Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса по программе "Начальная школа XXI века"
материал (3 класс) на тему

Фоот Татьяна Васильевна

Учебник "Литературное чтение" 3 класс Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uch.tplit_.cht_.docx18.15 КБ
Файл tplit.cht_.docx89.1 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план по литературному чтению

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на контрольные работы

1

Устное народное творчество

16

2

2

Басни

5

-

3

Произведения А.С. Пушкина

10

1

4

Стихи русских поэтов

5

2

5

Произведения Л.Н. Толстого

11

1

6

Произведения Н.А. Некрасова.

7

1

7

Произведения
А. П. Чехова.

6

2

8

Сказки зарубежных писателей

4

1

9

Стихи русских поэтов

7

-

10

Произведения
Д. Н. Мамина-Сибиряка.

6

1

11

Произведение А. Куприна.

8

2

12

Стихи С.А. Есенина

7

1

13

Произведения К. Г. Паустовского

12

2

14

Произведения
С. Я.Маршака.

4

-

15

Произведения
Л. Пантелеева

5

1

16

Произведения
А.П. Гайдара.

6

1

17

Произведения М.М. Пришвина

6

1

18

Произведения зарубежных писателей

11

3

ИТОГО ЗА ГОД

136

21



Предварительный просмотр:

Согласовано

Замдиректора_______/Н.В. Рейзинг /

от «___»_________________201_____г

от «___»_________________201_____г

от «___»_________________201_____г

от «___»_________________201_____г

        ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тематическое планирование (3 кл.)

п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Устное народное творчество. (16 часов)

Произведения фольклора» Загадки. Какие бывают загадки. В. Даль «Старик – годовик» Дополнительное чтение Загадки.

1

Урок изучающего чтения

Загадки, виды загадок. Пословицы, темы пословиц, особенности построения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Упражнение в выразительном чтении

Знать:

– жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина;

– особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом);

– различия жанров.

Уметь:

– называть произведения и выделять их особенности;

– определять тему и

жанр произведения;

– называть и сравнивать героев (положительных и отрицательных);

2

«Произведение фольклора» Пословицы Какие бывают пословицы.

Дополнительное чтение Пословицы

1

Урок изучающего чтения

Текущий (Литературный диктант)

3–4

Русские народные сказки  «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую»

2

Урок изучающего чтения

Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, наличие волшебных превращений, идея победы добра над злом,

Присказка, зачин, концовка сказки. Выделение языковых средств художественной выразительности. Работа со справочниками с целью толкования слов

определение главной мысли. Выявление характера героя, его поступков и их мотивов. Пересказ сказки от лица одного героя

– определять главную мысль сказки;

– делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды;

– сравнивать сказки (былины) разных народов;

– самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова;

– характеризовать особенности речи сказителя;

– использовать при чтении средства выразительности: темп, пауза, интонация; – работать с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией

5

Сказки о животных. Дополнительное чтение русская народная сказка «Лиса и Котофей Иваныч».

1

Урок изучающего чтения

Самостоятельное чтение или слушание сказки. Сравнение сказок разных народов: главная мысль, герои, события и их последовательность. Герои сказки: положительные и отрицательные. Работа с книгой: предисловие, послесловие

6

Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка»

Дополнительное чтение Башкирская народная сказка «Умная внучка».

1

Урок изучающего чтения

Самостоятельное чтение или слушание сказки. Выделение особенностей сказок с загадками. наблюдение за развитием событий, деление сказки на части  по готовому плану, вырази тельное чтение по частям

Текущий (Литературный диктант)

7–8

Волшебные сказки . Русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках.

2

Урок изучающего чтения

Понятие: волшебные сказки. Герои сказки. Развитие событий и их последовательность. Деление на части и составление плана, выборочное выразительное чтение по частям. Обучение художественному пересказу

Текущий  (Проверка навыка чтения вслух)

9

Сказки народов России. Дополнительное чтение Русская народная сказка «Елена Премудрая», чукотская народная сказка «Девушка и Месяц»

1

Урок изучающего чтения

Слушание сказки. Сравнение книг с бытовыми, волшебными и сказками о животных. наблюдение за развитием событий. деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям

10

Малые жанры фольклора Скороговорки, потешки. Какие бывают скороговорки.

1

Урок изучающего чтения

Общее понятие о скороговорках, особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок

Текущий (Проверка выразительности чтения)

11

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя».

1

Проверочный урок

Обобщение по разделу. Литературная игра. Выставка прочитанных книг.

Тематический контроль. Самостоя-тельная работа

Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке. Работа с книгами: тип книги, выходные данные, аннотация

12

Былины. «Добрыня и Змея»

1

Урок изучающего чтения

Понятие: былина. Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя

Былина, особенности былин. Понятия былинный герой, сказитель.

