

12.

Объемная аппликация с элементами квиллинга. «Ромашковое поле».

1

Практическое задание

Коллективная работа

IV. Работа с бросовым материалом

15

13-14.

Волшебные газетные трубочки. Фоторамка.

2

Практическое задание

Презентация

16-17.

Волшебные газетные трубочки. Карандашница.

2

Практическое задание

18.

Работа с гафрокартоном.

Паучок.

1

Практическое задание

19.

Работа с гафрокартоном.

Черепаха.

1

Практическое задание

20.

Работа с гафрокартоном.

Гусеница.

1

Практическое задание

21-23

Аппликация из яичной скорлупы.

3

Практическое задание

24-26

Панно из одноразовой посуды

3

Практическое задание

27-28

Работа с пуговицами.

2

V. Работа с пластическими материалами

6

29-31

Мозаичная аппликация на стекле.

3

Практическое задание

Презентация

Коллективная работа

32-34

Лепка из солёного теста.

3

Практическое задание

Презентация

4 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы

контроля

Использование ИКТ

Примечание

1.

I. Вводная часть.   Материалы и инструменты. Поиск идей и разработка сюжетов для творческих работ.

1

II. Работа с природным материалом

3

2.

Композиция из сухих растений Букет из сухих растений.

1

Практическое задание

Презентация

3.

Аппликация из листьев. Плавающий дракон. Жар-птица.

1

Практическое задание

4.

Мозаика из природного материала. Кто живет в лесу?

1

Практическое задание

Презентация

III. Аппликация

8

5.

Коллаж из ткани.

1

Практическое задание

Презентация

6.

Кукольный театр.

1

Практическое задание

7.

Контурная мозаика из бумаги.

1

Практическое задание

8.

Объемная композиция «Лиса и Заяц». Оригами.

1

Практическое задание

9.

Аппликация из крученной бумаги.

1

Практическое задание

10.

Аппликация  «Я – парикмахер».

1

Практическое задание

11.

Аппликация из птичьих перьев.

Мозаика из карандашных стружек.

1

Практическое задание

12.

Аппликация «Снеговик»

1

Практическое задание

IV. Чудеса своими руками

18

13-15.

История бисероплетения. Украшение из бисера – фенечка.

3

Практическое задание

Презентация

16-18.

Украшение из бисера – цветочки.

3

Практическое задание

19-20.

Папье-маше. Расписное яйцо.

2

Практическое задание

21.

Поздравительная открытка в технике квиллинг.

1

Практическое задание

22-23.

Папье-маше. Посуда.

2

Практическое задание

24.

Декорирование корзины цветами из пластилина.

1

Практическое задание

25-26.

Вязание. Шарфик для куклы.

2

Практическое задание

27-28.

Вышивание.

2

Практическое задание

29-30.

Изделие из соленого теста. Чудо-посуда.

2

Практическое задание

V. Мы – путешественники

4

31.

Зарисовка «Космическое путешествие».

1

Практическое задание

Презентация

32.

Зарисовка «Морская прогулка».

1

Практическое задание

33.

Зарисовка «Морское дно».

1

Практическое задание

34.

Зарисовка «Путешествие на машине времени».

1

Практическое задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »

В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...

Консультация УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ ИЛИ 6 СПОСОБОВ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ

Специалисты советуют использовать несколько способов для того, чтобы научить ребенка правильно держать ручку, все они представлены в данной консультации....

Открытый урок: "Русь ремесленная. Русь мастеровая.Город мастеров".

Единый открытый музейный урок«Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров.Выполнила: учитель начальных классов первой категорииБрёхина Елена ПавловнаГ.МоскваТема: «Русь ремесленная. Русь мастеро...

Презентация к открытому уроку: "Русь ремесленная. Русь мастеровая.Город мастеров".

1.«Русь ремесленная .Русь мастеровая».2.Русская матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла, в которую вставляются такие же куклы меньшего размера. (Словарь русского языка С.И.Ожег...

Открытые музейные уроки «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»

Открытые уроки в рамках городского фестиваля и для студентов МПГУ...

Классный час по теме "Ой ты, Русь моя, Русь великая".

Аннотация к внеклассному мероприятию Данное мероприятие предназначено для организации внеучебной работы по патриотическому воспитанию, на достойных идеалах в духе возрождения духовно-культурных т...