Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»
занимательные факты (3 класс) по теме

 

  Тема:

«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»

 Цель исследования:

Пробудить интерес детей к русской народной  культуре.

Задачи исследования:

  • Познакомиться с  историей возникновения народной куклы.
  • Изучить виды кукол.
  • Сравнить традиционную народную куклу с игрушками массового

производства.

  • Изготовить обереговые и игровые куклы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_doklad.doc3_.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательская работа

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4

 г. Шебекино   Белгородской области»

«Является ли народная игрушка

проводником к русской народной культуре»

Выполнили:

 Скиба Алина,

                         ученица3 класса Б,

                   МБОУ СОШ №4 г. Шебекино.

Руководитель:

Сорокина Ольга Александровна,

                           учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №4 г. Шебекино.

Шебекино 2011

  Тема:

«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»

 Цель исследования:

Пробудить интерес детей к русской народной  культуре.

Задачи исследования:

  1. Познакомиться с  историей возникновения народной куклы.
  2. Изучить виды кукол.
  3. Сравнить традиционную народную куклу с игрушками массового

производства.

  1. Изготовить обереговые и игровые куклы.

Гипотеза: если на народную игрушку не влияет время, то она по-прежнему     находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

 Предмет исследования: традиционные народные куклы.

Актуальность исследования:  Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что, она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Результатом исследования - стали куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками.

Методика: анализ литературы, информационных ресурсов.

Наглядное представление данных:  мультимедийное приложение, фотоальбом, выставка кукол.

Содержание

1.     Вступление…………………………………………………………4

2.     Типы и назначение кукол…………………………………………5

а) куклы – обереги………………………………………………………5

б) игровые……………………………………………………………….6

в) обрядовые……………………………………………………………8

3.  Современные куклы……………………………………………….10

4. Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства…………………………………………………………….11

5. Заключение………………………………………………………….14

Список литературы……………………………………………………15

Вступление

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых
игрушек, они сделаны на фабрике, но эти игрушки не несут тепла души их создателей.
Поэтому я считаю, что в 21 веке дети вновь должны видеть не
только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами.

Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались, бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет».

Выбранная тема показалась мне интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.

Я решила изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Вначале кукла защищала от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так ее и звали - оберег или берегиня. Если человек желал избавиться от какой-либо напасти, он брал куколку-берегиню, трижды поворачивал против часовой стрелки и приговаривал: "Отвернись злом, повернись добром". Куклы были самые разные, но одно у них было общее: у славянских кукол не было лица!

Типы и назначение куклы.

        По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы – обереги. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось.

Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как

магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

        Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд  куклы,  тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ

засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

        Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали куклу  “Ангелочка”.

        Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России.

        Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани.

        Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба.

Пеленашка — древнейшая кукла-оберег.  Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека).  Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх.  Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

Берестушка. Кукла была изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку. Внутрь вкладывалась молитва (или заговор).  Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка  (поэтому её иногда называли бабушкина кукла).

        Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. Кстати сказать, и, теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу – Берегиню домашнего очага. И делают эту куклу не без смысла.

        А разве огородная кукла-пугало не оберег? Оберег, да еще какой! Оберегает огородные посевы от птиц и скота. Да и детишки его побаиваются, лишний раз морковку с грядки не выдернут. А если эту куклу сделать еще крутящуюся, то на огороде ей цены не будет. Словно живой мужик или баба разгуливает по огороду, да еще и руками «отмахивается» от ветерка. Такие куклы можно увидеть и у нас на огородных участках.

        Одеты пугала по-разному: можно увидеть куклу в женском наряде, повязанную платком, а то и шляпе дырявой, и мужика с кастрюлей на голове вместо шляпы.

        Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

        Наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла “полено’’. Представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в  “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

        Была распространена игровая тряпичная кукла “Малышок – голышек”. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок”, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что “Малышок - голышек”, изображающий

мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

На Руси в крестьянских семьях, когда ребеночек подрастал, мама делала ему маленькую куколку – Зайчика. Надевала на пальчик, чтобы в ладошку спрятался. И с этих пор у ребенка появлялся настоящий дружок, с которым можно поиграть и доверить ему самое сокровенное.  Он всегда будет рядом, с ним можно поделиться своими горестями и радостями.

        Обрядовые куклы. Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.

        Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.

        Обрядовая кукла “Покосница” изображала женщину во время сенокоса. “Покосница” – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещают набивку для головы куклы – ватин или ветошь. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна “рубаха”- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани – разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником.

        Кукла “Купавка”- это обрядовая кукла одного дня. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления “Купавки” очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

        Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы.

        Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

        Надо сказать, что в народе всегда придавали значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это “Козьма и Демьян”. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение.

Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили, благо и здоровье в дом.

