Письменная дискуссия как средство работы со своей и чужой точкой зрения на этапе становления способности к самообразованию.
материал (4 класс) на тему

Чумакова Татьяна Викторовна

Цель дискуссии - развитие умений дискутировать, отстаивать своё мнение, приводить аргументы, учить рассуждать, анализировать и обобщать факты,делать выводы на основе данных.Дети учатся оценивать творчество, инициативу, самостоятельность на уроках-тренингах.Дискуссия помогает раскрыть ребёнка и самому ребёнку раскрыться, вот самое главное и это ещё является одним из видов рефлексии в классе. Процесс обучения становится актуальнее, привлекательнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Письменная дискуссия42.16 КБ

Предварительный просмотр:

Письменная дискуссия как средство работы со своей и чужой

точкой зрения на этапе становления способности к
самообразованию.

Дискуссия основывается на диалоге. Этот диалог происходит на протяжении всего обучения в начальной школе и носит устный характер (ребята получают знания, слушая учителя, и потом возвращают их в такой же форме: пересказ, устные ответы). Но для работы с учащимися и обучения в 5 классе и дальше в среднем звене устной дискуссии становится мало: в книгах и учебниках появляются тексты, рассчитанные на больший объём памяти, изменяется жанр средств обучения и характер учебного общения. И поэтому учеников 4 класса необходимо познакомить с другим средством обучения, как письменная дискуссия, которой должен заниматься каждый учитель в школе с учащимися.

Цель дискуссии - развитие умений дискутировать, отстаивать своё мнение, приводить аргументы, учить рассуждать, анализировать и обобщать факты, делать выводы на основе данных. Дети учатся оценивать творчество, инициативу, самостоятельность. И это делает процесс обучения актуальнее, привлекательнее.

Во время дискуссии от учителя требуется открытая помощь. Постепенно  эта помощь переходит в косвенную, что и даёт эффект развивающего обучения.

Дискуссия

открытая помощь учителя

                                                                         

косвенная помощь учителя

Темы могут быть разнообразными, но доступными для ребёнка данного возраста.

Подготовкой к введению дискуссии служат уроки- тренинги, которые необходимо вводить ещё в 1 классе, На таких уроках учитель раскрывает тайну логики своих учеников: для учеников видно, хорошо ли он владеет знаниями, а ещё для них раскрывается смысл простых истин, Тренинг- это урок активной мыслеречевой деятельности учащихся, формы организации которой является работа в парах, четвёрках, группах. Конечно же, это дело непростое. От учителя требуется мастерство. Эти уроки должны проводиться на этапе закрепления изучаемого материала.

Структура уроков-тренингов.

постановка цели

с.р. (принятие собственного решения)

работа в парах, (и т. д.)

(высказывание мнений)

обсуждение

Выслушивание различных мнений

экспертная оценка

самооценка

обсуждение итогов

Эта технология отлично работает тогда , когда при формировании пар, четвёрок учитываются разные типы восприятия) зрительный , слуховой, моторный) и активность детей. Тогда совместная деятельность будет способствовать целостному восприятию материала и саморазвития каждого ребёнка. Я жалею, что этот материал о проведении уроков-тренингов попался мне на глаза поздно. И такую работу я опробовала только в 1 полугодии обучения в 4 классе.

Итак, вернёмся к тому, что мы с ребятами опробовали. Разделившись на группы ( по желанию ) (по пять человек) ребята получили задания- карточки по теме “Наши подземные богатства”. Тема по ознакомлению с окружающим миром была новая, и её цель - познакомить с богатствами земли, с его свойствами, способами добычи и охраной (по Краснодарскому краю)

1 гр - познакомить с известняком, гранитом, песком, глиной.

2гр - торф, уголь, нефть.

Згр - природный газ, мергель.

4гр - источники минеральные, свойства и применение железной руды.

                                                         ДИСКУССИЯimage1image2

                                                               оценивание чужой
точки зрения
                                                                                                                   

                                                                ВИДЫimage3image4

                                      устная                                        письменная

image3image3

            формирует   свою                                                цель: (cамообразование)

            точку зрения                                                                                          

                         

                                                                               диалог                             диалог  с

                                                                            с собой                               другими

           учит отличать её

           от других точек

           зрения

                                               

                                                                                               соединяет разные точки

                                                                                                 зрения для движения                  

                                                                                                       к одной   цели

Функции дискуссии:

  1. понимание письменно изложенной точки зрения других людей (в дальнейшем поможет понимать и мысленно вступать в диалог с авторами научных статей, текстов)
  2. развитие речи (чтобы понимали тебя другие)
  3. раскрывание «молчунов» (которые на уроке привыкли к роли слушателя, а дискуссия даёт возможность высказываться всем желающим)

«Молчуны»

неуверенные

застенчивые

медлительный

в себе

      темп деятельности

  1. концентрирует внимание.

Дискуссия помогает развить:

умение        понимание        умение

вступать в спор           другого           задавать

                                вопросы

Дискутировать - значит спорить или вступать в спор, обсуждать мнение взрослого (или др. точку зрения), статью, случай из жизни. Какой тематике должна соответствовать дискуссия? Я считаю, что на данном этапе обучения ребята должны опираться на житейский опыт, опыт знаний 3-х лет школьного обучения, и поэтому темы споров, дискуссий должны носить как бы «житейский» характер и в некоторых случаях опираться на фантазию ребёнка. Самая первая дискуссия была посвящена теме «Школа»(Зкл.). Ребята должны были описать «лесную школу»: как она выглядит? Чем занимаются звери? Какой учитель занимает их? Оценки в лесной школе? и т.д. Эта дискуссия помогла увидеть отношение ребёнка к школе, к учителю, к предметам школьным; пофантазировать на тему данную, (мне интересно их мнение) «Лесная школа» получилась у всех разная, но самое главное с положительным оттенком. Объём излагаемых мыслей очень разный: от 12 слов до 130 слов. По окончанию работы предлагаю прочитать желающим, ведь интересно узнать мысли других людей. Сразу собираю работы, авторы которых выступали против обнародования личного откровения. Остальные - читали, спорили, смеялись все вместе. Это очень хороший материал для использования на родительском собрании. В конце спрашиваю: «Нельзя ли такое почитать родителям на собрании, им же тоже интересно узнать, о чем вы думаете?» (выдаю листы вновь, чтобы их авторы поставили своё разрешение или запрет). Бывает, что дети помечают: «Читать можно, не указывая фамилию».

Структура дискуссии была такова:

I  -    объявление темы дискуссии;

II-   работа детей;

III-  чтение работ вслух; (по желанию)          работа по рядам;

VI-  спор, обсуждения;

 V-  общий вывод

Приведу примеры дискуссии «Лесная школа» (не корректируя и не меняя ни единого слова).

«Там всегда лето. Очень много деревьев. Это дворец. Столы очень красивые из разноцветных камней, стулья, доска, разноцветные. Очень много цветочков, красивые шкафы. Там есть отдельная комната, где звери могут почитать, поспать, поиграть. Зверят учит красивый и не понятный зверёк, которого и нет на свете. Он очень добрый, но иногда, когда зверюшки его не слушают, он может и накричать. Этот зверь и ставит отметки хорошие «5» или «4». Но «2» и «3» он не ставит. Зверятам очень нравится в школе. Когда приходят новые зверюшки, они не теряя минуты подходят и опрашивают: «Как тебя зовут?» «Давай дружить». Они учатся хорошо, на «5»».

