Главные вкладки

    Учебно - исследовательская работа На тему: "Значение пословиц и поговорок в русском фольклоре"
    проект на тему

    Колпакова Марина Владимировна

    Учебно - исследовательская работа  На тему: "Значение пословиц и поговорок в русском фольклоре"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poslovitsy.docx50.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебно - исследовательская работа

    На тему:

       Выполнила:

                                                                                         Ванатова Лидия Владимировна                                                  8лет/ученица 3А класса МОУ «СОШ №13»

    Руководитель:

    Колпакова Марина Владимировна

                                               Учитель начальных классов

    Секция: Литературоведение

                                                                            Краткое описание работы

                                                                                           Роль пословиц и поговорок

                                                                                                в жизни русского народа

                                                                                                     Объем работы:13 стр.

                                                                               Дополнительный материал: 6 стр.

    Саранск 2012

    СОДЕРЖАНИЕ

     

    1.Введение                                                                               

    1. Формулировка и обоснование проблемы                                  

    2.Цели и задачи исследования                                                      

    3.Определение объекта и предмета исследования                        

    4.Описание методов исследования                                              

    5.Анализ основных понятий                                                          

    2.Основная часть                                                                    

    2.1.  История появления пословиц и поговорок.

    2.2.  Крылатая мудрость - в пословицах, поговорках.

    2.3.   Значение пословиц поговорок в сказках.

    2.4. Значение хлеба в жизни русского народа.

     3. Заключение                                                                                                 4. Список используемой литературы 

     5.Методические приемы и оборудование.

    Методический прием:

    Защита учебно-исследовательской работы проводится в диалога - игровой форме.

    Методическое оборудование:

    Кукла в национальном костюме.

    Каравай и рушник.

    Национальный костюм.

    Поделка на тему пословицы и поговорки.

    Павлопасадский платок.  

    Музыкальное сопровождение.  

    Планшет  с научно-исследовательской работой.

    Обучение ведется по программе « Планета знаний»                     

    1. ВВЕДЕНИЕ

    Заранее зная, что я буду участвовать в конкурсе учебно-исследовательских и проектных работ, свою научно – исследовательскую работу на тему « Значение пословиц и поговорок в русском фольклоре», я начала исследовать еще  на летних каникулах, когда  ездила к своей прабабушке, которая жила в селе  Новотроицкое Старо-Шайговского района. Она перед сном часто рассказывала мне сказки, в которых  встречались  умные выражения. Я как-то спросила прабабушку, что это за выражения такие, которые несут определенный смысл и так легко запоминаются. Она сказала мне, что это пословицы и поговорки. А еще к моей прабабушке приходили ее подруги - односельчанки, и тихими летними вечерами, когда они вязали, вышивали, пряли пряжу, рассказывали друг другу разные поверья, старинные истории, в которых  встречались пословицы и поговорки. Потом немного позднее, в школе на уроках литературы мы тоже изучали устное народное творчество. Я очень люблю сказки, читая которые проникаешь в чудесный, загадочный мир.  В сказках совершаются необычные чудеса, превращения, в них всегда добро побеждает зло.  Во многих сказках встречаются пословицы, поговорки. Я предположила, что это не случайно и  решила выяснить, с чем это связано. В старые времена наш народ  устно выражал все свое творчество, используя для этого всевозможные пословицы и поговорки. Каждая пословица или поговорка, была с чем-то связана, с погодными явлениями, со временами года, с бытом людей. Такие пословицы зачастую очень коротенькие и благодаря этому, многие их очень легко запоминают. ( « Август собирает, а зима поедает», «Больше снега — больше хлеба», « Добрая семья прибавит разума-ума»). Народных пословиц существует большое количество, однако многие из них уже были позабыты на сегодняшний день. В пословицах зачастую отражается ценный опыт других людей, которые хотят передать свой опыт и мудрость другим именно таким способом. Моя одноклассница, в этом году отдыхала в Египте, и ездила на разные экскурсии, зная, что я работаю над  темой пословицы и поговорки, рассказала мне, что самыми древними пословицами считаются, те которые были найдены археологами в Египте. Эти пословицы вошли в жизнь многих людей, однако не всем людям удалось понять, что за мысли были изложены в каждой пословице.

