Раскрытие творческого потенциала детей в ГПД
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Смирнова Алла Геннадьевна

Предложенная статья дает возможность ознакомиться с вариантами игровых методик для развития творчества детей в ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raskrytie_tvorcheskogo_potentsiala_detey_v_gpd_.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 183

с углубленным изучением английского языка

Центрального района Санкт-Петербурга

Раскрытие творческого потенциала детей в ГПД

подготовила

воспитатель ГПД

Смирнова Алла Геннадьевна

Санкт-Петербург   2015год

Цель: создать условия для максимальной реализации творческих способностей ребёнка.


Задачи: 

  1. раскрепостить мышление каждого ребёнка в процессе творческой деятельности;
  2. использовать возможности игровых технологий для раскрытия творческих способностей детей;
  3. использовать коллективные формы работы для достижения цели, в частности методику КТД.

 «Все мы родом из детства»... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери как нельзя лучше обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведёт нас разными дорогами наших судеб.

Эти слова своего рода эпиграф к моей работе. Я стремлюсь понять, как чувствует, думает, запоминает, творит ребёнок в начале своего жизненного пути. Именно в детстве, и часто на протяжении такого небольшого отрезка времени, как школьное детство, закладывается то, что во многом определяет нашу «взрослую» судьбу.

Ведь если мы поймём, что особенно важно для формирования способностей ребёнка, его чувств, умения думать, мы сможем помочь ему, дать возможность для наиболее полного развития. Как бы ни складывалась жизнь родителей, перед ребёнком необходимо открыть как можно больше путей и, уж конечно, помочь ему вступить в мир творчества, воображения, фантазии.

Определений творчества много, но практически все они схожи в одном — творчество — это создание чего-то нового. Именно фактор новизны является главным в творчестве. Отсюда можно дать следующее определение творчеству — это создание нового в любом из проявлений жизни.

Творчество — это радость, это миг, наполненный вечностью, это мгновение, когда время останавливается между прошлым и будущим — состояние «здесь-и-сейчас». В миг творчества человек как никогда близок к природе.

Творчество — процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия — положительная и светлая. Она приносит нам состояние гармонии. Ведь всякий человек по природе — творец. Творчество человека происходит во всём, и происходило в стародавние времена даже с изобретением колеса и повозок. Без творчества человечества просто не существовало бы! Творчество ребёнка — важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок словно переделывает мир под себя, и помогает сам себе понять и постичь его лучше.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и практическом отношениях: ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. В психологической литературе детское творчество рассматривается в связи с рядом проблем психологического развития ребёнка, таких, как детское воображение и мышление, детская деятельность, детская одарённость и др.

В психологической литературе крайне неоднозначно определяется категория творчества вообще и детского творчества в частности. В самом деле, с одной стороны, творчество является характеристикой деятельности: особого её вида (творческая деятельность — искусство, литература, наука) или любой деятельности, если речь идёт о её развитии, совершенствовании, переходе на новый уровень. С другой стороны, проблема связана с психологическими характеристиками творчества и, следовательно, сопряжена с проблемой способностей. Известное понятие творчества как механизма развития деятельности в значительной степени увязывает две эти стороны проблемы.

Дети и творчество — понятия практически нерасторжимое. Дети инстинктивно тянутся к прекрасному, и, очень редко,  выбирают себе в идеалы безобразное. Творчество — вещь добровольная, и не может приходить через силу. Существует также множество всевозможных кружков. Всё это развивает ребёнка и поддерживает его природную тягу к прекрасному.

Не случайно ребята много рисуют. Рисование, как игра, помогает им осознавать себя и окружающий мир. Образы, которые дети запечатлевают на бумаге, есть не что иное, как этапы их личностного роста. Рисунок дает ему возможность закрепить переживание на бумаге, посмотреть на него со стороны, вернуться к нему через некоторое время, дополнить его

Цель работы:

- создать условия для максимальной реализации творческих способностей ребёнка.

У некоторых ребят заниженная самооценка, отсутствует  уверенность в себе. Они затрудняются в выполнении заданий, требующих фантазии, нахождения каких-либо неординарных решений, опасаются высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным, стремятся следовать шаблону (в частности, это выразилось в копировании детьми работ сверстников или повторении своих собственных), боятся выполнять задание, испытывая явный страх перед неудачей.

Задачи:

  • раскрепостить мышление каждого ребёнка в процессе творческой деятельности;
  • использовать возможности игровых технологий для раскрытия творческих способностей детей;
  • использовать коллективные формы работы для достижения цели, в частности методику КТД.

Педагогические условия развития творческих способностей детей:

  1. Поддержка и развитие личности каждого ребенка, учитывая его индивидуальные психологические особенности.

Здесь могут помочь похвала, помощь, радость совместной работы, удачный выбор темы, новая для ребёнка и притягательная ситуация, игра в процессе рисования, желание подарить свой рисунок. Следует помнить о двух вещах: непрерывно поощрять, поднимать самооценку у ребёнка, и – не браться сразу за то, что у ребёнка вызывает страх и неуверенность, начинать с малого и постепенно.

  1. Организация совместной детской деятельности по методике КТД И.П.Иванова.

Ребята должны иметь представление о том, что значит выполнить какое-либо действие вместе, тем более, что способы кооперации различны. Полезны в этом отношении беседы с детьми ''Что значит вместе трудиться'', ''Почему дети играют вместе'', ''Что мы делаем вместе'' и т.п.

Успешно за последние годы прошли такие КТД, как “Путешествие по морю вежливости”, “Путешествие в страну сказок», «От зимы до осени», «Портрет культурного человека», «Хорошие поступки в страну Доброты», «Аукцион знаний», творческий конкурс.

  1.  Последовательность действий при организации совместной деятельности детей.

Ребёнок должен овладеть индивидуальными способами выполнения тех или иных действий, прежде чем включится в групповую деятельность. Совместная детская деятельность обеспечивает развитие элементов творчества у ребёнка, а, следовательно, овладение им новыми способами действий и новыми видами деятельности. И на определённом этапе, овладения детьми совместными действиями, деятельность приобретает характер саморазвивающейся. С одной стороны, это говорит о том, что она становится самостоятельной, не зависимой в известных рамках от взрослого. С другой, ребёнок не только овладевает в определённой степени каким-либо конкретным видом деятельности, но и действиями кооперации с другими детьми.

  1. Соблюдение принципов комплектования групп при совместной деятельности.

При этом можно выделить два параметра: количество участников и их взаимоотношения. Как показывают практический опыт работы с ребятами детям свойственно  деловое взаимодействие в малых объединениях: в диадах и триадах. Особенно это показательно для неигровой деятельности. Организуя работу в таких малых объединениях, мы одновременно решаем ещё одну существенную задачу: в доступном практическом варианте формируем у ребёнка умение сотрудничать с другими детьми; детям просто легче координировать свои усилия. Что касается  второго параметра, то совершенно очевидно, что взаимодействие с партнёром в ситуации эмоционального комфорта значительно содержательнее и результативнее, чем в иных условиях. Однако выполнение групповой деятельности далеко не всегда осуществляется детьми, симпатизирующими друг другу. В этом случае результативной оказывается деятельность лишь при наличии лидера с доброжелательным отношением к другим детям.

  1. Разнообразие видов совместной детской деятельности.

Это важно, прежде всего, потому, что ребёнок в таком случае может удовлетворить не только вообще потребность во взаимодействии со сверстниками, но и избирательную потребность в общении с тем или иным сверстником. Кроме того, в каждом виде деятельности ребёнок, также как и взрослый человек, проявляет и приобретает вполне определённые знания, умения, творческие качества личности и в условиях совместной деятельности может реализовать себя в собственных глазах и в глазах других детей.

  1. Необычный замысел, привлекательность форм деятельности для ребёнка.

Цель такой деятельности должна быть представлена ребёнку в необычном замысле или предполагать необычную, привлекательную (игровую, соревновательную) форму осуществления. Я предлагала детям, а затем они придумывали такие сюжеты для рисования, лепки, конструирования, которые бы «провоцировал» фантазию, неординарные технические решения: ''Невиданный зверь'', ''Разукрашиваем варежки'', ''Там, где я никогда не был'', ''Самое смешное''.

Формы работы по развитию творческих способностей детей:

1. Творческие возможности ребенка можно лучше узнать в играх. Игра для детей – важное средство самовыражения.

«В детском возрасте, как говорил А.С Макаренко, игра – это норма жизни, ребёнок играет даже тогда, когда делает серьёзное дело». Вот почему игра является основным видом деятельности моих воспитанников.

Каждая игра выполняет определённые функции. Игра содержит большие воспитательные возможности, так как она всегда желанна.

В играх можно лучше узнать характер ребёнка, привычки, организаторские способности. Все они нужны и по-своему полезны детям. Игры способствуют интеллектуальному и физическому развитию детей, обогащают его эмоционально.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и другие. Для проведения игры обозначаю цель, излагаю сюжет, распределяю роли, организую игру. Индивидуальную помощь необходимо оказать учащимся, выпадающим из игры. Любимыми подвижными играми ребят группы продлённого дня на продолжении многих лет являются игры с мячом, со скакалкой.

Ребята по пятницам играют в театр, и приглашают посмотреть всех детей группы продлённого дня и взрослых. Они создают, творят, заботятся о том, понятно ли и интересно зрителям то, что они показывают, стараются глубже передать образ героя и показать своё отношение к нему. Иногда дети поражают выразительностью мимики, жеста, слова. Ребёнок творит своё произведение в один приём, редко работает над ним долго.

Дети становятся требовательнее к предметам игры, они ищут больше сходства с действительностью. Отсюда, естественно, возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры, все большая связь её с трудом. Моя задача воспитателя – поддержать  это стремление ребёнка к самостоятельному изготовлению игрушек. Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретённых знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребёнка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.

Но если перед ребёнком поставить специальную задачу что-нибудь сочинить, придумать, то многие дети теряются и отказываются это сделать или выполняют задание традиционно и неинтересно. Только очень немногие ребята смогут выполнить это задание творчески.  

2. Праздник – особая форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности детей. Мои ребята с большим желанием готовятся к празднику: придумывают костюмы, любят сюрпризы, неожиданности, своеобразные призы.

Очень важно, чтобы каждый ребёнок смог проявить свои таланты, способности, увлечения.

И.П.Иванов даёт меткое определение праздника:

«Праздник – это активное отношение детей, их творческое участие в организации и проведении празднества, во всех играх, выдумках, забавах. Праздник – это комплекс познавательных, спортивных, игровых дел. А главное – в каждом из них – это творчество, выдумка в оформлении и в самих делах».

Необходимо каждому предоставить свободу выбора роли, занятия, способа действия.

Часто для ребёнка является значимым подготовка к празднику, а не сам праздник. Важно для ребят младшего школьного возраста быть значимым и оцененным старшими: родителями, учителями, воспитателями, а также администрацией школы.

В этом деле главное для меня – дать детям попробовать себя в различных сферах деятельности.

На праздниках часто включаю творческие задания, которые ребята выполняют сразу без подготовки: придумай поздравление товарищу в стихотворной форме, сочини песню на известный мотив, придумай другую концовку сказки, сочини скороговорку и т.д.

Наиболее известными считаю праздники ''Золотая осень'', ''Русская ярмарка'', ''Путешествие в страну сказок'', ''К 8 Марта'', ''Новогодний карнавал''.

Важным моментом в воспитательной работе становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством. Всё, что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому не случайно, что знакомство с детским фольклором развивает творческие способности ребят, интерес и внимание к окружающему миру. Ребята постоянно принимают участие в фольклорных праздниках ''Широкая масленица'', ''Встреча весны'', ''Посиделки''.

Заключение

Для меня, как и для любого другого специалиста, очень важна обратная связь. Результативность своей работы я могу оценить с помощью опросов, анкетирования родителей, детей, коллег, полученных отзывов.        

Мне кажется, что творческое начало педагога, работающего с детьми, проявляется в умении усматривать в окружающем мире элементы очевидные, но ускользающие от чужого взгляда, умении искать оригинальные и при этом отвечающие возникшей проблеме решения, умении подойти к любой ситуации нестандартно. И за чередой бесконечных требований к себе как к профессионалу, самым важным, на мой взгляд, является нестандартный подход ко всей своей деятельности  целом, к каждой отдельной задаче, будь то проведение теста, занятия группы.

Я творю себя и свою судьбу и пытаюсь научить этому других, чтобы человек мог сам, опираясь на себя строить свою жизнь, решать проблемы, иметь доступ к своим творческим, ресурсным состояниям. Ведь именно «творчество помогает понять идею самого себя».

Использованная литература

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Современные праздники: Сценарии воспитательных дел в начальной школе. – М. ТЦ Сфера, 2004
  2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве: Психологический очерк: Книги для учителя. М.: Просвещение, 1991
  4. Гордин А.Л. Короткие будни продленного дня: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1991
  5. Кашурникова Т.М. Основы информационно- библиографической грамотности для учащихся: Учеб. Пособие. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007
  6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.  1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004
  7. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985
  8. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мельничук И.А. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. – Мн.: Экоперспектива, 2003
  9. Осипова М.П., Козлович С.И., Панасевич З.М. Воспитание: Пособие. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004
  10. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2004
  11. Садовничая З.Ф. Содержание, организация и методика работы в группе продленного дня: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1988

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАСКРЫТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Создание условий для  развития творческих способностей талантливых  детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, ...

Использование интегрированного урока-практикума для раскрытия творческого потенциала учащихся

Примерный план интегрированного урока-практикума для учащихся младших классов по теме «Традиционные русские весенние праздники»....

Раскрытие творческого потенциала обучающихся

Освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к успеху....

Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей с ОВЗ как фактор успешной социализации воспитанников коррекционного учебного заведения

Представлена статья по развитию творческого потенциала детей с нарушениями интеллекта через занятия танцами....

Техническое творчество как процесс возможности проявления и раскрытия творческих способностей детей младшего школьного возраста

Презентация на тему: "Техническое творчество как процесс возможности проявления и раскрытия творческих способностей детей младшего школьного возраста"Из опыта совместной работы учителя начал...

Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей младшего школьного возраста во внеурочное время.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования.  Перед учителями начальных классов стоит основная задача &ndash...

"Развитие творческого потенциала детей в начальной школе"

Деятельность учителя начальных классов немыслима без внеклассной и внешкольной работы. Мои дети всегда с удовольствием принимают участие на различных внеклассных мероприятиях: конференции, конкурсы ри...