Развитие личности младшего школьника в системе дополнительного образования
статья на тему

Христофорова Светлана Ласловна

Статья, раскрывающая все направления в рамках осуществления внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khristoforova_s.l.docx31.09 КБ
Файл khristoforova_26.08.2014.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Развитие личности младшего школьника в системе

 дополнительного образования

         В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность обучающихся рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей  школьного возраста.  

Примерное положение о внеурочной деятельности младших школьников разработано в соответствии:

с приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действии федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 26.11.2010 № 2141);

письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при внедрении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-184 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10).

Стратегия воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС предполагает достижение результатов личностного развития школьников  и на уроке и во внеурочной деятельности – прежде всего, через реализацию программы духовно-нравственного развития и воспитания здоровья как одного из механизмов интеграции общего и дополнительного образования.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочной формах и направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. 

  Внеурочная деятельность – проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива (Е.Н.Степанов).

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть индивидуальные особенности обучающихся.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Очень часто курсы и мероприятия в рамках внеурочной деятельности становятся стартовой площадкой для реализации внутреннего потенциала обучающихся в учреждениях дополнительного образования: музыкальных, спортивных, художественных, интеллектуальных.

В рамках осуществления внеурочной деятельности реализуются пять направлений: 

- спортивно-оздоровительное (спортивные секции, походы, подвижные игры, внутришкольные спортивные соревнования, проведение бесед по охране здоровья, применение на уроках физ. минуток); 

- общекультурное (организация экскурсий, выставки творческих работ, проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида, культуре поведения и речи, работа ИЗОстудии, танцевального кружка, театральной студии); 

- общеинтеллектуальное (предметные недели, библиотечные уроки, конференции, олимпиады, разработка проектов к урокам); 

духовно-нравственное (встречи с ветеранами ВОВ, выставки рисунков, оформление газет о боевой и трудовой славе, оказание помощи ветеранам ВОВ и труда, фестивали патриотической песни, написание летописи родного края); 

- социальная деятельность (проведение субботников, разведение комнатных цветов, работа на пришкольном участке). 

              Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих образовательных программ, но образовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять временные рамки и  формы её организации.  

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС) основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП) реализуется образовательным учреждением (далее – ОУ), в т.ч. через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в различных формах и направленную в первую очередь на достижение младшими школьниками личностных и метапредметных результатов начального общего образования. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Педагогические задачи организации внеурочной деятельности:

1. Создать условия для занятости младших школьников во внеурочное свободное время.

2. Обеспечить включение учащихся в разнообразные виды деятельности, учитывая интересы, возрастные, индивидуальные особенности учащихся.

3. Содействовать успешности, творческой самореализации учащихся, самовыражению, личностной самопрезентации реальных и потенциальных возможностей.

4. Способствовать формированию личностной, метапредметной и предметной компетенции учащегося.

5. Организовать социальные практики младших школьников с целью расширения кругозора, ознакомления с окружающим миром, активной социализации.

6. Обеспечить профилактику рисков возникновении вредных привычек, девиантных форм поведения, посредством включения младших в личностно-значимую и социально-полезную деятельность.

Внеурочная деятельность даёт учащимся возможность развития при помощи широкого спектра занятий. Содержание этих занятий формируется с учетом пожеланий школьников и их родителей. 

В соответствии с требованиями Стандарта, внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: 

- художественно-эстетическое; 

- спортивно-эстетическое; 

- военно-патриотическое; 

- научно-познавательное; 

- общественно-полезная деятельность; 

- проектная деятельность. 

К видам внеурочной деятельности относится:

- Познавательная деятельность; 

- Игровая деятельность; 

- Художественное творчество; 

- Проблемно-ценностное общение; 

- Досугово-развлекательная деятельность; 

- Социальное творчество; 

- Туристско-краеведческая деятельность; 

- Спортивно-оздоровительная деятельность; 

- Трудовая деятельность. 

Формы организации внеурочной деятельности школьников

Выделяют различные формы организации внеурочной деятельности школьников. Познавательная деятельность может быть организована в форме интеллектуальных клубов, кружков познавательной направленности, факультативов, научного общества обучающихся, библиотечных вечеров, познавательных экскурсий, викторин, олимпиад, дидактических театров. 

Понимая взаимосвязь результатов и форм организации внеурочной деятельности школьников, педагоги смогут: 

- разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким представлением о результате; 

- подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые смогут гарантировать достижение результата определенного уровня; 

- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого; 

- оценивать качество программ внеурочной деятельности; 

- диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности.

При организации внеурочной деятельности младших школьников образовательное учреждение может использовать возможности всех субъектов внеурочной образовательной деятельности: учителей начальных классов, преподавателей-предметников, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, родителей обучающихся, а также социума. Во время каникул для продолжения внеурочной деятельности могут быть использованы возможности летних школ, специализированных лагерей и тематических лагерных смен. 

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. На современном этапе внеурочная работа - прекрасное расширение инфраструктуры школы. Чем шире представлены различные направления внеурочной деятельности в школе, тем лучше ребенку и его родителям.

