Развитие познавательных интересов младших школьников
статья на тему

Веретенникова Светлана Павловна

Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку мы, учителя, должны интересоваться проблемой целенаправленного, управляемого со стороны учителя, развития познавательных интересов и способностей. И  при помощи специальной системы творческих заданий у школьников должен появляться интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnykh_interesov_mladshikh_shkolnikov.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных интересов младших школьников

      Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку мы, учителя, должны интересоваться проблемой целенаправленного, управляемого со стороны учителя, развития познавательных интересов и способностей. И  при помощи специальной системы творческих заданий у школьников должен появляться интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения.

  « Если хочешь воспитать в детях смелость ума,

интерес к серьёзной интеллектуальной работе,  

самостоятельность как личностную черту,

вселить в них радость сотворчества, то

создавай такие условия, чтобы искорки

их мыслей образовывали царство мыслей,

дай возможность им почувствовать себя в нём

 властелинами.»

Ш.А. Амонашвили.

     Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важной предпосылкой которой является интерес. А, как известно познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.

    Познавательный интерес — интегральное образование личности. 

    Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность.

Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться, и как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже  желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.

К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться  о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

     Все предметы в начальной школе по своему сложны и задача учителя развивать на уроке,  во время внеклассной работы смекалку, сообразительность, познавательный интерес, любовь к предмету. Учебные занятия с использованием методик развития познавательного интереса и применения современных компьютерных технологий по сравнению с традиционной формой обучения имеет ряд преимуществ:

-  повышается учебная мотивация, достигаются высокие результаты;

- ученики с интересом и творческой активностью относятся к учебным предметам;

- у школьников формируется активная позиция по отношению к себе и своему образованию.

     Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание  окружающего мира и построение своей картины мира. Именно в младшем школьном возрасте  происходит становление познавательных интересов. Важно не упустить возможность развить познавательный интерес.

        Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникает и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения.

        Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Современный мир характеризуется быстрыми, сравнительно резкими изменениями в общественной жизни. Одной из ключевых ценностей становится творческое, нешаблонное поведение, характеризующееся оригинальным решением поставленных задач, быстрой адаптацией к условиям постоянно изменяющегося мира и появлению новых технологий, орудий труда.

        Методы, используемые в работе:

       - объяснительно-иллюстративный;

       - репродуктивный;

       - исследовательский;

       - поисковый.

        Формы работы:

       - общеклассная;

       - групповая;

       - парная;

       - индивидуальная.

        Средства деятельности:

            - словари и энциклопедии;

- технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;

- раздаточный и дидактический материал;

- печатные пособия;

-  презентации.

Обращаю внимание на основные познавательные процессы, реализуемые на уроках и во внеурочной деятельности.

Внимание

Внимание – это форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированости такого познавательного процесса как внимание.

В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

1  Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах

2  Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами

3  Отыскание чисел по таблицам Шульте

4  Быстрее нарисуй

5  Найди, кто спрятался

6  Найди сходство и различие

7  Прочитай рассыпанные слова
        

Восприятие

        Восприятие, более чем какой-либо другой познавательный процесс, связан с другими процессами, в частности, с воображением, памятью, мышлением, и поэтому большую часть заданий я направляю  на развитие этих понятий. Например, при решении примеров на вычитание и прибавление учащимся предлагает использовать цветные карандаши. “Раскрась цветок” – ученики 1-го класса решают выражения, и каждый ответ закрашивают соответствующим цветом. Затем находят эти ответы на рисунке и раскрашивают соответствующими цветами. Зрительное восприятие дополняется двигательным. Задания усложняются по мере взросления учащихся.

 Воображение

        С восприятием тесно связан другой процесс – воображение учащихся.

        К 1-му классу у детей появляются элементы произвольного воображения. В процессе создания мысленных образов ребенок опирается на имеющиеся у него представления. Создание же новых образов в сознании идет за счет расширения представлений, их преобразования и комбинирования.

        Я использую задания на преобразования и перестроения геометрических фигур и предметов, которые выложены, например, из счетных палочек или спичек. Они интересны и эффективны для развития воображения.

        Проводимый в процессе поиска решения мысленный анализ выложенных вариантов способствует развитию воображения детей, формирует умение представлять возможные изменения в фигуре.

 Память

Большое место в системе заданий отвожу заданиям на развитие памяти у учащихся. В курсе математики разработанная система содержательно-логических заданий, направлена на развитие зрительной, слуховой, наглядно-образной и словесно-логической памяти у детей, которая применяется не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях. В задания на развитие произвольной памяти  включаю такие игры, как: “Запомни математические термины”, “Цепочка слов”, “Лишнее слово”.

        Для развития зрительной и слуховой памяти используются диктанты, например,  “Запомни фигуру”.

У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.

Запомни двузначные числа.

Запомни математические термины.

Цепочка слов.

Рисуем по памяти узоры.

Запомни и воспроизведи рисунки

Зрительные диктанты

Слуховые диктанты

Мышление

Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

   Задачи на смекалку

Задачи шутки

Числовые фигуры

Задачи с геометрическим содержанием

Логические упражнения со словами

Математические игры и фокусы

Кроссворды и ребусы

Комбинаторные задачи

Пути развития познавательного интереса младших школьников

на уроках математики

        Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении.

        Основные каналы, по которым идет формирование познавательных интересов:

 а) само содержание учебных предметов обладает этой возможностью;

 б) определенная организация познавательной деятельности учащихся.

        Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Учителем глубоко продумывается отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, так как это является важнейшим звеном формирования и развития интереса к учению.

         Новый неизвестный материал поражает воображение учащихся, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Первоклассники удивляются бесконечному многообразию чисел и фигур, их свойствам и взаимосвязям. Это удивление подкрепляется и позже, когда ученики узнают, что числа не только что-то измеряют, сравнивают, вычисляют, но даже рисуют, проектируют, сочиняют, играют, делают умозаключения, выводы. Всё время нельзя поддерживать познавательный интерес только новыми яркими фактами. Чтобы возбудить желание учиться, педагог развивает потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе  школьников подводит к осознанию привлекательных сторон этой деятельности, чтобы сам процесс обучения содержал в себе положительные заряды интереса. Через самостоятельную работу, организованную с особым интересом, прокладывается путь к познанию, к желанию достичь результата самому.

        Самостоятельная работа – самый надежный показатель качества знаний, умений, и навыков ученика.

        Для того чтобы научить ученика работать самостоятельно, в своем опыте автор сделала попытку систематизировать и реализовать на практике  упражнения творческого характера, карточки с дифференцированными заданиями, тщательно продумана последовательность заданий, вариантность и наглядность. Для самостоятельной работы  учащимся предлагаются три варианта заданий различной степени трудности: первый вариант – самый трудный, второй – менее сложный и третий – самый легкий.

        Предлагая ученику вариант оптимального для него уровня сложности, осуществляется дифференциация поисковой деятельности при решении. Учитель твёрдо убеждена, что работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность.

         Технология проблемного обучения позволяет формировать познавательные интересы учащихся. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос - тема. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Мы  считаем, что именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития, служит движущей силой обучения.

        Наиболее эффективной формой развития познавательных процессов являются  творческие работы учащихся, которые связаны с деятельностью воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями и использованием геометрического материала. Включение учащегося в творческую деятельность – основной путь его развития.

        Прочные знания учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.

Формирование у школьников прочных умений и навыков на любом уроке - одна из важнейших задач учебного процесса. Именно в младшем школьном возрасте ученик овладевает системой действий, необходимых для успешной познавательной деятельности. Живому уму ребёнка достаточно лишь немного увидеть и услышать, чтобы потом долго размышлять и многое понять. Основная  задача учителя – лишь помочь ему.

         Использование занимательного и игрового материала. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. С. И. Ожегов толкует слово “занимательный” как “способный занять внимание, воображение”. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. В процессе игры на уроке математики дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.

        Сказки – верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, сопереживать и т.д. Учитель  включает  сказки в уроки математики при повторении и закреплении изученной темы и использует на внеклассных занятиях. Наиболее интересно проходят уроки-праздники.

Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам математики. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя. Устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.

        В заключение хочется сказать, что  дети любят уроки и ждут их с нетерпением, каждый урок для них – открытие нового, еще не познанного. Я стремлюсь в своей работе к созданию условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной деятельности, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.

1.Качество знаний учащихся и процент абсолютной успеваемости:

(на презентации)

     Знание особенностей развития познавательных интересов на разных возрастных этапах позволит сделать процесс развития ученика более интенсивным и продуктивным. Интересы учащихся очень легко поддаются влиянию, изменяются под воздействием различных обстоятельств и событий, что делает данный возраст очень гибким в плане формирования познавательных интересов и позволяют учителю, искать, менять и находить наиболее актуальные для него интересы, без ущерба познавательному развитию ребенка и его реализации, как ученика

     Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность

Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась  обобщить свой  опыт работы  по теме"Развитию п...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьниковПонятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературеОсобенност...

Развитие познавательных интересов младших школьников на уроках обучения грамоте

Материал из опыта работы по учебнику Р.Н. Бунеева "Моя любимая азбука"...

Развитие познавательного интереса младших школьников к обучению через игровую деятельность.

Развитие познавательного интереса младших школьников к обучению через игровую деятельность.Выступление на Международной заочной научно-практической конференции учителей "Успешный учитель" на тему «Пол...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка опыт работы

Работа представляет собой обобщение опыта, направленное на повышение интереса к русскому языку в начальной школе.  Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с оп...