РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление) по факультативному курсу «Конструирование»
рабочая программа (1 класс) на тему
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол № 1 от 30.08.2010 г.
Директор МОУ-СОШ № 18
__________ М.М.Татаренко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление)
По факультативному курсу «Конструирование»
Ступень обучения начальное общее образование. 1 -4 классы.
Количество часов 135
Учитель Назарян В.А.
Программа разработана на основе
Программы общеобразовательных учреждений МО РФ. «Математика и конструирование». Автор: Волкова С.И. Начальные классы. М.: «Просвещение», 2007 .
1. Пояснительная записка
Курс «Конструирование» помогает повысить качество обучения и развития учащихся, так как создает условия для осуществления органического единства мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния друг на друга и взаимодействия: математические знания и мыслительная деятельность учащихся служат базой для овладения курсом, специальным образом организованная на ее основе конструкторско-практическая деятельность детей дает возможность формировать элементы конструкторского мышления, отрабатывать трудовые и конструкторские навыки, проводить анализ предстоящей работы, а все, вместе взятое, позволяет развивать пространственное и логическое мышление учащихся, актуализировать математические знания за счет их целенаправленного использования в новых для детей условиях.
Цели курса «Конструирование» в начальных классах состоит как в том, чтобы обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся и развить трудовые умения и навыки, так и в том, чтобы познакомить с основами конструкторско-практической деятельности и сформировать элементы конструкторского мышления, графической грамотности и технических умений и навыков у учащихся.
Главная задача курса «Конструирование» – это подготовка базы для изучения геометрии в среднем и старшем звеньях школы. Геометрическая направленность реализуется в ходе практической деятельности учащихся и направлена на расширение, обогащение и углубление геометрических представлений и знаний детей.
Программа составлена на основе авторской программы курса «Математика и конструирование» Волковой С.И. , рассчитанного на 34 часа в год. Рабочая программа составлена с учетом того, что с 1 по 4 класс курс «Конструирование» будет изучаться по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов (1 класс - 33 ч. 2-4 классы по 34 ч.). Курс рассчитан на детей 6 – 10 лет. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса.
Основой освоения геометрического содержания курса является систематическая конструкторско-практическая деятельность учащихся, включающая в себя воспроизведение изучаемых объектов в форме моделей и их свойств, доконструирование объектов, трансформацию одного объекта в другой, конструирование объекта по эскизу, чертежу, описанию. Большое внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения задания, формулируют их, проверяют правильность своих формулировок, решают, пусть и небольшие, проблемы, возникающие перед ними.
2. Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, тем | Всего, часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающегося | |
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
| 1 год обучения |
|
|
|
|
1. | Точка. Линия. | 8 | 7 | 1 | - ориентироваться в выборе прибора для построения. - вычислять длину ломаной. |
2. | Отрезок. | 3 | 3 | - | - измерять длину отрезка. |
3. | Обозначение геометрических фигур буквами. | 2 | 2 | - | - обозначать буквами геометрические фигуры. |
4. | Конструирование моделей (практическая работа). | 5 | - | 5 | - соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; - создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале; - конструировать модели по образцу, описанию, плану, рисунку. |
| Изготовление аппликаций (практическая работа) | 4 | - | 4 | - создавать мысленный образ конструкции передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале; - конструировать модели по образцу, описанию, плану, рисунку; - анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей. |
6. | Луч. | 1 | 1 | - | - строить луч. |
7. | Единицы измерения длины. | 3 | 3 | - | - измерять длину геометрической фигуры. |
8. | Угол. | 3 | 3 | - | - различать и строить различные виды углов. |
9. | Многоугольник. Прямоугольник. | 2 | 2 | - | - строить прямоугольник по заданным размерам; - описывать свойства геометрических фигур. |
10. | Квадрат. | 2 | 2 | - | - описывать свойства геометрических фигур; - строить квадрат по заданным размерам. |
Итого: | 33 | 23 | 10 |
| |
2 год обучения |
|
|
|
| |
| Отрезок. | 2 | 2 | - | - измерять длину отрезка. |
| Конструирование моделей (практическая работа). | 14 | - | 14 | - соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; - конструировать модели по образцу, описанию, плану, рисунку; - создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. |
