Рабочая программа внеурочной деятельности "Формирование классного коллектива"
рабочая программа (1 класс) на тему

Цель Программы:

w  Создание условий для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите; условий для формирования личности, отвечающей современному уровню развития мировой и национальной культуры, включённой в активный созидательный труд.

 Задачи Программы:

w  воспитание любви к малой родине, родному краю, своему Отечеству, формирование  национального самосознания, чувства долга, ответственности за судьбу России;

w  формирование патриотических чувств и сознания школьников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свое село.

w  создание благоприятного социально-психологического климата в классе на основе принципов гуманистических взаимоотношений, утверждения нравственных поведенческих традиций, сплочения сообщества детей в коллектив с ценностно-ориентированной групповой деятельностью.

w  совершенствование работы по формированию культуры здоровья и привитию навыков здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл form.kl_.kol_._chem.docx35.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Пояснительная записка

        Настоящая программа определена на основе необходимости систематизации и целенаправленной деятельности по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, краю, городу, школе, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, города, школы.

 Программа направлена на формирование и развитие личности школьника, обладающего качествами гражданина-патриота Родины, города, школы.

Актуальность разработки программы подтверждается событиями последнего времени – ослаблена связь поколений – отсутствует передача духовно-практического народного опыта. В наши дни городская и сельская молодёжь относится к народной песне, играм, обычаям как к проявлению чего-то устаревшего и никому не нужного. Между тем во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей.

Вышеуказанные факторы оказали негативное влияние  на общественное сознание большинства возрастных групп населения города, страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Стала заметней постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получило широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, социальным институтам.

В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

В современном вариативном учебно-воспитательном пространстве появилась возможность выбора формы деятельности. Но по-прежнему важное место занимает воспитание в ребёнке патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины. И здесь большую помощь оказывает проведение классных часов, экскурсий, которые способствуют:

– углублению знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения;

– более содержательному знакомству с историей своей семьи;

– углублению знаний об истории, традициях, культуре народов России;

– воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

– пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Вся работа направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относится к своему дому, своей семье, традициям русского народа, народным промыслам. Классные часы, посвящённые природе родного края, позволяют расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах, помогут задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы они могут оказать: озеленение кабинета, высадка зелёных насаждений в парке или на пришкольном участке, уборка мусора с лесной полянки после своего отдыха на ней…

Дети любят подражать взрослым. Проигрывая с ними элементы русских народных праздников, можно познакомить их со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков. Очень много неполных семей, где детей воспитывает только один из родителей. А народный детский фольклор (колыбельные, пестушки и т.д.) прививает чувство гармонии, воспевает семьи с двумя родителями, где царит уважение друг к другу.

Большую помощь в воспитательной работе может оказать устное народное творчество – пословицы и поговорки, загадки, песни, былины, которые прививают любовь к семье, своему краю, стране; знакомят детей со славными подвигами богатырей святорусских – защитников земли Русской. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.

С детских лет нужно учить ребёнка уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства.

В школе обучаются одновременно дети разных национальностей, вероисповеданий. Поэтому немаловажную роль в деятельности классного руководителя играет работа по становлению и сплочению детского коллектива. Перед учителем при этом стоят важные задачи:

– развивать у учащихся коммуникативные навыки;

– способствовать формированию умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступкам других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях;

– познакомить с основными правилами делового и бытового этикета;

– сформировать умение совершенствоваться в коллективе;

– формировать понимание значения дружбы для каждого ребёнка.

Вся работа должна быть направлена на то, чтобы ребёнок любой национальности чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, выказывать чувство сострадания, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке.

Обучение детей уважительному и толерантному общению друг с другом – многоплановый процесс в учебно-воспитательной деятельности. И правильно организованные и проведённые классные часы помогут классному руководителю в этом сложном и тонком деле.

Чем чаще классный руководитель общается с детьми, обсуждает жизненно важные проблемы, возникающие в детском коллективе, тем больше шансов сплотить и сдружить детский коллектив. Очень важно в деле формирования коллектива привлекать родителей. Это поможет повысить положительные результаты в системе воспитательной работы по созданию комфортной, радостной, свободной обстановки в детском коллективе для каждого ребёнка.

Нравственное воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение к природе. А это постепенно перерастает в любовь к Родине, своему народу.

Программа рассчитана на детей 7 – 10 лет. Сроки действия программы 4 года, с 1 по 4 класс.

 Цель Программы:

  • Создание условий для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите; условий для формирования личности, отвечающей современному уровню развития мировой и национальной культуры, включённой в активный созидательный труд.

 Задачи Программы:

  • воспитание любви к малой родине, родному краю, своему Отечеству, формирование  национального самосознания, чувства долга, ответственности за судьбу России;
  • формирование патриотических чувств и сознания школьников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свое село.
  • создание благоприятного социально-психологического климата в классе на основе принципов гуманистических взаимоотношений, утверждения нравственных поведенческих традиций, сплочения сообщества детей в коллектив с ценностно-ориентированной групповой деятельностью.
  • совершенствование работы по формированию культуры здоровья и привитию навыков здорового образа жизни.

Методические приёмы и средства формирования       патриотических чувств, взглядов и убеждений

  • использование яркого фактического материала;
  • обращение к положительным примерам патриотизма известных исторических деятелей, писателей, героев войн;
  • создание на уроках и мероприятиях ситуаций, способствующих возникновению борьбы мнений, в результате которой у учащихся начинала бы складываться своя точка зрения.

 Виды деятельности:

  • организация общественно-полезной деятельности школьников, труд по самообслуживанию в школе, ремонт учебников и наглядных пособий, работа на пришкольном участке;
  • деятельность учащихся, направленная на охрану природы родного края – посадка и уход за зелёными насаждениями, оказание помощи в поддержании чистоты и порядка в скверах и парках, на улицах;
  • художественно – творческая деятельность – участие в литературно-драматических композициях, посвящённых юбилейным датам родного края, праздниках народного творчества и т.д.
  • работа с родителями – привлечение их к участию в мероприятиях, их организации и проведению; организация и проведение родительских собраний патриотического содержания.

Формы и режим занятий:

Занятия групп проводятся:

1 занятие в неделю по 40 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Направления воспитательной работы:

  1. Наша страна и люди, которые в ней живут.
  2. Учимся правильно общаться и жить с людьми.
  3. Краеведение.
  4. Люби и охраняй наш общий дом – планету Земля.
  5. Народное творчество.
  6. Развиваем индивидуальные способности и таланты.
  7. Моя семья.
  8. Что такое хорошо и что такое плохо.
  9. Спорт, забота о своем здоровье, соблюдение гигиены.

Взаимодействие классного коллектива с другими структурами

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, синкретизм и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. В первую очередь взаимодействие с учителями-предметниками:

- совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения;

- представление интересов своих воспитанников на педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями;

- включение обучающихся своей группы в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, совместная организация и участие в предметных неделях.

 В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях активное взаимодействие с детской школьной организацией «7х7». Согласуя совместную деятельность, классный руководитель организует участие обучающихся своей группы в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время.

 Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения детей, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознанию собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинского работника.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка, формирование общих подходов в воспитании, совместное изучение личности ребёнка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии ребёнка. Привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе школы, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребёнка в школе и за её пределами.

Взаимодействие с литературным краеведческим музеем, художественным и другими музеями города, с учреждениями культуры (театры, кинотеатры, выставочные залы и т.д.) с целью приобщения детей к историческому и культурному наследию предков, проживающих в нашем родном Владимирском крае.

Взаимодействие с учреждениями спорта. Совместное занятие спортом с целью укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни.

Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты  

Личностными   результатами  изучения  данного   факультативного   курса  являются:

  • развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении  разнообразных заданий;
  •  развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

 Метапредметные

Универсальные учебные действия: 

  • Оценивать свои поступки и поступки других людей
  • Применять полученные знания в общении
  • Включаться в групповую работу
  • Участвовать в обсуждениях проблемных вопросов, высказывать свое мнение
  • Контролировать свое поведение

Предметные результаты

  • Использование приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений;
  • Овладение навыкеами поведения в коллективе и обществе.
  • Приобретение первоначальных навыков работы в коллективе, в паре, в группе

Ожидаемые результаты:

- Первый уровень – приобретение ребенком социальных знаний;

- Второй уровень – переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

- Третий уровень – приобретение ребенком опыта самостоятельного общественного действия.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • участие в утренниках и др.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

  • игра;
  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;

Условия для реализации программы.

        Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Проведение 50-70% занятий вне класса: в игровой комнате, в библиотеке, в СДК, в гостях у односельчан, на экскурсии в природу.
  2. Привлечение к работе старшего поколения.
  3. На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.

Программа будет успешно реализована, если:

  • будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
  • будут учитываться все возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;
  • будет использоваться разнообразный дидактический материал.

Тематическое планирование

Месяц

Тема

классного часа

Кол-во часов

Всего

Аудит.

Внеаудит.

Сентябрь

Знакомство с правилами поведения учащихся в школе, классе, на перемене.

1

1

Эвакуация из классной комнаты, коридора. Правила пожарной безопасности.

1

0,5

0,5

Экскурсия по прилегающей к школе территории.

1

1

Мы – пешеходы. Знакомство с правилами дорожного движения.

1

1

Октябрь

Правила дежурства по классу.

1

1

Режим дня школьника.

1

1

Каждой вещи своё место.

1

0,5

0,5

Ноябрь

Правила поведения на льду «Осторожно, лёд!»

1

1

Игровая программа «Если ты дома один»

1

1

Подготовка ко Дню Матери «Я и мои родители»

1

1

Кто такие – одноклассники?

1

1

Декабрь

Ссора между детьми, к чему может это привести?

1

1

Правила и обязанности школьников.

1

1

Чего в другом не любишь, того не делай сам.

1

1

В гостях на Новогодней ёлки.

1

1

Январь

Животные – наши меньшие друзья.

1

1

Мои любимые занятия.

1

1

Телевизор, компьютер и дети.

1

1

Февраль

Как подарить радость другому.

1

1

О детской дружбе и выборе друзей.

1

1

Необычные приключения с мальчишками.

1

1

Март

Что такое самостоятельность?

1

1

Правила хорошего тона.

1

1

Девичьи посиделки.

1

1

Чтение – вот лучшее учение.

1

1

Апрель

Шутки Весельчака – шарады.

1

1

Вежливые слова и поступки.

1

1

«У ребёнка есть права …»

1

1

Чему научились в кружках.

1

1

Май

Как мы прожили первый учебный год в школе – итоги.

1

1

Ученье без веселья, что жизнь без приключенья.

1

1

ОБЖ во время летних каникул.

1

1

Лагерь – это полезный и весёлый отдых.

1

1

ВСЕГО:

33

10

23

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

классного часа

Кол-во

часов

Дата

Сентябрь

Знакомство с правилами поведения учащихся в школе, классе, на перемене.

1

Эвакуация из классной комнаты, коридора. Правила пожарной безопасности.

1

Экскурсия по прилегающей к школе территории.

1

Мы – пешеходы. Знакомство с правилами дорожного движения.

1

Октябрь

Правила дежурства по классу.

1

Режим дня школьника.

1

Каждой вещи своё место.

1

Ноябрь

Правила поведения на льду «Осторожно, лёд!»

1

Игровая программа «Если ты дома один»

1

Подготовка ко Дню Матери «Я и мои родители»

1

Кто такие – одноклассники?

1

Декабрь

Ссора между детьми, к чему может это привести?

1

Правила и обязанности школьников.

1

Чего в другом не любишь, того не делай сам.

1

В гостях на Новогодней ёлки.

1

Январь

Животные – наши меньшие друзья.

1

Мои любимые занятия.

1

Телевизор, компьютер и дети.

1

Февраль

Как подарить радость другому.

1

О детской дружбе и выборе друзей.

1

Необычные приключения с мальчишками.

1

Март

Что такое самостоятельность?

1

Правила хорошего тона.

1

Девичьи посиделки.

1

Чтение – вот лучшее учение.

1

Апрель

Шутки Весельчака – шарады.

1

Вежливые слова и поступки.

1

«У ребёнка есть права …»

1

Чему научились в кружках.

1

Май

Как мы прожили первый учебный год в школе – итоги.

1

Ученье без веселья, что жизнь без приключенья.

1

ОБЖ во время летних каникул.

1

Лагерь – это полезный и весёлый отдых.

1

Методическое обеспечение программы

  • Карточки-задания для самостоятельных работ;
  • дидактический материал;
  • викторины;
  • кроссворды;
  • тесты; ребусы;
  • загадки; загадки с подсказкой;
  • загадки-обманки;
  • рассказы-загадки;
  • таблицы и т.п.

Материально- технического обеспечения программы

№ п\п

Название объектов и средств материально- технического обеспечения

1

Печатные пособия

школьные канцелярские принадлежности, набор цифр, набор геометрических фигур, предметные картинки, демонстрационный счётный материал, фишки и т. д.

2

Технические средства обучения

Компьютер , проектор

3

Экранно- звуковые пособия

Презентации , видиофрагменты

4

Игры и игрушки

Литература:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 2008

2. Беликов В.А. Образ и логика в изложении курса «Педагогические теории, системы и технологии»: Пособие для студентов педагогических ВУЗов. Магнитогорск, 2007

3. «Педагогика временного детского коллектива»: Учебное пособие. Под ред. Э.В. Марзоевой. Владивосток, 2008

4. Воспитание личности в коллективе. – М., Центр «Педагогический поиск», 2009

5. Максименко Н.А. Спутник классного руководителя. 1 – 4 кл. Волгоград: Учитель, 2006

6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ «Сфера», 2008

7. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе: Методическое пособие. М., 2005

8. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! М.; ВАКО, 2006

9. Волобуева Л.В. Русская традиционная культура и народное творчество. Методические разработки и материалы. Барнаул: «Графикс», 2007

10. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М.: «Академия», 1999

11. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2006

12. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2009

13. Аношина Н.И. С любовтю к родному городу: Патриотическое воспитание в начальной школе/ Н.И.Аношина// Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004. - №2. – с. 52-54

14. Баландина Е.Ю. Место фольклора в патриотическом воспитании. Специалист. – 2008. - №3

15. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект. – Волгоград, 2001.

16. Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине.. Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004. - № 5.

17. Зурабова К. Как воспитать защитника? // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 2.

18. Мазыкина Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности.// Внешкольник: Журнал. – 2002 - №5.

19. Патриотическое воспитание: Официальные документы // Школьная библиотека: Информационно-методический журнал. – 2003. - №4.

20. Рожков С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе. Пед.вестник – 2003. - № 12.

21. Строганова Л.В., Кербицкова Н.Л. Нам дороги эти позабыть нельзя. Классный час, литературная композиция, монтаж. Патриотическое воспитание младших школьников. Выпуск 3. – М.: Педагогическое общество России, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Программа работы с классным коллективом

Программа работы с классным коллективом на 4 года...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп классных дел" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп классных дел" 3 класс...

Программа внеурочной деятельности классного коллектива.

В программе отражены все направления деятельности класса во внеурочной деятельности: планирование мероприятий, работа с родителями. результаты работы по программе внеурочной деятельности....

программа по сплочению классного коллектива

программа по сплочению классного коллектива...

рабочая программа по сплочению детского коллектива

Программа «Я хочу с тобой дружить» ориентирована на учащихся 1-2 классов. От психологического климата внутри коллектива напрямую зависит успешность ребенка в нем, формирование положительно...