Формирование и диагностика универсальных учебных действий в школе первой ступени
материал на тему

Финогенова Виктория Николаевна

Материал познакомит вас с опытом работы по формированию и диагностике универсальных учебных действий в школе первой ступени.

Способность учащихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса (умение учиться), обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении учебной деятельности. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сланцевская средняя общеобразовательная школа №6»

Формирование и диагностика

универсальных учебных действий

в школе первой ступени

С первого сентября 2010 года вступили в силу стандарты второго поколения,  в связи с этим возникает необходимость  пристального изучения новых требований, которые выдвигает общество и время. Хочется привести тезис из выступления президента Российской Федерации Д. Медведева на  заседание Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, состоявшееся 15 октября 2008 года: «Вопрос системных изменений в школе касается практически любого человека в нашей стране и является одним из ключевых элементов национального развития».

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».        

Компетенция – это «знание в действии». Компетенция понимается, как способность  человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации. В зависимости от характера задач, стоящих перед человеком выделяют такие виды компетенции как         

  • личностная,
  • коммуникативная,
  • интеллектуальная,
  • социальная,
  • общекультурная.

Исходя из  выше перечисленного следует,  что  важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Попробуем раскрыть понятие «универсальные учебные действия».   В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;  

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

-  обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 

  • личностный;
  • регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
  • познавательный;
  • коммуникативный.

Слайд 13.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. 

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение; 
  • действие смыслообразования ;

Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Планируемые результаты формирования личностных универсальных учебных действий:

  • идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
  • проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
  • проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
  • различать основные нравственно-этические понятия;
  • соотносить поступок с моральной нормой;
  • оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
  • оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
  • мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,
  • проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • участие в проектах;
  • подведение итогов урока;
  • творческие задания;
  • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
  • самооценка события, происшествия;
  • дневники достижений.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.

К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Планируемые результаты формирования регулятивных универсальных учебных действий:

  • удерживать цель деятельности до получения ее результата;
  • планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
  • оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);
  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
  • анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека;
  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
  • оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
  • анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • «преднамеренные ошибки»;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;
  • «ищу ошибки»;
  • КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

  • общеучебные,
  • логические,
  • действия постановки и решения проблем. 

Общеучебные универсальные действия включают в себя:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- знаково-символические  - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия включают в себя:

  • анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей,  
  • построение логической цепи рассуждений,
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблем это:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Планируемые результаты формирования познавательных универсальных учебных действий:

  • различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
  • выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
  • анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
  • фиксировать их результаты;
  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
  • применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
  • презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
  • сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
  • сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;
  • выявлять сходство и различия объектов;
  • выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
  • классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
  • приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
  • выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Для формирования познавательных  универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • «найди отличия» (можно задать их количество);
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • «лабиринты»;
  • упорядочивание;
  • «цепочки»;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного вида таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со словарями.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:        

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Планируемые результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий:

  • воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;
  • находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
  • сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный);
  • различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;
  • анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;
  • составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану;
  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
  • различать особенности диалогической и монологической речи;
  • описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
  • характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
  • характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;
  • выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;
  • составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
  • писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.

Для формирования коммуникативных  универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссворда;
  • «отгадай, о ком говорим»;
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
  • «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов.

Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов.

Смысловые

акценты УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

личностные

жизненное само-

определение

нравственно-этическая ориентация

смысло

образование

нравственно-этическая ориентация

регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка,          алгоритмизация действий

познавательные

общеучебные

моделирование (перевод устной речи в письменную)

 смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

познавательные логические

формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;     самовыражение: монологические высказывания разного типа.  

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Критерии оценки сформированности УУД у учащихся:

  • соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;
  • соответствие свойств  универсальных действий заранее         заданным требованиям.

Готовность учителя к использованию УУД включает:

  • владение содержанием каждого из УУД и связей между ними;
  • умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся;
  • способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД.

Условия формирования УУД:

  • определение функций и  содержания УУД
  • определение круга учебных предметов, адекватных психологическому содержанию конкретного вида УУД и определение соответствующей формы УУД;
  • организация полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины;
  • организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения;
  • разработка системы задач, выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсального действия (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности).

Всем нам следует перейти « от стихийности – к целенаправленному  и планомерному формированию  универсальных учебных действий».  Основной педагогической задачей становиться организацией условий,  инициирующих детское действие, в связи с этим встают вопросы:

- Чему учить (обновление содержания)?

- Ради чего учить (ценности образования)?

- Как учить (обновление средств обучения)?

Диагностика

Для успешного формирования УУД учащихся начальной школы необходимо вести мониторинг, делать необходимую корректировку, планировать дальнейшую работу по развитию действий учащихся.

С этой целью мы собираем материал в две папки:

1. мониторинг сформированности УУД класса в целом,

2. карта развития  ученика.

Карты развития имеет следующие страницы:

  • анкетирование родителей,
  • изучение особенностей развития дошкольника,
  • готовность ребёнка к обучению в школе,
  • диагностика первичной адаптации ребенка в школе,
  • диагностика сформированности универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся:

- знание моральных норм,

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами,

- умение выделить нравственный аспект поведения.

Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы:

  1. самоопределение;
  2. смыслообразование;
  3. нравственно-этическая ориентация.

Для диагностики мы выбрали 3 методики.

1. «Беседа о школе».

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые УУД:

  • действия, направленные на определение своего отношения к школе;
  • действия, устанавливающие смысл учения.

 Метод оценивания: индивидуальная беседа

В ходе индивидуальной беседы педагог задавал следующие вопросы:

1. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе больше всего нравится?

3. Представь, что встретил малыша из детского сада, который о школе ничего не знает. Он тебя спросит: «Кто такой хороший ученик?» Что ты ему ответишь?

4. Представь, что тебе предложили не каждый день ходить в школу, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?

5. Представь, что есть школа А и школа Б.

В школе А по расписанию каждый день математика, чтение, письмо и только иногда рисование, музыка и физкультура.

В школе Б, наоборот каждый день физкультура, музыка, рисование и только иногда математика, чтение и письмо. Где бы ты хотел учиться?

6. Представь себе, что ты хорошо поработал, учитель предложил тебе награду: шоколадку, игрушку или пятерку в журнал. Что ты выберешь?

Опираясь на критерии, оцениваем уровень сформированности самоопределения и смыслообразования.

Критерии оценивания:

  1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.
  2. Проявление особого интереса к новому, школьному содержанию заданий.
  3. Предпочтение классных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки знаний (отметки).

Уровни оценивания:

     0. Отрицательное отношение к школе.

  1. Положительное отношение к школе, но сохранение дошкольной ориентации.
  2. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности.
  3. Сочетание ориентации на социальные и собственные аспекты школьной жизни.

Выяснили, что в основном детям нравится в школе, но у большинства еще не сформирована позиция школьника.

Вывод: надо, учитывая особенности каждого, развивать мотивацию для формирования учебной деятельности.

2. «Незавершенная сказка»

Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника.

Оцениваемые УУД:

  • действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка;
  • коммуникативное действие — умение задавать вопрос.

Метод оценивания: чтение незавершенной сказки в индивидуальном обследовании.

Педагог рассказывает сказку и останавливается на кульминации, ожидая реакции ребенка – заинтересованность, желание узнать продолжение.

Опираясь на критерии, оцениваем уровень сформированности универсальных действий.

Критерии оценивания:

1. Интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки.

2. Адекватность высказывания, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.

Уровни оценивания:

Низкий уровень: ребенок не проявляет интереса к чтению сказки, не задает вопросов.

Средний уровень: ребенок проявляет интерес к сказке, но инициатива в продолжение чтения отсутствует; после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку.

Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.

У большинства детей проявляется интерес на невербальном уровне, но инициатива в продолжении отсутствует.

Вывод: направить методы, формы работы на развитие познавательных интересов.

3.«Моральная дилемма»

Кто виноват? Кого наказать?

Цель: выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации).

Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Педагог читает рассказ и задает вопросы.

Текст рассказа:

Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и хотел поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. Пять чашек разбилось.

   Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Полка, на которой стояла банка, была высоко, и он встал на стул. Пытаясь достать варенье, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.

Вопрос №1:  Кто из детей больше виноват?

Уровни оценивания:

  1. Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка — ответа нет, оба виноваты.
  2. Ориентация на объективные следствия поступка — виноват больше Сережа, потому что разбил 5 чашек, а Петя только одну.
  3. Ориентация на мотивы поступка — Сережа хотел помочь маме, а Петя — съесть варенье, виноват больше Петя.

Вопрос №2:  Кто заслуживает наказания? Почему?

Уровни оценивания:

  1. Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка следует наказать обоих: оба виноваты.
  2. Ориентация на объективные последствия поступка — следует наказать Сережу: он разбил много чашек.
  3. Ориентация на мотивы поступка — Петя виноват больше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя – удовлетворить свои желания.
  4. Ориентация на намерение героя.

Большинство ребят не учитывают мотив, а учитывают объективные следствия поступка – количество разбитых чашек.

Вывод: необходимо создавать учебные ситуации, учить анализировать, предложить поставить себя на место другого, задуматься и объяснить: кто виноват? Кто прав?

Регулятивные  универсальные учебные действия обеспечивают:

учащихся организацию их учебной деятельности. К ним относятся

  • целеполагание
  • планирование
  • прогнозирование
  • контроль
  • коррекция
  • оценка
  • саморегуляция.

Цель диагностики: выявление развития регулятивных действий:

  • умение принимать и сохранять задачу;
  • умение планировать свои действия и работать по плану;
  • осуществлять контроль по результату и процессу;
  • оценивать правильность выполнения, вносить коррективы;
  • умение осуществлять пространственный анализ и синтез.

Метод оценивания: индивидуальная работа учащихся.

Описание задания: ребенку предлагается выложить фигуру из 4 и 9 конструктивных элементов по образцу. Для этого ему даются 16 квадратов. Каждая сторона квадрата может быть раскрашена в красный, белый и красно-белый (по диагонали квадрата) цвета. (Конструктивный элемент не совпадает с перцептивным элементом).

Критерии и уровни оценивания: функциональный анализ направлен на оценивание ориентировочной, контрольной и исполнительной частей действия.

Познавательные универсальные учебные действия  включают:

- общеучебные универсальные действия,

- логические универсальные действия,

- а также постановку и решение проблемы.

Цели:

  • выявление сформированности логических универсальных действий и сохранение дискретного множества;
  • выявление умения различать предметную и речевую действительность.

Мы использовали методики:

  1. « Построение числового эквивалента

или взаимно-однозначного соответствия».

Цель: выявление сформированности логических действий установления взаимно-однозначного соответствия и сохранения дискретного множества.

Оцениваемые УУД: логические универсальные действия.

Метод оценивания: индивидуальная работа с ребенком.

Описание задания: 7 красных фишек (или подставочек для яиц) выстраивают в один ряд (на расстоянии 2 см друг от друга).

Ребенка просят положить столько же (такое же количество, ровно столько) синих фишек (или подставочек для яиц), сколько красных – не больше и не меньше. Ребенку позволяют свободно манипулировать с фишками, пока он не объяснит, что закончил работу.

Затем психолог спрашивает: «Что у тебя получилось? Здесь столько же синих фишек, сколько красных? Как ты это узнал? Ты мог бы это объяснить еще кому-нибудь? Почему ты думаешь, что фишек одинаковое количество?»

К следующему пункту приступают после того, как ребенок установит правильное взаимно-однозначное соответствие элементов в двух рядах. Если это ребенку не удается, психолог сам устанавливает фишки во взаимно-однозначном соответствии и спрашивает у испытуемого, поровну ли фишек в рядах. Можно в качестве исходного момента задачи использовать и неравное количество элементов, если на этом настаивает ребенок.

Критерии оценивания:

- умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие;

- сохранение дискретного множества.

Уровни оценивания:

  1. Отсутствует умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие. Отсутствует сохранение дискретного множества (после изменения пространственного расположения фишек ребенок отказывается признать равенство множеств фишек различных цветов).
  2. Сформировано умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие. Нет сохранения дискретного множества.
  3. Сформировано умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие. Есть сохранение дискретного множества, основанное на принципе простой обратимости, компенсации или признании того, что мы ничего не прибавляли и не убавляли.

У большинства детей отсутствует умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие.

Вывод: необходимо создавать учебные ситуации, формируя логические действия.

2. «Проба на определение количества слов в предложении»

Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.

Оцениваемые УУД: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: психолог зачитывает предложение и просит ребенка сказать, сколько слов в предложении, и назвать их.

  1. Скажи, сколько слов в предложении.
  2. Назови первое слово, второе и так далее.