| Изготовление аппликаций (практическая работа) | 5 | - | 5 | - создавать мысленный образ конструкции передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале; - конструировать модели по образцу, описанию, плану, рисунку. |
| Угол. | 2 | 2 | - | - различать и строить различные виды углов. |
| Многоугольник. Прямоугольник. | 3 | 3 | - | - строить прямоугольник с заданными или самостоятельно определенными длинами сторон; - описывать свойства геометрических фигур. |
| Квадрат. | 4 | 4 | - | - строить квадрат с заданными или самостоятельно определенными длинами сторон; - описывать свойства геометрических фигур. |
| Окружность. Круг. | 4 | 4 | - | - строить окружность при помощи циркуля, - освоить признаки круга. |
Итого: | 34 | 20 | 14 |
| |
3 год обучения |
|
|
|
| |
| Отрезок. | 4 | 4 | - | - строить и измерять длину отрезка. |
| Конструирование моделей (практическая работа). | 13 | - | 13 | - конструировать модели по образцу, описанию, плану, рисунку; - соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; - создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. |
| Изготовление аппликаций (практическая работа) | 15 | 15 | - | - создавать мысленный образ конструкции передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале; - конструировать модели по образцу, описанию, плану, рисунку; - преобразовывать модели геометрических фигур. |
| Многоугольник. Прямоугольник. | 3 | 3 | - | - строить прямоугольник с заданными или самостоятельно определенными длинами сторон; - описывать свойства геометрических фигур. |
| Окружность. Круг. | 3 | 3 | - | - строить окружность при помощи циркуля, - освоить признаки круга. |
| Треугольник. | 4 | 4 | - | - строить треугольник с заданными или самостоятельно определенными длинами сторон; - описывать свойства геометрических фигур. |
| Площадь фигур. | 2 | 2 | - | - объяснять понятие площади фигуры, - владеть способами сравнения площадей, - ориентироваться в различных способах нахождения площади геометрической фигуры. |
Итого: | 34 | 21 | 13 |
| |
4 год обучения |
|
|
|
| |
| Отрезок. | 1 | 1 | - | - измерять и строить отрезок. |
| Конструирование моделей (практическая работа). | 17 | - | 17 | - соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; - конструировать модели по образцу, описанию, плану, рисунку.
|
| Изготовление аппликаций (практическая работа) | 7 | 7 | - | - создавать мысленный образ конструкции передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале; - конструировать модели по образцу, описанию, плану, рисунку. |
| Угол. | 1 | 1 | - | - строить и различать различные виды углов. |
| Многоугольник. Прямоугольник. | 1 | 1 | - | - строить прямоугольник с заданными или самостоятельно определенными длинами сторон; - описывать свойства геометрических фигур. |
| Квадрат. | 1 | 1 | - | - строить квадрат с заданными или самостоятельно определенными длинами сторон; - описывать свойства геометрических фигур. |
| Треугольник. | 1 | 1 | - | - строить треугольник с заданными или самостоятельно определенными длинами сторон; - описывать свойства геометрических фигур. |
| Площадь фигур. | 4 | 4 | - | - вычислять площадь прямоугольника, квадрата, треугольника и других фигур. |
| Куб. | 1 | 1 | - | - строить развертку куба. |
Итого: | 34 | 17 | 17 |
|
3. Содержание программы
1 класс
Точка. Линия. – 8 ч.
Ведение учащихся в материал курса. Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге. Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги. Свойства прямой. Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и при том только одну. Линейка – инструмент для проведения прямой. Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости. Ломаная. Вершина, звенья ломаной. Длина ломаной. Закрепление пройденного.
Отрезок. - 3 ч.
Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям. Сравнение отрезков с помощью циркуля. Геометрическая сумма и разность двух отрезков.
Обозначение геометрических фигур буквами. – 2 ч.
Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины. Повторение и закрепление пройденного.
Конструирование моделей (практическая работа). – 5 ч.
Конструирование модели самолета из полосок бумаги. Составление фигур из заданных частей. Составление фигур из заданных частей. Изготовление набора «Геометрическая мозаика». Оригами. Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка», «Рыбка», «Зайчик».
Изготовление аппликаций (практическая работа). – 4 ч.
Изготовление аппликации «Песочница». Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник». Аппликации из частей набора «Геометрическая мозаика».
Луч. – 1 ч.
Луч.
Единицы измерения длины. – 3 ч.
Сантиметр. Дециметр. Метр. Соотношение между сантиметром и дециметром, метром и дециметром.