    Сейчас очень популярны старые пословицы нашего народа, потому что они наиболее понятны  для наших людей. И в наши дни люди все еще не перестают придумывать новые более современные пословицы «Кто рано встает - тот далеко от работы живет». « Не в деньгах счастье, а в их количестве». «Не смотри на потолок, там ответов нет».

     В результате проделанной работы я сделала для себя много открытий: узнала историю происхождения пословиц и поговорок, узнала много новых пословиц и поговорок, поняла, что в сказках  всё не случайно, они имеют тайный смысл. Я поняла, что для наших предков  пословицы и поговорки играли далеко не последнюю роль.

     Целью моей работы было: на основе народного творчества исследовать значение пословиц и поговорок в жизни русского народа. Изучая и анализируя собранный материал, я выдвинула гипотезу, что пословицы и поговорки играли важнейшую роль в жизни русского человека.

          Задачи моей исследовательской работы:

    1. Изучить историю происхождения пословиц и поговорок.

    2. Познакомиться с устным народным творчеством  пословиц, поговорок.

    3. Проанализировать значение пословиц и поговорок в сказках.

    4. Узнать о значении пословиц и поговорок  в жизни русского народа.

    5. Доказать, многообразие проявление народной мудрости.

        Объект исследования: культура и быт русского   народа, заключающийся в устном народном творчестве.

        Предмет исследования: пословицы, поговорки.

    В своей исследовательской работе я использовала следующие методы:

    1. Изучение и анализ литературных источников.

    2. Изучение и использование информационных источников.

    3. Выборки из словарей пословиц и поговорок.

    4. Поиск информации в Интернете.

          Анализ основных понятий. 

    Толкование слова « Пословица, поговорка»

    Пословица – это жанр устного народного творчества, крылатая фраза, обычно состоящая из двух частей, выражающая собой народную мудрость и имеющее назидательный смысл.

    Поговорка – это образное выражение, метко определяющее и оценивающее то или иное жизненное явление. В поговорках, как и в пословицах, ярко проявляется народная мудрость. Различие между ними заключается в том, что поговорка состоит из одной части, без противопоставления, а пословица, всегда состоит из двух частей.

    Кроме того необходимо познакомиться с понятием «фольклор»:

    Толковый словарь С.И.Ожегова

    Фольклор - народное творчество; совокупность народных обрядовых действий. Оно произошло от английского Folk Lore- что значит народная мудрость, народное знание.

    1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

     2.1. История появления пословиц и поговорок

     Пословицы и поговорки - неизменная часть любого разговорного языка. Они передавались из уст в уста от поколения к поколению, пока не были записаны и не стали фольклорными сокровищами. Ранние сборники пословиц «издавались» еще в Древнем Египте, около 2500 г. до нашей эры. Ветхий Завет приписывает около 900 пословиц царю Израиля Соломону (10-й век до н.э.). В средневековой Европе составлялись сборники пословиц; до нас дошло около трех десятков рукописных сборников, составленных в XIII—начале XV веков. Тексты подобного рода встречаются вплоть до XV века, иногда с иллюстрациями: тогда пословица служит подписью к рисунку. Однако, первым человеком, который обобщил и классифицировал пословицы, был греческий философ Аристотель. Его ученик, Синезий писал, что Аристотель считал пословицы древней мудростью: «Пословицы - это элементы старой философии, которая выжила благодаря своей краткости и точности». Коллекционером пословиц был Аристофан Византийский, который составил шесть книг пословиц (две в стихах и четыре в прозе). Плутарх, знаменитый биограф, написал «Лаконичные изречения», которые, по сути, являются сборником пословиц и поговорок. Во времена Римской Империи, Зиновий, греческий софист составил свод римских пословиц, поговорок и изречений. В византийский период монах и переводчик Максим Плануд записал 275 пословиц. Распространение древнегреческих и древнеримских пословиц в различных европейских странах является результатом работы известного голландского гуманиста Эразма Роттердамского. В своем труде «Пословицы», который был опубликован в 1500 году, Эразм перевел около 3000 греческих и римских пословиц и поговорок. Их с удовольствием читали образованные люди Европы на латинском языке, который был международным языком того времени. Позже они были переведены на разговорные языки европейцев. Но перенесемся в Россию. Пословицы и поговорки в русском языке – пласт языковой культуры. Это тончайшие наблюдения повседневности и философия русской жизни. Они обеспечивают понимание человеческого поведения и характера. Они выжили благодаря своей краткости, а рифма и ритм радуют ухо и помогают памяти. В основном, это творчество народа, но есть и заимствования, о чем упоминалось выше. Также русские пословицы и поговорки «перетекают» в разговорную речь из литературных произведений.  Пословицы и поговорки не утратили своего языкового значения и сегодня. Они, как и много веков назад, отражают нашу жизнь и делают речь точнее и образнее.