Предлагаемые предложения: Маша и Юра пошли в лес. Таня и Петя играют в мяч.

Критерии оценивания: ориентация на речевую действительность.

Уровни оценивания:

  1. Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные-предметы.
  2. Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов.
  3. Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог, или союз) или полностью правильный ответ.

Многие ребята дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные-предметы.

Вывод: необходимо создавать учебные ситуации, формируя умения различать предметную и речевую действительность.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:

- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по деятельности,

- умение слушать и вступать в диалог,

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы,

- умение сотрудничать со сверстниками.

Цели:

  • выявление уровня сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника.
  • выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Мы использовали методики:

  1. «Левая и правая стороны»

Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями. Задания:

  1. (Сидя или стоя лицом к ребенку). Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
  2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.

Вариант. Дети стоят спиной  друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронутся до его левой ноги. Правой.

  1. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?
  2. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой карандаш. Монета в левой или правой руке? А карандаш?

Критерии оценивания:

- понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;

- соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях.
  2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях, ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.
  3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, то есть учитывает отличия позиции другого человека.

Большинства детей правильно определяют стороны относительно своей позиции, но не учитывают позиции партнера.

Вывод: необходимо создавать учебные ситуации, в которых ребята будут работать в группах, парах.

  1. «Рукавички»

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, то есть так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

- умение детей договориться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и так далее;

- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

- взаимопомощь по ходу рисования;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и другое).

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
  2. Средний уровень: сходство частичное – отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
  3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

У большинства детей сходства частичные – отдельные признаки совпадают, но имеются заметные различия.

Вывод: необходимо создавать учебные ситуации, в которых ребята будут работать в группах, парах.

Результаты диагностики не всегда являются точными и объективными, т.к. на это влияет много факторов: настроение, самочувствие ребенка, желание его сотрудничать в данный момент, чисто индивидуальные особенности каждого.

В течение года ведется большая промежуточная работа по формированию универсальных учебных действий. Отвечая требованиям ФГОС НОО, каждый учитель, составляя календарно-тематическое планирование учебной и внеурочной деятельности, планирует результаты по формированию универсальных учебных действий. Ежедневное поурочное планирование включает характеристику деятельности учащихся по формированию универсальных учебных действий.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умения учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций.

Вывод: по результатам проверки навыков чтения выявлено, что учащиеся 1 классов повысили уровень на 30-40% по сравнению с результатами на конец первого полугодия.

Вывод: по результатам диктанта по русскому языку и контрольной работы по математике  выявлено, что учащиеся 1 классов 2010-2011 учебного года показали более высокий уровень, что и учащиеся 1 классов 2009-2010 учебного года.

Результат освоения программы формирования универсальных учебных действий не может быть оценен в привычной для педагогов балльной системе. Достижением ученика следует считать освоение каждого учебного действия (при развитии его способности с одного уровня на следующий). Заслуживает похвалы, поддержки, одобрения прогресс даже в случае перехода умения (учебного действия) с самого низкого – на низкий, с продвинутого – на высокий.

В итоговых комплексных работах от учащихся  начальной школы кроме предметных знаний потребовалось владение универсальными учебными действиями  для решения задач и выполнения заданий повышенного уровня.

Определение результативности реализации программы формирования универсальных учебных действий на этапе промежуточного контроля и оценки может быть осуществлено при помощи психологических методик, методом наблюдения учителем, получением информации от родителей (на родительских собраниях, с помощью организованных школой социологических опросов). Показателями эффективности работы является учебная самостоятельность в выполнении домашней работы в группе продленного дня и в домашних условиях, количество затрачиваемого времени на подготовительные и собственно учебные действия, сформированность навыка самоконтроля.

Главные выводы:

1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему.

2. Развитие системы универсальных учебных действий  осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

3.  В основе формирования универсальных учебных действий  лежит «умение учиться».

4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения.

5. В образовательной практике происходит переход от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя.

6. Появление стандарта второго поколения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Цель программы:  обеспечить  регулирование  различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так ...

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования...

Использование учебных пособий для формирования и диагностики универсальных учебных действий во 2-м классе.

Одной из основных задач обучения согласно ФГОС НОО является формирование УУД, я хочу поделиться тем, как делаю это с помощью « Тренажеров для формирования УУД», разработанного авторами нашей программы...

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД.

Программа формирования универсальных учебных действий  у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД....