Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря, расчитанная на детей 7-16 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_letnego_ozdorovitelnogo_lagerya.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ
«Страна Олимпия»
МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
имени М.В Ломоносова»
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания, который функционирует на базе школы. В нём отдыхают учащиеся младших и средних классов. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
У Сталя Анатольевича Шмакова, замечательного педагога и исследователя, есть интересная мысль, основанная на буквальном прочтении слова «образование». ОБРАЗ-ование, по Шмакову, - создание неких образов в сердцах и умах детей. По его мысли, то, что происходит в летние каникулы, - это тоже образование, но в виде смены образа жизни ребёнка: изменение среды его обитания, перестройка привычек, смена круга общения, обновление форм деятельности.
Лагерь с дневным пребывания давно стал палочкой-выручалочкой для работающих родителей. Особенно привлекательна эта форма летнего отдыха для младших школьников. Им привычна среда обитания, нет долгой разлуки с родителями, привыкания к новому укладу.
Считаю, что городские лагеря с дневным пребыванием имеют ряд преимуществ:
- Ребёнок, находясь с родителями в вечернее время и выходные дни, не отрывается от семьи. В благополучных семьях эта близость к родителям создаёт комфортные психологические условия для развития личности ребёнка.
- Близость досуговых центров, возможности рекреативной среды позволяют педагогам целенаправленнее строить досуг детей; использование театров, музеев помогает разнообразить формы культурно-массовой работы.
- Наличие в городе медицинских учреждений, высокопрофессиональных кадров, которыми они располагают, объективно способствуют быстрому решению возникающих медицинских проблем, скорейшему и эффективному лечению, широкой профилактической работе с учащимися.
Лагерь – это не механическое продолжение школьного образовательного процесса, это совсем иной кусочек жизни ребёнка. И надо с первых же минут лагерной жизни показать, что его окружает и иная предметная среда.
Вместе с воспитателями и самими ребятами в классах заменяем плакаты и интерьер, прежде окружавших их в той, «школьной» жизни. Добавляем больше ярких и сочных красок, переставляем иным образом ученические столы.
В содержании деятельности лагеря делаем акцент на преимущественно игровые формы деятельности. Игра нужна и первокласснику, и 9-летнему ребёнку, но иных организационно-педагогических формах.
В лагере введена денежная единица-лимон. Эти деньги ребята «зарабатывают» каждый день индивидуально или всем отрядом. В конце недели лимоны суммируются, подводятся итоги и награждение победителей.
Стараемся как можно активнее использовать каждый погожий день для занятий на свежем воздухе. Экскурсии, однодневные походы, прогулки, спортивные соревнования, просто подвижные игры, купание в водоёмах и бассейнах, выезды в достопримечательные уголки нашего Камчатского края – всё это быстро заставляет детей забыть, что они всё ещё в городе.
Лето – период познания. И мы, педагоги, всячески стимулируем этот процесс. Обязательно включаем в план работы лагеря посещение музеев, кинотеатров, выставок, экскурсий в заповедники, памятные исторические места.
В лагере требуется иной, чем в течение всего учебного года, стиль общения с детьми. Воспитатель лагеря – это не учитель, а, скорее, старший друг, который должен каждую минуту быть интересен детям, каждую минуту их радовать, удивлять и помогать делать совместное общее дело.
Летняя оздоровительная компания – важная составная часть воспитательной деятельности по формированию личности ребёнка. Большая летняя перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, приобретения ловкости и бодрости. Это также время нравственной закалки детей и подростков, их духовного обогащения, ярких впечатлений, самодеятельного творчества, активного познания нового. Летний период – активная пора социализации школьников. Значительное поле взаимодействия даёт новые дополнительные возможности для личного роста каждого ребёнка и его самосовершенствования.
Каникулярный отдых – это система деятельности (игровой, досуговой, трудовой, коммуникативной), которая:
- Снимает у детей накопленное за учебный год эмоциональное и интеллектуальное напряжение, обновляет физические и духовные силы, укрепляет здоровье.
- Содействует интеллектуальному развитию детей.
- Удовлетворяет и реализует индивидуальные потребности и интересы.
- Предусматривает свободу выбора занятий и добровольность участия в них.
- Является для детей и взрослых совместным творчеством.
Именно для решения этих задач составлена данная программа. Программа рассчитана на детей от 7 до 14 лет.
Цель детского пришкольного лагеря – создание условий для обеспечения полезной, содержательной занятости детей, способствующих формированию положительных качеств их личности на основе использования многообразия форм активной деятельности и общения.
Цель осуществляется через решение задач оздоровительного, воспитательного и развивающего характера:
- Укреплять здоровье детей естественными факторами природы: солнцем, воздухом, водой и витаминизированным питанием.
- Помочь детям уютно и комфортно чувствовать себя в детском пришкольном лагере, доверять своему новому окружению, завести новых друзей и почувствовать себя частью отряда.
- Развивать творчество, познавательные интересы детей. Обучение отношениям друг с другом, взрослыми, природой.
Содержание деятельности строится на основе шести направлений:
1. Социальное развитие: адаптация к новому окружению, нахождение «своего места» в новом коллективе.
2. Физическое развитие: гимнастика, походы, соревнования, спортивные секции.
3. Познавательное развитие: открытие разнообразия и красоты окружающего мира, научиться быть в ответе за него, знакомство с региональным компонентом через экскурсии, походы.
4. Эстетическое развитие: через музыку, живопись, выступления театральных коллективов, посещение музеев, киноцентров.
5. Творческое развитие: выступление на концертах, участие в соревнованиях, конкурсах, посещение кружков.
6. Экологическое развитие: бережное отношение к природе, забота о растениях в лагере, участие в трудовых десантах.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- Личностное развитие участников смены, духовное и физическое оздоровление.
- Получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
- Овладение эффективными формами общения, развития коммуникативных умений.
- Овладение основными понятиями учебно-практического курса по формированию здорового образа жизни.
- Расширение знаний об окружающей природе, овладение умениями экологически целесообразно вести себя в природе и требовать этого от других.
Работа в лагере строится с учётом логики развития лагерной смены, которая заключается в следующем: весь поток делится на три основных промежутка времени, три периода. Первый период организационный (три - четыре дня), второй – основной период (пятнадцать - шестнадцать дней), третий – итоговый (два дня). Периоды связаны с психологическим настроем детей на определённые взаимоотношения и определённые виды деятельности.
Организационный период
Первые три дня очень напряжённые и важные. Они задают настрой и определённый ритм жизни лагеря на весь поток.
Основная цель организационного периода – заложить основы для формирования временного детского коллектива.
Задачи:
Организационные:
1).выявить уровень организаторских навыков и умений детей;
2).определить творческий (интеллектуальный, спортивный и т.д.) потенциал каждого ребёнка;
3).выявить лидеров в детском коллективе;
4).разделить отряд на микрогруппы, определить перспективы деятельности каждой из них;
5).определить перспективы деятельности всего детского коллектива (планирование);
6). Организационно оформить первичный коллектив.
Методические:
1).научить выполнению всех требований режима лагеря и санитарно-гигиенических норм;
2).научить соблюдению традиций и правил лагеря;
3).научить работе в микрогруппе, в первичном коллективе;
4).научить каждого ребёнка анализировать своё состояние и настроение (через игровые формы).
Воспитательные:
Начать формирование отношений между следующими группами субъектов:
1).ребёнок – ребёнок (девочки – мальчики, мальчики – мальчики, девочки – девочки, лидеры: формальные – неформальные и т.д.;
2).ребёнок – коллектив;
3).ребёнок –взрослый.
Для решения вышеизложенных целей и задач могут быть использованы коллективно-творческие дела.
Система коллективно-творческих дел организационного периода.
Первый день организационного периода – это первый день работы лагерной смены – день знакомства. Основная цель – знакомство детей друг с другом, с вожатыми, с воспитателями, с лагерем и т.д.
И, конечно же, в этот день проводятся КТД на знакомство. Они не требуют длительной и сложной подготовки. Наиболее полюбившимися и традиционными стали такие, как «огонёк знакомств» (начинается с игры «Снежный ком» - запоминание имён), «Кнцерт-молния». «Концерт-ромашка», «Ехали мы ехали» и др. Украшение своего отрядного места, чтобы оно выглядело индивидуально; рисование отрядного уголка, дерева настроения стали традиционными в нашем лагере. В поцессе подготовки и проведения таких дел дети лучше узнают друг друга, появляется возможность выявить творческие способности ребят.
Второй день организационного периода можно условно назвать «Днём самоопределения».
Основные цели:
1). Индивидуально самоопределиться ребёнку, т.е. показать свои таланты, способности, особенности характера, требования и т.д.;
2).определить своё место в коллективе;
3).определить место микроколлектива в макроколлективе.
Конечно же, самоопределение и ребёнка и детского коллектива происходит не только во второй день пребывания в лагере. Обычно этот процесс длится первые несколько дней лагерной смены, но основная нагрузка падает именно на второй день.
Во второй день организационного периода проводятся КТД на выявление лидерства в детском коллективе: «Снимается кино», «Необитаемый остров»; любая игра-эстафета с выполнением творческих заданий. Можно отправиться на поиски клада, сладкого дерева или организовать «Путешествие в Зазеркалье» и т.д. в результате таких КТД лидеры выявляются самопроизвольно, вожатые и воспитатели лишь наблюдают, при необходимости корректируя поведение детей.
В этот же день проводятся организационные сборы в отрядах, которые призваны решить следующие вопросы:
1).определить правила жизни детского коллектива;
2).выявить лидеров;
3).распределить детский коллектив на микрогруппы;
4).выбрать органы самоуправления (в отряде и во всём лагере);
5).определить перспективы деятельности коллектива – планирование.
Третий день организационного периода – День открытия лагерной смены.
Основная цель – создание приподнятого, праздничного настроения, атмосферы единства детей и взрослых.
Чтобы праздник получился, и дети почувствовали свою принадлежность к пришкольному лагерю, необходимо, чтобы каждый отряд и каждый ребёнок стали участниками праздника, а не только зрителями в этот очень важный для всей лагерной мены день. Утром проводится первая общелагерная торжественная линейка, объявляется открытие лагерной смены. Дальнейшая программа может быть самой разнообразной: эстафеты, конкурсы, большие олимпийские игры, дискотека, участие в районных и городских мероприятиях.
Основной период лагерной смены
Цели:
1). Формирование временного детского коллектива;
2).стабилизация жизни детского коллектива (через работу органов самоуправления, КТД и т.д.).
Желательно основной период разделить на три-четыре части, каждая из которых посвящена определённой теме Например, «День леса», «День здоровья», «День юмора», «Путешествие в мультитраслию», «Русские обычаи» и т.д. По структуре каждый тематический период делится на три-пять дней. Каждый из этих дней призван решать определённые задачи.
Первый день тематического периода: совет дела лагеря начинает подготовку, распределяет задания; в отрядах – отрядные дела, настраивающие на определённую тему.
Второй день тематического периода: различная конкурсная программа по данной тематике.
Третий и четвёртый день тематического периода: репетиции.
Четвёртый или пятый день: общелагерный праздник.
Один день – последний может быть использован как «запасной». Целесообразно дать детям возможность «остыть», настроится на мероприятия с другой тематикой. Для этого подходят отрядные КТД, не требующие длительной и сложной подготовки, например, «Винегрет», «Ромашка». Можно детям предложить сходить в парк, провести спортивные эстафеты, разучить новые игры, просто почитать и обсудить книгу. Для вожатых и воспитателей этот день очень важен, так как необходимо проанализировать прошедший тематический период и полученные при этом выводы и рекомендации (как положительные, так и отрицательные), учесть их в дальнейшем. Независимо от того. Сколько дней длился тематический период – три, четыре или пять, он должен быть обязательно проанализирован.
Итоговый период лагерной смены
Цель: подведение итогов всей лагерной смены.
Задачи:
1).подведение «деловых» итогов смены (принять определённую систему награждения);
2).эмоционально завершить лагерную смену.
Традиционно в отрядах проводятся огоньки «Расскажи мне обо мне». Важно суметь выбрать правильный тон в разговоре, создать доброжелательную атмосферу. При этом можно использовать какой-то «талисман» отряда, собраться у «заветного» дерева, всем вместе исполнить любимую песню, для разговора необходимо найти объединяющее начало. Нужно, чтобы на сборе больше говорили дети, а взрослые лишь направляли разговор в нужное руло. Как общелагерные мероприятия проводятся линейка закрытия лагерной смены и общий сбор, на котором вручаются награды отрядам и детям, наиболее ярко себя проявившим в течение потока. Праздничные мероприятия заканчивает дискотека, посвящённая закрытию лагерной смены.
Режим дня лагеря
09-00 – 09-15 - приём детей, линейка
09-15 – 09-30 – зарядка
09-30 – 10-00 – завтрак
10-00 – 13-00 – отрядные дела, трудовой десант, игры на свежем воздухе, походы,
экскурсии
13-00 – 14-00 – обед
14-00 – 15-45 – досуговая деятельность, общелагерные мероприятия
15-45 – 16-00 – полдник
16-15 – уход детей домой
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СМЕНЫ
день | мероприятия | ответственный |
1 День знакомства 03.06. | Приём детей Игры на знакомство:«Снежный ком», «Кого нет?» Спортивный час «Лучший прыгун» Изготовление визиток Выбор актива и названия отрядов, девизов. Правила поведения в столовой. Организация дежурства. | Ст.вожатый воспитатели |
2 Операция «Уют» 04.06. | Оформление отрядных уголков и комнат Трудовой десант Конкурс «Самый меткий» Подготовка к открытию лагерной смены | Ст.вожатый воспитатели |
3 Открытие лагеря 05.06. | Конкурсы «Лучший отрядный уголок» « Лучшая отрядная комната» «Лагерь будущего» Спортивный час Трудовой десант Подготовка к открытию лагеря Торжественная линейка, посвящённая открытию I лагерной смены Развлекательная программа, концерт «КВЧГ» (кто во что горазд), дискотека | Ст.вожатый, воспитатели |
4 День спорта 08.06. | Зарядка (показательные выступления каратистов, гимнасток и футболистов) Соревнования между командами отрядов по футболу. Комический футбол. Правила безопасности на стадионе. | Ст.вожатый инструктор по физкультуре |
5 09.06. | Трудовой десант. Правила поведения в бассейне. Поездка в бассейн. Игра «Зелёная пятка» Беседы с инспектором по правонарушениям среди подростков | Ст.вожатый Нач.лагеря |
6 День кино 10.06. | Поездка в киноцентр «Планета» на просмотр м/ф «Вверх» Бой с королём Мусора Спорт.час. Волейбол | Нач.лагеря Ст.вожатый |
7 День фантазёров 11.06. | Трудовой десант Конкурсная программа «Тик и Так в волшебной стране» или «В поисках загадочного сюрприза» Подведение итогов за неделю, награждение победителей Дискотека. Правила поведения на культурно-массовом мероприятии. | Ст.вожатый 7 отряд |
8 День музея 15.06. | Бой с королём Мусора. Посещение музея парка Налычево. Веселые старты. Правила безопасности при проведении подвижных игр. | Инструктор по физ-ре Ст.вожатый |
9 16.09. | Трудовой десант Поедка в бассейн Правила поведения в автобусе и бассейне. Прогулки в парк, отрядные дела | Нач.лагеря воспитатели |
10 День необыкновенных приключений 17.06. | Сбор ответственных за станции в игре «Форт Баярд» Игра «Форт Баярд» Конкурс рисунков «Лето» (для детской поликлиники) | Ст.вожатый 6 отряд |
11 День вожатых 18.06. | Трудовой десант Сбор вожатых и командиров для подведения итогов за неделю Линейка. Игра «погоня за вожатыми» Линейка- подведение итогов. Развлекательная программа-караоке «Звёздный дождь» Дискотека | Ст.вожатый 1 отряд |
12 День индейца. 19.06. | Линейка. Инструктаж о правилах поведения в лесу. Поход в лес. Игра «Индейское племя» Конкурсы: - Сбор дров. - Лучшее жилище индейца. - Самый меткий (стрельба из лука). - Рисунок на спине. - Танец племени. Бой с королём Мусора. | Ст.вожатый Инстр-р по физ-ре |
13 День Памяти 22.06. | Торжественная линейка «Никто не забыт, ничто не забыто! Конкурс рисунков «Мы не хотим войны!» Экскурсия к памятнику погибшим в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в пожарную часть. Правила поведения на улицах города. | Ст.вожатый 5 отряд |
14 День Нептуна 23.06. | Линейка. Инструктаж по технике безопасности на воде и в лесу. Поездка на б/о «Малка» Суд Нептуна. «Наказание» начальника лагеря, вожатых и воспитателей. Бой с королём мусора. | Инструктор по физ-ре Ст.вожатый Нач.лагеря 2 отряд |
15 День перевёртышей. 24.06. | Трудовой десант. Линейка. Посвящённая дню Перевёртышей. Экскурсия в музей парка Налычево. Весёлые старты. Подведение итогов дня. | Ст.вожатый |
16 День шутки. 25.06. | Комическая зарядка. Бой с королём мусора. КВН Поход в кино. Правила поведения на улицах города. | Ст.вожатый 3 отряд |
17 День именинника 26.06. | Трудовой десант. Подготовка к празднику. Линейка «Итоги за неделю» Развлекательная программа. Поздравление именинников. Правила поведения на культурно-массовом мероприятии. | Ст.вожатый 4 отряд |
18 День здоровья. 29.06. | Игровая программа с участием инспектора ГИБДД. Выступление агитбригады «Молодёжь против наркотиков» Конкурс рекламы о здоровом образе жизни. Операция «Чистые тарелки» | Ст.вожатый медсестра |
19 День рекордов 30.06. | Трудовой десант Спорт.час. «Самый, самый…» Весёлая спартакиада. Поездка в бассейн Правила поведения на спортивных мероприятиях. | Инстр-р по ф-ре Ст.вожатый |
20 Закрытие лагерной смены. 01.06. | Минутки здоровья «Мой рост и мой вес» Подготовка к празднику закрытия лагеря (репетиции, оформление зала) Праздничный обед Праздник закрытия лагеря - конкурс «Романтическая пара» - концерт художественной самодеятельности -итоговая линейка Дискотека | Медсестра Ст.вожатый воспитатели |
21 | Трудовой десант Отрядные дела Операция «Чистота-залог здоровья!» Пожелания ребятам II лагерной смены. | Ст.вожатый воспитатели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа организации отдыха в летнем пришкольном оздоровительном лагере
Программа включает пояснительную записку, цели и задачи организации работы лагеря, организацию и содержание деятельности, кадровое обеспечение, формы реализации программы, условия реализации программы...
Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Радуга".
Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Радуга"....
Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря «Летняя сказка» с дневным пребыванием детей
Цель - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных спос...
Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Волжские самоцветы"
Данная программа разработана на пять лет работы в пришкольном детском оздоровительном лагере....
Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Солнышко"
для летнего пришкольного лагеря...
Воспитательная программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным прибыванием детей.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всег...
Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Эколята"
Цель программы: Создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой....