Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря
рабочая программа (1 класс) на тему

Лим Наталья Викторовна

Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря, расчитанная на детей 7-16 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_letnego_ozdorovitelnogo_lagerya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ

«Страна Олимпия»

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

имени М.В Ломоносова»

        Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания, который функционирует на базе школы. В нём отдыхают учащиеся младших и средних классов. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.

        У Сталя Анатольевича Шмакова, замечательного педагога и исследователя, есть интересная мысль, основанная на буквальном прочтении слова «образование». ОБРАЗ-ование, по Шмакову, - создание неких образов в сердцах и умах детей. По его мысли, то, что происходит в летние каникулы, - это тоже образование, но в виде смены образа жизни ребёнка: изменение среды его обитания, перестройка привычек, смена круга общения, обновление форм деятельности.

        Лагерь с дневным пребывания давно стал палочкой-выручалочкой для работающих родителей. Особенно привлекательна эта форма летнего отдыха для младших школьников. Им привычна среда обитания, нет долгой разлуки с родителями, привыкания к новому укладу.

        Считаю, что городские лагеря с дневным пребыванием имеют ряд преимуществ:

  1. Ребёнок, находясь с родителями в вечернее время и выходные дни, не отрывается от семьи. В благополучных семьях эта близость к родителям создаёт комфортные психологические условия для развития личности ребёнка.
  2. Близость досуговых центров, возможности рекреативной среды позволяют педагогам целенаправленнее строить досуг детей; использование театров, музеев помогает разнообразить формы культурно-массовой работы.
  3. Наличие в городе медицинских учреждений, высокопрофессиональных кадров, которыми они располагают, объективно способствуют быстрому решению возникающих медицинских проблем, скорейшему и эффективному лечению, широкой профилактической работе с учащимися.

Лагерь – это не механическое продолжение школьного образовательного процесса, это совсем иной кусочек жизни ребёнка. И надо с первых же минут лагерной жизни показать, что его окружает и иная предметная среда.

Вместе с воспитателями и самими ребятами в классах заменяем плакаты и интерьер, прежде окружавших их в той, «школьной» жизни. Добавляем больше ярких и сочных красок, переставляем иным образом ученические столы.

В содержании деятельности лагеря делаем акцент на преимущественно игровые формы деятельности. Игра нужна и первокласснику, и 9-летнему ребёнку,  но иных организационно-педагогических формах.

В лагере введена денежная единица-лимон. Эти деньги ребята «зарабатывают» каждый день индивидуально или всем отрядом. В конце недели лимоны суммируются, подводятся итоги и награждение победителей.

Стараемся как можно активнее использовать каждый погожий день для занятий на свежем воздухе. Экскурсии, однодневные походы, прогулки, спортивные соревнования, просто подвижные игры, купание в водоёмах и бассейнах, выезды в достопримечательные уголки нашего Камчатского края – всё это быстро заставляет детей забыть, что они всё ещё в городе.

Лето – период познания. И мы, педагоги, всячески стимулируем этот процесс. Обязательно включаем в план работы лагеря посещение музеев, кинотеатров, выставок, экскурсий в заповедники, памятные исторические места.

В лагере требуется иной, чем в течение всего учебного года, стиль общения с детьми. Воспитатель лагеря – это не учитель, а, скорее, старший друг, который должен каждую минуту быть интересен детям, каждую минуту их радовать, удивлять и помогать делать совместное общее дело.

        Летняя оздоровительная компания – важная составная часть воспитательной деятельности по формированию личности ребёнка. Большая летняя перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, приобретения ловкости и бодрости. Это также время нравственной закалки детей и подростков, их духовного обогащения, ярких впечатлений, самодеятельного творчества, активного познания нового. Летний период – активная пора социализации школьников. Значительное поле взаимодействия даёт новые дополнительные возможности для личного роста каждого ребёнка и его самосовершенствования.

        Каникулярный отдых – это система деятельности (игровой, досуговой, трудовой, коммуникативной), которая:

- Снимает у детей накопленное за учебный год эмоциональное и интеллектуальное напряжение, обновляет физические и духовные силы, укрепляет здоровье.