    Все-таки трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки  родились давно – во времена, когда только зарождалась человеческая речь, и формировались навыки общения. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Конечно, в связи с тем, что пословицы и поговорки – жанр устного характера, они имели множество модификаций, передаваясь из уст в уста. В первых пословицах и поговорках чаще всего передавался опыт охоты, жизненные наблюдения, семейные проблемы и радости. С развитием цивилизации малые жанры развиваются, обретая все больше и больше новых тем и направлений.

    За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное – твердая истина. Прислушайтесь, как определенно и категорично звучат они: « Что посеешь, то и пожмешь», « В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

    Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свой наблюдения. Если взять народные пословицы во всей их совокупности, то мы увидим, что они отражают менталитет народа во всем его разнообразии и противоречиях, более того, они являются важной частью народных черт, образа жизни, его моральных стандартов. Пословица призывает следовать ее мудростям, даже говорят: «Как пословица говорит, так и действуй». Пословица вселяет уверенность в людях в том, что опыт народа ничего не пропускает и ничего не забывает. Пословица - едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. Пословица – это мудрость многих, остроумие каждого.

     2.2. Крылатая мудрость -  в пословицах, поговорках, загадках.

    Пословицы и поговорки – они напоминают о себе каждый день, даже если никто их не произносит. Потому что они – сама жизнь, ее отражение. Если хотите, «формулы» жизни, которые объясняют: если сделаешь то – будет так, а вот это случилось потому-то.… Ведь в пословицах – народная мудрость. Опыт поколений, не зависящий ни от исторической эпохи, ни от моды, ни от политической или экономической ситуации. Единственное, от чего зависит этот опыт – это время, которое обогащает, наполняет его. Кладом опыта и мудрости в чистом виде можно назвать именно пословицы. Это – короткое изречение, поучительное по духу и имеющее завершенный смысл. Например: «без труда не выловишь и рыбку из пруда». Поговорка – это нечто другое. Это, скорее, просто устойчивое сочетание, выражающее какую-то мысль, понятие вместо какого-либо слова, или обозначающее часто повторяющееся, узнаваемое явление: «как две капли воды», «как снег на голову», «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»… Что же такое все-таки  «пословица» и «поговорка»? Какие между ними сходства и различия? Наверняка, употребляя то, или иное высказывание мало кто задумывается об этом, ведь они словно, две подружки, «ходят вместе». На самом деле, общее между пословицами и поговорками только народное авторство и заложенная в них мудрость.

    Пословица – это меткое завершенное высказывание, которое несет в себе какое-то поучение, вывод, сделанный из определенного события или случая. Тогда, как поговорку можно по праву назвать «половиной пословицы».

     Поговорка – красивое высказывание, преимущественно образное, которое не несет в себе законченной мысли.

    Автором и тех, и других, как правило, является народ. Кто-то когда-то верно подметил очевидное, выразил свою мысль бойко, ярко. Другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что-то свое.… Так было изначально, так появились самые старинные пословицы и поговорки. Ведь были времена, когда даже книги представляли собой огромную редкость, и все, чем располагал человек – это его собственный разум и речь. Потом, когда распространилась литература, печать, даже телевидение, кладовую мудрости стали пополнять «авторские» пословицы и поговорки – крылатые фразы героев любимых фильмов, меткие обороты в текстах книг.… «— Кто не работает, тот ест! Учись, студент!», «Не будите спящую собаку!». Но значение пословиц и поговорок в нашей жизни осталось прежним: подсказка на перепутье, утешение в беде, напоминание о том, о чем нельзя забывать. Поэтому мы и вспоминаем так часто школьный учебник по чтению, поэтому обращаемся к пословицам и поговоркам снова и снова, на протяжении всей жизни.

    На протяжении веков мудрость народа заключается в небольшие умные высказывания. Трудно представить народ, у которого нет своего клада словесной мудрости. Из поколения в поколение, из уст в уста передаются поговорки и пословицы – образные выражения, несущие в себе вековой опыт и отражающие жизнь, культуру и традиции предков. Используя всевозможные пословицы, поговорки и прочие народные мудрости, мы не только украшаем свою речь, но и делаем ее более понятной и привлекательной для окружающих. Иногда, с помощью таких вот популярных народных жанров, можно донести очень многое, ведь они, как маленькие советчики, способны в нескольких словах передать весь смысл жизни, рассказать о радости и горе, дать ответ на все случаи жизни.

    Нашему народу присуще огромное количество пословиц, поговорок. Поистине талантливыми можно назвать составителей малых жанровых форм . Ведь, на самом деле, очень тяжело одним предложением, или даже словосочетанием, передать опыт поколений, дать умный совет, утешить, развеселить, дать наставление. У каждого народа, есть свой фольклор, в Англии бытует поговорка «родился с серебряной ложкой во рту» - это значит, родился счастливым. Наша поговорка о таких скажет – «в рубашке родился».

     Ко всем известным пословицам «Учится - всегда пригодиться», «Тише едешь – дальше будешь» и многим другим добавляются новые образцы народной мудрости.

    Почему мы так говорим.

    «Покажу, где раки зимуют» - сейчас это выражение означает угрозу, предупреждение. Это выражение  связано со временами крепостного права, когда помещики уезжали на зиму в города, где начинался сезон балов и приемов. И одним из изысканнейших блюд на званых обедах считались раки. Гурманы утверждали, что раки по-настоящему вкусны только в те месяцы, в названиях которых есть буква «р.», т. е. с сентября по апрель. За зимними раками крепостным крестьянам приходилось лезть в студеную воду. Найти их в норах было очень трудно, поэтому отыскать место, «где раки зимуют», было худшим наказанием.

     «Ободрать как липку» - "Кому на Руси жить хорошо" (1877 г.)"

    С купцом тягаться вздумалось!
    Как липочка ободранный,
    Вернулся он на родину

    И за соху взялся"

    Откуда же появилось выражение «Ободрать как липку». А появилась эта поговорка как не странно благодаря лаптям. Самой распространенной обовью в деревнях, когда-то были лапти. Кожаная  обувь была не по карману крестьянам, даже валенки зимой имелись далеко не у всех. И зимой и летом, весной и осенью носили крестьяне лапти, которые делались, точнее, плелись из липового лыка. Откуда бралось это лыко? Его сдирали с молоденьких липовых деревьев: из коры старых деревьев лыка не получишь, только мочало. По всем лесам летом жалко торчали голые, засыхающие стволики бесчисленных начисто ободранных юных липок.  Вот отсюда  и пошла поговорка – « ободрать как липку», то есть забрать у человека все, оставить его  голым.

    2.3. Значение пословиц поговорок в русских народных сказках.

    Пословицы и поговорки часто встречается  и в русских народных сказках,  перечитывая которые, я постаралась определить, какую же роль они  играют в сказках и почему так часто  упоминаются. И вот что получилось: известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили-были», а кончаются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Да и само рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму. Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок. Я  заметила, что в сказках, пословицы и поговорки  дают советы, поучают,   разными способами помогает героям сказок. В сказке «Гуси-лебеди» Маша обращается к печке: «Печка-матушка, спрячь меня» - это очень показательное обращение, его мы уже встречали в пословицах. ( «От теплого слова и лед тает», «Держись за землю-матушку — она одна не выдаст»). В сказках очень часто встречается  образ Дурачка, который лежит на печи и  ничего не делает. Он простодушен, глуп, сам себе на уме. (Вспомним пословицы и поговорки: «Дурака учить - только портить», «Учился читать да писать, а выучился петь да плясать», «Дурак, кто с дураком свяжется», «Чужой дурак - смех, а свой дурак – стыд», «Свой дурак дороже чужого умника», «Ленивого дошлюсь, сонливого добужусь, а с дураком ничем не свяжусь», «Похвали дурака, а он и рад»). Однако мы видим, что  в сказках  именно дурачок оказывается самым честным,  смелым, находчивым, добрым, не падающим духом, способным найти выход из любого положения, человеком. Он выступает носителем лучших черт народа, и его  в конце обязательно награждает судьба. А вот еще: например, в одной из сказок о Василисе Премудрой рассказывается, о невыполнимых заданиях, которые герой сказки должен выполнить к следующему дню. Например, в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» говорится: — О чём горько плачешь? — спрашивает его [Ивана-царевича]... Василиса Премудрая.— Как мне не плакать, доброму молодцу? Приказал морской царь за одну ночь сделать церковь из чистого воску.— Ну, это еще не беда, беда впереди будет. Ложись-ка спать: утро вечера мудренее... Поутру встал Иван-царевич, глянул — стоит церковь из чистого воску. Мудренее — употребляемая только в этой пословице устарелая форма сравнительной степени от мудрёный, здесь в значении 'более мудрый, разумный'. В современном литературном языке слово мудрёный (разг.) употребляется в других значениях “загадочный, непонятный”; “трудный, замысловатый”. Сравнительная степень — мудрёнее. Утром придет более правильное решение. Говорят, когда решение чего-либо откладывают на завтрашнее утро (потому что надеются, что за ночь что-то может измениться, утром всё будет выглядеть иначе, и отдохнувший человек примет более правильное решение, чем накануне вечером, когда он устал,  может ошибиться).

    2.4.Значение хлеба в жизни русского народа.

    Еще одна из самых главных ролей в жизни русского народа отводилась хлебу, поэтому не случайно с ним связано так много пословиц и поговорок.

    Хлеб - всему голова.

    В каждый дом, на каждый стол

    Он пожаловал, пришел.

    В нем здоровье наше, сила,

    В нем душевное тепло;

    Сколько рук его растило,

    Охраняло, берегло!

    «Хлеб - дар божий»,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. «Худ обед - коли хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска - а хлеба каравай - так и под елью рай. Этими и другими пословицами человек определил роль хлеба в своей жизни. Хлеб. У этого слова много значений.  Русский народ никогда не считал главным в жизни деньги. Наши предки учили: «При сытости помни голод». Хлеб у нас есть, он необходим каждый день. Почитание хлеба началось давно. Древние земледельцы были убеждены, что «не пашня родит хлеб, а небо» и называли хлеб «небесный», «божественный». Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту. Хлебом солью всегда встречали гостей дорогих, заезжего гостя. Этим они доказывали свою почтенную покорность. Хлеб вносят в дом на новоселье  «Не красна изба углами, а красна пирогами». Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу « Хлеб в пути не тягость». Именем хлеба клянутся «Чтоб мне хлеба не видать». «Хлеб – всему голова», - уверяют трудолюбивые крестьяне, которые всех ближе и вернее могут судить об этом: землю пашут, хлеб сеют, собирают, продают. 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Перечитывая русские народные сказки, изучая пословицы и поговорки, знакомясь с разными приметами и суевериями, я поняла, что пословицам и поговоркам в жизни народа действительно отводилось особое место,  и моя гипотеза о том, что пословицы и поговорки для русского человека были центром его жизни, подтвердилась. Мы увидели, что они в русском фольклоре занимают далеко не последнюю роль, они учат добру, мудрости, справедливости. Наши бабушки, дедушки, их родители, их бабушки и дедушки, просто не обходились без мудрых высказываний. С ними были связаны  весь быт, вся жизнь крестьянина. Поэтому не случайно выражение:  «Пословица недаром молвится», « Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится», « Поговорка - цветочек, пословица – ягодка». 

    Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что выполнила главную цель исследовательской работы: изучила значение пословицы и поговорки  в жизни русского народа. Я проделала очень большую, интересную работу, пополнила словарный запас и обогатилась бесценными знаниями и умениями, которые я смогу в будущем использовать на уроках истории, литературы, изобразительного искусства, а также поделиться ими со всеми желающими.

    Несмотря на свою многовековую историю, пословицы и поговорки успешно дожили до наших дней. До сих пор  они используется жителями нашей страны. Но, конечно, уже не так как раньше.  

     Что интересно, наши русские пословицы и поговорки  знают и любят не только у нас в стране, но и за рубежом.

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1) Русские народные сказки, Москва, 1992.

    2) Народные русские сказки в обработке А.Н.Афанасьева,  Москва, 1982.

    3) Русские народные сказки в обработке Л. Н. Толстого. – Москва, 1993.

    4) Русские народные загадки, пословицы,  поговорки.- Москва, 1990.

    5) Русские пословицы и поговорки. – Москва,  2000.

    6) Т. Тарабарина  Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.  – Ярославль, 1997.

    7) В. Даль Пословицы русского народа. – Москва, 1997.

    8)  С.И. Ожегов Толковый словарь

    9) В.И. Даль Толковый словарь русского языка. – Москва, 2004. П. К. Симони. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и пр. XVI—XVIII ст.ст. СПБ. 1899.

    10) В. И. Даль. Пословицы русского народа. М. 1862. То же СПБ. 1879.8)И. И. Иллюстров. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках. Изд. 3. М. 1915.

    11)А. А. Потебня. Из лекций по истории словесности. Басня, пословица, поговорка. Харьков. 1884.

    12)Н.В. Уваров. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX – начале XXI веков. М.: Инфра-Инженерия. - 2009.

    13.Фонограмма песни « Хлеб - всему голова» Автор текста (слов): Балачан В. ,

    Композитор (музыка): Захарченко В. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    учебно-исследовательская работа "Изучение особенностей гнездования садовой камышевки"

    В данной работе автор ведет наблюдения за особенностями гнездования в естественных условиях  садовой камышевки, которую в народе называют малиновкой. Работа содержит фото материалы....

    Учебно – исследовательская работа "Наши любимцы – кошки. Для чего кошки появились в жизни человека"

    Тема: Наши любимцы – кошки. Для чего кошки появились в жизни человека.Объект исследования  - кошки и их жизнь рядом с человеком в условиях современного мира.Цельданного исследования – выясн...

    Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»

    Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной  культуре.Задачи исследования:Познакомит...

    "Правильная осанка - залог здоровья!" (учебно-исследовательская работа)

    РецензияДанная работа посвящена очень актуальной теме – теме здоровья учащихся, таким ее составляющим как осанка и понижение остроты зрения. Автором работы была изучена литература по данному воп...

    Исследовательская работа. Числа в пословицах и поговорках

    Вданной работе Митинкина Дарья, ученица 3 класса, выясняет, какие числа чаще всего встречаются в пословицах и поговорках и почему....

    Проект учащихся 2 «Б» класса «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей». «Создание учебного диафильма для чтения учащихся 2 класса "

    Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования  «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».«Создание уче...

    Исследовательская работа "Цифры в пословицах и поговорках"

    Пословицы всегда приходят к нам в разговоре,к  случаю.Многие поступки людей можно истолковать в соответствие с пословицами.Если человек и пословицы находятся во взаимосвязи, то пословицы выполняю...