                                                                                                           (Михайленко Яна)

«Я видела лесную школу. Она очень красивая. Там есть пеньки и доски, есть расписание: чтение, математика, русский язык, классный час. Зверят учат старый ворон. Он учит хорошо. В день по 3,4,5 часов. Зверятам это нравится. Они благодарят учителя и учителю это нравится. И он говорит им тоже «спасибо». Учитель в лесной школе очень добрый, но иногда немного сердитый на нас, но мы всё равно любим его таким. Он ставит нам хорошие оценки. Эти оценки: «5» и «4». Но иногда ставит плохие оценки: «3» и «2». Но мы это заслужили. Зверята учатся очень хорошо. Им нравится изучать язык. Он очень интересен. Они изучают язык не только в школе, но и дома».

                                                                                                            (Сильченко Даша)

«Я увидела в лесной школе дерево, а на нём столик из веток и стул. Там были из дерева немного тетрадей. Мне там понравилось. У учителя было расписание: 1 ур. - учили буквы, 2ур. - пишем слова, Зур. - произносим слова, 4ур. - читаем слова. Учитель был сова: в очках, с папкой и что-то рассказывал зверятам. Он был в шапке и был лучшим учителем в лесной школе. Учил зверят четырём предметам. Он был самым призванным и единственным учителем. У зверят были оценки в форме призов: «5» - наклейка; (в форме цветка) «4» - ручка из дерева; «3» - закладка из дерева; «2» - слово или запись в тетради. Звери учились с утра, по-нашему с 9 часов, до 6 часов вечера. Зверят училось больше сорока  жителей».

                                                                                                                (Федчун Дарья)

«Она выглядит как: полянка и пеньки, звери пишут на листах деревьев. Зверей учит очень умный медведь. Учит, как вести себя в лесу: чаще всего - что делать, когда пожар; когда за ними охотятся. Медведь очень большой и у него

пушистая шерсть: большие лапы, большие уши, большой нос. Там ставят: «3», «4», «5». Зверям там нравится, они заводят новых друзей и учатся грамоте».

                                                                                                                    (Лукин Влад)

«Красиво, просто замечательно. Пение, чтение, русский язык, математика. Зверят учит старый ворон: строгий, умный, хороший. Оценки «5», «4», «3». Хорошо, отлично».

                                                                                                       (Дерлеменко Андрей)

                   

«Я увидел в лесной школе много цветов и около лесной школы много деревьев. Изучаю «Мир вокруг нас», «ИЗО». Учительница - лиса. Она добрая. Отметок плохих почти нет. Зверята почти все учатся хорошо».

                                                                                                             (Кривошея Вова)

«Лесная школа выглядит как теремок. У них есть математика, плаванье, чтение, человековеденье, цветочные растения. Зверят учит медведь. Он добрый, отзывчивый, лохматый, а ещё самый главный из всех лесных школ. Там ставится «дили-дили» - «5». Очень хорошо учатся на одни «дили-дили».

                                                                                                               (Балковая Настя)

В большой группе дискутировать, спорить, выслушивать мнение других и делать общий вывод при помощи учителя ребята научились. Это не единственная работа, которая была проведена на протяжении 3 класса; работа была объёмной. Темы для обсуждения могут быть различными. Приведу некоторые из них: (4л.)

Цель развития письменной речи, умения анализировать, обобщать.

  1. «Что за люди, эти взрослые?»
  2. «Какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля»
  3. «Что мне дороже всего на свете?»
  4. «Мои мечты»
  5. «Что значит выражение «Земля наш общий дом?»
  6. «Я - ёлочная игрушка» (развитие воображения и фантазии)

и т. д.

                1. «Я - директор школы»

  1.  « Я уже взрослый»                      Цель: выявление возможностей
  2.  «Желаю себе, любимому»
  3.   и  т.д.

1. «Зачем нужны сестра, брат...»

2. «Если бы я был один на света»

3. «По следам литературных произведений»                            Цель: взаимопони-

4. «Как поступил бы ты на месте... (лит. или сказ.героя)»      мание,взаимопоз-

5. «Чему научило произведение...»                                            нание

6. и т.д.

