"Портфолио учащегося"
статья на тему

Волкова Кристина Андреевна

В последнее время  вопросы, касающиеся портфолио, становятся все более актуальными. Большинство Российских школ уже применяют на практике портфолио учеников,  во многих европейских странах его уже активно используют  и считают одной из главных образовательных новинок в этом веке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_uchashchegosya.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

К. А. Волкова

Портфолио учащегося.

В последнее время  вопросы, касающиеся портфолио, становятся все более актуальными. Большинство Российских школ уже применяют на практике портфолио учеников,  во многих европейских странах его уже активно используют  и считают одной из главных образовательных новинок в этом веке.

Современные авторы книг по портфолио убеждены в том, что портфолио является основным элементом модернизации системы образования во всём мире.  Под модернизацией системы образования понимают ее приведение в полное соответствие с современными требованиями цивилизации во всех сферах жизни.

Слово «portfolio»  пришло к нам из итальянского языка, и переводиться просто как «портфель».  Термин «portfolio» в 70-х годах прошлого века был заимствован педагогикой  из сферы бизнеса и политики. Существует масса определений «портфолио учащегося»,  объединив их можно сказать, что портфолио учащегося - это способ фиксирования, накопления и оценки

индивидуальных образовательных достижений учащегося, которое формируется лично учеником и реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за ее пределами в определённый период его обучения.

В зависимости от того, с какой целью создается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующее виды портфолио:

1. в зависимости от цели, ради которой собирается портфолио, существуют:

  • портфолио-собственность (собирается для себя);
  • портфолио-отчет (собирается для учителя).

2.  по содержанию возможно выделение следующих видов портфолио:

  •  портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы учащегося;
  •  рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку/самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.;
  •  проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы;
  •  тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы. [3]

Создание единых европейских образцов портфолио (например, «Европейский языковой портфолио», принятый Советом Европы) соответствует основным направлениям Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2004 году. Таким образом, портфолио является современной эффективной образовательной технологией и помогает решать важные педагогические задачи:

1. Постоянно поддерживает высокую учебную мотивацию школьников.

2. Поощряет активность и самостоятельность учеников, расширяет возможности обучения и самообучения.

3. Содействует персонализации образования, определяет количественные и качественные индивидуальные достижения.

4. Формирует умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

5. Развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.

6. Создает предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников. [1]

Доктор философии С.Дж.Пейп и доктор педагогических наук Мурат Чошанов, признанные специалисты в области философии педагогики, считают, что «педагогическая идея учебного портфолио как формы оценки предполагает:

  • смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
  • интеграцию количественной и качественной оценок;
  • перенос педагогического ударения с оценки на самооценку».

Принятие этой позиции выводит школы (и учителей), применяющих портфолио в образовательном процессе, на принципиально иную позицию по сравнению с традиционным обучением: ученик в этой технологии является субъектом собственной деятельности. [2]

Можно сказать, что любое портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности.

К преимуществам портфолио можно отнести:

  1. В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.
  2. Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
  3. Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
  4. Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
  5. Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.

Основные проблемы, возникающие при внедрении портфолио.

Прежде всего, внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Конечно, и с этим трудно не согласиться, внедрение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки. Основная проблема при внедрении этой инновации – проблема общей неготовности участников образовательного процесса к работе с новым методом оценивания образовательной деятельности:

– в школах слабо разработана методическая база по обеспечению соответствующей работы;
– неподготовленность (моральная и профессиональная) классных руководителей по организации деятельности ведения и оформления портфолио учащимися;
– у учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт;
– неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения.

В ходе работы по решению выявленных трудностей и анализа первого опыта по накоплению портфолио учащихся, а также понимая, что одной из главных задач современной школы является повышение качества образовательного процесса в рамках реализации программы по предпрофильной подготовке и профильного обучения, необходимо заранее готовить учащихся к осознанному подходу к сбору материалов и дальнейшему оформлению портфолио, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника основной школы.

Проанализировав многочисленную литературу, посвященную использованию портфолио в системе образования, можно сделать вывод – портфолио на сегодняшний день позволяет в значительной степени модернизировать процесс обучения. В частности портфолио позволит выстроить учебный процесс таким образом, что он будет направлен на формирование личностных качеств каждого ученика. Портфолио в образовании  является лишь инструментом, который, при грамотном использовании, позволит создать условия для качественного образования в России.

Список литературы:

  1. Новикова Т.Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся//Профильная школа. 2004, № 2. - с. 48-56.
  2. Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся //Директор школы. – 1998. – № 3. – С.76.
  3. Светенко, Т.В. Большая книга о маленькой школе / Под ред. Т.В.Светенко, И.В.Галковской. – Псков: ПГПИ, 2003. – С.243.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учащихся начальной школы

Портфолио достижений учащихся начальной школы как средство создания ситуации успеха...

Портфолио учащихся.

Предлагаю оформление порфолио учащихся 1-4 классов....

Портфолио учащихся начальных классов

Представлена разработка портфолио для учащхися начальных классов.  Данное портфолио содержит разделы "Портрет", "Коллектор", "Рабочие материалы", "Мои достижения"....

Портфолио учащихся начальных классов

Данный вариант порфолио разработан и апробирован в 1-2 классах коррекционной школы VIIвида. Разделы и вопросы в них оформлены и сформулированы с учётом познавательных возможносткй учващихся с ОВЗ, что...

Портфолио учащихся начальной школы

Способы оценивания успешности в начальной школе ( из личного опыта)...

Портфолио учащегося

Структура портфолио учащегося начальной школы...