Игра - важное средство воспитания
статья по теме

Ратунина Яна Евгеньевна

Воспитательное значение игры и ее всестороннее влияние на развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_vazhnoe_sredstvo_vospitaniya.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА — ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Группы продленного дня стали в настоящее время важной формой общественного воспитания детей. Часы, свободные от выполнения учебных заданий, должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от воспитателя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность, наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.

Большую помощь в этом воспитателю может оказать игра - постоянная и неизменная спутница детства.

Воспитатель должен  знать игры, владеть методикой их проведения, уметь подбирать их в соответствии с возрастом играющих для достижения педагогических целей.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра помогает воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Игры существуют разные и попыток классификации игр немало.

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр.

Предметные игры - манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы, дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

Творческие игры, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Например: младшие школьники часто играют в школу: они учат кукол, обучают друг друга. Воспитательное значение сюжетных игр заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. В таких играх дети могут сами выбирать тему игры; развить сюжет; распределить роли; подобрать нужные атрибуты. Роль воспитателя заключается в тактичном руководстве игрой.

Дидактические игры. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель. Такие игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся начальных классов.

Подвижные игры (спортивные). Подвижные игры дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику ведения игры.

Игры интеллектуальные – игры-упражнения, «Что? Где? Когда?» и настольные игры, например, шашки, шахматы и т. д.

Игры могут классифицироваться

- по форме (танцы, интеллектуальные, эстафеты, тренинги);

- по месту проведения (на воздухе, в помещении);

- по скорости и времени проведения (сезонные, игры-минутки, кратковременные, длительные);

- по уровню организации (спонтанные, управляемые, стихийные);

- по количеству участников (индивидуальные, командные);

- по степени активности (малоподвижные, подвижные, «сидячие»);

- по содержанию поставленных задач (на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные, развлекательные).

Воспитатель, который использует в своей работе все виды игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра – важнейшее средство активизации умственной и познавательной деятельности на уроках математики».

В работе, раскрывая роль игры в активизации умственной и познавательной деятельности учащихся, следует отметить, что играя,  происходят «главнейшие изменения в психике ребенка... развиваются псих...

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников.

Обобщение опыта работы по созданию системы воспитания гражданской позиции младших школьников, обеспечения связи разных поколений семьи, повышения этнокультурной осведомлённости учащихся, воспитани...

Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд. "Игра - важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста".

В игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер....

Статья на тему: "Игра, как важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста"

Материал может быть использован при подготовке выступления на педагогическом совете или на методическом объединении....

Игра - важное средство воспитания младшего школьника в режиме работы ГПД

В статье рассматривается роль и значение игры в воспитании младших школьников в режиме работы ГПД, а также методика объяснения игры детскому коллективу, выбор водящего. К статье приложен дидактический...

Игра - важное средство воспитания

Помощь для воспитателей группы продленного дня...

Доклад "Игра - как важное средство воспитания младшего школьника"

Доклад на тему: "Игра - как важное средство воспитания младшего школьника"...