Угол.- 3 ч.
Угол. Развернутый угол. Прямой угол. Непрямые углы. Виды углов: прямой, тупой, острый.
Многоугольник. Прямоугольник. – 2 ч.
Прямоугольник. Противоположные стороны прямоугольника.
Квадрат. 2 ч.
Квадрат. Повторение и закрепление пройденного.
2 класс
Отрезок. - 2 ч.
Длина отрезка. Ломаная.
Конструирование моделей (практическая работа). – 14 ч.
Преобразование фигур. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертежного треугольника. Нахождение середины отрезка. Изготовление пакета для хранения счетных палочек. Изготовление подставки для кисточки. Сказочные путешествия в Четырехугольникград и Треугольникград. Закрепление пройденного. Изготовление ребристого шара. Построение фигур. Изготовление закладки для книги. Изготовление модели складного метра. Оригами. «Воздушный змей». Оригами. «Щенок». Работа с конструктором.
Изготовление аппликаций (практическая работа). – 5 ч.
Изготовление аппликации «Цыпленок». Изготовление аппликации «Автомобиль». Изготовление аппликации «Трактор с тележкой». Изготовление аппликации «Экскаватор».
Угол.- 2 ч.
Виды углов. Построение углов различными способами.
Многоугольник. Прямоугольник. – 3 ч.
Прямоугольник. Противоположные стороны прямоугольника. Диагонали прямоугольника
Квадрат. - 4 ч.
Квадрат. Диагонали квадрата. Закрепление пройденного. Складывание квадрата из различных фигур.
Окружность. Круг. – 4 ч.
Окружность. Круг. Диаметр окружности. Закрепление пройденного.
3 класс
Отрезок. - 4 ч.
Повторение пройденного. Отрезок. Построение отрезка, равного заданному, с использованием циркуля (без измерения его длины). Многоугольники. Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки без делений (без измерения длины отрезка). Взаимное расположение фигур на плоскости.
Конструирование моделей (практическая работа). –13 ч.
Конструирование фигур из треугольников. Представления о развертке правильной треугольной пирамиды. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных полосок, разделенных на 4 равных равносторонних треугольника. Изготовление из бумажных полосок игрушки. Вычерчивание прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений учащихся делить круг на 8 равных частей. Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 равных частей. Изготовление набора для геометрической игры «Танграм». Составление различных фигур из всех её элементов. Изготовление из бумаги изделия способом оригами. Техническое моделирование. Знакомство с транспортирующими машинами: их назначение, особенности, устройство, использование. Изготовление из деталей конструктора подъемного крана. Изготовление модели действующего транспортера. Анализ изготовленной модели, её усовершенствование по заданным условиям.
Изготовление аппликаций (практическая работа). – 5 ч.
Чертеж. Изготовление по чертежу аппликации «Домик». Закрепление пройденного. Изготовление по чертежу аппликации «Бульдозер». Изготовление по технологической карте композиции «Яхты в море». Чертеж. Изготовление по чертежу аппликации «Домик». Закрепление пройденного. Изготовление по чертежу аппликации «Бульдозер». Изготовление по технологической карте композиции «Яхты в море». Изготовление аппликации «Паровоз» с предварительным изготовлением чертежа по рисунку.
Многоугольник. Прямоугольник. – 3 ч.
Периметр многоугольника. Периметр прямоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника. Составление прямоугольников из данных частей.
Окружность. Круг. – 3 ч.
Вычерчивание круга. Деление круга на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности (круга) на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости.
Треугольник. – 4 ч.
Треугольник. Виды треугольников по сторонам: разносторонний и равнобедренный (равносторонний). Построение треугольника по трем сторонам, заданным отрезкам (без измерения их длины). Построение треугольника по трем сторонам, заданным их длинами. Соотношения между сторонами треугольника. Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.
Площадь фигур. – 2 ч.
Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников (квадратов). Площадь прямоугольного треугольника.
4 класс
Отрезок. - 1 ч.
Сравнение отрезков. Единицы длины.
Конструирование моделей (практическая работа). – 17 ч.
Составление из треугольников других фигур. Оригами «Кошка». Игольница «Цветок». Елочная подвеска «Зимнее солнышко».Объемная игрушка. Конструирование из спичечных коробок. «Фонарик». Сюжетная картинка «Покорение космоса». Конструирование и плетение из бумаги. Бумажные корзиночки. Объемные игрушки. Гофрированный шар.