Обрядовая многорукая кукла «Десятиручка». Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание.

Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Имея множество рук, она помогает женщине справляться со всей ее работой и сегодня. Предлагаем повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе.

Вепская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. С этой куклой устраивали обрядовые проверки парней: смотрели, как парень берет эту куклу, на что обращает внимание, как рассматривает. И поэтому было видно, что для него сейчас важно, а мимо чего он пока проходит. По обращению парня с этой куклой, старшие женщины смотрели его готовность к женитьбе.

Современная кукла.

        Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

        Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела, как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так уХендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневнаяодежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ. Компания “Маттел” купила у танцовщицы Лили право копирования фигуры. Затем было изготовлено изображение куклы. Хендлер назвала её в честь дочери – Барби. Но вскоре дизайнеры поменяли облик куклы, они пришли к заключению, что кукла должна отражать модные тенденции, копируя пропорции известных всей стране топ – моделей. Барби появилась в 1958 году, и специалисты кукольных дел видят в ней отражение бытовавшего в ту пору стереотипа женского типа.

        Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо

приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до

бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.

        Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

        Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Играя с такой куклой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Сравнение традиционной народной игрушки

с игрушкой массового производства.

        Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

        Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

        Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

        Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы  двигаются голова, руки, ноги и талия.

        Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и  фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию. 

Моё исследование.

Мы посмотрели стандартный ассортимент игрушек в магазинах города  и выяснили следующее:

  1. прилавки наших магазинов изобилуют игрушками из Китая. Они пользуются большим спросом. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена.
  2.  есть в продаже куклы российского и белорусского производителей.

Некоторые покупатели отдают предпочтение куклам из России, так как они изготовлены из безопасных материалов. Куклы выполнены из резины и пластмассы, фарфора, синтетических тканей и волокон.

 В магазинах идеальных кукол не продают. Детская игрушка, должна быть из натуральных материалов: из шерсти, хлопчатобумажных тканей, из дерева.   Натуральные материалы безопасны для здоровья. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, равна нулю.

Среди моих одноклассников у девочек есть разные куклы:

   

Тряпичные

-

2

2

1

Барби, Братс, Мокси

1

10

10

12

Бэби Бон

1

9

2

10

Матрёшки

5

4

2

5

Бумажные куклы

3

7

7

2

Фарфоровые куклы

-

4

1

1

Компьютерные куклы

10

7

7

5

Девочки предпочитают современных кукол. Хотя Барби, Братс, Мокси, Бэби Бон китайского производства и  цена их значительно выше, чем их качество.

Те, у кого есть компьютер, предпочитают компьютерных кукол. Но, к сожалению, играть за компьютером долго нельзя. Да и фантазировать в игре невозможно, необходимо строго выполнять определённые правила.

Бумажные куклы рвутся, фарфоровые  могут разбиться, деревянные матрёшки - треснуть, поэтому играть с ними надо осторожно.

А вот тряпичную куклу можно сделать  без иглы и ножниц. Ткань  при изготовлении кукол можно  не резать, а рвать. Она не порвётся и не разобьётся. Да и к тому же необходимо сохранять традиции русского народа в изготовлении кукол.

В куклы играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Интереснее играть вдвоём или втроём (можно и больше). Главное – придумать занимательный сюжет.

Играя в куклы, мы становимся добрее, учимся договариваться между собой, находить общие решения. Играть в куклы – значит хранить кусочек детства у себя в душе!

Заключение.

        Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

        Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Одни развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

Подводя итог, хочется отметить, что гипотеза исследования подтвердилась. Действительно, на народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему     находит свой путь к сердцам детей и взрослых.  Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

        Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность. 

Результатом моего исследования стали куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Литература.

1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -

3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

4. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. -2008

5. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. -2008.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучаемся играя. Работа в графическом редакторе Paint. Проект Русская народная сказка "РЕПКА"

Привлечение компьютера рассматривается, как способ активизации творческого развития личности. Компьютерные программы, имея игровую форму, несут большую дидактическую нагрузку. Современный период общес...

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».

Литературное чтение.Тема: Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».Цели:Продолжить работу по ознакомлению учащихся с устным народным творчеством на примере данного произвед...

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

Русская народная песня - душа русского народа

На протяжении многих веков народы мира творили свои песни, творили как дивную летопись своей жизни, оставляя в ней след всего, чем жили....

Русские народные мелодии в исполнении народных инструментов

           Прославляет песня милые края.               Звонкая, веселая, грустная порой     ...

Презентация урока по музыке "Русская народная мелодия в исполнении народных инструментов"

Прославляет песня милые края. Звонкая, веселая, грустная порой Льется по России вольною рекой. Песня русская-русская душа! До чего ж ты, песня, хороша! От рожденья до последни...