Конечно же, исследуя или обсуждая ту или иную тему дискуссии, дети, порой отвечали под влиянием импульса, сиюминутной мысли, но всё равно ответы детей наталкивали на размышления. Что же дороже всего на свете?

- Мама, жизнь, дружба, здоровье, любовь родных, школа, учёба, уважение. ( всё это мнения детей, и с этим не поспоришь); помогли нам, взрослым , увидеть себя с точки зрения детей. Нам бы так понимать их, как они понимают нас. Каждое размышление из темы. Что за люди эти взрослые? “если не крик детской души, то пища для раздумий ( и учителю, и родителям). Читая детские творения на собраниях, мы смеялись вместе с родителями, размышляли, делали выводы. Это помогает лучше узнать друг друга: родитель - родитель: родитель - ребёнок. Ребёнок настолько многогранен, что дома он один, в гостях - другой, в школе - третий. Артист, да и только... А в голове? Что у него в голове? О чём думает? Дискуссия помогает раскрыть ребёнка и самому ребёнку раскрыться, вот самое главное и это ещё является одним из видов рефлексии в классе.

Хочется привести примеры дискуссии “ Что за люди эти взрослые?”

Структура дискуссии:

1 –объявление темы

  1. работа детей
  2. чтение работ вслух (по желанию)
  3. спор, обсуждение: (в группах по 5 чел.)                
  4. составление общего мнения: (в группе)
  5. зачитывание общего мнения
  6. итог

1 группа

“Взрослые - это самостоятельные , умные люди. Они работают, могут воспитывать детей. Они делают то , что считают нужным. Они бывают разными. Может “кто-то любит их, как человека, а может кто-то не очень”

        (Савченко Марина)

«Они наши родные. Но мы для взрослых очень маленькие, т. к. они очень высокие и длинные. Ну, еще они помогают детям переходить улицу; но они бывают злыми и не помогают детям».

                                                                                                  (Спесивцев Максим)

« Я думаю, что взрослые - хорошие люди. Они нам помогают, одевают, обувают, кормят. А еще они нас ругают, но ругают только тогда, когда мы балуемся. Мне нравятся мои родные, родители, они самые лучшие; мы часто играем с папой, а мама учит меня вышивать».

                                                                                                               (Мордасов Коля)

« Взрослый человек это человек в возрасте. Люди бывают разные по характеру, по внешнему виду. Некоторые люди защищают природу, а др. - нарушают ».

                                                                                                                ( Иванов Денис)

«Взрослые постоянно тебя говорят: «Не трогай, не лезь, не ломай». Всегда кричат, если что-то тронешь в чужом доме. А иногда они заступаются за нас, и они не такие коварные, как мы их себе представляем. Моя мама кричит на меня

всегда, когда я плачу и у меня не получается. Но иногда мама помогает мне. Однажды я нарисовал маму, она долго смеялась. Взрослых легко обидеть».

(Балковая Настя)

« У взрослых есть своя работа, свои права, свой дом. У них есть свои дети. Живут они сами по себе или как скажут им родители. Взрослые умнее младших, очень задумчивы в своём деле. Некоторые знамениты в своём деле. Им позволено употреблять алкогольные напитки, но не очень много».

(Поздняк Настя)

Мнение группы 1 (общее): У взрослых есть своя работа, свои права, свой дом, свои дети. А ещё они помогают детям. Взрослые люди умнее младших, задумчивы в своём деле. Они помогают нам. Может быть, кто-то любит их как человека, а может кто-то не очень. Люди бывают разные: по характеру, по внешнему виду.

  1. группа

«Взрослые во первых, наши защитники. Они нас учат только хорошему. Они стараются сделать нам только хорошее. С самых малых лет они отдают тепло, всю свою любовь. Но они и не такие милые, конечно, если мы что-нибудь натворим: они нас ругают или даже надают шлепков. Мы их должны уважать, ценить, и конечно любить. Они нас, конечно, любят. Но если они нас поругали, это не значит, что они нас не любят».

