Ступеньки детства
рабочая программа на тему

Василенко Нелли Николаевна

Рабочая программа предшкольной подготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stupenki_detstva.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа предшкола «Ступеньки детства»

Рабочая программа по предшкольной подготовке разработана на основе программы-концепции для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения дошкольников «Ступеньки детства» по редакцией Н.М.Конышевой (Ассоциация XXI, 2010г.).  Авторы программы : д. п. н., проф. Н. М. Конышева; к.п.н., доц. О. И. Бадулина; к.п.н., доц. М. В. Зверева «Ассоциация XXI век» 2010

Программа «Ступеньки детства» предназначена для подготовки детей к школьному обучению и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5,5–6,5 лет).

Программа «Ступеньки детства» является комплексной и включает в себя такие важнейшие линии развития ребенка-дошкольника, как: психофизиологическое развитие и охрана здоровья, социально-личностное, эмоционально-эстетическое, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие.

В основу данной программы положена идея о необходимости более строгого соблюдения природных законов развития ребенка в рамках развивающего обучения и связанная с ней идея преемственности в разных звеньях образовательного процесса в детских учреждениях.

Соответственно этому данная система работы с дошкольниками по подготовке их к школьному обучению включает:

- мотивационную готовность (т.е. внутреннее стремление к приобретению знаний);

- интеллектуально-познавательную готовность (развитость основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и пр.);

- деятельностную готовность и развитость практических процессов и действий (ориентировка в задании, действия по его выполнению, самоконтроль);

- социально-личностную готовность (определенный уровень воспитанности личностных качеств, предполагающий умение общаться и взаимодействовать с людьми, а также работоспособность).

Принципы программы «Ступеньки детства»

Оптимальный учет функциональных возможностей и естественных законов развития ребенка в организации различных видов деятельности.

Ограничение учебных нагрузок дошкольников, отказ от экстенсивного пути в организации учебно-познавательной деятельности за счет оптимизации педагогического процесса.

Создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия и успешности в процессе усвоения предусмотренных программой знаний, умений и навыков.

Забота о духовно-нравственном развитии личности в рамках учебных занятий, свободных видов деятельности и организации общения с детьми.

Включение опыта ребенка в процесс усвоения знаний, умений и навыков.

Приоритет самостоятельной деятельности ребенка в процессе обучения.

Интеграция знаний, умений и навыков (через содержание и виды познавательной деятельности, организуемой по отдельным направлениям).

Открытый характер предметного содержания образовательно-развивающей работы с детьми на всех ступенях. Отсутствие нацеленности на работу по определенному учебно-методическому комплекту в школе.

Основные задачи программы «Ступеньки детства»

- Укрепление психофизиологического здоровья детей, создание предпосылок к духовно-нравственному саморазвитию личности.

- Развитие любознательности, стремления к расширению знаний.

- Развитие инициативности, самостоятельности, активности.

- Формирование и развитие основных познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи) и умственных действий (анализ, синтез, сравнение,

классификация, обобщение и пр.).

- Формирование приемов учебно-познавательной деятельности (ориентировка в задании; действия, необходимые для его выполнения; самоконтроль).

- Формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогом и со сверстниками.

Основные линии развития ребёнка в плане осуществления преемственности дошкольного образования и школы

- Психофизиологическое развитие (забота о сохранении здоровья, развитие функциональных возможностей организма, формирование представлений о здоровом образе жизни, привитие необходимых навыков и привычек, поддерживающих психофизиологическое развитие).

- Духовно-нравственное развитие (формирование представлений о моральных ценностях, овладение морально-нравственными эталонами, воспитание нравственных чувств,

воспитание внимательного и участливого отношения к окружающим).

- Эмоционально-эстетическое развитие (воспитание эмоциональной отзывчивости, формирование эстетических эталонов, развитие ассоциативно-образного мышления, интереса к творческой деятельности; овладение средствами выражения эмоционально-оценочного отношения к окружающему).

- Социально-личностное развитие (воспитание культуры взаимодействия с окружающим миром, осознания себя как личности и индивидуальности).

- Интеллектуально-познавательное развитие (развитие познавательного интереса, активности, эрудиции, психических процессов и умственных действий; формирование структуры

учебной деятельности).

Все обозначенные линии или направления работы реализуются комплексно: во всех конкретных видах деятельности они проходят во взаимосвязи друг с другом. В первую очередь это обеспечивается специально разработанной системой учебных занятий, которые по своему содержанию соответствуют интересам, запросам и возможностям детей на каждой возрастной ступени.

Таким образом, число занятий в неделю для группы кратковременного пребывания детей 3 занятия в неделю (в год 102 часа), которые распределяются следующим образом:

-  подготовка к чтению и письму – 1 час (34 часа в год),

- художественно-конструкторская деятельность, математическая подготовка

– 1 час (34 часа в год),

- знакомство с окружающим миром (включая валеологическое образование) – 1 час (34 часа в год).

Примерный недельный план занятий по программе «Ступеньки детства» в группе по подготовке детей к школе

(с посещением 1раз в неделю)

№п\п

Вид занятия

Количество занятий

1

Подготовка к чтению и письму

1

2

Художественно-конструкторская деятельность

 Математическое развитие

1

3

Ознакомление с окружающим миром

1

В соответствии с программой «Ступеньки детства» практически все занятия в каждой предметной области носят комплексный характер. Например, работая над одним и тем же заданием на занятиях по художественно-конструкторской деятельности, дети рисуют, раскрашивают, выполняют упражнения на развитие памяти, творческого воображения, мышления, самоконтроля, решают логические задачи (как в мысленной, так и в предметно-практической форме), слушают и повторяют стихи и загадки, а также выполняют специальные практические действия, направленные на развитие сложных функциональных возможностей организма (сгибают, вырезают бумагу или обрывают ее пальцами, склеивают, лепят и пр.).

Комплексный характер заданий позволяет:

1) за счет переключения с одних видов деятельности на другие не допустить утомления детей (что могло бы привести к снижению учебно-познавательной мотивации и отрицательно влиять на здоровье);

2) повысить сознательность выполняемых видов работы (благодаря тому, что каждое задание рассматривается ребенком с разных сторон, с необходимой степенью подробности);

3) максимально использовать конкретную работу для развития самых разных психических процессов и приемов умственной деятельности.

Одновременно содержание предлагаемых заданий предполагает и воспитательное воздействие на детей и направлено на развитие у них ценных качеств личности. Это достигается посредством специального включения в процесс занятий эмоционально-

эстетического компонента (например, через привлечение к работе разнообразных объектов природы и их эмоциональную оценку), организации работы детей на основе личностно-деятельностного подхода и требований культуры труда.

Во всех предметных областях и на разных занятиях предусматривается также приучение ребенка к книге, развитие желания «общаться» с книгой, получать из нее информацию и размышлять над этой информацией.

Учебно-дидактические пособия для детей, используемые в рамках реализации программы «Ступеньки детства»

(издательство Ассоциация XXI)

1. Бадулина О.И. Подготовка к чтению и письму детей старшегодошкольного возраста (в 3-х частях).

2. Зверева М.В. Школа здоровья для детей и их родителей: Дидактические материалы для детей старшего дошкольного возраста.

3. Истомина Н.Б. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста (в 2-х частях).

4. Поглазова О.Т. Вместе со сказкой: Пособия для ознакомлениядетей старшего дошкольного возраста с окружающим миром.

Методическая литература, используемая учителем.

1. Зверева М. В. Методические рекомендации к тетради для старших дошкольников «Сохрани свое здоровье сам!»: Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей.

2. Конышева Н. М. Методические рекомендации к дидактическому материалу «Художественно-конструкторская деятельность детей старшего дошкольного возраста»: Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей.

3. Поглазова О.Т. Методические рекомендации к тетрадям для старших дошкольников «Вместе со сказкой»: Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей.

ПОДГОТОВКА К ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ ( 34 часа)

1. Чтение.

Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механизмов, среди которых решающую роль играют:

1) зрительный;

2) речедвигательный;

3) речеслуховой;

4) смысловой.

Учитывая эти особенности акта чтения, содержание данного курса направленно на развитие определённых компетенций дошкольника и решает следующие задачи:

– развитие артикуляционного аппарата (работа с чистоговорками и скороговорками, проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие и укрепление мышц губ,

языка, челюстей, рта;

– развитие фонематического слуха (выделение звуков в звучащем слове, определение последовательности звуков, характеристика звуков: гласный, согласный, твёрдый, мягкий); - работа со звуковыми и слоговыми моделями слова, выделение ударного слога, деление слов на слоги, хоровое и индивидуальное размеренное произнесение слогов и слов; работа с рифмами;

– знакомство со зрительным образом всех букв русского алфавита, запоминание букв (только печатный шрифт);

– обогащение и активизация словаря и, что особенно важно, работа над пониманием смысла слова.

Особое внимание в данном курсе уделено механизму обучения чтению. Используется позиционный принцип, сущность которого состоит в требовании выработать у ребёнка ориентацию на последующую букву. При этом важной задачей является дифференциация, с одной стороны, гласных и согласных, с другой – мягких и твёрдых согласных фонем.

2. Письмо.

Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений.

Процесс письма - это синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. В связи с вышесказанным в данном разделе программы решаются следующие задачи:

– повышение уровня наглядно-образного мышления детей;

– совершенствование способности к зрительному восприятию различных форм;

– умение ориентироваться в пространстве листа;

– укрепление руки;

– улучшение координации движений;

– знакомство с гигиеническими правилами письма;

– формирование зрительно-двигательного образа буквы (конструирование буквы из различных материалов, письмо печатных букв, письмо слов);

3. Общее развитие детей.

Как и вся программа в целом, данный раздел носит общеразвивающий характер и способствует формированию предпосылок к учебной деятельности:

– развитие познавательных процессов;

– умение работать по инструкции;

– умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;

– умение задавать вопрос и отвечать на вопросы;

– развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез);

– развитие логического мышления;

– развитие любознательности.

4. Формирование представлений:

– виды речи (говорение, слушание, чтение, письмо);

– алфавит;

– гласные и согласные звуки;

– ударение;

– правила речи;

– гигиенические правила письма;

– ребус;

– рифма.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ( 34 часа)

Развитие, воспитание, образование – вот три линии, которые лежат в основе формирования у дошкольников представлений об окружающей их природе, предметном мире, социальном окружении.

Основными задачами воспитателя при этом становятся:

– организация восприятия детьми окружающего мира и сбор разнообразной информации через непосредственное наблюдение (внешний вид, строение тела, среда обитания, образ

жизни, питание и др.);

– помощь детям в создании образного представления о наблюдаемом объекте через выделение признаков, свойств, назначения, функционирования и т. д.;

– подведение к обобщающему понятию (растение, гриб, животное и т. д.);

В процессе познания дети начинают осваивать и простое экспериментирование, которое тоже становится источником информации. С его помощью дети узнают свойства предметов и веществ (плавает, тонет, притягивается, пластичное, прозрачное, твёрдое, сыпучее).

При формировании образных представлений дети учатся описывать предметы и явления, называя их характерные признаки и свойства.

Основные представления, формируемые у дошкольников:

– о телах живой и неживой природы, о небесных телах, формах суши, водоёмах;

– о пространственно-временных отношениях в окружающем мире, о закономерности повторяемости явлений природы (смена дня и ночи, времён года);

– о погодных явлениях и сезонных изменениях, их влиянии на рост и развитие растений, животных, на человека;

– о сезонных явлениях в неживой и живой природе (положение Солнца, температура воздуха, состояние воды, изменение окраски, листопад, линька, спячка);

– о влиянии внешних условий на состояние и свойства веществ (сыпучесть сухого песка, пластичность мокрой глины, таяние льда и пр.);

о красоте и многообразии растений, грибов, животных, об их росте, развитии и размножении, о взаимодействии живых существ в экосистемах;

– о своеобразии, неповторимости каждого живого существа, об условиях, необходимых для его существования (тепло, свет, влага, питание), о его образе жизни и приспособляемости к условиям среды обитания;

– о человеке как части живой природы, о его разумной деятельности по сохранению её красоты и гармонии, о возможных негативных последствиях его безответственной деятельности и не рациональном использовании её богатств;

– о разнообразии профессий людей, об экономике семьи, о доходах и расходах, о потребностях и желаниях, о необходимостях и излишествах;

– о гигиенических требованиях (правила ухода за телом и одеждой, инструментами и бытовой техникой и пр.);

– о здоровье человека и роли природных факторов для его сохранения, о здоровом образе жизни;

– об изделиях человека, их назначении, функционировании, правилах обращения;

– об уходе за растениями, животными, территорией жизни (комната, двор, участок, столовая и пр.);

– о безопасном и экологически грамотном, нравственном взаимодействии с окружающим миром природы и людей.

Развиваем при этом способности видеть красоту окружающей природы, её взаимосвязи, ранимость от природных стихий и деятельности человека. Воспитываем бережное и ответственное отношение к окружающему, объясняя безопасное, экологически грамотное и нравственное поведение в нём. Обогащая представления о предметном мире, мире природы и людей, развиваем умения наблюдать и выделять отличительные признаки предметов и явлений, из взаимосвязи и зависимости. При этом формируются и развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и классифицировать предметы и явления окружающего мира.

Основные виды познавательной деятельности, которые начинают осваивать дошкольники при формировании образных представлений об окружающем, следующие:

непосредственное (и опосредованное) наблюдение внешних признаков, свойств предметов и явлений, очевидных связей и отношений между ними, с последующим сравнением, сопоставлением, выделением существенных признаков, выявлением причин и следствий;

– простое экспериментирование по исследованию свойств предметов и веществ;

– моделирование предметов и явлений окружающего мира, связей в живой и неживой природе;

– последовательная замена наблюдаемого предмета словом, образом, условным знаком;

– прогнозирование экологического неблагополучия в результате действия природных факторов и деятельности человека (засуха, гроза, загрязнение, осушение, свалка отходов);

– прогнозирование опасностей при несоблюдении правил поведения в природной и социальной среде;

– представление собранной информации через описание, рисунок, аппликацию, модель, сюжетно-ролевую игру, драматизацию.

Выявление причин и следствий на основе наблюдений, попытка найти ответ на вопросы «Почему?», «Что будет, если...?», и другие побуждают ребёнка делать первые попытки анализировать и обобщать увиденное. При этом развиваются наблюдательность,

внимание, мышление, воображение, творческие способности и другие качества личности. Длительные наблюдения (например, за ростом и развитием растения) позволяют формировать представления об изменчивости мира, о его взаимосвязях, о причинах и

следствиях тех или иных предметов и явлений.

Таким образом, наблюдение и экспериментирование выступают как важнейшие способы познания мира. В них переплетаются разные формы мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое). Любознательность, радость «открытия», осознание своих исследовательских умений и другие интеллектуальные чувства вплетаются в процесс познания и активизируют его, что создаёт условия для формирования картины мира и основ мировоззрения в будущем.

Большое значение уделяется и моделированию предметов и явлений окружающего мира, как через простые предметные модели, так и через сюжетно-ролевые игры, драматизации (например, разыгрывание сценок из сказок Г. Х. Андерсена, В. Бианки и др.) с использованием чувственного опыта ребёнка и наглядности.

ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (34 часа)

Математическая подготовка детей к школе нацелена на формирование у них представлений о форме, размере и количестве.

1. Представление о форме, размере и взаимном расположении различных объектов.

Сравнение и описание предметов по признакам (одинаковые – разные, похожи – отличаются). Изменение признаков (анализ и сравнение реальных предметов и их рисунков). Сравнение размеров визуально и наложением. Представления о длине. Сравнение длин (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, ближе – дальше).

Выделение элементов в различных объектах, их сравнение, изменение. Составление фигур (рисунков) из их частей (вырезание частей, наклеивание их на образец)

Понимание слов «и», «или», «все», «каждый», «из них».

Понимание и конкретизация слов «слева», «справа», «между», «над», «под», «перед», «внутри», «снаружи» и других пространственных отношений.

2. Представление о количестве.

Числовые фигуры. Способ установления взаимно однозначного соответствия между предметами (элементами) различных совокупностей (наложение каждого предмета одной совокупности на каждый предмет другой совокупности, расположение предметов одной совокупности под каждым предметом другой совокупности, образование пар). Понимание количественных отношений: «больше», «меньше», «столько же» (не надо вводить знаки «больше», «меньше», «равно» и записывать неравенства и равенства!).

Изменение количества (стало предметов «больше», «меньше», «столько же»). Выполнение предметных действий с различными совокупностями.

Усвоение последовательности слов числительных, используемых для счета предметов. Упражнения в счете. Понимание взаимосвязи между словами «число» и «количество» (число предметов и количество предметов). Знакомство с математическими знаками (только цифры !). Их узнавание и называние. Понимание того, что слова можно заменить условными знаками.

3. Геометрические фигуры.

Узнавание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). Их расположение на плоскости. Конструирование предметных моделей и их соотнесение с рисунком. Выделение фигур на фоне различных линий (развитие пространственного воображения).

4. Представление о различных вариантах выбора (предметная иллюстрация комбинаторных задач).

5. Представления о последовательности событий (что сначала? что потом?).

В процессе формирования представлений необходимо целенаправленно формировать умения: описывать выполненные действия (рассказать, что делал и в какой последовательности), осуществлять деятельность, адекватную полученному заданию.

При составлении рабочей программы удобно ориентироваться на содержание пунктов в рабочих тетрадях и на номера указанных в каждом пункте заданий. Количество занятий может быть больше (но не меньше) количества пунктов (38), так как это зависит от состава детей, профессиональной компетентности педагога и от возможностей образовательного учреждения в организации и проведении занятий.

Основные задачи занятий по художественному конструированию:

1) расширение и обогащение чувственного опыта дошкольников, их знаний и представлений об объектах окружающего мира;

2) развитие основных психических процессов и приемов познавательной деятельности (умственной и практической);

3) развитие моторики и зрительно-моторных координаций;

4) формирование осознанности и произвольности поведения и деятельности;

5) развитие изобретательности, инициативности, любознательности, формирование положительной мотивации учения.

Все эти задачи обеспечиваются как содержанием заданий, так и методикой организации работы детей, которая моделируется нашими материалами. Занятия строятся прежде всего с учетом запросов, интересов и функциональных возможностей ребенка.

Характер и содержание работы на занятиях по художественному конструированию

Предлагаемый в УМК порядок следования занятий разработан на основе системного подхода к развитию ребенка. В их последовательности заложена постепенность перехода с одной ступени на другую сразу по нескольким линиям развития дошкольника:

1) сенсорной (накопление, расширение, уточнение и детализация чувственного опыта, знаний и представлений о предметах окружающего мира);

2) моторно-физиологической (развитие двигательных умений, согласованности движений и действий, их точности);

3) интеллектуально-психологической (развитие познавательных процессов и приемов умственной деятельности);

4) эмоционально-эстетической (развитие восприимчивости к красоте и гармонии окружающего мира и эмоционально-оценочного отношения к нему).

Над отдельными изделиями дети могут работать не одно, а два-три занятия. Такие задания имеют особую дидактическую ценность, поскольку позволяют вырабатывать у воспитанников привычку к терпению, тщательной и добросовестной работе в течение длительного времени с перерывами.

С учётом разных уровней подготовки и разных способностей воспитанников задания в большинстве случаев включают разные варианты по одной и той же теме.

Все содержательные направления работы на занятиях реализуются комплексно, но можно условно выделить и кратко охарактеризовать основные из них.

1. Отбор и анализ информации об объектах деятельности. Работа со зрительным рядом.

Важность работы по данному направлению определяется тем, что современный ребенок подчас перегружен ненужными абстрактными знаниями, но при этом испытывает явный «сенсорный голод» и потому не обладает самыми необходимыми представлениями о природе и окружающих предметах. В большинстве случаев его знания и представления весьма схематичны, поверхностны, а иногда и вовсе примитивны. Между тем, общий уровень умственного развития ребенка можно оценить на основе сравнения того, как он решает наглядно-образные задачи и строит словесно-логические рассуждения. Если уровень словесных рассуждений преобладает над сравнительно слабо развитым образным мышлением, у такого ребенка могут возникнуть серьезные трудности в обучении.

2. Работа по инструкции.

Специальные графические инструкции по выполнению задания приучают дошкольников «читать», анализировать информацию и точно следовать указаниям. В основном дети работают под руководством педагога, который учит их анализировать инструкции и выполнять соответствующие действия. Однако в большинстве случаев предлагаемые инструкции предоставляют возможность проявить догадку, сообразительность, использовать уже

имеющиеся знания в новой ситуации.

Все это приучает будущих школьников внимательно слушать, рассматривать, анализировать и оценивать обращенную к ним информацию и вдумчиво выполнять необходимые учебные действия.

3. Задачи на внимание, логическое мышление и т. п.

Развитие познавательных процессов и приемов умственной деятельности происходит уже в то время, как ребенок рассматривает образец и все, что предлагается в зрительном ряде; когда он воспринимает инструкцию, осмысливает очередное практическое действие и выполняет его. В дополнение к этому предлагаются специальные задания, требующие, например, внимательно рассмотреть и сравнить похожие предметы, определить, чем они различаются и пр. Такие задачи, связанные с практической деятельностью, приучают детей к более тщательному анализу, внимательному рассматриванию, сравнению. Кроме того, подобные задания способствуют лучшему пониманию сути и смысла всей работы и повышают ее сознательность; ребёнок приучается мыслить более гибко и вырабатывает вариативный, творческий подход к работе.

4. Культура труда, обучение приемам работы

При организации практической работы детей важно помнить, что изготовление изделий не может выступать основной целью занятий. Они являются лишь средством для достижения более важных целей развития каждого ребенка. В связи с этим нельзя пренебрегать формированием у детей правильных приемов работы, которые, в свою очередь, обеспечивают надежное и нормальное формирование необходимых функций организма и психофизиологическое развитие в целом.


Календарно-тематическое планирование по разделу

«Художественно-конструкторская  деятельность»

№ п\п

Тема занятия

Изделие

Дата

1.

Простые конструкции из пластилина и семян

Цветы из пластилина и семян

04.10.13

2.

Выкраивание деталей из бумаги способом обрывания. Сборка (склеивание) конструкции из

отдельных элементов

Цветы и бабочки из бумаги. Коллективная композиция

11.10

3.

Приемы нанесения пластилина на готовую форму и

декорирования ее поверхности

Декоративная рыбка

18.10

4.

Приемы нанесения пластилина на готовую форму и

декорирования ее поверхности

Декоративная рыбка

25.10

5.

Простые приемы рисования пластилином (раскрашивание контурного рисунка)

Комбинированное

Декоративные пластины «Яблоко», «Лимон», «Цветы», «Земляника»

01.11

6.

Простые приемы рисования пластилином (раскрашивание контурного рисунка)

Комбинированное

Декоративные пластины «Яблоко», «Лимон», «Цветы», «Земляника»

08.11

7.

Комбинированное конструирование несложных

форм из природных материалов и пластилина

Объемные композиции «Ежики», «Черепашки»

15.11

8.

Лепка, композиция в объеме

Объемная композиция «Грибы»

22.11

9.

Конструирование изделий из бумаги. Приемы сгибания

Пакетик для семян

29.11

10.

Конструирование изделий из бумаги. Повторение и

закрепление приемов сгибания

Складной стаканчик-игрушка

06.12

11.

Конструирование изделий из бумаги. Повторение и

закрепление приемов сгибания

Складной стаканчик-игрушка

13.12

12.

Конструирование изделий из бумаги. Новые приемы сгибания. Приемы работы с ножницами

Елка из квадратов. Новогодняя композиция

20.12

13.

Конструирование изделий из бумаги. Новые приемы сгибания. Приемы работы с ножницами

Елка из квадратов.

Новогодняя композиция

27.12

14.

Конструирование изделий из бумаги. Разрезание и

склеивание бумаги

Флажки. Елочная гирлянда

10.01.14

15.

Конструирование изделий из бумаги. Разрезание и

склеивание бумаги

Флажки. Елочная гирлянда

17.01

16.

Работа с фольгой. Конструирование форм из трубочек

Бусы для елки

24.01

17.

Конструирование изделий из бумаги. Бумажная пластика

Пропеллер

31.01

18.

Плетение из бумажных полос

Коврик с шахматным

рисунком

07.02

19.

Плетение из бумажных полос

Коврик с шахматным

рисунком

14.02

20.

Рисование пластилином: новые приемы, барельеф

Декоративные пластины «Кораблики», «Жук», «Грибы в лесу», «Домик»

21.02

21.

Рисование пластилином: новые приемы, барельеф

Декоративные пластины «Кораблики», «Жук», «Грибы в лесу», «Домик»

28.02

22.

Конструирование из бумаги. Сгибание и складывание

Самолет. Композиция к Дню

защитника Отечества

07.03

23.

Конструирование из бумаги. Сгибание и складывание

Самолет. Композиция к Дню

защитника Отечества

14.03

24.

Пластика объемных форм

Вазочка

21.03

25.

Пластика объемных форм

Вазочка

28.03

26.

Декоративная композиция. Аппликация

Открытка для мамы

04.04

27.

Модульное конструирование на плоскости

Аппликация из геометрических фигур «Веселый паровозик»

11.04

28.

Модульное конструирование на плоскости

Аппликация из

Геометрических фигур «Веселый паровозик»

18.04

29.

Модульное конструирование на плоскости

Аппликация из

Геометрических фигур «Птичка» или «Домик»

25.04

30.

Модульное конструирование на плоскости

Аппликация из

Геометрических фигур «Птичка» или «Домик»

02.05

31.

Модульное конструирование на плоскости

Аппликация из треугольников «Рыбка»

16.05

32.

Модульное конструирование на плоскости

Аппликация из

Треугольников «Рыбка»

23.05

33.

Природа и фантазия. Прием вырезания и декорирования симметричных форм

Композиция «Большая рыба». Аппликация

30.05

Календарно-тематическое планирование по разделу

«Знакомство с окружающим миром»

№ п\п

Тема занятия

Дата

1.

Знакомство. Человек и его здоровье

04.10.13

2.

Как мы устроены

11.10

3.

Здоровая кожа – защита нашего тела

18.10

4.

Защитись от инфекции

25.10

5.

Чувства-разведчики

01.11

6.

Проверяем зрение

08.11

7.

Упражняем зрение

15.11

8.

Берегите уши

22.11

9.

Кровь – удивительная жидкость внутри нас

29.11

10.

Дышите глубже!

06.12

11.

Скелет человека

13.12

12.

Скелет человека

20.12

13.

С утра до вечера. Режим дня

27.12

14.

Как научиться не вставать с левой ноги?

10.01.14

15.

Зачем нам еда?

17.01

16.

Правильное питание

24.01

17.

Правильное питание

31.01

18.

Витамины и здоровье

07.02

19.

Витамины и здоровье

14.02

20.

Чтобы зубы не болели

21.02

21.

Учимся правильно учиться

28.02

22.

Учимся правильно учиться

07.03

23.

Прогулка. Растения наших лесов

14.03

24.

Прогулка. Растения наших лесов

21.03

25.

Ядовитые и лекарственные растения

28.03

26.

Ядовитые и лекарственные растения

04.04

27.

Собираем дары леса

11.04

28.

Собираем дары леса

18.04

29.

Кто живёт в лесу?

25.04

30

Жители неба.

02.05

31

Обитатели морей.

16.05

32

Растения и обитатели степи.

23.05

33

Наша малая Родина.

30.05

Календарно-тематическое планирование по разделу

«ПОДГОТОВКА К ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ»

№ п\п

Тема занятия

Дата

1,2

Сказка.

04.10.13

11.10

3,4

Речь. Элементы букв.

18.10

25.10

5,6

Штриховка.

01.11

08.11

7,8

Картинный план. Пересказ текста.

15.11

22.11

9,10

Чистоговорки  и скороговорки.

29.11

06.12

11,12

Выделение звуков в словах (первый, последний)

13.12

20.12

13,14

Гласные звуки. Загадки.

27.12

10.01.14

15,16

Гласные звуки. Ударение.

17.01

24.01

17,18

Восстанавливать услышанное с помощью зрительного ряда

31.01

07.02

19,20

Размер, цвет, форму предметов. Элементы букв.

14.02

21.02

21,22

Слог. Деление слов на слоги.

28.02

07.03

23,24

Формулы вежливости, прощания.

14.03

21.03

25,26

Предложение. Составление рассказа из простых предложений.

28.03

04.04

27,28

Согласные звуки. Рифма.

11.04

18.04

29,30

Согласные твёрдые и мягкие звуки.

25.04

02.05

31,32

Образ печатных букв. Конструирование букв из различных материалов.

16.05

23.05

33

Образ печатных букв. Конструирование букв из различных материалов.

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предшкольной подготовки «Ступеньки детства»

Программа предшкольной подготовки «Ступеньки детства» Возраст детей 6-7 лет Срок реализации – 1год...

Рабочая программа "Азбука" (Бадулина "Ступеньки детства", УМК "Гармония")

Тематическое планирование "Азбука" разработано по пособимя Бадулина О., Ступеньки детства. (УМК "Гармония")...

Ступеньки детства

Рабочая программа...

Детские страхи- ступеньки детства

"Настоящее чудо детства в том, что дети, как правило, быстро вырастают из своих страхов благодаря огромным внутренним источникам надежды, здравомыслия и способности к самосохранению"...

Статья на тему: Подготовка будущих первоклассников «Ступеньки детства»

Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). В своей...