13

Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1

Урок изучающего чтения

Сравнение былин. Выявление характера героя, его поступков и их мотивов

14

Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга
и Микула»

1

Урок изучающего чтения

Текущий (Литературный диктант)

Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии)

15

. Былины. Дополнительное чтение. «Про Добрыню Никитича
и Змея Горыныча» ,«Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович» Рубрика «Книжная полка «Былины»».

1

Урок изучающего чтения

Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Осознание последовательности и смысла событий

Сравнение былин. Работа с элементами книги: титульный лист, оглавление

16

 Урок – обобщение  по разделу.

.

1

Проверочный урок

литературы с произведениями изобразительного искусства

Тематический контроль. Литературная викторина Текущий (Литературный диктант)

Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке

17

Басни.
(5 часа)

Басни Эзопа и И.А. Крылова Эзоп «Лисица и виноград».

И. Крылов «Лиса и виноград», «Ворона и Лисица»

1

Урок изучающего чтения

Слушание басен. Словарная работа. выделение главной мысли басни (мораль). Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки. Сравнение басен Эзопа и Крылова: персонажи, форма (стихотворная или прозаическая). Работа с внутритекстовой иллюстрацией. Выразительное чтение

Знать:

– литературоведческие понятия: басня, мораль;

– о структуре басни;

– о художественных особенностях басни.

Уметь:

– правильно называть басни из круга детского чтения;

– различать сказку и басню;

– сравнивать героев басни;

– выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова;

– выразительно читать басни с листа и наизусть;

– работать с книгами басен: выбирать, рассматривать, читать

Структура и художественные особенности басни (иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор).

Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке

18

Басни Эзопа и И.А. Крылова Эзоп «Лисица и виноград».

И. Крылов «Лиса и виноград», «Ворона и лисица» Дополнительное чтение Эзоп «Ворон и Лисица»

1

Урок изучающего чтения

(выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям).

Работа с внутритекстовой иллюстрацией.

Выделение частей басни, главной мысли (морали). Выбор интонации для чтения диалога Волка и Ягненка. Упражнение в выразительном чтении

19

Басни И. А.Крылова Дополнительное чтение И. Крылов  «Волк и Ягненок», «Крестьянин и Работник»

1

Урок изучающего чтения

Текущий (Литературный диктант)

20

Басни Дополнительное чтение. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса»,

А. Е. Измайлов «Филин и Чиж».

1

Урок изучающего чтения

21

Басни. Рубрика  «Проверьте себя»

1

Проверочный урок

Обобщение по разделу. выставка прочитанных книг. Работа с книгами басен. Конкурс чтецов

Тематический контроль. Конкурс чтецов басен

22–23

Произведения А.С. Пушкина (10ч)

Произведения А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Дополнительное чтение А.С. Пушкин «Бой Руслана с головой»

2

Урок изучающего чтения

Жанр произведения: литературная поэма в стихах. Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев. Выразительное чтение

Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии)

24-26

Сказки А.С. Пушкина

 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

3

Урок изучающего чтения

Жанр произведения: литературная сказка в стихах. Сравнение с народной сказкой. Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев. Выразительное чтение

Выделение языковых средств художественной выразительности(без использования терминологии)

27–28

 Сказки А.С. Пушкина

К. Паустовский «Сказки

А.С. Пушкина

Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Э. Бабаев «Там лес и дол видений полны»

2

Урок изучающего чтения

Слушание сказки. Рассматривание книг со сказками А. С. Пушкина. Словарная работа. Деление текста на части, составление плана. Выборочное выразительное чтение по частям. Выставка книг «Сказки Пушкина». Работа с аппаратом книги, составление краткой аннотации к книге

Текущий (Литературный диктант)

29

Стихи о природе

А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя», «Зимний вечер»

1

Урок изучающего чтения

Самостоятельное чтение или слушание стихотворений. Сравнение стихотворений: автор, жанр, тема, заглавие. Упражнение в выразительном чтении

Выделение языковых средств художественной выразительности (олицетворение). Поиск олицетворе-ний

30

Стихи о няне. А.С. Пушкин «Няне»

1

Урок изучающего чтения

Упражнение в выразительном чтении

Текущий (Тест)

Выделение языковых средств художественной выразительности

31

 «Произведения
А. С. Пушкина»  Рубрика «Проверьте себя»

1

Проверочный урок

Обобщение по разделу. Литературная игра «Сказки Пушкина»

Тематический контроль. Самостоятельная работа

Выбор книг на основе рекомендо-ванного списка в библиотеке

32

Стихи русских поэтов.

(5ч)

Стихи о природе Ф.  Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…»

1

Урок изучающего чтения

Обобщение читательского опыта. Слушание стихотворения. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения
(мысли и чувства поэта), упражнения в выразительном чтении

Уметь:

– находить слова, выражающие чувства и мысли поэта;

– понимать содержание стихотворения
(мысли и чувства поэта);

– самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения

(ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художествен-ной выразительно-сти);

– выразительно читать стихотворение;

– давать оценку своему чтению

Выделение языковых средств художественной выразительности. Стихотворная строка. Строфа, рифма, ритм стиха.

Выбор книг в библиотеке

по изучаемой теме, опираясь на данные обложки и титульного листа

33

Стихи об осенней природе А. Майков «Осень»

1

Урок изучающего чтения

Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта). Поиск слов, выражающих чувства и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении. Сравнение стихотворений: строение, тема, содержание

Текущий (Проверка начитанности и читательских умений)

34

Стихи А.А. Фета

А. Фет  «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»

1

Урок изучающего чтения

Самостоятельное чтение. Сравнение текстов стихов А. Фета. Самостоятельная подготовка выразительного чтения одного из стихов, самооценка

– понимать содержание литературного произведения, выделять события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, определять главную мысль;

– делить текст на композиционные части;

– участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое мнение;

– рассказывать и пересказывать по готовому плану;

– уметь представлять прочитанную книгу;

– работать с книгами-справочниками

35

Стихи русских поэтов. Рубрика «Книжная полка» Дополнительное чтение И. Бунин «Листопад»

1

Урок изучающего чтения

Выставка книг «Стихи для детей»

Текущий (Литературный диктант)

36

Контрольный урок Рубрика «Проверьте себя»

1

Проверочный урок

Обобщение по разделу.

Текущий ( Проверка сформированности учебной и читательской деятельности)

Выбор книг на основе рекомендо-ванного списка в библиотеке)

37-38

Произведения Л.Н. Толстого (11ч)

Жанры произведений Л. Н. Толстого

Л.Н. Толстой  Сказка «Два брата», басня «Белка и Волк»  Дополнительное чтение Л.Н. Толстой «Ореховая ветка»

2

Урок изучающего чтения

Особенности сказок Л. Н. Толстого. Вид сказок

39-40

Сказки Л.Н. Толстого . Дополнительное чтение Л.Н Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»

2

Урок изучающего чтения

Особенности сказок Л. Н. Толстого. (сюжет, герои)

Текущий (Литературный диктант)

41-42

Научно-популярные и художественные рассказы

 Л.Н. Толстой «Лебеди»,»Зайцы»

Дополнительное чтение.

 Л.Н. Толстой  «Лев и собачка»

2

Урок изучающего чтения

Самостоятельное чтение. Работа с текстом: выявление сходства и различия. Научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров). Выделение в научно-познава-тельном тексте фактов и их описание

Выделение фактов из текста. Сравнение рассказов

43-44

Художественные рассказы

 Л. Н.Толстого

Л.Н. Толстой «Прыжок»

2

Урок изучающего чтения

Слушание. Обсуждение произведения: понимание переживаний героев, формулирование личной оценки героя, аргументация своего мнения.

Текущий (Литературный диктант)

Работа со справочно-энциклопедической литературой

45

Былины Л.Н. Толстого

 Л.Н. Толстой  «Как боролся русский богатырь»

1

Урок изучающего чтения

Определение главной мысли. Деление текста на части, составление плана. Выразительное чтение по частям

Сюжетно-композиционный треугольник

46

 Книги
Л. Н. Толстого. Рубрика «Книжная полка»

Дополнительное чтение А. Сергеенко «Как
Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах»

1

Урок изучающего чтения

Справка об авторе

Итоговый ( Проверка навыка чтения молча)

47

Обобщение по разделу Рубрика «Проверьте себя»

1

Проверочный урок

Обобщение по разделу. Работа с книгами
Л. Н. Толстого: деление по жанрам, работа с аппаратом книги, составление аннотаций, зачитывание эпизодов.

Тематический контроль. Самостоятельная работа

 48

Произведе-ния Н.А. Некрасова.

(7 часов)

Стихотворения о детях Н. Некрасов «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок»

К. И. Чуковский  «Мужичок с ноготок»

1

Урок изучающего чтения

Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения. Введение понятия «лирический герой», поиск слов, выражений, показывающих отношение автора к герою (выборочное чтение). Упражнение в выразительном чтении

Знать:

– называть имя, отчество и фамилию поэта;

– называть произведения Н. А. Некрасова (в рамках программы);

– понятия «лирический герой», «сказочный» и «реальный».

Уметь:

– находить справку о поэте в книгах- справочниках;

– использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения;

– самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения;

– читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию;

49

Стихи о детях. Дополнительное чтение Н. Некрасов «Крестьянские дети»

1

Урок изучающего чтения

Упражнение в выразительном чтении отрывка

50

Стихи о природе Н. Некрасов «Славная осень»

1

Урок изучающего чтения

Самостоятельное чтение, работа над стихотворением «Славная осень»

Текущий (Литературный диктант)

Выделение языковых средств художественной выразительности (сравнения, звукопись). Поиск сравнений в тексте стихотворения

51

Дополнительное чтение

К. И. Чуковский «Зеленый шум» Н. Некрасов «Зелёный шум»

1

Урок изучающего чтения

Слушание стихотворения «Зеленый шум» и статьи К. Чуковского. Работа над содержанием

 52

Стихи о природе.
Н. Некрасов «Мороз-воевода»

1

Урок изучающего чтения

Слушание. Словарная работа. Создание словесного образа Мороза-воеводы. Упражнение в выразительном чтении песни Мороза

– выражать свое отношение к прочитанному;

– работать с аппаратом книг стихов
Н. А. Некрасова

Текущий (Литературный диктант)

53

Стихи
Н.А. Некрасова.
К.  Чуковский

«О стихах Н. А. Некрасова».

Дополнительное чтение. Н. Некрасов «Саша» Рубрика «Книжная полка»

1

Урок изучающего чтения

Работа с книгами Н. Некрасова. Составление справки об авторе

Работа со справочно-энциклопедической литературой

54

Русские поэты Рубрика «Проверьте себя» Рубрика «Книжная полка»

1

Проверочный урок

Обобщение по разделу

Итоговый (Проверка начитанности и читательских умений)

 55

Произведе-ния
А. П. Чехова.

(6 часов)

Повести и рассказы А. П. Чехов «Степь»

1

Урок изучающего чтения

Введение в круг чтения произведений А. П. Чехова. Слушание. Определение жанра рассказа, выборочное чтение (выбор описания в тексте), деление текста на части, составление плана.

Самостоятельная подготовка выразительного чтения любой части. Обучение художественному пересказу

Уметь:

– называть имя, отчество и фамилию писателя;

– называть произведения А. П. Чехова
(в рамках программы);

– сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-повествование;

– находить в тексте описания портрета героя, интерьера, пейзажа;

– понимать главную мысль, объяснять заглавия (заглавие-жанр, заглавие – имя героя, заглавие – главная мысль);

– участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному;

– передавать краткое содержание изученного произведе-

56

Дополнительное чтение А. П. Чехов «Белолобый»

1

Урок изучающего чтения

Слушание, выявление главной мысли, комментирование заглавия. Определение жанра рассказа. Аналитическое чтение по частям: образы героев, отношение автора к героям. Подготовка собственных высказываний по заданным темам.

Итоговый (Тест)

 

ния и пересказыватьтекст, сохраняя его художественные особенности;

– читать выразительно подготовленное произведение или эпизод;

– пользоваться предисловием и послесловием в книгах

57-58

Произведения о детях А. Чехов «Ванька».

2

Урок изучающего чтения

Слушание. Определение жанра. Словарная работа. Перечитывание и выделение главной мысли, композиционных частей, комментирование заголовка. Выборочное чтение: поиск описания героя, отношения автора к герою произведения

59

Книги о животных. Дополнительное чтение  Л. Андреев «Кусака»

1

Урок изучающего чтения

Итоговый ( Проверка навыка чтения вслух)

60

Очерки и воспоминания об А.П. Чехове

Н. Шер «О рассказах А.П. Чехова

1

Урок изучающего чтения

Обобщение по разделу. Справочный материал об авторе.

Поиск информа-ции о писателе  в справочниках

61

Сказки зарубежных писателей. (4 часа)

Сказки Ш. Перро

Ш. Перро «Подарки феи»

1

Урок изучающего чтения

Слушание, выявление сходства сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей. Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Характеристика героев, данная автором
(выборочное чтение). Деление текста на части, составление плана

Знать:

– имена зарубежных писателей-сказочников и названия произведений (в рамках программы).

Уметь:

– различать сказки народные и литературные;

– определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора к героям и выражать свое отношение к ним;

– передавать сюжет сказки, находить его части;

– сравнивать сказки народов мира (видеть их сходство и различие), а также сказки отечественных и зарубежных писателей

62

Сказки Ц. Топелиуса Ц.Топелиус«Солнечный луч в ноябре».

Дополнительное чтение Ц. Топелиус «Зимняя сказка»

1

Урок изучающего чтения

Самостоятельное чтение сказки. Выявление особенностей сказки. Выборочное чтение: описание земли, трав, волн, Солнечного луча.

 

Выразительное чтение по ролям отрывка. Деление текста на части по готовому плану

63

Сказки зарубежных писателей. Дополнительное чтение.
Г.-Х. Андерсен «Снеговик»  Братья Гримм «Умная дочь крестьянская»

1

Урок изучающего чтения

Слушание сказок, повторение сказок-загадок, самостоятельное чтение

Текущий (Литературный диктант)

64

«В мире сказок»

1

Урок-утренник

Обобщение по разделу. Выставка книг, работа с книгой. Литературная игра «Назови сказку»

Итоговый ( Проверка сформированности учебной и читательской деятельности)

65

Стихи русских поэтов.

(7 часов)

Стихи о Родине И. Никитин «Русь»

1

Урок изучающего чтения

Слушание. Словарная работа. Определение темы и содержания стихотворения. Деление на части, выразительное чтение подготовленной части

Знать:

– имена русских поэтов и их произведения;

– понятия: тон, темп, ритм стихотворения.

Выделение языковых средств художественной выразительности

66

Стихи о природе И. Никитин «Утро»

1

Урок изучающего чтения

Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Выразительное чтение стихотворения

Уметь:

– выделять языковые средства художественной выразительности;

– понимать содержание стихотворения
(мысли и чувства автора);

– самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения;

– передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть)

Работа над логическим ударением, выделение слов, на которые падает логическое ударение

67

Стихи о детях и для детей И. Суриков «Детство»

1

Урок изучающего чтения

Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Деление на части по готовому плану, выделение описания картин, выразительное чтение по частям.

68

Стихи русских поэтов.

Дополнительное чтение. И.  Никитин «Помню я: бывало , няня…»

1

Урок изучающего чтения

Слушание. Работа с книгой

69

Стихи о Родине С. Дрожжин «Привет», «Зимний день»

1

Урок изучающего чтения

Чтение. Объяснение заглавия стихотворения. Сравнение тем стихотворений и их интонационных рисунков. Подготовка к выразительному чтению. Справка об авторе

Текущий (Литературный диктант)

70

 Стихи о Родине и родной природе. Дополнительное чтение. Ф. Н. Глинка «Москва»

1

Урок изучающего чтения

Сравнение стихов по темам, авторам. Подготовка к выразительному чтению

 71

Обобщение по разделу

 Рубрика «Проверьте себя»  

1

Проверочный урок

Обобщение по разделу. Работа с книгами стихов русских поэтов. Конкурс «Выразительное чтение стихов русских поэтов»

Тематический контроль. Творчес-кая работа «Мой любимый поэт»

72-74

Произведе-ния
Д. Н. Мамина-Сибиряка.

(6 часов)

Рассказы о животных Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Дополнительное чтение В. Астафьев «Стрижонок  Скрип»

3

Урок изучающего чтения

Выявление читательского опыта детей. Справка об авторе. Слушание. Словарная работа. Определение жанра. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли, авторской позиции, построение сюжета. Озаглавливание частей.

Аналитическое чтение по частям: обучение краткому пересказу. Работа над образом Тараса: портрет, особенности речи, поступки

Знать:

– фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора;

– произведения
Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров.

Уметь:

– работать с сюжетом и планом;

– пересказывать по плану подробно и кратко;

– рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста;

Текущий (Проверка навыка чтения молча)

 

– определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора), выделять главную мысль;

– читать вслух и про себя быстро и правильно (не менее 60–70 слов в минуту);

– читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод или произведение

75

Сказки о животных Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»

1

Урок изучающего чтения

Слушание. выявление авторской позиции, формулирование личной оценки.
повторное чтение по частям и озаглавливание. Работа над образами героев. Сравнение жанров: сказка, басня, рассказ

Текущий (Литературный диктант)

76-77

Произведения о животных

Дополнительное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Постойко»

Книги Д. Мамина-Сибиряка

2

Урок изучающего чтения

через его речь, озаглавливание частей. Комментирование заглавия

Работа со справочной литературой

78-81

Произведение А. Куприна.

(8 часов)

Произведения о людях А. И. Куприн «Синяя звезда»

4

Урок изучающего чтения

Введение в круг детского чтения произведения А. Куприна. слушание. Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. Высказывание собственного мнения о произведении. работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев

Знать:

– произведения
А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы).

Уметь:

– различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы;

– делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану;

– выделять в тексте описания, использовать их

Текущий (Проверка выразительности чтения)

82-83

Рассказы о животных А. Куприн «Барбос и Жулька»

2

Урок изучающего чтения

в собственных творческих работах и устной речи;

– самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль);

– выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам

 84

Книги о животных. Рубрика «Книжная полка» Дополнительное чтение. А. Куприн «Собачье счастье»

1

Урок изучающего чтения

Слушание.