                                                                                                                (Головня Настя)

«Взрослые люди работают. Из-за того, что они работают, они устают. Когда люди становятся взрослыми, они выбирают себе профессию. Взрослые люди умные, потому, что закончили институт, они зарабатывают деньги и содержат семью. Они дружат друг с другом и помогают, как и дети».

                                                                                         (Пожелал быть неизвестным)

«Люди эти взрослые бывают неосторожны. Они иногда бывают чудные. Например: взрослые за рулём машины сбивают людей. И моего одноклассника сбила. Этот взрослый был невнимателен. Некоторые взрослые люди хорошие: большинство бабушки, старые, родные. Самые хорошие люди - родные».

(Сильченко Даша)

и т. д.

Общее мнение I группы: Они стараются сделать для нас только хорошее. Человек растёт и с каждым годом, когда проживает до 30 лет, этот человек взрослый. Взрослые зарабатывают деньги и содержат семью. Люди, эти взрослые, бывают не осторожные. Они нас, конечно, любят. Но если поругали, это не значит, что они нас не любят.

  1. группа.

«Взрослые люди умные, но бывают и строгие. Взрослые люди должны учить маленьких. Если бы не было взрослых, то не было бы и маленьких и молодых. Это вид людей, которые учат нас и любят нас. Взрослые, это люди, которые были молодыми и стали старыми. Они сделали так, чтобы мы появились на  свет».        

                                                                                                                   (Крикун Вася)

«Взрослые это тоже дети, но побольше. Они умеют делать самые опасные дела. Они ходят на работу и получают деньги».

                                                                                                           (Михайленко Яна)

«Взрослые люди это те, которые всё знают и через всё это прошли. Они зарабатывают деньги, кормят и всё делают для нас. Если бы не было учителей, мы бы ничего не знали. Взрослые люди, они всегда нам будут помогать, и любить нас».

                                                                                                                     (Лукин Влад)

и  т.д.

Общее мнение 3 группы: Взрослые - это люди, которые делают так, чтобы мы появились на свет. Взрослые нас учат. А ещё взрослые делают так, чтобы нам было хорошо жить. Взрослые тоже были детьми.

        4 группа        

«Взрослые люди берут на себя большую ответственность. Также они кормят семью. Подсказывают примеры поведения малышам. Стараются дать детям всё лучшее, развлекают малышей и показывают им всё окружающее, учат хорошим поступкам».

                                                                                                               (Кривошея Вова)

и т.д.

Общее мнение 4 группы: Взрослые в 1 очередь кормильцы семьи. Взрослые люди берут на себя ответственность большую. Взрослые учат хорошим примерам.

                                                                                                               

                                       

                                                   

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения "Точка зрения. Смотрим в лужу, в окно, в бинокль"

Урок чтения для 2 класса "Точка зрения. Смотрим в лужу, в окно, в бинокль" (УМК  "Перспективная начальная школа")...

Курсовая работа "Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе"

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в ...

УУД и требования к уроку с точки зрения ФГОС НОО

В работе представлен текстовый документ и презентация освещающие УУД и требования к уроку с точки зрения ФГОС НОО. Материал был представлен на выстеплении в рамках МО учителей начальных классов....

Основные причины школьных трудностей с точки зрения нейропсихологии

Любая интеллектуальная деятельность требует активного функционирования обоих полушарий головного мозга.Многие школьные трудности напрямую обусловлены особенностями функционирования и развития головног...

Трудности в овладении письменной речью младшими школьниками с точки зрения нейропсихологии.

Количество  детей  с  трудностями  обучения  письму  и  нарушениями  письменной речи  увеличивается  год  от  года. По  самым...

Статья: "Нарушение письменной речи с точки зрения современной логопедии у воспитанников детских домов".

Статья о необходимости оказания своевременной логопедической помощи воспитанникам, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть проф...