Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря
рабочая программа (1 класс) на тему

Лим Наталья Викторовна

Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря, расчитанная на детей 7-16 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_letnego_ozdorovitelnogo_lagerya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ

«Страна Олимпия»

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

имени М.В Ломоносова»

        Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания, который функционирует на базе школы. В нём отдыхают учащиеся младших и средних классов. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.

        У Сталя Анатольевича Шмакова, замечательного педагога и исследователя, есть интересная мысль, основанная на буквальном прочтении слова «образование». ОБРАЗ-ование, по Шмакову, - создание неких образов в сердцах и умах детей. По его мысли, то, что происходит в летние каникулы, - это тоже образование, но в виде смены образа жизни ребёнка: изменение среды его обитания, перестройка привычек, смена круга общения, обновление форм деятельности.

        Лагерь с дневным пребывания давно стал палочкой-выручалочкой для работающих родителей. Особенно привлекательна эта форма летнего отдыха для младших школьников. Им привычна среда обитания, нет долгой разлуки с родителями, привыкания к новому укладу.

        Считаю, что городские лагеря с дневным пребыванием имеют ряд преимуществ:

  1. Ребёнок, находясь с родителями в вечернее время и выходные дни, не отрывается от семьи. В благополучных семьях эта близость к родителям создаёт комфортные психологические условия для развития личности ребёнка.
  2. Близость досуговых центров, возможности рекреативной среды позволяют педагогам целенаправленнее строить досуг детей; использование театров, музеев помогает разнообразить формы культурно-массовой работы.
  3. Наличие в городе медицинских учреждений, высокопрофессиональных кадров, которыми они располагают, объективно способствуют быстрому решению возникающих медицинских проблем, скорейшему и эффективному лечению, широкой профилактической работе с учащимися.

Лагерь – это не механическое продолжение школьного образовательного процесса, это совсем иной кусочек жизни ребёнка. И надо с первых же минут лагерной жизни показать, что его окружает и иная предметная среда.

Вместе с воспитателями и самими ребятами в классах заменяем плакаты и интерьер, прежде окружавших их в той, «школьной» жизни. Добавляем больше ярких и сочных красок, переставляем иным образом ученические столы.

В содержании деятельности лагеря делаем акцент на преимущественно игровые формы деятельности. Игра нужна и первокласснику, и 9-летнему ребёнку,  но иных организационно-педагогических формах.

В лагере введена денежная единица-лимон. Эти деньги ребята «зарабатывают» каждый день индивидуально или всем отрядом. В конце недели лимоны суммируются, подводятся итоги и награждение победителей.

Стараемся как можно активнее использовать каждый погожий день для занятий на свежем воздухе. Экскурсии, однодневные походы, прогулки, спортивные соревнования, просто подвижные игры, купание в водоёмах и бассейнах, выезды в достопримечательные уголки нашего Камчатского края – всё это быстро заставляет детей забыть, что они всё ещё в городе.

Лето – период познания. И мы, педагоги, всячески стимулируем этот процесс. Обязательно включаем в план работы лагеря посещение музеев, кинотеатров, выставок, экскурсий в заповедники, памятные исторические места.

В лагере требуется иной, чем в течение всего учебного года, стиль общения с детьми. Воспитатель лагеря – это не учитель, а, скорее, старший друг, который должен каждую минуту быть интересен детям, каждую минуту их радовать, удивлять и помогать делать совместное общее дело.

        Летняя оздоровительная компания – важная составная часть воспитательной деятельности по формированию личности ребёнка. Большая летняя перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, приобретения ловкости и бодрости. Это также время нравственной закалки детей и подростков, их духовного обогащения, ярких впечатлений, самодеятельного творчества, активного познания нового. Летний период – активная пора социализации школьников. Значительное поле взаимодействия даёт новые дополнительные возможности для личного роста каждого ребёнка и его самосовершенствования.

        Каникулярный отдых – это система деятельности (игровой, досуговой, трудовой, коммуникативной), которая:

- Снимает у детей накопленное за учебный год эмоциональное и интеллектуальное напряжение, обновляет физические и духовные силы, укрепляет здоровье.

- Содействует интеллектуальному развитию детей.

- Удовлетворяет и реализует индивидуальные потребности и интересы.

- Предусматривает свободу выбора занятий и добровольность участия в них.

- Является для детей и взрослых совместным творчеством.

Именно для решения этих задач составлена данная программа. Программа рассчитана на детей от 7 до 14 лет.

Цель детского пришкольного лагеря – создание условий для обеспечения полезной, содержательной занятости детей, способствующих формированию положительных качеств их личности на основе использования многообразия  форм активной деятельности и общения.

Цель осуществляется через решение задач оздоровительного, воспитательного и развивающего характера:

- Укреплять здоровье детей естественными факторами природы: солнцем, воздухом, водой и витаминизированным питанием.

- Помочь детям уютно и комфортно чувствовать себя в детском пришкольном лагере, доверять своему новому окружению, завести новых друзей и почувствовать себя частью отряда.

- Развивать творчество, познавательные интересы детей. Обучение отношениям друг с другом, взрослыми, природой.

Содержание деятельности строится на основе шести направлений:

1. Социальное развитие: адаптация к новому окружению, нахождение «своего места» в новом коллективе.

2. Физическое развитие: гимнастика, походы, соревнования, спортивные секции.

3. Познавательное развитие: открытие разнообразия и красоты окружающего мира, научиться быть в ответе за него, знакомство с региональным компонентом через экскурсии, походы.

4. Эстетическое развитие: через музыку, живопись, выступления театральных коллективов, посещение музеев, киноцентров.

5. Творческое развитие: выступление на концертах, участие в соревнованиях, конкурсах, посещение кружков.

6. Экологическое развитие: бережное отношение к природе, забота о растениях в лагере, участие в трудовых десантах.

Ожидаемые результаты работы лагеря:

- Личностное развитие участников смены, духовное и физическое оздоровление.

- Получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

- Овладение эффективными формами общения, развития коммуникативных умений.

- Овладение основными понятиями  учебно-практического курса по формированию здорового образа жизни.

- Расширение знаний об окружающей природе, овладение умениями экологически целесообразно вести себя в природе и требовать этого от других.

Работа в лагере строится с учётом логики развития лагерной смены, которая заключается в следующем: весь поток делится на три основных промежутка времени, три периода. Первый период организационный (три - четыре дня), второй – основной период (пятнадцать - шестнадцать дней), третий – итоговый (два дня). Периоды связаны с психологическим настроем детей на определённые взаимоотношения и определённые виды деятельности.

Организационный период

Первые три дня очень напряжённые и важные. Они задают настрой и определённый ритм жизни лагеря на весь поток.

Основная цель организационного периода – заложить основы для формирования временного детского коллектива.

Задачи:

Организационные:

        1).выявить уровень организаторских навыков и умений детей;

        2).определить творческий (интеллектуальный, спортивный и т.д.) потенциал каждого ребёнка;

        3).выявить лидеров в детском коллективе;

        4).разделить отряд на микрогруппы, определить перспективы деятельности каждой из них;

        5).определить перспективы деятельности всего детского коллектива (планирование);

        6). Организационно оформить первичный коллектив.

Методические:

1).научить выполнению всех требований режима лагеря и санитарно-гигиенических норм;

        2).научить соблюдению традиций и правил лагеря;

        3).научить работе в микрогруппе, в первичном коллективе;

        4).научить каждого ребёнка анализировать своё состояние и настроение (через игровые формы).

Воспитательные:

Начать формирование отношений между следующими группами субъектов:

1).ребёнок – ребёнок (девочки – мальчики, мальчики – мальчики, девочки – девочки, лидеры: формальные – неформальные и т.д.;

2).ребёнок – коллектив;

3).ребёнок –взрослый.

Для решения вышеизложенных целей и задач могут быть использованы коллективно-творческие дела.

Система коллективно-творческих дел организационного периода.