В 2013-2014 учебном году в нашей школе были представлены все 5основых направлений.  Организованы такие часы внеурочной деятельности, как «Азбука нравственности», «Азбука здоровья», «Уроки речевого творчества», «Юный патриот», «Весёлая математика», «Я и мир профессий», «Умники и умницы», «Занимательная грамматика». Следует отметить, что с 2010 года наша школа  тесно сотрудничает с педагогами дополнительного образования ЦДТ.  В прошлом учебном году  взаимодействовали со специалистами Закировой Е.Н. кружок «Мир красок» и Плотницкой Г.А. «Затейники».

           Программа внеурочной деятельности детей - своеобразный образовательный маршрут, который прокладывается по определённым направлениям. Содержание программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения.   Нормативно структура программы внеурочной деятельности пока не закреплена, поэтому разработчики данного жанра основываются либо на структуре учебной программы общего образования либо на структуре, схожей с дополнительной образовательной программой.

  

Авторские программы внеурочной деятельности утверждаются руководителем ОУ на основании внешней рецензии.

Расписание внеурочной деятельности на год утверждается руководителем ОУ в начале учебного года.

Продолжительность занятия внеурочной деятельности зависит от возраста обучающихся и вида деятельности и устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.

Продолжительность занятий такими видами деятельности, как чтение, музыка, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры должна составлять:

не более 50 минут в день – для обучающихся 1 – 2-х классов;

не более 1,5 часов в день – для обучающихся 3 – 4-х классов.

Просмотры телепередач и кинофильмов должны проходить не чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра:

до 1 часа – для обучающихся 1 – 3-х классов;

до 1,5 часов – для обучающихся 4-го класса.

В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 для организации внеурочной деятельности могут использоваться общешкольные помещения (читальный, актовый и спортивные залы, библиотека), а также стадион, помещения домов культуры, центров детского досуга и спортивных сооружений.

Индивидуальные образовательные планы для развития потенциала талантливых детей могут разрабатываться с участием самих школьников и их родителей. Возможна также организация дистанционного образования. 

Для детей с ограниченными возможностями здоровья часы внеурочной деятельности могут быть использованы для организации коррекционно-развивающих занятий в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума ОУ или рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

Наполняемость групп обучающихся при организации внеурочной деятельности в клубно-кружковой форме – 12 – 15 человек.

Формы оценки результатов внеурочной образовательной деятельности должны быть представлены чёткими критериями, которые будут понятны обучающимся. 

Воспитательным результатом внеурочной образовательной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности.

Можно выделить следующие уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности:

- первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);

- второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

          Каждому уровню образовательного результата соответствуют свои формы образовательной деятельности, которые должны найти отражение в программе внеурочной образовательной деятельности.

Так, например, в школе может реализовываться единая для всей начальной школы программа краеведческой внеурочной образовательной деятельности «Юные туристы», параллельно с ней может существовать программа исследовательского клуба для учащихся четвёртых классов «Почемучки» и т.п.

Предполагаемые результаты при реализации плана внеурочной деятельности в начальной школе включают в себя: 

- внедрение эффективных форм организации отдыха, занятости и оздоровления детей; 

- улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;

- развитие творческой активности; 

- укрепление здоровья; 

- духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

- укрепление связи между школой и семьей.

Все виды внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Формы оценки результатов внеурочной образовательной деятельности должны быть представлены чёткими критериями, понятными учащимся. Во многом такие критерии определяют взаимоотношения учителя и ученика во время обучения, поэтому они должны соответствовать ряду требований:

- необходимо указать, какие именно компоненты содержания подлежат оцениванию;

- описать средства и методы оценивания, особенно для заданий творческого характера;

- средства контроля должны быть разнообразными, позволяющими оценить знания и умения учащихся, проследить изменения в развитии и личностных качествах школьников;

- средства контроля должны соответствовать целям и задачам внеурочной образовательной деятельности;

- элементы обязательного содержания программы должны подлежать точному оцениванию;

- аппарат контроля должен предусматривать не только итоговый контроль, но и предоставлять возможность отслеживания промежуточных результатов.

Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности

Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

оценку достижений обучающихся (портфолио обучающегося);

оценку эффективности деятельности ОУ.

Эффективному развитию  и воспитанию младших школьников способствует продуктивное систематическое сотрудничество  родителей, обучающихся  и учителя, что приводит к своевременной и благоприятной адаптации, относительно быстрому установлению контактов, оптимистическому восприятию разных людей, снимает социальную тревожность, повышает статус ребёнка в социуме, обеспечивает более высокие личностные и метапредметные результаты, качество которых зависит от каждого из участников педагогического процесса.

Литература

ФГОС НОО (06.10.2009)

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М., 2010.

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.

Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания - М.: Педагогическое общество России, 2002.

Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов (проект). – Псков, 2011.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие личности младшего школьника в системе дополнительного образования

Слайд 2

Примерное положение о внеурочной деятельности Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 Письмо Минобранауки России от 11.12.2006 г. № 06-184 Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189

Слайд 3

Стратегия воспитания в условиях ФГОС предполагает достижение результатов личностного развития на уроке и во внеурочной деятельности через реализацию программы духовно-нравственного развития и воспитания здоровья как одного из механизмов интеграции общего и дополнительного образования

Слайд 4

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочной формах и направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы.

Слайд 5

Внеурочная деятельность – проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива.

Слайд 6

Задачи, решаемые внеурочной деятельностью: 1 . Обеспечить достижение личностных, метапредметных , предметных результатов основной образовательной программы начального общего образования; 2. Снизить учебную нагрузку обучающихся; 3. Обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; 4. Улучшить условия для развития ребёнка; 5. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Слайд 7

профессионального самоопределения об учающегося , необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив. творческой самореализации ребёнка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности; социального становления личности ребёнка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:

Слайд 8

В рамках ФГОС реализуется 5 направлений Спортивно-оздоровительное Общекультурное Общеинтеллектуальное Духовно-нравственное Социальная деятельность

Слайд 9

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Общеинтеллектуальное Общекультурное Социальное Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Художественное творчество Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность Проектная деятельность экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно -полезные практики, тематические лагерные смены, летние школы

Слайд 10

Реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС (организационный аспект) внеурочная деятельность Учебный план образовательного учреждения Часть, формируемая участниками образовательного процесса (секции, школьные научные общества, научные исследования и т.д.) Дополнительное образование образовательного учреждения Организация кружков, спортивно-оздоровительных секций, поисковых и научных исследований и т.д.) Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД Организация деятельности как на базе общеобразовательных учреждений, так и на базе самих учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры Группы продленного дня Деятельность воспитателей ГПД, например, в рамках «школы полного дня» Классное руководство Деятельность классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.) Иные педагогические работники Должностные обязанности педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого

Слайд 11

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 1 . Игровая Ролевая игра Деловая игра Социально моделирующая игра

Слайд 12

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 2. Познавательная Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб

Слайд 13

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 3. Проблемно-ценностное общение Этическая беседа Дебаты, тематический диспут Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

Слайд 14

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.)

Слайд 15

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 5. Художественное творчество Кружки художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции школьников в окружающем школу социуме

Слайд 16

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми ) КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект

Слайд 17

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 7. Трудовая (производственная) деятельность Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого Детско-взрослое образовательное производство

Слайд 18

Нетрадиционные формы внеурочной деятельности (носят событийный характер) «Снимаем фильм» «Стол находок» – ребёнок находит решение своих проблем, трудностей «Студия» – обучающийся демонстрирует и учит тому, что может сам «Ритуал взросления» – традиция отмечать новый социальный опыт, приобретённый детьми «Образовательная встреча» – ученик пользуется своим правом получить консультативную помощь педагога или психолога

Слайд 19

Организация внеурочной деятельности Занятия внеурочной деятельностью значительно отличаются от классно-урочных и требуют от педагогов владения современными технологиями воспитания: технологией диалога, педагогических ситуаций, игровыми технологиями. Педагог, включая детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к учёбе, творчеству, занятиям физической культурой. Помогает им планировать свои достижения, добиваться их осуществления.

Слайд 20

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности . Эффекты воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности. Оценка достижения результатов проводится через мониторинговые исследования и отражается в портфолио младшего школьника.

Слайд 21

Вопрос 17 Методы диагностики эффективности внеурочной деятельности Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Объекты диагностики: личность самого воспитанника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога. Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование.

Слайд 22

Организация внеурочной деятельности В качестве показателей успешной внеурочной деятельности педагога может быть рассмотрено физическое здоровье ребёнка, его психическое равновесие , адекватная самооценка , осознание выпускником школьных лет как события в жизни. Высшим результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребёнка, его стремление к свободе и способность сочувствовать как людям вообще, так и конкретным людям, среди которых он живёт.

Слайд 23

Научить творчеству нельзя , как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ученика – это святой долг и обязанность каждого педагога. Сам процесс внеурочной деятельности , будь-то танцы, песни, живопись или театрализация устного народного творчества, приносит обучающимся истинную радость и способность к самовыражению в творчестве . Задатки творческой личности есть у каждого ребёнка , нужно только, используя разнообразные методы и приёмы работы во внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность ребенка. Поэтому, безусловно, внеурочная деятельность является инструментом творческого развития каждого ребёнка.

Слайд 24

Школа должна ориентироваться сегодня на особенности современных детей

Слайд 25

Как говорила Королева из сказки Л. Кэррола «Алиса в стране чудес»: «Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"

В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...

Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.

Влияние воспитательной системы класса на всестороннее развитие младшего школьника....

Особенности работы с младшими школьниками в системе дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения

Статья, в которой описываются особенности работы педагога дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения....

«Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Духовный мир взрослеющего человека – это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности.Недостатки развития и воспитания в школьный период жизни ...

Наставничество как способ повышения эффективности социальной адаптации школьников в системе дополнительного образования

Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования является воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем перед...