Использование интегрированного урока-практикума для раскрытия творческого потенциала учащихся
методическая разработка (3 класс) на тему

Примерный план интегрированного урока-практикума для учащихся младших классов по теме «Традиционные русские весенние праздники».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование

 интегрированного урока-практикума для раскрытия творческого потенциала учащихся.

.

Проблема развития творческой личности, креативных способностей учащихся является актуальной задачей современной педагогики. С точки зрения определения творчества как создания нового все познавательное развитие ребенка проходит исключительно творческим путем. Однако одним из отличий детского творчества от взрослого является ограниченность опыта детей. Творческие уроки-практикумы в начальной школе ориентированы на создание в обучении условий для выявления и развития творческих способностей учащихся, приобретения опыта прикладной и творческой деятельности. Творческий потенциал таких уроков, понимаемый как совокупность средств, необходимых для развития креативности учащихся, может быть гораздо выше, если в обучении интегрировано содержание нескольких предметов.

Русская народная культура обладает уникальным воспитательно-развивающим потенциалом. Благодаря необычной емкости народное искусство представляет интеpec не только с художественной, исторической, этнографической точек зрения, но и воспитывает в учащихся определенную культуру восприятия материального мира, развивает творческие способности личности, готовность наследовать духовные ценности народной культуры.

Рассмотрим примерный план интегрированного урока-практикума для учащихся младших классов по теме «Традиционные русские весенние праздники».

Этапы и виды деятельности.

1. Организационный момент: вступительное слово учителя (1-2 мин).

2. Объяснение нового материала учителем.

 Рассказ о традициях, обрядах и поверьях, связанных с прилетом птиц, повторение закличек весны (5 мин).

3. Познавательные сообщения учащихся старших классов о весенних обрядах и праздниках на Руси,о  традиционном русском костюме (5 мин).

4. Практическая работа по изготовлению образцов обрядового печенья «жаворонки» (из пластилина) (11-12 мин).

5. Игра-хоровод «Ай да птица, что за птица...» (4 мин).

6. Опрос-повторение в игровой форме с использованием загадок (5 мин).

7. Игра «Золотые ворота» (4 мин).

8. Закрепление изученного материала. Рефлексия (6 мин).

9. Подведение итогов урока. Выставка индивидуальных работ (3 мин).

Для повышения эмоционально-образного восприятия темы дети могут надеть элементы народного костюма: девочки — платки, поясочки, головные ленты, мальчики — пояса. Такая стилизация способствует приобщению к культурному наследию русского народа, а также позволяет школьникам войти в образ, использовать его в игре.

Поскольку подобные уроки можно проводить на познавательном материале любого народного праздника, то мы не рассматриваем подробно содержание урока и игр. Учитель может самостоятельно найти этот материал в специальной литературе и Интернет-ресурсах.

Урок является нетрадиционным и интегрированным по следующим показателям:

1. В нем интегрированы учебный материал предмета «Русская народная культура» и курса «Технология».

2. Формирование знаний основ русской культуры происходит в процессе знакомства и осмысления самобытных традиций русской культуры и освоения учащимися конкретных видов народного творчества

(музыкально-поэтического, календарно-обрядового, изобразительно-пластического и т.д.).

3. Развитие творческого воображения детей происходит в соответствии с уровнями повтор — вариации — импровизации, что согласуется с личностно-деятельностным и индивидуальным подходом в обучении.

4. Активный, игровой и просветительский характер урока позволяет младшим школьникам в творчески-игровой атмосфере почувствовать свою причастность к истории и культуре русского народа, а учащимся-подросткам дает возможность творчески проявить себя в театрализованном, игровом действии.

5. Общий эмоциональный характер игровой и практической творческой деятельности учащихся разных возрастных групп является достаточной мотивацией учебной деятельности школьников, дает возможность каждому достичь ситуации успеха в конкретном деле.

6. Подобная форма проведения урока может быть рекомендована учителю для обобщения и закрепления пройденного материала после прохождения определенного раздела программы.

Полезно провести серию таких уроков по теме (разделу), осуществив их примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам. Задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы они не имели однозначного варианта выполнения, т.е. позволяли каждому ученику реализовать свою творческую индивидуальность (например, образцы «жаворонков» не должны быть одинаковыми, образы в ролевых играх должны отличаться самобытностью и оригинальностью и т.д.). Одним из требований к уроку является смена контрастных видов деятельности учеников при сохранении образовательной доминанты, в начальной школе — не реже, чем через 10-15 мин .

Формами контроля и оценками результатов урока является само- и взаимоконтроль учащимися изготовленных изделий (их оригинальность); правильность и полнота ответов на вопросы; мнение экспертов; высказывания детей. Рефлексия, осознание своей деятельности, является завершающим этапом творческого урока, на котором учащиеся осознанно оценивают свою деятельность на уроке, определяют, что им было интересно и посильно для выполнения, какие выводы они смогли сделать после изучения темы. Не всегда у учителя имеется возможность выслушать каждого учащегося, главное, чтобы каждый школьник задумался над этими вопросами, попытался осознать проблему и сформулировать свое отношение к ней.

Знание национальных традиций, изучение их в процессе непосредственной практической деятельности способствует формированию национального самосознания у младших школьников, идентификации личности по национальному признаку, скорейшей и эффективной социализации детей.

Творческая судьба личности в индивидуальном развитии определяется особенностями ее взаимодействия с культурой. В процессе этого взаимодействия натуральное творчество ребенка видоизменяется во взрослое творчество, которое рассматривается в качестве высшей психической функции . Какими будут уровень творческой самореализации взрослого человека, его творческая активность, личный вклад в коллективное творчество человечества, зависит от творческого начала, закладываемого в детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»

Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАСКРЫТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Создание условий для  развития творческих способностей талантливых  детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, ...

Использование инновационных методов работы с целью развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся в начальной школе.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной...

Раскрытие творческого потенциала обучающихся

Освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к успеху....

Раскрытие творческого потенциала детей в ГПД

Предложенная статья дает возможность ознакомиться с вариантами игровых методик для развития творчества детей в ГПД....