- Содействует интеллектуальному развитию детей.

- Удовлетворяет и реализует индивидуальные потребности и интересы.

- Предусматривает свободу выбора занятий и добровольность участия в них.

- Является для детей и взрослых совместным творчеством.

Именно для решения этих задач составлена данная программа. Программа рассчитана на детей от 7 до 14 лет.

Цель детского пришкольного лагеря – создание условий для обеспечения полезной, содержательной занятости детей, способствующих формированию положительных качеств их личности на основе использования многообразия  форм активной деятельности и общения.

Цель осуществляется через решение задач оздоровительного, воспитательного и развивающего характера:

- Укреплять здоровье детей естественными факторами природы: солнцем, воздухом, водой и витаминизированным питанием.

- Помочь детям уютно и комфортно чувствовать себя в детском пришкольном лагере, доверять своему новому окружению, завести новых друзей и почувствовать себя частью отряда.

- Развивать творчество, познавательные интересы детей. Обучение отношениям друг с другом, взрослыми, природой.

Содержание деятельности строится на основе шести направлений:

1. Социальное развитие: адаптация к новому окружению, нахождение «своего места» в новом коллективе.

2. Физическое развитие: гимнастика, походы, соревнования, спортивные секции.

3. Познавательное развитие: открытие разнообразия и красоты окружающего мира, научиться быть в ответе за него, знакомство с региональным компонентом через экскурсии, походы.

4. Эстетическое развитие: через музыку, живопись, выступления театральных коллективов, посещение музеев, киноцентров.

5. Творческое развитие: выступление на концертах, участие в соревнованиях, конкурсах, посещение кружков.

6. Экологическое развитие: бережное отношение к природе, забота о растениях в лагере, участие в трудовых десантах.

Ожидаемые результаты работы лагеря:

- Личностное развитие участников смены, духовное и физическое оздоровление.

- Получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

- Овладение эффективными формами общения, развития коммуникативных умений.

- Овладение основными понятиями  учебно-практического курса по формированию здорового образа жизни.

- Расширение знаний об окружающей природе, овладение умениями экологически целесообразно вести себя в природе и требовать этого от других.

Работа в лагере строится с учётом логики развития лагерной смены, которая заключается в следующем: весь поток делится на три основных промежутка времени, три периода. Первый период организационный (три - четыре дня), второй – основной период (пятнадцать - шестнадцать дней), третий – итоговый (два дня). Периоды связаны с психологическим настроем детей на определённые взаимоотношения и определённые виды деятельности.

Организационный период

Первые три дня очень напряжённые и важные. Они задают настрой и определённый ритм жизни лагеря на весь поток.

Основная цель организационного периода – заложить основы для формирования временного детского коллектива.

Задачи:

Организационные:

        1).выявить уровень организаторских навыков и умений детей;

        2).определить творческий (интеллектуальный, спортивный и т.д.) потенциал каждого ребёнка;

        3).выявить лидеров в детском коллективе;

        4).разделить отряд на микрогруппы, определить перспективы деятельности каждой из них;

        5).определить перспективы деятельности всего детского коллектива (планирование);

        6). Организационно оформить первичный коллектив.

Методические:

1).научить выполнению всех требований режима лагеря и санитарно-гигиенических норм;

        2).научить соблюдению традиций и правил лагеря;

        3).научить работе в микрогруппе, в первичном коллективе;

        4).научить каждого ребёнка анализировать своё состояние и настроение (через игровые формы).

Воспитательные:

Начать формирование отношений между следующими группами субъектов:

1).ребёнок – ребёнок (девочки – мальчики, мальчики – мальчики, девочки – девочки, лидеры: формальные – неформальные и т.д.;

2).ребёнок – коллектив;

3).ребёнок –взрослый.

Для решения вышеизложенных целей и задач могут быть использованы коллективно-творческие дела.

Система коллективно-творческих дел организационного периода.

        Первый день организационного периода – это первый день работы лагерной смены – день знакомства. Основная цель – знакомство детей друг с другом, с вожатыми, с воспитателями, с лагерем и т.д.

        И, конечно же, в этот день проводятся КТД на знакомство. Они не требуют длительной и сложной подготовки. Наиболее полюбившимися и традиционными стали такие, как «огонёк знакомств» (начинается с игры «Снежный ком» - запоминание имён), «Кнцерт-молния». «Концерт-ромашка», «Ехали мы ехали» и др. Украшение своего отрядного места, чтобы оно выглядело индивидуально; рисование отрядного уголка, дерева настроения стали традиционными в нашем лагере. В поцессе подготовки и проведения таких дел дети лучше узнают друг друга, появляется возможность выявить творческие способности ребят.

        Второй день организационного периода можно условно назвать «Днём самоопределения».

Основные цели:

        1). Индивидуально самоопределиться ребёнку, т.е. показать свои таланты, способности, особенности характера, требования и т.д.;

        2).определить своё место в коллективе;

        3).определить место микроколлектива в макроколлективе.

Конечно же, самоопределение и ребёнка и детского коллектива происходит не только во второй день пребывания в лагере. Обычно этот процесс длится первые несколько дней лагерной смены, но основная нагрузка падает именно на второй день.

        Во второй день организационного периода проводятся КТД на выявление лидерства в детском коллективе: «Снимается кино», «Необитаемый остров»; любая игра-эстафета с выполнением творческих заданий. Можно отправиться на поиски клада, сладкого дерева или организовать «Путешествие в Зазеркалье» и т.д. в результате таких КТД лидеры выявляются самопроизвольно, вожатые и воспитатели лишь наблюдают, при необходимости корректируя поведение детей.

        В этот же день проводятся организационные сборы в отрядах, которые призваны решить следующие вопросы:

        1).определить правила жизни детского коллектива;

        2).выявить лидеров;

        3).распределить детский коллектив на микрогруппы;

        4).выбрать органы самоуправления (в отряде и во всём лагере);

        5).определить перспективы деятельности коллектива – планирование.

Третий день организационного периода – День открытия лагерной смены.

Основная цель – создание приподнятого, праздничного настроения, атмосферы единства детей и взрослых.

        Чтобы праздник получился, и дети почувствовали свою принадлежность к пришкольному лагерю, необходимо, чтобы каждый отряд и каждый ребёнок стали участниками праздника, а не только зрителями в этот очень важный для всей лагерной мены день. Утром проводится первая общелагерная торжественная линейка, объявляется открытие лагерной смены. Дальнейшая программа может быть самой разнообразной: эстафеты, конкурсы, большие олимпийские игры, дискотека, участие в районных и городских мероприятиях.

Основной период лагерной смены

Цели:

1). Формирование временного детского коллектива;

2).стабилизация жизни детского коллектива (через работу органов самоуправления, КТД и т.д.).

        Желательно основной период разделить на три-четыре части, каждая из которых посвящена определённой теме Например, «День леса», «День здоровья», «День юмора», «Путешествие в мультитраслию», «Русские обычаи» и т.д. По структуре каждый тематический период делится на три-пять дней. Каждый из этих дней призван решать определённые задачи.

        Первый день тематического периода: совет дела лагеря начинает подготовку, распределяет задания; в отрядах – отрядные дела, настраивающие на определённую тему.

        Второй день тематического периода: различная конкурсная программа по данной тематике.

        Третий и четвёртый день тематического периода: репетиции.

Четвёртый или пятый день: общелагерный праздник.

Один день – последний может быть использован как «запасной».  Целесообразно дать детям возможность «остыть», настроится на мероприятия с другой тематикой. Для этого подходят отрядные КТД, не требующие длительной и сложной подготовки, например, «Винегрет», «Ромашка». Можно детям предложить сходить в парк, провести спортивные эстафеты, разучить новые игры, просто почитать и обсудить книгу. Для вожатых и воспитателей этот день очень важен, так как необходимо проанализировать прошедший тематический период и полученные при этом выводы и рекомендации (как положительные, так и отрицательные), учесть их в дальнейшем. Независимо от того. Сколько дней длился тематический период – три, четыре или пять, он должен быть обязательно проанализирован.