Изготовление аппликаций (практическая работа). – 7 ч.
Орнамент из цветов. Аппликация «Паровоз». Узор с кантом на круге. Аппликация «Друзья на празднике». Узор с кантом на квадрате. Аппликация из бумаги, сложенной гармошкой. Узор с кантом на овале. Аппликация «Под парусом».
Угол. - 1 ч.
Измерение углов. Транспортир.
Многоугольник. Прямоугольник. – 1 ч.
Диагонали многоугольника.
Окружность. Круг. – 1 ч.
Вычерчивание «розеток».
Треугольник. – 1 ч.
Равносторонний и равнобедренный треугольники.
Площадь фигур. – 4 ч.
Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. Измерение площади палеткой. Площадь полной поверхности куба.
Куб. – 1 ч.
Куб.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
По итогам изучения курса «Конструирование» предполагаются следующие результаты:
1. Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни(1 класс):
Приобретение школьниками знаний:
· об основных геометрических понятий,
· об основных геометрических фигур,
· о плоских и объемных фигурах,
· о складывании фигурок из бумаги,
· о конструировании заданных фигур.
2. Результаты второго уровня - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом(2 -3 класс):
Развитие ценностных отношений школьника
· к труду,
· к знаниям,
· к чужому мнению,
· к искусству оригами.
3. Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия(4 класс):
Школьник приобретает:
· опыт исследовательской деятельности;
· опыт конструкторско-практической деятельности;
· опыт публичного выступления по проблемным вопросам;
· умение работать с табличным материалом, читать таблицу, сводить данные в таблицу.
5. Формы и виды контроля
Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю. Требования к знаниям, предъявляемые на занятиях по конструированию:
Во-первых, фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.
Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим мы предлагаем оценивать учащихся следующими двумя способами:
1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в самостоятельных и итоговых работах (1-2 кл.), в проверочных и контрольных работах (3-4 кл.).
2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.
6. Методические рекомендации
В методике проведения уроков по курсу учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в связи с чем большое место в процессе изучения курса должны занять такие методы, как наглядные и практические, метод дидактической игры и эвристической беседы, выполнение творческих заданий. В течение изучения всего курса ведется работа по формированию учения читать и выполнять несложные чертежи, рисунки, технологические карты и изготавливать по ним изделиям.
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п\п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. | Библиотечный фонд 1. С.И. Волкова. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»: 1 – 4 кл.: Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 2009. 2. Программы общеобразовательных учреждений МО РФ. «Математика и конструирование». Начальные классы. М.: «Просвещение», 2007 . 3.Т.В.Жильцова, Л.А.Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», Москва, «ВАКО», 2004г Список литературы для учащихся 1. С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина. «Математика и конструирование». Пособие для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2009. 2. С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина. «Математика и конструирование». Пособие для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2009. 3. С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина. «Математика и конструирование». Пособие для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2009. 4. С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина. «Математика и конструирование». Пособие для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2009. 5. Е.П. Бененсон , Е.В. Вольнова, Л.С. Итина. «Математика. Геометрия: Мир линий». Под ред. Е.П. Бененсон. – Самара: Корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2008. 6. Е.П. Бененсон , Е.В. Вольнова, Л.С. Итина. «Математика. Геометрия: Знакомство с фигурами». Под ред. Е.П. Бененсон. – Самара: Корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2008. 7. Е.П. Бененсон , Е.В. Вольнова, Л.С. Итина. «Математика. Геометрия: Плоскость и пространство». Под ред. Е.П. Бененсон. – Самара: Корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2008.
|
Д Д
Д
К
К
К П
П
П
|
2. | Печатные пособия 2.1. Геометрическая мозаика. 2.2. Трафареты.
|
Ф Ф |
3. | Технические средства обучения Компьютер. Медиапроектор. DVD-проектор. Фото- и видеокамера. |
Д Д Д Д |
4. | Экранно-звуковые пособия Презентации к занятиям.
| П |
5. | Оборудование класса 5.1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев. 5.2. Стол учительский с тумбой. 5.3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов и пр. 5.4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. |
Ф Д Д
Д |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie.1-4klass.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол № 1 от 30.08.2010 г.
Директор МОУ-СОШ № 18
__________ М.М.Татаренко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление)
По факультативному курсу «Конструирование»
Ступень обучения начальное общее образование. 1 -4 классы.
Количество часов 135
Учитель Назарян В.А.
Программа разработана на основе
Программы общеобразовательных учреждений МО РФ. «Математика и конструирование». Автор: Волкова С.И. Начальные классы. М.: «Просвещение», 2007 .
- Пояснительная записка
Курс «Конструирование» помогает повысить качество обучения и развития учащихся, так как создает условия для осуществления органического единства мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния друг на друга и взаимодействия: математические знания и мыслительная деятельность учащихся служат базой для овладения курсом, специальным образом организованная на ее основе конструкторско-практическая деятельность детей дает возможность формировать элементы конструкторского мышления, отрабатывать трудовые и конструкторские навыки, проводить анализ предстоящей работы, а все, вместе взятое, позволяет развивать пространственное и логическое мышление учащихся, актуализировать математические знания за счет их целенаправленного использования в новых для детей условиях.
Цели курса «Конструирование» в начальных классах состоит как в том, чтобы обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся и развить трудовые умения и навыки, так и в том, чтобы познакомить с основами конструкторско-практической деятельности и сформировать элементы конструкторского мышления, графической грамотности и технических умений и навыков у учащихся.
Главная задача курса «Конструирование» – это подготовка базы для изучения геометрии в среднем и старшем звеньях школы. Геометрическая направленность реализуется в ходе практической деятельности учащихся и направлена на расширение, обогащение и углубление геометрических представлений и знаний детей.
Программа составлена на основе авторской программы курса «Математика и конструирование» Волковой С.И. , рассчитанного на 34 часа в год. Рабочая программа составлена с учетом того, что с 1 по 4 класс курс «Конструирование» будет изучаться по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов (1 класс - 33 ч. 2-4 классы по 34 ч.). Курс рассчитан на детей 6 – 10 лет. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса.
Основой освоения геометрического содержания курса является систематическая конструкторско-практическая деятельность учащихся, включающая в себя воспроизведение изучаемых объектов в форме моделей и их свойств, доконструирование объектов, трансформацию одного объекта в другой, конструирование объекта по эскизу, чертежу, описанию. Большое внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения задания, формулируют их, проверяют правильность своих формулировок, решают, пусть и небольшие, проблемы, возникающие перед ними.
2. Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, тем | Всего, часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающегося | |
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
1 год обучения | |||||
1. | Точка. Линия. | 8 | 7 | 1 | - ориентироваться в выборе прибора для построения. - вычислять длину ломаной. |
2. | Отрезок. | 3 | 3 | - | - измерять длину отрезка. |
3. | Обозначение геометрических фигур буквами. | 2 | 2 | - | - обозначать буквами геометрические фигуры. |
4. | Конструирование моделей (практическая работа). | 5 | - | 5 | - соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; - создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале; - конструировать модели по образцу, описанию, плану, рисунку. |
Изготовление аппликаций (практическая работа) | 4 | - | 4 | - создавать мысленный образ конструкции передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале; - конструировать модели по образцу, описанию, плану, рисунку; - анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей. | |
6. | Луч. | 1 | 1 | - | - строить луч. |
7. | Единицы измерения длины. | 3 | 3 | - | - измерять длину геометрической фигуры. |
8. | Угол. | 3 | 3 | - | - различать и строить различные виды углов. |
9. | Многоугольник. Прямоугольник. | 2 | 2 | - | - строить прямоугольник по заданным размерам; - описывать свойства геометрических фигур. |
10. | Квадрат. | 2 | 2 | - | - описывать свойства геометрических фигур; - строить квадрат по заданным размерам. |
Итого: | 33 | 23 | 10 | ||
2 год обучения | |||||
Отрезок. | 2 | 2 | - | - измерять длину отрезка. | |
Конструирование моделей (практическая работа). | 14 | - | 14 | - соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; - конструировать модели по образцу, описанию, плану, рисунку; - создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. | |
Изготовление аппликаций (практическая работа) | 5 | - | 5 | - создавать мысленный образ конструкции передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале; - конструировать модели по образцу, описанию, плану, рисунку. | |
Угол. | 2 | 2 | - | - различать и строить различные виды углов. | |
Многоугольник. Прямоугольник. | 3 | 3 | - | - строить прямоугольник с заданными или самостоятельно определенными длинами сторон; - описывать свойства геометрических фигур. | |
Квадрат. | 4 | 4 | - | - строить квадрат с заданными или самостоятельно определенными длинами сторон; - описывать свойства геометрических фигур. | |
Окружность. Круг. | 4 | 4 | - | - строить окружность при помощи циркуля, - освоить признаки круга. | |
Итого: | 34 | 20 | 14 | ||
3 год обучения | |||||
Отрезок. | 4 | 4 | - | - строить и измерять длину отрезка. | |
Конструирование моделей (практическая работа). | 13 | - | 13 | - конструировать модели по образцу, описанию, плану, рисунку; - соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; - создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. | |
Изготовление аппликаций (практическая работа) | 15 | 15 | - | - создавать мысленный образ конструкции передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале; - конструировать модели по образцу, описанию, плану, рисунку; - преобразовывать модели геометрических фигур. | |
Многоугольник. Прямоугольник. | 3 | 3 | - | - строить прямоугольник с заданными или самостоятельно определенными длинами сторон; - описывать свойства геометрических фигур. | |
Окружность. Круг. | 3 | 3 | - | - строить окружность при помощи циркуля, - освоить признаки круга. | |
Треугольник. | 4 | 4 | - | - строить треугольник с заданными или самостоятельно определенными длинами сторон; - описывать свойства геометрических фигур. | |
Площадь фигур. | 2 | 2 | - | - объяснять понятие площади фигуры, - владеть способами сравнения площадей, - ориентироваться в различных способах нахождения площади геометрической фигуры. | |
Итого: | 34 | 21 | 13 | ||
4 год обучения | |||||
Отрезок. | 1 | 1 | - | - измерять и строить отрезок. | |
Конструирование моделей (практическая работа). | 17 | - | 17 | - соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; - конструировать модели по образцу, описанию, плану, рисунку. | |
Изготовление аппликаций (практическая работа) | 7 | 7 | - | - создавать мысленный образ конструкции передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале; - конструировать модели по образцу, описанию, плану, рисунку. | |
Угол. | 1 | 1 | - | - строить и различать различные виды углов. | |
Многоугольник. Прямоугольник. | 1 | 1 | - | - строить прямоугольник с заданными или самостоятельно определенными длинами сторон; - описывать свойства геометрических фигур. | |
Квадрат. | 1 | 1 | - | - строить квадрат с заданными или самостоятельно определенными длинами сторон; - описывать свойства геометрических фигур. | |
Треугольник. | 1 | 1 | - | - строить треугольник с заданными или самостоятельно определенными длинами сторон; - описывать свойства геометрических фигур. | |
Площадь фигур. | 4 | 4 | - | - вычислять площадь прямоугольника, квадрата, треугольника и других фигур. | |
Куб. | 1 | 1 | - | - строить развертку куба. | |
Итого: | 34 | 17 | 17 |
3. Содержание программы
1 класс
Точка. Линия. – 8 ч.
Ведение учащихся в материал курса. Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге. Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги. Свойства прямой. Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и при том только одну. Линейка – инструмент для проведения прямой. Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости. Ломаная. Вершина, звенья ломаной. Длина ломаной. Закрепление пройденного.
Отрезок. - 3 ч.
Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям. Сравнение отрезков с помощью циркуля. Геометрическая сумма и разность двух отрезков.
Обозначение геометрических фигур буквами. – 2 ч.
Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины. Повторение и закрепление пройденного.
Конструирование моделей (практическая работа). – 5 ч.
Конструирование модели самолета из полосок бумаги. Составление фигур из заданных частей. Составление фигур из заданных частей. Изготовление набора «Геометрическая мозаика». Оригами. Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка», «Рыбка», «Зайчик».
Изготовление аппликаций (практическая работа). – 4 ч.
Изготовление аппликации «Песочница». Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник». Аппликации из частей набора «Геометрическая мозаика».
Луч. – 1 ч.
Луч.
Единицы измерения длины. – 3 ч.
Сантиметр. Дециметр. Метр. Соотношение между сантиметром и дециметром, метром и дециметром.
Угол.- 3 ч.
Угол. Развернутый угол. Прямой угол. Непрямые углы. Виды углов: прямой, тупой, острый.
Многоугольник. Прямоугольник. – 2 ч.
Прямоугольник. Противоположные стороны прямоугольника.
Квадрат. 2 ч.
Квадрат. Повторение и закрепление пройденного.
2 класс
Отрезок. - 2 ч.
Длина отрезка. Ломаная.
Конструирование моделей (практическая работа). – 14 ч.
Преобразование фигур. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертежного треугольника. Нахождение середины отрезка. Изготовление пакета для хранения счетных палочек. Изготовление подставки для кисточки. Сказочные путешествия в Четырехугольникград и Треугольникград. Закрепление пройденного. Изготовление ребристого шара. Построение фигур. Изготовление закладки для книги. Изготовление модели складного метра. Оригами. «Воздушный змей». Оригами. «Щенок». Работа с конструктором.
Изготовление аппликаций (практическая работа). – 5 ч.
Изготовление аппликации «Цыпленок». Изготовление аппликации «Автомобиль». Изготовление аппликации «Трактор с тележкой». Изготовление аппликации «Экскаватор».
Угол.- 2 ч.
Виды углов. Построение углов различными способами.
Многоугольник. Прямоугольник. – 3 ч.
Прямоугольник. Противоположные стороны прямоугольника. Диагонали прямоугольника
Квадрат. - 4 ч.
Квадрат. Диагонали квадрата. Закрепление пройденного. Складывание квадрата из различных фигур.
Окружность. Круг. – 4 ч.
Окружность. Круг. Диаметр окружности. Закрепление пройденного.
3 класс
Отрезок. - 4 ч.
Повторение пройденного. Отрезок. Построение отрезка, равного заданному, с использованием циркуля (без измерения его длины). Многоугольники. Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки без делений (без измерения длины отрезка). Взаимное расположение фигур на плоскости.
Конструирование моделей (практическая работа). –13 ч.
Конструирование фигур из треугольников. Представления о развертке правильной треугольной пирамиды. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных полосок, разделенных на 4 равных равносторонних треугольника. Изготовление из бумажных полосок игрушки. Вычерчивание прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений учащихся делить круг на 8 равных частей. Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 равных частей. Изготовление набора для геометрической игры «Танграм». Составление различных фигур из всех её элементов. Изготовление из бумаги изделия способом оригами. Техническое моделирование. Знакомство с транспортирующими машинами: их назначение, особенности, устройство, использование. Изготовление из деталей конструктора подъемного крана. Изготовление модели действующего транспортера. Анализ изготовленной модели, её усовершенствование по заданным условиям.
Изготовление аппликаций (практическая работа). – 5 ч.
Чертеж. Изготовление по чертежу аппликации «Домик». Закрепление пройденного. Изготовление по чертежу аппликации «Бульдозер». Изготовление по технологической карте композиции «Яхты в море». Чертеж. Изготовление по чертежу аппликации «Домик». Закрепление пройденного. Изготовление по чертежу аппликации «Бульдозер». Изготовление по технологической карте композиции «Яхты в море». Изготовление аппликации «Паровоз» с предварительным изготовлением чертежа по рисунку.
Многоугольник. Прямоугольник. – 3 ч.
Периметр многоугольника. Периметр прямоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника. Составление прямоугольников из данных частей.
Окружность. Круг. – 3 ч.
Вычерчивание круга. Деление круга на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности (круга) на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости.
Треугольник. – 4 ч.
Треугольник. Виды треугольников по сторонам: разносторонний и равнобедренный (равносторонний). Построение треугольника по трем сторонам, заданным отрезкам (без измерения их длины). Построение треугольника по трем сторонам, заданным их длинами. Соотношения между сторонами треугольника. Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.
Площадь фигур. – 2 ч.
Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников (квадратов). Площадь прямоугольного треугольника.
4 класс
Отрезок. - 1 ч.
Сравнение отрезков. Единицы длины.
Конструирование моделей (практическая работа). – 17 ч.
Составление из треугольников других фигур. Оригами «Кошка». Игольница «Цветок». Елочная подвеска «Зимнее солнышко».Объемная игрушка. Конструирование из спичечных коробок. «Фонарик». Сюжетная картинка «Покорение космоса». Конструирование и плетение из бумаги. Бумажные корзиночки. Объемные игрушки. Гофрированный шар.
Изготовление аппликаций (практическая работа). – 7 ч.
