Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Бумажные кружева" (техника квиллинг)
рабочая программа (2 класс) на тему

Людмила Владимировна Савосько

Рабочая программа по внеурочной деятельности Бумажные кружева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumazhnye_kruzheva.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа кружка «Бумажные кружева» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Она предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. 

Рабочая программа кружка «Бумажные кружева» ориентирована на достижение результатов первого уровня - получение младшими школьниками социальных знаний.

Предлагаемая программа имеет общекультурную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием.

Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Общая характеристика

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

Волшебный квиллинг” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

На реализацию программы отводится 1 час  в неделю, общий объём реализации 34 часа.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие 

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие: 

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • эвристический – проблема формируется детьми, ими же предлагаются способы её решения;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Содержание программы

Вводный блок.

1. Инструменты и материалы.

Знакомство с правилами техники безопасности.

Материал — бумага.

2. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.

Конструирование.

3. Вырезание полосок для квиллинга.

Основные правила работы. Разметка.

4. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.

5. Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

Техника изготовления. Применение формы в композициях.

6. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

Технология изготовления. Применение формы в композициях.

7. Коллективная работа. Композиция из основных форм.

Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.

Изготовление цветов в технике квиллинга.

8. Изготовление простых, несложных цветов.

Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.

9. Изготовление бахромчатых цветов.

Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками.

10. Коллективная работа. Композиция из цветов.

Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”.

Изготовление животных в технике.

11. Базовые формы.

Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.

12. Коллективная работа. Композиция.

Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных.

Творческие работы.

13. Коллективные работы.

Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. Выбор темы работ.

Практическая работа, игра. Задания: изготовить работы “Зоопарк”, “Сказочное царство”, “Зимняя сказка” и другие.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

  • цветную бумагу,
  • картон белый и цветной,
  • клей (наилучшим является клей ПВА).

Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

Охрана жизни и здоровья обучающихся.

Общие правила техники безопасности.

1. К уроку допускаются дети, изучившие и выполняющие  правила по технике безопасности.

2. Обо всех неисправностях, поломках, утечках необходимо сообщать учителю и не приступать к работе до устранения их нарушений.

3. Перед уроком и по окончании урока необходимо проветривать помещение.

4. Бережно относиться к имуществу класса.

5. В классе находиться в сменной обуви, без головного убора.

Техника безопасности во время работы.

1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места, входов-выходов посторонними предметами, которые в данное время не используются в работе, играх.

2. Без разрешения педагога не включать теле-, видео-, аудио- аппаратуру.

3. Использовать электрические розетки только по назначению.

4. О неисправности аппаратуры сообщать педагогу.

5. Запрещается самостоятельно устранять неполадки.

6. Разрешается пить только кипячёную воду.

Требования безопасности при аварийных ситуациях.

1. При прекращении подачи электроэнергии сообщить педагогу, который должен отключить электрооборудование из сети (розетки), покинуть помещение.

2. При затоплении помещения, при возникновении пожара сообщить педагогу, который должен отключить электроприбор из сети, покинуть помещение.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • познакомятся с искусством бумагокручения;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. 
  • овладение способами самопознания, рефлексии;
  • усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта.

Формы подведения итогов реализации рабочей программы

  • Составление альбома лучших работ.
  • Проведение выставок работ учащихся в классе.
  • Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества.

Календарно – тематическое планирование

Тема

Теория

Практика

Всего

Дата

Вводный блок

1

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

1

1

Материал — бумага

2

Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

0,5

0,5

1

Конструирование

3

Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

0,5

0,5

1

4

Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга.

1

1

2

5

Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

1

1

2

6

Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

1

1

2

7

Коллективная работа. Композиция из основных форм.

Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.

1

3

4

Изготовление цветов в технике квиллинга.

 

 

8

Изготовление простых, несложных цветов.

1

3

4

9

Изготовление бахромчатых цветов.

1

3

4

10

Коллективная работа. Композиция из цветов.

Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы.

4

4

Изготовление животных в технике.

 

 

11

Базовые формы.

1

1

2

12

Коллективная работа. Композиция.

Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных.

4

4

Цикл творческих работ

13

Коллективные работы с использованием техники квиллинга.

Дети сами делятся на группы и сами определяются с выполнением работы.

3

3

Всего

9

25

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Волшебный квиллинг» для 2 класса

Программа по внеурочной деятельности "Волшебный квиллинг"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности кружка «Технология квиллинга»

    Программа  внеурочной деятельности в направлении декоративно-прикладного искусства «Технология квиллинга»  разработана в соответствии с  нормативными...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...