работа с текстом: комментирование заголовка, определение главной мысли, деление на части, чтение по частям и составление плана, выделение описания, рассуждения. упражнение в выразительном чтении

Текущий (Литературный диктант)

85

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка и А.И. Куприна Рубрика «Проверьте себя»

1

Проверочный урок

Обобщение по разделу. составление устных рассказов – описаний животных

Тематический контроль. Самостоятельная работа

 86

Стихи

С.А. Есенина. (7 часов)

Стихи о Родине

С. Есенин «Я покинул родимый дом»

1

Урок изучающего чтения

Обобщение читательского опыта. слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). упражнение в выразительном чтении

Знать:

– стихотворения
С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения;

– наизусть 2–3 стихотворения С. Есенина.

Уметь:

– определять тему и содержание стихотворения

Выделение языковых средств художественной выразительности

87

Стихи

о природе

 С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…».

1

Урок изучающего чтения

Чтение. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Сравнение стихов: темы, заглавия, содержания. выразительное чтение, работа над интонацией

 (мысли и чувства автора);

– находить языковые средства художествен-ной выразительности;

– передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение

88

Стихи о природе С. Есенин «Береза». Дополнительное чтение. Стихи С. Есенина  о березе

1

Урок изучающего чтения

Чтение. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, сравнение строф. Выразительное чтение

 89-90

Стихотворения для детей С. Есенин «Бабушкины сказки»

2

Урок изучающего чтения

Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Повторение: стихи русских поэтов И. Сурикова, И. Никитина,
А. Пушкина о детстве. Выразительное чтение

Текущий (Литературный диктант)

91

Родные поэты Книги со стихотворениями русских поэтов. Дополнительное чтение. С. Есенин «Сыплет черемуха снегом», И.  Тургенев «Деревня»

1

Урок изучающего чтения

Слушание стихов. Выставка книг стихов русских поэтов о Родине, природе. Работа с аппаратом книги

92

Обобщение по разделу Рубрика «Проверьте себя»

1

Проверочный урок

Обобщение по разделу. Составление справки о поэте. Выставка книг

Текущий (Проверка начитанности и читательских умений)

 93-96

Произведе-ния

К. Г. Паустовского.

(12 часов)

Произведения для детей  

К. Паустовский.  Сказка «Стальное колечко»

4

Урок изучающего чтения

Слушание. Работа с произведением: чтение, выявление главной мысли, деление на смысловые части, составление плана. Работа над образом Вари, отношение автора к девочке (поисковое чтение). Подготовка выразительного чтения диалога Вари и бойца. Работа над жанром

Слушание. Обсуждение, ответы на вопросы по содержанию текста. Комментирование заголовка. Деление текста на части, аналитическое чтение: выявление позиции автора, структура текста. Выделение описания летнего дня, грозы, переживаний Вани. Составление отзыва о прочитанном произведении

Знать:

– произведения
К. Г. Паустовского

разных жанров (в рамках программы).

Уметь:

– читать правильно не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов в минуту про себя;

– различать художественные и научно-познавательные рассказы;

– различать рассказ-повествование, рассказ-описание, юмористический рассказ;

– работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания);

– самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план;

– пересказывать по плану (подробно и кратко);

– понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения;

– выражать свою точку зрения о произведении, о героях и поступках;

– различать героев (главных и второстепенных), воссоздавать их образ (внешний вид, поступки, отношение автора);

– работа с книгой (в том числе и со справочной книгой)

Текущий (Литературный диктант)

 

97-99

 

Рассказы о животных К. Паустовский «Кот-ворюга»

3

Урок изучающего чтения

Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию, объяснение заголовка. Определение главной мысли. Работа над жанром: юмористический рассказ.

Самостоятельная работа над образом кота: внешний вид, поведение, отношение к людям

Текущий  (Проверка навыка чтения вслух)

100-101

Рассказы К.Г. Паустовского

К. Паустовский «Какие бывают дожди?» Рубрика «Книжная полка» Дополнительное чтение К.Паустовский «Заячьи лапы»

2

Урок изучающего чтения

Самостоятельное чтение. Работа над жанром: научно-познавательный рассказ; сравнение рассказов с рассказом «Кот-ворюга»
(чувства и отношение автора), выделение фактов и их описания

102

Рассказы о животных. Дополнительное чтение И. Тургенев «Воробей» К.  Паустовский «Теплый хлеб»

1

Урок изучающего чтения

Слушание. Рассматривание книг. Работа с аппаратом книги: предисловие, оглавление, аннотация

Текущий (Литературный диктант)

103

 

Контрольный урок

1

Проверочный урок

Обобщение по разделу. Знакомство с выставкой книг о животных и природе:

рассматривание, сравнение художественного оформления, группировка по авторской принадлежности. Выбор книг для чтения

Текущий (Проверка сформированности учебной и читательской деятельности )

Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке

104

«Моя любимая книга»

1

Урок -утренник

Выставка книг. Инсценирование. Викторина

105-106

Произведе

ния
С. Я.Маршака. (4 часа)

Стихи о Родине и родной природе

С. Маршак «Урок родного языка», «Ландыш»

2

Урок изучающего чтения

Слушание. Словарная работа. Работа над содержанием стихотворения. Упражнение в выразительном чтении

Знать:

– и называть произведения С. Я. Маршака.

Уметь:

– понимать содержание стихотворения
(мысли и чувства поэта);

– самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);

– выразительно читать стихотворение
(передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам);

– давать оценку своему чтению

Выделение языковых средств художественной выразительности

107

Пьесы-сказки

С. Я.Маршака  Дополнительное чтение С.Маршак «Кошкин дом»

1

Урок изучающего чтения

Пьеса-сказка. Работа с книгой: портрет писателя, предисловие, послесловие. аннотация

Текущий (Литературный диктант)

108

Произведения и книги С. Я. Маршака

 В. Субботин «С Маршаком»

1

Урок изучающего чтения

Обобщение по разделу. Знакомство с выставкой книг С. Маршака: рассматривание, сравнение художественного оформления, группировка по авторской  принадлежности. Выбор книг для чтения

109-110

Произведе-ния
Л. Пантелеева.

(5 часов)

Художественные рассказы Л. Пантелеев «Честное слово»

Дополнительное чтение В. Осеева «Бабка»

2

Урок изучающего чтения

Обобщение читательского опыта детей. Слушание. Определение главной мысли произведения. Работа над образом героя. Деление текста на части, составление плана. Чтение по частям. Упражнение в выразительном чтении диалогов

Знать:

– рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы);

– понятия «автор-рассказчик», «автор – герой произведения», «фантастический рассказ», «исторический рассказ».

111-112

Исторические рассказы Л. Пантелеев «Камилл и учитель»

2

Урок изучающего чтения

Слушание. Беседа по выявлению первичного восприятия, словарная работа. Знакомство с жанром: исторический рассказ. Работа с сюжетным треугольником. Чтение по частям

Текущий  (Проверка навыка чтения молча)

 113

Рассказы о детях и для детей

Дополнительное чтение. Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая»

1

Урок изучающего чтения

Слушание. Беседа по содержанию. Определение темы произведения, главной мысли. Работа над образом героя. Выделение особенностей рассказа: описание, юмор, волшебное в реальной жизни. Жанр: фантастический рассказ

Уметь:

– различать исторические и фантастические рассказы;

– выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко;

– рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения;

– определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения;

– читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно;

– составлять отзыв о прочитанном

Выбор книг на основе рекомендован-ного списка в библиотеке

114

Произведе-ния
А.П. Гайдара. (6 часов)

Произведения для детей А. Гайдар «Горячий камень»

1

Урок изучающего чтения

Чтение. Справка об авторе. Работа с сюжетом рассказа по сюжетно-

композиционному треугольнику: деление на части, чтение по частям, составление плана. Работа над образом Ивашки: выборочное чтение слов, показывающих отношение автора и высказывание своего отношения к герою. Сравнение героев рассказа

Знать:

– произведения
А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения.

Уметь:

– работать с сюжетом и планом;

– определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и героям произведения;

– рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения;

– читать вслух со скоростью не менее 75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту;

– читать выразительно подготовленный текст

Текущий (Литературный диктант)

Находить справку о писателе в книгах-справочниках

 

115-116

Повесть о детях А. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы)

2

Урок изучающего чтения

Представление книги. Чтение отрывка. знакомство с персонажами. Выразительное чтение диалогов. Знакомство с жанром: повесть

Знакомство с жанром: повесть. Выбор книг на основе рекомендован-ного списка в библиотеке

117

Писатели о писателе С. Михалков «Аркадий Гайдар». К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Дополнительное чтение С. Михалков «Ошибка»

1

Урок изучающего чтения

Очерк.

Текущий (Литературный диктант)

118

Книги о детях и для детей Рубрика «Книжная полка» Дополнительное чтение

В. Драгунский «Девочка на шаре»

1

Урок изучающего чтения

Слушание.

работа с текстом: комментирование заголовка, определение главной мысли, деление на части, чтение по частям и составление плана, выделение описания, рассуждения. упражнение в выразительном чтении

119

Произведения о детях и для детей Рубрика «Проверьте себя»

1

Проверочный урок

Обобщение по разделу. Составление справки о писателе. Выставка книг

Итоговый  (Проверка выразительности чтения)

120-121

Произведения М.М. Пришвина (6ч)

Разножанровые произведения М.М. Пришвина

 М. Пришвин «Моя Родина» Дополнительное чтение М.Пришвин «Двойной след»

2

Урок изучающего чтения

Обобщение читательского опыта детей. Чтение. Тема произведения. Упражнение в выразительном чтении

Знать:

– произведения
М. Пришвина разных жанров.

Уметь:

– различать художественные и научно-познаватель-ные рассказы;

– находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний;

– определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения;

– уметь представить книгу (правильно назвать,

опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного)

Жанр: очерк (небольшой документальный рассказ)

 122

Рассказы о животных М. Пришвин «Выскочка»

1

Урок изучающего чтения

Самостоятельное ознакомительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию. Аналитическое чтение по частям, составление плана. Работа над образами Вьюшки и Выскочки (внешний вид, повадки, отношение автора, высказывание своего мнения)

Текущий (Литературный диктант)

123-124

Рассказы о природе М. Пришвин «Жаркий час».

В. Чалмаев «Воспоминания о
М. М. Пришвине»

2

Урок изучающего чтения

Жанр: рассказ-описание. Выделение описания картин природы, поведение зайца в тексте. Отработка навыка выразительного чтения

Выбор книг по рекомендован-ному списку

 125

Обобщение Рубрика «Проверьте себя»

1

Проверочный урок

Обобщение по разделу. Выставка книг писателей-натуралистов: представление самостоятельно прочитанной книги

Итоговый  (Проверка начитанности и читательских умений)

126-128

Произведе-ния зарубежных писателей.

(11 часов)

Рассказы о животных Дж. Лондон «Бурый волк»

3

Урок изучающего чтения

Ознакомительное чтение. Беседа по прочитанному. Работа над сюжетом, образом волка. Аналитическое чтение
(поиск и чтение описаний). Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета, темы произведений

Дж. Лондона,
А. Чехова,
А. Куприна

Знать:

– произведения зарубежных писателей
(Дж. Лондона, Э. Сетона-Томпсона,
Дж. Чиарди).

Уметь:

– называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения;

– сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей;

Тематический контроль. Самостоятельная работа

Итоговый  (Проверка навыка чтения вслух)

Работа со справочной литературой

 129-131

Рассказы о животных Э. Сетон-Томпсон «Чинк»

3

Урок изучающего чтения

Чтение по частям и озаглавливание. Выделение описания Чинка (внешний вид, его повадки, характер)

– работать с текстом произведения
(делить на смысловые части;

выделять эпизоды описаний героев и их поступков, составлять план);

– правильно, бегло и осознанно читать текст;

– самостоятельно выбирать книгу по заданной теме;

– уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного);

– писать отзыв о прочитанной книге

Итоговый   (Тест)

132

Книги о животных Рубрика «Книжная полка» Дополнительное чтение

1

Урок изучающего чтения

Слушание.

Работа с текстом: комментирование заголовка, определение главной мысли, выразительное чтение

Написание отзыва о прочитанной книге

Итоговый (Проверка сформированности учебной и читательской деятельности)

133

 Книги зарубежных писателей.

Дополнительное чтение. Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Ден»

1

Урок изучающего чтения

Слушание.

Текущий (Литературный диктант)

134

 «Произведения зарубежных писателей» Рубрика «Проверьте себя»

1

Проверочный урок

Обобщение по разделу. Работа с книгами зарубежных писателей

Тематический контроль. Самостоя-тельная работа

Работа со справочной литературой

135

Комплексная разноуровневая контрольная работа

1

Контрольный урок

Итоговый контроль

136

Летнее чтение

1

Библиотечный урок

Игра «Я знаю»

Презентация выбранной книги

Оформление  «Дневника летнего чтения»

                

         

 

 

 


 

 


 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по литературному чтению 1 класс ФГОС,"Начальная школа 21 века"

№ П/ПСодержаниеЧасыДата по плануДата по фактуУчебно-наглядное оборудованиеОсновные виды учебной деятельности  Добуквенный период13     1Введение понятия «...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. ФГОС. ОС "Школа XXI века"

Развернутое КТП для 3 класса по литературному чтению в соотвтетсвии с требованиями ФГОС....

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 2 классУМК «Начальная школа 21 века»...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 классУМК «Начальная школа 21 века»...

Тематическое планирование по литературному чтению 2 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Данное КТП поможет учителю в работе. КТП составлено к учебникам Л.А. Ефросининой  2 класс...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века".

Во 2-4 классах на уроки литературное чтение отводится по 136ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе согласно базисному плану)....