        Первый день организационного периода – это первый день работы лагерной смены – день знакомства. Основная цель – знакомство детей друг с другом, с вожатыми, с воспитателями, с лагерем и т.д.

        И, конечно же, в этот день проводятся КТД на знакомство. Они не требуют длительной и сложной подготовки. Наиболее полюбившимися и традиционными стали такие, как «огонёк знакомств» (начинается с игры «Снежный ком» - запоминание имён), «Кнцерт-молния». «Концерт-ромашка», «Ехали мы ехали» и др. Украшение своего отрядного места, чтобы оно выглядело индивидуально; рисование отрядного уголка, дерева настроения стали традиционными в нашем лагере. В поцессе подготовки и проведения таких дел дети лучше узнают друг друга, появляется возможность выявить творческие способности ребят.

        Второй день организационного периода можно условно назвать «Днём самоопределения».

Основные цели:

        1). Индивидуально самоопределиться ребёнку, т.е. показать свои таланты, способности, особенности характера, требования и т.д.;

        2).определить своё место в коллективе;

        3).определить место микроколлектива в макроколлективе.

Конечно же, самоопределение и ребёнка и детского коллектива происходит не только во второй день пребывания в лагере. Обычно этот процесс длится первые несколько дней лагерной смены, но основная нагрузка падает именно на второй день.

        Во второй день организационного периода проводятся КТД на выявление лидерства в детском коллективе: «Снимается кино», «Необитаемый остров»; любая игра-эстафета с выполнением творческих заданий. Можно отправиться на поиски клада, сладкого дерева или организовать «Путешествие в Зазеркалье» и т.д. в результате таких КТД лидеры выявляются самопроизвольно, вожатые и воспитатели лишь наблюдают, при необходимости корректируя поведение детей.

        В этот же день проводятся организационные сборы в отрядах, которые призваны решить следующие вопросы:

        1).определить правила жизни детского коллектива;

        2).выявить лидеров;

        3).распределить детский коллектив на микрогруппы;

        4).выбрать органы самоуправления (в отряде и во всём лагере);

        5).определить перспективы деятельности коллектива – планирование.

Третий день организационного периода – День открытия лагерной смены.

Основная цель – создание приподнятого, праздничного настроения, атмосферы единства детей и взрослых.

        Чтобы праздник получился, и дети почувствовали свою принадлежность к пришкольному лагерю, необходимо, чтобы каждый отряд и каждый ребёнок стали участниками праздника, а не только зрителями в этот очень важный для всей лагерной мены день. Утром проводится первая общелагерная торжественная линейка, объявляется открытие лагерной смены. Дальнейшая программа может быть самой разнообразной: эстафеты, конкурсы, большие олимпийские игры, дискотека, участие в районных и городских мероприятиях.

Основной период лагерной смены

Цели:

1). Формирование временного детского коллектива;

2).стабилизация жизни детского коллектива (через работу органов самоуправления, КТД и т.д.).

        Желательно основной период разделить на три-четыре части, каждая из которых посвящена определённой теме Например, «День леса», «День здоровья», «День юмора», «Путешествие в мультитраслию», «Русские обычаи» и т.д. По структуре каждый тематический период делится на три-пять дней. Каждый из этих дней призван решать определённые задачи.

        Первый день тематического периода: совет дела лагеря начинает подготовку, распределяет задания; в отрядах – отрядные дела, настраивающие на определённую тему.

        Второй день тематического периода: различная конкурсная программа по данной тематике.

        Третий и четвёртый день тематического периода: репетиции.

Четвёртый или пятый день: общелагерный праздник.

Один день – последний может быть использован как «запасной».  Целесообразно дать детям возможность «остыть», настроится на мероприятия с другой тематикой. Для этого подходят отрядные КТД, не требующие длительной и сложной подготовки, например, «Винегрет», «Ромашка». Можно детям предложить сходить в парк, провести спортивные эстафеты, разучить новые игры, просто почитать и обсудить книгу. Для вожатых и воспитателей этот день очень важен, так как необходимо проанализировать прошедший тематический период и полученные при этом выводы и рекомендации (как положительные, так и отрицательные), учесть их в дальнейшем. Независимо от того. Сколько дней длился тематический период – три, четыре или пять, он должен быть обязательно проанализирован.

Итоговый период лагерной смены

Цель: подведение итогов всей лагерной смены.

Задачи:

1).подведение «деловых» итогов смены (принять определённую систему награждения);

2).эмоционально завершить лагерную смену.

        Традиционно в отрядах проводятся огоньки «Расскажи мне обо мне». Важно суметь выбрать правильный тон в разговоре, создать доброжелательную атмосферу. При этом можно использовать какой-то «талисман» отряда, собраться у «заветного» дерева, всем вместе исполнить любимую песню, для разговора необходимо найти объединяющее начало. Нужно, чтобы на сборе больше говорили дети, а взрослые лишь направляли разговор в нужное руло. Как общелагерные мероприятия проводятся линейка закрытия лагерной смены и общий сбор, на котором вручаются награды отрядам и детям, наиболее ярко себя проявившим в течение потока. Праздничные мероприятия заканчивает дискотека, посвящённая закрытию лагерной смены.

Режим дня лагеря

09-00 – 09-15  -         приём детей, линейка

09-15 – 09-30 –         зарядка

09-30 – 10-00 –         завтрак

10-00 – 13-00 –         отрядные дела, трудовой десант, игры на свежем воздухе, походы,    

                               экскурсии

13-00 – 14-00 –         обед

14-00 – 15-45 –         досуговая деятельность, общелагерные мероприятия

15-45 – 16-00 –         полдник

16-15 –                 уход детей домой

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СМЕНЫ

день

мероприятия

ответственный

1

День знакомства

03.06.

Приём детей

Игры на знакомство:«Снежный ком», «Кого нет?»

Спортивный час «Лучший прыгун»

Изготовление визиток

Выбор актива и названия  отрядов, девизов.

Правила поведения в столовой. Организация дежурства.

Ст.вожатый

воспитатели

2

Операция «Уют»

04.06.

Оформление отрядных уголков и комнат

Трудовой десант

Конкурс «Самый меткий»

Подготовка к открытию лагерной смены

Ст.вожатый

воспитатели

3

Открытие лагеря

05.06.

Конкурсы «Лучший отрядный уголок»

                 « Лучшая отрядная комната»

                 «Лагерь будущего»

Спортивный час

Трудовой десант

Подготовка к открытию лагеря

Торжественная линейка, посвящённая открытию

I лагерной смены

Развлекательная программа, концерт «КВЧГ» (кто во что горазд), дискотека

Ст.вожатый,

воспитатели

4

День спорта

08.06.

Зарядка (показательные выступления каратистов, гимнасток и футболистов)

Соревнования между командами отрядов по футболу.

Комический футбол.

Правила безопасности на стадионе.

Ст.вожатый

инструктор по физкультуре

5

09.06.

Трудовой десант.

Правила поведения в бассейне.

Поездка в бассейн.

Игра «Зелёная пятка»

Беседы с инспектором по правонарушениям среди подростков

Ст.вожатый

Нач.лагеря

6

День кино

10.06.

Поездка в киноцентр «Планета» на просмотр м/ф «Вверх»

Бой с королём Мусора

Спорт.час. Волейбол

Нач.лагеря

Ст.вожатый

7

День фантазёров

11.06.

Трудовой десант

Конкурсная программа «Тик и Так в волшебной стране» или «В поисках загадочного сюрприза»

Подведение итогов за неделю, награждение победителей

Дискотека.

Правила поведения на культурно-массовом мероприятии.

Ст.вожатый

7 отряд

8

День музея

15.06.

Бой с королём Мусора.

Посещение музея парка Налычево.

Веселые старты.

Правила безопасности при проведении подвижных игр.

Инструктор по физ-ре

Ст.вожатый

9

16.09.

Трудовой десант

Поедка в бассейн

Правила поведения в автобусе и бассейне.

Прогулки в парк, отрядные дела

Нач.лагеря

воспитатели

10

День необыкновенных приключений

17.06.

Сбор ответственных за станции в игре  «Форт Баярд»

Игра «Форт Баярд»

Конкурс рисунков «Лето» (для детской поликлиники)

Ст.вожатый

6 отряд

11

День вожатых

18.06.

Трудовой десант

Сбор вожатых и командиров для подведения итогов за неделю

Линейка.

Игра «погоня за вожатыми»

Линейка- подведение итогов.

Развлекательная программа-караоке «Звёздный дождь»

Дискотека

Ст.вожатый

1 отряд

12

День индейца.

19.06.

Линейка.  Инструктаж о правилах поведения в лесу.

Поход в лес.

Игра «Индейское племя»

Конкурсы:     - Сбор дров.

                       - Лучшее жилище индейца.

                    - Самый меткий (стрельба из лука).

                       - Рисунок на спине.

                       -   Танец племени.

Бой с королём Мусора.

Ст.вожатый

Инстр-р по физ-ре

13

День Памяти

22.06.

Торжественная линейка «Никто не забыт, ничто не забыто!

Конкурс рисунков «Мы не хотим войны!»

Экскурсия к памятнику погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Экскурсия в пожарную часть.

Правила поведения на улицах города.

Ст.вожатый

5 отряд

14

День Нептуна

23.06.

Линейка. Инструктаж по технике безопасности на воде и в лесу.

Поездка на б/о «Малка»

Суд Нептуна. «Наказание» начальника лагеря, вожатых и воспитателей.

Бой с королём мусора.

Инструктор по физ-ре

Ст.вожатый

Нач.лагеря

2 отряд

15

День перевёртышей.

24.06.

Трудовой десант.

Линейка. Посвящённая дню Перевёртышей.

Экскурсия в музей парка Налычево.

Весёлые старты.

Подведение итогов дня.

Ст.вожатый

16

День шутки.

25.06.

Комическая зарядка.

Бой с королём мусора.

КВН

Поход в кино.

Правила поведения на улицах города.

Ст.вожатый

3 отряд

17

День именинника

26.06.

Трудовой десант.

Подготовка к празднику.

Линейка «Итоги за неделю»

Развлекательная программа. Поздравление именинников.

Правила поведения на культурно-массовом мероприятии.

Ст.вожатый

4 отряд

18

День здоровья.

29.06.

Игровая программа с участием инспектора ГИБДД.

Выступление агитбригады «Молодёжь против наркотиков»

Конкурс рекламы о здоровом образе жизни.

Операция «Чистые тарелки»

Ст.вожатый

медсестра

19

День рекордов

30.06.

Трудовой десант

Спорт.час. «Самый, самый…»

Весёлая спартакиада.

Поездка в бассейн

Правила поведения на спортивных мероприятиях.

Инстр-р по ф-ре

Ст.вожатый

20

Закрытие лагерной смены.

01.06.

Минутки здоровья «Мой рост и мой вес»

Подготовка к празднику закрытия лагеря (репетиции, оформление зала)

Праздничный обед

Праздник закрытия лагеря

- конкурс «Романтическая пара»

- концерт художественной самодеятельности

-итоговая линейка

Дискотека

Медсестра

Ст.вожатый

воспитатели

21

Трудовой десант

Отрядные дела

Операция «Чистота-залог здоровья!»

Пожелания ребятам II лагерной смены.

Ст.вожатый

воспитатели

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации отдыха в летнем пришкольном оздоровительном лагере

Программа включает пояснительную записку, цели и задачи организации работы лагеря, организацию и содержание деятельности, кадровое обеспечение, формы реализации программы, условия реализации программы...

Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Радуга".

Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Радуга"....

Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Волжские самоцветы"

Данная программа разработана на пять лет работы в пришкольном детском оздоровительном лагере....

Воспитательная программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным прибыванием детей.

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всег...

Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Эколята"

Цель программы: Создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой....

Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря 2025

программа пришкольного лагеря "Приключения с весёлыми человечками"...