Итоговый период лагерной смены

Цель: подведение итогов всей лагерной смены.

Задачи:

1).подведение «деловых» итогов смены (принять определённую систему награждения);

2).эмоционально завершить лагерную смену.

        Традиционно в отрядах проводятся огоньки «Расскажи мне обо мне». Важно суметь выбрать правильный тон в разговоре, создать доброжелательную атмосферу. При этом можно использовать какой-то «талисман» отряда, собраться у «заветного» дерева, всем вместе исполнить любимую песню, для разговора необходимо найти объединяющее начало. Нужно, чтобы на сборе больше говорили дети, а взрослые лишь направляли разговор в нужное руло. Как общелагерные мероприятия проводятся линейка закрытия лагерной смены и общий сбор, на котором вручаются награды отрядам и детям, наиболее ярко себя проявившим в течение потока. Праздничные мероприятия заканчивает дискотека, посвящённая закрытию лагерной смены.

Режим дня лагеря

09-00 – 09-15  -         приём детей, линейка

09-15 – 09-30 –         зарядка

09-30 – 10-00 –         завтрак

10-00 – 13-00 –         отрядные дела, трудовой десант, игры на свежем воздухе, походы,    

                               экскурсии

13-00 – 14-00 –         обед

14-00 – 15-45 –         досуговая деятельность, общелагерные мероприятия

15-45 – 16-00 –         полдник

16-15 –                 уход детей домой

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СМЕНЫ

день

мероприятия

ответственный

1

День знакомства

03.06.

Приём детей

Игры на знакомство:«Снежный ком», «Кого нет?»

Спортивный час «Лучший прыгун»

Изготовление визиток

Выбор актива и названия  отрядов, девизов.

Правила поведения в столовой. Организация дежурства.

Ст.вожатый

воспитатели

2

Операция «Уют»

04.06.

Оформление отрядных уголков и комнат

Трудовой десант

Конкурс «Самый меткий»

Подготовка к открытию лагерной смены

Ст.вожатый

воспитатели

3

Открытие лагеря

05.06.

Конкурсы «Лучший отрядный уголок»

                 « Лучшая отрядная комната»

                 «Лагерь будущего»

Спортивный час

Трудовой десант

Подготовка к открытию лагеря

Торжественная линейка, посвящённая открытию

I лагерной смены

Развлекательная программа, концерт «КВЧГ» (кто во что горазд), дискотека

Ст.вожатый,

воспитатели

4

День спорта

08.06.

Зарядка (показательные выступления каратистов, гимнасток и футболистов)

Соревнования между командами отрядов по футболу.

Комический футбол.

Правила безопасности на стадионе.

Ст.вожатый

инструктор по физкультуре

5

09.06.

Трудовой десант.

Правила поведения в бассейне.

Поездка в бассейн.

Игра «Зелёная пятка»

Беседы с инспектором по правонарушениям среди подростков

Ст.вожатый

Нач.лагеря

6

День кино

10.06.

Поездка в киноцентр «Планета» на просмотр м/ф «Вверх»

Бой с королём Мусора

Спорт.час. Волейбол

Нач.лагеря

Ст.вожатый

7

День фантазёров

11.06.

Трудовой десант

Конкурсная программа «Тик и Так в волшебной стране» или «В поисках загадочного сюрприза»

Подведение итогов за неделю, награждение победителей

Дискотека.

Правила поведения на культурно-массовом мероприятии.

Ст.вожатый

7 отряд

8

День музея

15.06.

Бой с королём Мусора.

Посещение музея парка Налычево.

Веселые старты.

Правила безопасности при проведении подвижных игр.

Инструктор по физ-ре

Ст.вожатый

9

16.09.

Трудовой десант

Поедка в бассейн

Правила поведения в автобусе и бассейне.

Прогулки в парк, отрядные дела

Нач.лагеря

воспитатели

10

День необыкновенных приключений

17.06.

Сбор ответственных за станции в игре  «Форт Баярд»

Игра «Форт Баярд»

Конкурс рисунков «Лето» (для детской поликлиники)

Ст.вожатый

6 отряд

11

День вожатых

18.06.

Трудовой десант

Сбор вожатых и командиров для подведения итогов за неделю

Линейка.

Игра «погоня за вожатыми»

Линейка- подведение итогов.

Развлекательная программа-караоке «Звёздный дождь»

Дискотека

Ст.вожатый

1 отряд

12

День индейца.

19.06.

Линейка.  Инструктаж о правилах поведения в лесу.

Поход в лес.

Игра «Индейское племя»

Конкурсы:     - Сбор дров.

                       - Лучшее жилище индейца.

                    - Самый меткий (стрельба из лука).

                       - Рисунок на спине.

                       -   Танец племени.

Бой с королём Мусора.

Ст.вожатый

Инстр-р по физ-ре

13

День Памяти

22.06.

Торжественная линейка «Никто не забыт, ничто не забыто!

Конкурс рисунков «Мы не хотим войны!»

Экскурсия к памятнику погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Экскурсия в пожарную часть.

Правила поведения на улицах города.

Ст.вожатый

5 отряд

14

День Нептуна

23.06.

Линейка. Инструктаж по технике безопасности на воде и в лесу.

Поездка на б/о «Малка»

Суд Нептуна. «Наказание» начальника лагеря, вожатых и воспитателей.

Бой с королём мусора.

Инструктор по физ-ре

Ст.вожатый

Нач.лагеря

2 отряд

15

День перевёртышей.

24.06.

Трудовой десант.

Линейка. Посвящённая дню Перевёртышей.

Экскурсия в музей парка Налычево.

Весёлые старты.

Подведение итогов дня.

Ст.вожатый

16

День шутки.

25.06.

Комическая зарядка.

Бой с королём мусора.

КВН

Поход в кино.

Правила поведения на улицах города.

Ст.вожатый

3 отряд

17

День именинника

26.06.

Трудовой десант.

Подготовка к празднику.

Линейка «Итоги за неделю»

Развлекательная программа. Поздравление именинников.

Правила поведения на культурно-массовом мероприятии.

Ст.вожатый

4 отряд

18

День здоровья.

29.06.

Игровая программа с участием инспектора ГИБДД.

Выступление агитбригады «Молодёжь против наркотиков»

Конкурс рекламы о здоровом образе жизни.

Операция «Чистые тарелки»

Ст.вожатый

медсестра

19

День рекордов

30.06.

Трудовой десант

Спорт.час. «Самый, самый…»

Весёлая спартакиада.

Поездка в бассейн

Правила поведения на спортивных мероприятиях.

Инстр-р по ф-ре

Ст.вожатый

20

Закрытие лагерной смены.

01.06.

Минутки здоровья «Мой рост и мой вес»

Подготовка к празднику закрытия лагеря (репетиции, оформление зала)

Праздничный обед

Праздник закрытия лагеря

- конкурс «Романтическая пара»

- концерт художественной самодеятельности

-итоговая линейка

Дискотека

Медсестра

Ст.вожатый

воспитатели

21

Трудовой десант

Отрядные дела

Операция «Чистота-залог здоровья!»

Пожелания ребятам II лагерной смены.

Ст.вожатый

воспитатели

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации отдыха в летнем пришкольном оздоровительном лагере

Программа включает пояснительную записку, цели и задачи организации работы лагеря, организацию и содержание деятельности, кадровое обеспечение, формы реализации программы, условия реализации программы...

Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Радуга".

Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Радуга"....

Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря «Летняя сказка» с дневным пребыванием детей

Цель - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных спос...

Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Волжские самоцветы"

Данная программа разработана на пять лет работы в пришкольном детском оздоровительном лагере....

Воспитательная программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным прибыванием детей.

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всег...

Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Эколята"

Цель программы: Создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой....