ПРОГРАММА КУРСА «Оживим истории страницы»
методическая разработка (3 класс) на тему

Основной задачей для каждой школы и родителей остаётся  – вырастить здоровых и нравственных детей. В программе «Оживим истории страницы» отражены все эти направления развития личности ребёнка.

В содержании программы использованы события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли.

Содержание программы рассчитано на учащихся 3-4 классов. Программа реализуется на основе использования местных ресурсов (краеведческий музей, культурные учреждения города, памятные места), характеризуется практической направленностью, что обеспечивает учащимся возможность усваивать материал в деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozhivim_istorii_stranitsy.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА

«Оживим истории страницы»

Авторы – составители: 

Калмыкова Н. В., учитель начальных классов МОУ «Ялгинская СОШ» г.о. Саранск,

Овчинникова Л.В., учитель начальных классов МОУ «Гимназия №19» г.о. Саранск

Саранск 2011 год

Пояснительная записка

В рамках стратегии, указанной  в президентской программе «Наша новая школа» определены личностные характеристики выпускника начальной школы:

        любящий свой народ, свой край и свою Родину;

        уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

        любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

        владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.

Основной задачей для каждой школы и родителей остаётся  – вырастить здоровых и нравственных детей. В программе «Оживим истории страницы» отражены все эти направления развития личности ребёнка.

В содержании программы использованы события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли.

Содержание программы рассчитано на учащихся 3-4 классов. Программа реализуется на основе использования местных ресурсов (краеведческий музей, культурные учреждения города, памятные места), характеризуется практической направленностью, что обеспечивает учащимся возможность усваивать материал в деятельности.

Программа включает:

- содержательный компонент – овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни  народа, истории страны, культуре, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

- эмоционально-побудительный компонент – переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, гордости за трудовые и боевые успехи народа; уважение к историческому прошлому родной страны, к героям военных лет, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремление участвовать в общественно - полезном труде;

- деятельный компонент – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о старшем поколении, желание отразить полученные знания в творческой, поисковой  деятельности).

В процессе реализации программы курса формируются компетенции:

  1. Ценностно-смысловая  (формирование мировоззрения, определение смысла жизни, ценностей, осознание своей миссии).
  2. Общекультурная (знание национальной и общечеловеческой культуры, воспитание толерантности).
  3. Учебно-познавательная (способность получать знания, готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска, к умению извлекать информацию из любого источника).
  4. Коммуникативная (умение работать в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, умение себя представить).
  5. Социально-трудовая  (знание роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя)

Актуальность программы заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях, создания предпосылок исследовательской деятельности младших школьников. Проблемы, поднятые на данных занятиях, продолжают обсуждаться в семье, что ещё больше скрепляет дружбу и взаимопонимание взрослых и детей. Программа предусматривает предупреждение педагогической запущенности и правонарушений среди учащихся начальных классов.

Цель курса: воспитание патриотизма, качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории Родины.

Реализация данной программы предполагает решение следующих задач:

  1. Расширение и углубление представлений и понятий детей о Родине.
  2. Воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за свой народ, его историю, культуру.
  3. Укрепление и развитие общечеловеческих ценностей в сознании учащихся.
  4. Формирование у подрастающего поколения гражданско-патриотического сознания, чувства сопричастности к судьбе Отечества и ответственности за будущее России.
  5. Развитие интереса, потребности в обществоведческих сведениях.
  6. Подготовка учащихся к достойному служению обществу и государству.

Основные принципы построения программы:

Принцип вариативности.

Принцип сотворчества.

Принцип динамики.

Принцип самоопределения.

Принцип созидательной творческой деятельности.

Принцип гуманизма.        

Реализация программы возможна в рамках факультативного курса, кружка, внеклассной работы, внеурочной деятельности.

Формы работы с учащимися в процессе реализации программы:

  • Классные часы, беседы, деловые и ролевые игры патриотического направления (с привлечением родителей, бабушек, дедушек, библиотекарей, работников музеев).
  • Разнообразные виды творческой деятельности детей, беседы, диспуты, викторины. Исследовательская и проектная деятельность.
  • Проведение совместных общешкольных праздников, соревнований, конкурсов.
  • Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедиа.
  • Экскурсии по местам боевой славы, поездки, походы.
  • Детская благотворительность.
  • Тематические  и творческие вечера, концертные программы гражданско-патриотического направления. Организация выставок, ярмарок, распродаж творческих работ, художественных изделий, произведённых учащимися.

Формы работы с родителями учащихся в процессе реализации программы:

Родительские собрания.

Семейный клуб.

Лектории.

Тематические вечера.

Дни открытых дверей.

Часы общения.

Анкетирование и тестирование.

Устные журналы.

«Круглые» столы.

Диспуты.

Планируемые результаты программы

Учащиеся должны знать:

Историко - культурное, духовное наследие своей семьи, своего посёлка, города, страны, имена героев - земляков, символику РФ, Мордовии; памятные места своего посёлка (деревни).

Учащиеся должны иметь представление о военных памятниках г. Саранска и других городов РФ.

Учащиеся должны уметь:

Находить исторические материалы и умело применять их на практике, работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями; проявлять инициативу и коммуникабельность, организовать небольшое поисковое дело, отстаивать собственную позицию.

Реализация данной программы предполагает:

  • сформированность у учащихся устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой Родины и России; уважительного и бережного отношения к героям - землякам, к памятникам архитектуры и культуры;
  • проявление стремления к служению Отечеству, активной  жизненной  позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, организованность, пунктуальность и требовательность к себе;
  • соблюдение  норм  культуры поведения, общения.

Тематическое планирование

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Всего

Теоритические

Практи

ческие

1.

С чего начинается Родина?

1

1

2.

Большая и малая Родина

1

1

3.

Государственная символика Российской Федерации

1

1

4.

Государственная символика Мордовии

1

1

5.

О самых близких и родных с любовью

1

1

6.

 Их моя семья проводила на фронт

1

1

7.

История одной фотографии

1

1

8.

Улицы героев

1

1

9.

 По дорогам военных лет

3

3

10.

Мы помним ваши имена

20

20

11.

Школа - дом, в котором я живу  

3

3

Итого:

34

7

27

Содержание программы

1 раздел. (1час)

Вводное занятие.  С чего начинается Родина?

Беседа о малой родине. Значение её в жизни человека (показ презентации, видеофильма о посёлке, городе Саранске).Обсуждение  тематики  и выбор проекта для индивидуального или группового исполнения.

2 раздел (1час)

Большая и малая Родина

(Заочное  путешествие  по  Москве, по городам  Мордовии,  просмотр фильма о  городах - героях, беседа о  достопримечательностях г. Саранска)

3 раздел (1час)  

Государственная символика Российской Федерации   (прослушивание, исполнение  гимна РФ, беседа о гербе, о значении, расположении  «триколора»  на флаге, просмотр  презентации о символике РФ)

4 раздел (1час)

Государственная символика Мордовии  (прослушивание гимна  Мордовии, беседа, викторина, конкурс  знатоков  по теме « Что я знаю о флаге, гербе  Мордовии»)

5 раздел (1час)

О самых близких и родных с любовью    (конкурс проектов о семье по темам: «Наша дружная семья», «Семья – это 7-я!», «Мама, папа, я – спортивная семья), «Мы  любим читать в кругу семьи», «Кто в семье главный?»)

6 раздел (1час)  Их моя семья проводила на фронт. Час общения  («Из семейных архивов. Дорогие нашему сердцу реликвии» (организация в классе   выставки военной одежды,  орденов и медалей, биографических сведений, воспоминаний,  фотографий с мест боевых действий.

7 раздел (1час)  История одной фотографии. Презентация проектов «Запомните эти лица ». Оформление стенда по теме.

8 раздел (1час) Улицы героев  (конкурс сочинений, рисунков, проектов  по материалам экскурсий  по городу, посещения библиотек)

9 раздел (3часа)  По дорогам военных лет  (проведение акции «По местам боевой славы».  Знакомство  литературой о войне  на  материалах  школьной библиотеки, библиотеки им. А.С.Пушкина )

10 раздел ( 20 часов)  Мы помним Ваши имена.  Подготовка и проведение  проектов встреч, акций  с героями Великой Отечественной войны, с участниками Афганской, Чеченской войн, с членами их семей, создание фильма, оформление альбомов по теме.

11 раздел (3 часа)  Школа - дом,  в котором я живу.  Знакомство  с историей создания школы, с её традициями,  просмотр видеофильма,  размещение на школьном сайте результата своей работы: альбомы, презентации.

Заключение

 При условии целевого и эффективного использования материально- технических ресурсов будут достигнуты запланированные цели и задачи, сформированы компетентности. Это будет способствовать общему всестороннему  развитию личности.

Литература

  1. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни./ Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд. Дом, 1998.
  2. Болдырев, Н.И. Методика воспитательной работы в школе. /Н.И. Болдырев. - 2-е изд.- М.,- 2003.
  3. Виноградова, Н.Д. Привычка - основа нравственного воспитания  /Н.Д. Виноградова.// Педагогика. – 2002. – N 5.
  4. Гафаров, И. Наследие – это общее богатство. / И. Гафаров. – Казань: Издательство Магариф, 2002.
  5. Каирова, И. А. Азбука нравственного воспитания / И. А. Каирова. – М.: Просвещение, 2000.
  6. Парамонова, Л.Е. Материалы о героях – земляках. / Л.Е. Парамонова. – Авторский материал.
  7. Сухомлинский, В.А. Мудрость родительской любви. / В.А.Сухомлинский. – М.: 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Первые страницы Азбуки жизни"

Все чаще и чаще можно услышать мнение педагогов о дефиците доброты у школьников. К сожалению, забывается и главная миссия человека на земле – быть человеком. Неслучайно все отчетливее проявляет себя т...

Общеразвивающая программа по внеурочной деятельности "Страницы история Санкт-Петербурга" в соответствии с ФГОС.

Общеразвивающая  программа со сроком реализации   4 года(с 1-го по 4-ый классы) начальной школы.Содержит требования ФГОС  ....

Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. "Страницы Великой Отечественной войны"

Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. Страницы Великой Отечественной войны". Пояснительная записка,учебно-тематическое планирование,КТП....

Программа внеурочной деятельности "История семьи - история страны" для 3 класса

Перед школой и педагогами в соответствии с новым государ­ственным образовательным стандартом стоит задача — актуа­лизировать процесс воспитания гражданственности на уроках и во внеурочное время. Такие...

История. Страницы истории конспект урока 4 класс

Конспект урока для истории 4 класс...

Рабочая программа по курсу «За страницами школьных учебников». 4 класс.

Рабочая программа по курсу «За страницами школьных учебников». 4 класс....