Орнамент из цветов. Аппликация «Паровоз». Узор с кантом на круге. Аппликация «Друзья на празднике». Узор с кантом на квадрате. Аппликация из бумаги, сложенной гармошкой. Узор с кантом на овале. Аппликация «Под парусом».
Угол. - 1 ч.
Измерение углов. Транспортир.
Многоугольник. Прямоугольник. – 1 ч.
Диагонали многоугольника.
Окружность. Круг. – 1 ч.
Вычерчивание «розеток».
Треугольник. – 1 ч.
Равносторонний и равнобедренный треугольники.
Площадь фигур. – 4 ч.
Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. Измерение площади палеткой. Площадь полной поверхности куба.
Куб. – 1 ч.
Куб.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
По итогам изучения курса «Конструирование» предполагаются следующие результаты:
- Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни(1 класс):
Приобретение школьниками знаний:
- об основных геометрических понятий,
- об основных геометрических фигур,
- о плоских и объемных фигурах,
- о складывании фигурок из бумаги,
- о конструировании заданных фигур.
- Результаты второго уровня - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом(2 -3 класс):
Развитие ценностных отношений школьника
- к труду,
- к знаниям,
- к чужому мнению,
- к искусству оригами.
- Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия(4 класс):
Школьник приобретает:
- опыт исследовательской деятельности;
- опыт конструкторско-практической деятельности;
- опыт публичного выступления по проблемным вопросам;
- умение работать с табличным материалом, читать таблицу, сводить данные в таблицу.
5. Формы и виды контроля
Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю. Требования к знаниям, предъявляемые на занятиях по конструированию:
Во-первых, фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.
Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим мы предлагаем оценивать учащихся следующими двумя способами:
1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в самостоятельных и итоговых работах (1−2 кл.), в проверочных и контрольных работах (3−4 кл.).
2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.
6. Методические рекомендации
В методике проведения уроков по курсу учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в связи с чем большое место в процессе изучения курса должны занять такие методы, как наглядные и практические, метод дидактической игры и эвристической беседы, выполнение творческих заданий. В течение изучения всего курса ведется работа по формированию учения читать и выполнять несложные чертежи, рисунки, технологические карты и изготавливать по ним изделиям.
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п\п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. | Библиотечный фонд 1. С.И. Волкова. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»: 1 – 4 кл.: Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 2009. 2. Программы общеобразовательных учреждений МО РФ. «Математика и конструирование». Начальные классы. М.: «Просвещение», 2007 . 3.Т.В.Жильцова, Л.А.Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», Москва, «ВАКО», 2004г Список литературы для учащихся 1. С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина. «Математика и конструирование». Пособие для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2009. 2. С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина. «Математика и конструирование». Пособие для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2009. 3. С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина. «Математика и конструирование». Пособие для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2009. 4. С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина. «Математика и конструирование». Пособие для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2009. 5. Е.П. Бененсон , Е.В. Вольнова, Л.С. Итина. «Математика. Геометрия: Мир линий». Под ред. Е.П. Бененсон. – Самара: Корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2008. 6. Е.П. Бененсон , Е.В. Вольнова, Л.С. Итина. «Математика. Геометрия: Знакомство с фигурами». Под ред. Е.П. Бененсон. – Самара: Корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2008. 7. Е.П. Бененсон , Е.В. Вольнова, Л.С. Итина. «Математика. Геометрия: Плоскость и пространство». Под ред. Е.П. Бененсон. – Самара: Корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2008. | Д Д Д К К К П П П |
2. | Печатные пособия 2.1. Геометрическая мозаика. 2.2. Трафареты. | Ф Ф |
3. | Технические средства обучения Компьютер. Медиапроектор. DVD-проектор. Фото- и видеокамера. | Д Д Д Д |
4. | Экранно-звуковые пособия Презентации к занятиям. | П |
5. | Оборудование класса 5.1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев. 5.2. Стол учительский с тумбой. 5.3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов и пр. 5.4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | Ф Д Д Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по теме: «Занимательная информатика. Юный художник» 2012 г (1 класс)
Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, спо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
Рабочая программа для развития когнитивных способностей детей....
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг»
Данная рабочая программа по кружку «В мире книг» в 1 классе составлена на основе: Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011...
Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Учимся проектировать"
Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Учимся проектировать"...
Программа внеурочной деятельности ( общеинтеллектуальное направление) « Проектная деятельность»
Цель: активизация социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях.Задачи:1. Форми...