Урок риторики во 2 классе
план-конспект урока (2 класс) на тему

Миронова Ольга Владимировна

Этот урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ritoriki_vo_2_klasse.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

   

        Урок риторики во 2-ом классе.

 Тема урока: Простое слово –« Извините!».

 Цель урока: расширить знания учащихся о том, как  речь влияет на чувства и поведение людей, помочь понять и почувствовать ценность слова. Прививать интерес к предмету, раскрывая его секреты,  приобщать ребят к искусству слова. Воспитывать правила культурного поведения.

        ХОД УРОКА

        

    I. Организационный момент

        Ребята! Сегодня на уроке мы с вами будем радоваться, и грустить, веселиться и, может быть, над чем-нибудь задумываться.

   II. Подготовка речевого аппарата.

     

  1)   А сейчас я предлагаю вам послушать «Сказку о весёлом язычке» и выполнить несколько подготовительных упражнений.

    Жил- был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайтесь, что это за домик.

        В домике этом красные двери,

        Рядом с дверями белые звери.

                               Любят зверюшки конфеты и плюшки.

   Догадались? Этот домик- рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот закрыт, открыт. Непоседливый язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе). Он прокашлялся (левая рука на груди, другая на животе) и отправился в цветочный магазин. Там он вдыхал аромат душистых цветов (вдох, выдох). На  столе у продавца цветов он увидел свечу и решил её погасить (дуем).                                                    Выйдя из магазина, он начал играть в мячик. Вдруг мячик спустил (ш-ш-ш).

Он взял воздушный шарик, но и он начал спускать (с-с-с). Ему стало очень грустно. Он поднял голову вверх и увидел жука, который громко жужжал (ж-ж-ж). Мимо пролетал комар. Он тоненьким голоском пищал (з-з-з). Вдруг тишину прервало цоканье копыт (     ).Язычок попытался остановить лошадей ( Тпру!), но ему не удалось.

   Подул лёгкий ветерок. Язычок поёжился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь. Вот так (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котёнка молочком. Котёнок лакал молоко вот так (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт),потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать!»- подумал Язычок. Он расслабился и крепко заснул.

   2) Чтение учащимися памятки - скороговорки о правильной речи.

        -Кто хочет разговаривать?                                      

        - Мы будем разговаривать.

        - Тот должен выговаривать!

        - Мы будем выговаривать.

        - Всё правильно и внятно?

        - Всё правильно и внятно.

        - Чтоб было всем понятно?

        - Чтоб было всем понятно!

     3) Игра «Сломанный телефон»

1-ый ряд произносит слово «Благодарю».

2-ой ряд произносит слово «Будьте добры

    4) Конкурс скороговорок.

1-ый ряд – «Купила бабуся бусы Марусе»

2-ой ряд – «Муха – горюха села на ухо»

   -Молодцы, ребята! Вы очень дружно, поддерживая и помогая друг другу, выполнили все задания. Очень важно иметь хороших друзей! Ведь дружба - в делах помощница.

     III. Ресурсный круг. Игра «Дрозд».

        Я – дрозд, и ты – дрозд.

        У меня нос, и у тебя нос.

        У меня щёчки красненькие,

        И у тебя щёчки красненькие.

        У меня губки аленькие,

        И у тебя губки аленькие.

        Оба мы с тобой - друзья!

        Очень я люблю тебя!

   - Почувствуйте поддержку своих товарищей, их хорошее отношение к вам. Это так важно!

   IV.Сообщение темы и целей урока.

    -Сегодня на уроке мы должны будем найти ответы на очень сложные вопросы: (на доске)

        - Что, значит, быть вежливым человеком?

        - Что необходимо знать каждому, чтобы не обидеть окружающих своим невниманием и равнодушием?

  V.Работа над темой урока.

    1)Работа над сказкой Г. Юдина «Цыплёнок Цып».

        а) Отгадывание загадки

        Был белый дом, чудесный дом,                                                        

        И что- то застучало в нём.

        И он разбился, и оттуда

        Живое выбежало чудо. (Цыплёнок)

        б)  Прослушивание сказки в магнитофонной записи с заданием:

-Нарисовать словесный портрет главного героя произведения

   

        в) Обмен впечатлениями после прослушивания сказки.

- Можно ли назвать цыплёнка Цып воспитанным, вежливым? Почему?

        г) Работа с конвертом настроений.

- Посмотрите на рисунки солнышка и выберите те, которые соответствуют настроению мамы- курицы, цветка,  гусеницы и цапли после встречи  с цыплёнком Цып.

-Почему именно этот рисунок ты выбрал?

             д)        Обобщение ответов уч-ся. Словарная работа.

          -Значит, цыплёнок был грубым, невоспитанным или по- другому говоря, НЕВЕЖА ( на доске карточка). Он своими словами смог обидеть друзей.

          -Найдите и прочитайте пословицы, которые можно соотнести с этой сказкой.

        ХУДОЕ СЛОВО И СЛАДКИМ МЁДОМ НЕ ЗАПЬЁШЬ.

        ДОБРОЕ СЛОВО ЛЕЧИТ, А ХУЛОЕ КАЛЕЧИТ.

        ОТ ХУДОГО СЛОВА - ДА НАВЕК ССОРА.

    2) Разыгрывание ситуаций.

 -Представьте следующие ситуации и придумайте продолжение, используя вежливые слова.

   

      а) Случайная встреча.

 Однажды маленькая снежинка села отдохнуть на ветку дерева и увидела снеговика…

                                           

                                                                                                                                                                       

        б) Извинение.

 По дорожке, весело распевая песенку, шагал ёжик. Вдруг у него под лапкой что-то пискнуло. Это была улитка…

       в) Сочувствие.

 Хозяева ушли на работу. Настенные часы тяжело вздохнули. Этот вздох услышало старое кресло…

 3) Обобщение ответов учащихся.  Чтение  стихотворения, записанного на доске.

        Ах, как нам добрые слова нужны!

        Не раз мы в этом убеждались с вами.

        А может не слова, - дела важны?

        Дела - делами , а слова- словами.

        Они живут у каждого из нас,

        На дне души до времени хранимы,

        Чтоб их произнести в тот самый час,

        Когда они другим необходимы!

         4) Чтение учащимися по ролям стихотворения Н. Юсупова «Простите!»

     -Было ли извинение папы искренним?

     - Какую пословицу можно соотнести с данной ситуацией?

         5) Чтение стихотворения А. Л. Барто «А вот что случилось в одном дворе».

     - Как вы думаете, вежливо мальчик попросил извинение у дедушки?

     - А приходилось ли вам извиняться? В каких случаях? Расскажите.

        6) Инсценирование стихотворения А. Кузнецовой « Поссорились».

     - Но не всегда люди следуют этому совету. Посмотрите, что произошло с двумя подругами, вашими одноклассницами и подумайте, как могут помириться поссорившиеся девочки.

 VI. Обобщение ответов учащихся.

    -Так какие слова извинения мы употребляем?

    - Правильно! Ведь слова извини (-те) (пожалуйста),

        прости (-те) (пожалуйста),

        прошу прощения, виноват!

     это тоже слова вежливости.

 VII. Проникновение в тайну слова «извините»

  -Вот сегодня на уроке мы с вами и поговорим о таком простом, на первый взгляд, слове «извините».

   

  -Давайте проникнем в тайну слова «извините».

  - Когда человек просит извинение? (Когда чувствует вину)

  -Значит, ключевым словом является слово «вина».

    1) Подбор слова- родственников        

        ИЗВИНИТЕ

 винить        виноватый      вина       обвиняемый      виновник    извинение

   2) Разбор слова по составу: извините.

   3) Размышление о характере слова, его значении.

  • Но прежде чем приступить к выполнению этого задания, я хочу с вами поделиться интересной информацией.  

В тёплых странах живёт ЖИВОТНОЕ, которое меняет окраску кожи при перемене цвета в окружающей среде. Это ХАМЕЛЕОН. Хамелеону всё равно где сидеть, где менять свой цвет: на траве - он зелёный, на песке- жёлтый, на стволе дерева- коричневый.

   Но часто это слово употребляется  в переносном значении. ЧЕЛОВЕКА, который приспосабливаясь к обстановке,  легко меняет свои мнения, взгляды, симпатии, поступки тоже называют ХАМЕЛЕОНОМ.

  -Послушайте в записи отрывок из рассказа Е. Триновой «Волшебный порог»

  -Но бывают случаи, когда человек, не осмыслив значение слова, говорит одно, а делает другое, т. е. его СЛОВО превращается в ХАМЕЛЕОНА,   изменяет свой характер.

  - Я предлагаю вашему вниманию рассказ Б. Привалова «Извини, пожалуйста!»

        - Какое вежливое слово часто употреблял Вася Катушкин?

        - Не расходилось ли оно у него с делом?

 -Недаром его ребята назвали вежливым хулиганом.

 VIII. Обобщение ответов учащихся.

   -Но как и у человека, душу, характер слова иногда бывает сложно определить. Не всегда слово может быть только хорошим или плохим. Часто оно по характеру бывает изменчивым. Вспомните, как искренне произносили слова-извинения папа, Маша и как несерьёзно к этому слову отнесся Вася. У него слово расходится с делом.

 IX. Работа над пословицами.

    -Чтобы эти чудесные слова, как и другие волшебные, не могли расколдоваться, надо помнить: слово не должно расходиться с делом! Народ давно заметил:

        ДЕЛА СИЛЬНЕЕ СЛОВ.

        ДОБРОЕ СЛОВО ЧЕЛОВЕКУ- ЧТО ДОЖДЬ В ЗАСУХУ.

        ХУДОЕ СЛОВО И СЛАДКИМ МЁДОМ НЕ ЗАПЬЁШЬ.

 X. Игра в ассоциации.

-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «извини»?

 XI. Работа над полем слов.

На доске записаны слова. Назовите слова, к которым человеку надо стремиться, для чтобы стать вежливым, добрым.

ЗЛО, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ВНИМАНИЕ, УВАЖЕНИЕ, РАВНОДУШИЕ, ЛОЖЬ, СОЧУВСТВИЕ, ХИТРОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ, ЛЕНЬ, ОБИДА, ЗАЗНАЙСТВО, УПРЯМСТВО, НАСМЕШКА.

 XII. Итог урока.

        а)        Дружно за руки возьмёмся

        И друг другу улыбнёмся!

        б) Прослушивание в грамзаписи песни В. Шаинского «Улыбка».

  Литература:

  1.В.В. Волина. «Занимательное азбуковедение», с.300

  Г. Юдина «Цыплёнок Цып».

  2.Н.Н.Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку», с.25, 27-28

  Б.Привалова  «Извини, пожалуйста»

  Н.Юсупова «Простите».

 

  3. ж. « Начальная школа», №12- 1990г., с.34

  А.Л. Барто «А вот что случилось в одном дворе»

  А.  Кузнецова «Поссорились»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок риторики, 1 класс. Тема "Устная и письменная речь".

презентация к уроку риторики устная и письменная речь....

урок риторики 2 класс "Слушаем и стараемся понять."

Эта презентация подготовлена к уроку по риторике по теме "Слушаем и стараемся понять"...

урок риторики 2 класс "Слушаем и стараемся понять."

На данном уроке главная задача детей понять , что от умения слушать будет зависеть понимание звучащего текста....

урок риторики 2 класс "Слушаем и стараемся понять."

На данном уроке главная задача детей понять , что от умения слушать будет зависеть понимание звучащего текста....

Урок риторики, 2 класс

Урок риторики по теме "Мимика и жесты"Цели. Познакомить детей с несловесными  (не вербальными) средствами общения; совершенствовать умение использовать   невербальные средства выразител...

Что такое вежливость? -урок риторики 3 класс

Урок риторики в 3 классе по программе «Школа 2100»Тема: Что такое вежливость?Цель урока: познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.Задачи урока:открыть зн...