Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей младшего школьного возраста во внеурочное время.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей младшего школьного возраста во внеурочное время.
Гезь Лариса Владимировна,
учитель музыки
МАОУ «СОШ № 80»
г. Северск Томской обл.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам, а именно, высокие умственные возможности, способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений, потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них, способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.
Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которая является одним из средств развития индивидуальности и помогает обеспечить устойчивую адаптацию к условиям жизни; необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению психолога Л.С.Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, создающим его и видоизменяющим свое настоящее. Психолог В.И. Петрушин считает, что обучить творчеству нельзя, но применение специально ориентированных приемов и методов обучения может содействовать его образованию и дальнейшему развитию. Творческие характеристики личности учащихся: мобильность, легкость ассоциирования, оригинальность мнения, критичность, гибкость мышления, легкость генерирования идей, проявление самостоятельности...
В работе с детьми младшего школьного возраста необходимо создавать действующую систему психолого-педагогических условий развития творчески-одаренных и мотивированных на активную познавательную деятельность детей: выявлять и развивать индивидуальные возможности детей в различных областях знаний, осуществлять выбор рациональных форм и методов работы, стимулировать успехи учащихся, повышать мотивацию к их личностному развитию. Для этого разработаны учебные и дополнительные программы, подобрана диагностика выявления способностей, выбраны формы и методы для создания благоприятных условий реализации творческого потенциала детей, стимулирования их творческой деятельности, развития способностей. На уроках используются методы, приемы стимулирующие раскрытие и развитие творческого потенциала, самостоятельного мышления: индивидуальный подход в выполнении заданий с повышенной сложностью, творческие тематические задания, проблемно-поисковые ситуации, домашние задания, которые интегрируются с поиском научно-исследовательского материала, приобщают к работе учащихся-консультантов. Во внеурочных формах работы творческая и мыслительная деятельность учащихся активизируется через следующие приемы: нестандартные занимательные задачи, составление вопросов, заданий, использование ИКТ, проектно-исследовательскую работу, творческую работу с текстом, интеллектуальные игры. Большое значение имеет организация и проведение олимпиад разного уровня, предметных декад, конкурсов, детских конференций, форумов, марафонов.
Благоприятные условия, стимулирующие раскрытие творческого потенциала ребенка и его развитие, создаются на занятиях в курсе по внеурочной деятельности "Человековедение". Для этого используются педагогические и психологические методы и приемы. Педагогические методы и приемы: метод продумывания - способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате определенных умственных действий; метод, если бы… – когда учащимся предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если…; метод образной картины – когда предлагается изобразить свою картину…, а так же творческие задания, тесты-игры, мини-проекты групповые и в парах. Выполнение творческих заданий в ходе занятий оптимизирует психофизическое состояние младшего школьника, помогает координировать его нравственные силы, благотворно влияет на эмоциональное и познавательное развитие.
Для развития и успешной реализации индивидуальных способностей ребенка на занятиях создаются благоприятные психологические условия: комфортная атмосфера, эмоциональный настрой, музыкальный фон, свобода выбора, снятие психического и мышечного напряжения и тревоги. Все это способствует раскрытию творческих возможностей ребенка, его самовыражению и самореализации в продуктах деятельности и результатах творчества, повышают самооценку и интерес сверстников к его индивидуальности, в целом помогает оздоровлению организма, восстановлению жизненных сил.
Гармонизации эмоционального состояния, развитию психических процессов помогает арт-терапевтический метод. Самый доступный из видов – рисование форм, этот процесс активизирует дремлющие творческие силы ребенка, усиливает умственные процессы, помогает развивать волю, чувство равновесия, осязание. Это самый древний вид искусства, которым широко пользовались еще в средневековье. Основные линии (прямые, кривые) могут влиять на почерк, развивать руку, ощущение пространства, времени, а так же уравновешивать дыхание, ритм, давление, укреплять здоровье; закрытые формы усиливают чувство собственного Я. На разных этапах возрастного развития используются свои средства: масляная пастель, уголь; в младшем школьном возрасте это восковые мелки. При выполнении различных заданий развиваются волевые качества, преодолевается боязнь, глаз учится видеть то, что делает рука, оказывается положительное влияние на почерк. Сам арт-терапевтический процесс является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения.
В основе занятий курса по внеурочной деятельности различные игровые приемы: сюжетно-ролевые игры, инсценирование жизненных ситуаций, сочинение сказок, историй, их рисование и другие творческие задания. Созданные индивидуальные мини-проекты и в парах, помогают отстаивать свое мнение при защите их перед классным коллективом, учат находить необходимые аргументы, мобилизовать свои силы, уверенность в себе, преодолеть страх, напряжение, раскрыть творческие идеи, выразить их словами и в изобразительных образах. Групповое проектирование формирует межличностные отношения, помогает распределять роли, функции, виды деятельности, выбрать лидера среди участников, осуществлять оригинальный подход к выполнению задания, развивает воображение, фантазию, речь. Темы проектов связаны с жизненными явлениями, сказочными и фантастическими сюжетами, например: «Почему я похож на маму, папу, бабушку и дедушку», «Солнце Родины», «Как храбрость помогла», «Любящее сердце», «Придумай психологическую игрушку», «Сочини танец», «Волшебные звуки» и другие. Все это оказывает благоприятное воздействие на развитие креативности ребенка, активизирует его творческие ресурсы и помогает выявлению индивидуальных способностей не только через специально подобранную диагностику, но и через наблюдение и анализ продуктов деятельности учащихся.
Необходимо активно на уроке и во внеурочное время использовать различные творческие задания, которые направлены на развитие творческого мышления и творческих способностей. Целенаправленная, систематическая работа с творчески-одаренными и мотивированными на активную познавательную деятельность детьми позволяет достигнуть им успеха в учебной, проектно-исследовательской, интеллектуальной, творческой деятельности. Совокупность приёмов и методов, используемых на внеурочных занятиях, направлена на сохранение психологического здоровья детей, стимулирует то положительное, что заложено в каждом ребенке, делает его успешным и счастливым.
Литература:
Выготский Л.С. Лекции по психологии.- СПб: СОЮЗ, 1997
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М., 1993
Мелик –Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству. М., 198
Петрушин В.И. Музыкальная психология – М.: ТОО «Пассим»1994
Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей – Ростов н/Д: Феникс, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа на тему "Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста"
Научно-исследовательская работа на тему "Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста".Стимульный материал отправлю по электронной почте, так как не могу по т...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/02/picture-73737.jpg)
Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"
Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста" О том на что родители должны больще обращать внимание....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/14/picture-660-1442191316.jpg)
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/09/picture-186236-1362849798.jpg)
Развитие интеллектуального потенциала детей младшего школьного возраста средствами развивающего курса «Интеллектика».
Результаты эксперимента по введению курса А. Зака "Интеллектика" в учебный процесс в начальных классах...
Выпускная квалификационная работа «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»
ВКР «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/05/picture-1054233-1536164415.jpg)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС
Развитие у детей познавательных интересов, общеучебных умений, навыков и творческих способностей на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях...