Инклюзивное образование. Что это такое?
рабочая программа по теме

Нейбауэр Лилия Анатольевна

Данная работа о том, что такое инклюзивное образование, актуальность проблемы инклюзивного образования в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vystupleniya_chto_takoe_inklyuzivnoe_obrazovanie.docx43.43 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования Ростовской области

«Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования»

Курсы повышения квалификации

«Психологическая поддержка инклюзивного образования»

Кафедра психологии

Выпускная работа

Проект выступления по теме:

«Инклюзивное образование. Что это такое?»

                         

                                                       Выполнил: Нейбауэр Л.А.

Научный руководитель: Кичак А.В.

Рецензент:_____________________

Ростов-на-Дону

2014

Целевая аудитория:

Педагогический коллектив

Содержание:

  1. Вступление.
  2. Актуальность проблемы.
  3. Сравнительный анализ систем образования в России.
  4. Система адаптируется к потребностям ребёнка.
  5. Модель инклюзивного образования.

Цель проекта:

Включение в инклюзивное образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от социального положения, физического, эмоционального и  интеллектуального развития.

Задачи проекта:

  • Создание вариативных форм обучения детей с ОВЗ
  • Изменение стереотипного взгляда общества на ребёнка с ОВЗ
  • Определение образовательного маршрута ребёнка в условиях инклюзивного образования
  • Организация просветительской работы о необходимости раннего интеллектуального диагностирования психического развития ребёнка
  • Регулирование взаимоотношений родителей и детей, способствующее формированию толерантности у взаимодействующих сторон

  1. Инклюзивное образование. Что это такое?

  • Вступление.

Инклюзивное образование – это, если можно так сказать, целая философия взглядов и уместить её в одно выступление не возможно. Но мы, современные педагоги, должны об этом знать, иметь об этом представление и своё мнение.

Инклюзия (от inclusion - включение) –

  1. Процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого. Новый универсальный словарь Вебстера.
  2. процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.
  • Актуальность проблемы.

«Для того, чтобы было легко жить                

с каждым человеком, думай о том,

что тебя соединяет, а не о том, что

тебя разъединяет с ним»

                              Л.Н.Толстой.

                                                              «Мы исключили эту часть людей из общества,

                                                                и надо вернуть их назад, в общество, потому

                                                                что они могут нас чему-то научить»

                                                                                                    Жан Ванье «Из глубины»

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.

Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству, признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам, Европейской социальной хартией, Декларацией о правах умственно отсталых лиц и другими документами.

Движение за Образование для всех возникло с момента проведения Всемирной конференции по Образованию для всех в Таиланде в 1990 году, и его целью стало предоставление всем детям, молодёжи и взрослым возможности реализовать своё право на образование.

Главный импульс инклюзивному образованию был дан 1994 г. на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями , проходившей в Испании. 10 июня там была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» Этот документ призывает государства действовать в направлении создания «школ для всех». Педагоги таких школ действуют из убеждения, что разница между людьми – это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребёнка, а не ребёнок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характер обучения. Также в Декларации можно выделить -  « лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов… Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями»

ЮНЕСКО выступает за поддержку равенства возможностей для людей-инвалидов и видит инклюзивное образование как позитивный шаг навстречу разнообразию и уникальности детей, предлагает рассматривать различия детей не как проблему, а как возможности развития процесса обучения, обеспечивающего доступность образования для любых групп детей.

В 2001 г. В Дакаре 100 стран мира приняли масштабную программу «Образование для всех». Россия в 2006 г. Объявила об участии в этой программе. Одна из целей программы «Образование для всех» состоит в том, чтобы к 2015 году каждый ребенок получил начальное образование.

Начиная с 90-х годов, в России формируется новая образовательная система для детей с ограниченными возможностями здоровья. Новая политика в образовании нашла своё отражение в нормативных документах как государственного масштаба, так и регионального.

Закон РФ об образовании закрепил в качестве принципа государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников.

Концепцией модернизации российского образования до 2010 года определены приоритеты образовательной политики в области специальной(коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Приоритетным является изменение общественного сознания, изменение отношения общества к таким людям, а также изменение парадигмы специального образования: концепция «социальной полезности» заменяется концепцией самоактуализации, саморазвития, самосовершенствования детей с ограниченными возможностями здоровья. Отправной точкой модернизации специального(коррекционного) образования является ориентация на нормально развивающихся детей (как бы они ни развивались). Основоположником Этой идеи является Л.С. Выготский.

Тем не менее, по мнению Российского общественного совета развития образования в настоящее время Россия, как цивилизованная страна, трагически отстаёт в реализации конституционного права на образование и социальную интеграцию детей(лиц) с ОВЗ.

В 2004 году в Красноярском крае были разработаны и приняты нормативные документы, определяющие приоритеты образовательной политики края в области специального образования. Принята краевая Программа «Социальная реабилитация инвалидов и их интеграция в общество. Развитие инклюзивных школ», принят Закон Красноярского края «О краевой целевой программе «Дети» на 2007-2009 год».

Для становления в крае системы инклюзивного образования КК ИПК и ППРО с 2005 года развернут организационно-управленческий проект «Интеграция детей с ОВЗ в условия массового обучения».

  • Сравнительный анализ систем образования в России.

Интеграция, инклюзия, интегрированное обучение, инклюзивное обучение, традиционная система обучения в массовой школе, специальное образование… Все эти понятия, на данном этапе, имеют место в образовательном пространстве нашей страны.

Что означают понятия «инклюзия» и «инклюзивное обучение», отражающие изменения, которые происходят в общественном сознании?

Рассмотрим сущности разных систем образования, для понимания приемуществ и рисков каждой из них.

Обычное образование                                    Специальное образование

                   

«Нормальный ребенок»                                     «Особый ребенок»

Круглые колышки для

круглых    отверстий                                              Квадратные колышки для                

                                                                                  квадратных     отверстий                                                                                                                                                                                                                                          

                                                             

Обычные педагоги                                                   Специальные педагоги

Обычные школы                                                       Специальные школы

                                                                                 

Интегрированное образование

Адаптация ребёнка                                         Система остаётся неизменной

к требованиям системы                                    Ребёнок либо адаптируется,

Превращение квадратных                                либо становится для неё

колышков в круглые.                                        неприемлемым.

Инклюзивное образование

  • Все дети разные
  • Все дети могут учиться
  • Есть разные способности, разные этнические группы, разный рост, возраст и т.д.
  • Система адаптируется к потребностям ребёнка.

На современном этапе развития западной и отечественной социальной педагогики начинает проявляться новый социально-педагогический смысл процесса интеграции детей с ОВЗ – инклюзия, т.е. социальное принятие особых детей, включение их на всех этапах в жизнь общества. Понятие «инклюзия» противопоставляется понятию «эксклюзия», т.е. исключение из общества.

Термины «интегрированное образование» и «инклюзивное образование» педагоги, специалисты часто используют как взаимозаменяемые. Тем не менее, в философии между этими понятиями огромная разница. Понимание различий между ними позволит педагогическим коллективам определить предназначение образовательных учреждений и свои цели в обучении детей с ОВЗ.

  • В интегрированном образовании дети с ОВЗ посещают общеобразовательную школу и в центре именно вопрос посещения. Ребёнок с особыми образовательными потребностями становится
  • проблемой для традиционно устроенного учебно-воспитательного процесса. Поэтому ребёнка необходимо менять, реабилитировать так, чтобы он подходил школе или обществу.
  • Инклюзивное образование предполагает изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока, занятия, мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии ребёнка.
  • Модель инклюзивного образования

Модель  ИО строится на основании социального подхода – надо изменять не людей с ОВЗ, а надо изменять общество и отношение  общества к инвалидам.

В основу ИО положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование базируется на следующих принципах:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
  9. Все обучающиеся должны быть успешными.
  10. Внимание педагога фокусируется на возможностях и сильных сторонах ребёнка.

В ходе проектных работ была разработана модель образовательного пространства, обеспечивающего успешную инклюзию младших школьников с ОВЗ, в условия массового обучения.

Предполагается, что задачи процесса инклюзии могут быть решены при условии обеспечения движения детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным маршрутам, что позволит им осваивать Стандарт начального общего образования, будет способствовать их социализации и реализации их индивидуальных способностей. Для этого предлагают соответствующим образом выстроить образовательное пространство.

 Личностно-деятельностный подход является основой организации образовательного пространства. И все принципы, приемы и методы личностно-ориентированного подхода, с которым все знакомы, работают при организации инклюзивного обучения. (ЗАЧИТАТЬ)

Так же необходимо обеспечение:

  • Индивидуальных образовательных маршрутов
  • Безотметочного оценивания в течение всех 4 лет
  • Сочетание зоны ближайшего и актуального развития ребёнка
  • Взаимопроникновение сред (учение, обучение, социализация) в образовательном пространстве

Формы инклюзивного образования:

  • Школа будущих первоклассников.
  • Класс полной интеграции (из 20 учащихся 3-4 ребенка с ОВЗ)
  • Специальный(коррекционный) класс частичной интеграции
  • Школа надомного обучения
  • Семейное обучение, экстернат

Педагогическими средствами включения детей с различными возможностями в образовательное пространство урока можно назвать создание условий для организации процессов рефлексии, планирования, детского сотрудничества, наблюдения, моделирования, включения детей в разные виды деятельности при сопровождении дефектологов и психологов. Используются приемы системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова, теория формирования учебного действия П.Я.Гальперина.

Таким образом, необходимо отметить, что, к сожалению, инклюзивное обучение стоит не дешевле специального (дифференцированного), так как оно все равно требует создания особых условий для особого ребенка.

По словам Н.Н. Малофеева (Николай Николаевич Малофеев — член-кор. РАО, профессор, директор Института коррекционной педагогики РАО) интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.

Спасибо за внимание!

Приложение №1

Педагогические средства включения детей с различными возможностями в образовательное пространство урока.

Памятка для учителя

По материалам сборника ККИПКППРО «Инклюзивное образование младших школьников»

Основная цель педагога — обустройство среды учения и социализации, обеспечение такой компетентности как самостоятельность в учении, т. е. формирование у ребёнка учебно-познавательных мотивов и учебных действий.

Этапы формирования учебной деятельности.

Компоненты учебного действия (по П.Я. Гальперину)

  1. Ориентировочные действия — целеполагание.

Формирование интереса к выполнению действий, потребность в освоении способа действия, целеполагание.

Методики:

Создание ситуации успеха;

Использование сказочных сюжетов;

Создание игровых ситуаций.

  • Исполнительские действия — выполнение выделенных операций в конкретных условиях.

Осуществление поиска и моделирования нового способа действий, применение его, контроль правильности выполнения.

Методика формирования умений и навыков: выполнение действия в предметном, словесном, умственном плане.

УЗНы, а не ЗУНы.!!!

Сначала формируется умение, затем при осмыслении действия оно превращается в знание, и только потом можно вести речь о навыке.

Организация обсуждения выполненных действий и обоснования их правильности.

  • Контрольно-корректировочные действия.

Методики:

Методика работы над ошибками:

  • Выяснение того, какие ошибки можно допустить и каков характер этих ошибок.
  • Знаковая фиксация ошибок.
  • Упорядочивание ошибок.
  • Составление контролирующей карточки. Главное: сначала учимся действовать, а потом составляем карточку.

Организация детского целеполагания.

Для младшего школьника цель может быть: практическая, учебно-познавательная, учебная.

Действие целеполагания представлено цепочкой:

  • столкновение с невозможностью выполнить практическое действие;
  • осознание причины неуспешного действия — собственного дефицита;
  • определение направления движения и конкретных шагов.

Приёмы организации целеполагания:

  1. Показ детям возможного движения в материале от незнания к знанию с помощью схематизации осваиваемого содержания.
  2. Использование содержательной оценки как способа выдвижения цели.
  3. Создание учебной ситуации.
  4. Использование детьми карты знаний и умений по теме учебного предмета.

Организация деятельности наблюдения.

Признаки сформированности детской деятельности наблюдения:

  • Осознанность;
  • Планомерное описание;
  • Удержание задачи наблюдения;
  • Восприимчивость к помощи педагога.

Организация моделирования.

Модель отражает существенные признаки изучаемого предмета и программу действий с ним.

При моделировании ученик выполняет следующие действия:

  1. Строит модель.
  2. Читает модель.
  3. Преобразует модель.

Формирование детского действия контроля и оценки.

Безотметочное оценивание строится на следующих принципах:

  • Ориентация на личные достижения каждого ребёнка.
  • Предельная дифференцированность содержательной оценки.
  • Выработка шкал оценивания детьми совместно с учителем.
  • Самооценка ребёнка должна предшествовать оценке учителя.
  • Содержательное оценивание производится на основе действия контроля.
  • Предоставление школьникам права на самостоятельный выбор сложности и объёма заданий.
  • Использование особых форм оценки творчества и инициативы школьников.

Приёмы формирования детского действия контроля и оценки:

  • Создание психологически комфортных условий, формирование доверия, общей самооценки школьника;
  • Создание ситуаций недоопределённости. Развивать умение знать о своём знании и незнании.
  • Введение схеметических средств контроля и оценки.
  • Представление разделов и тем учебного предмета в виде набора умений, которые необходимо усвоить.
  • Постоянное использование средств фиксации продвижения ребёнка в предмете.
  • Организация самостоятельной диагностико-коррекционной работы школьников на уроке (работы над ошибками)
  • Проведение специальных видов работ для выращивания у ребят способности самостоятельного оценивания
  • Использование прогностической и процессуальной оценки.

Организация учебного сотрудничества.

Техники:

  • Конструирование специальных учебных заданий;
  • Организация детской коммуникации;
  • Организация работы детей в малых группах.

Механизм организации учебного сотрудничества:

  1. Конструирование специальных учебных заданий, в содержании которых заключена возможность вариантов позиций при решении задачи.
  2. Предоставление детям возможности самостоятельного выполнения заданий индивидуально или в группах.
  3. Набор вариантов решения проблемы, полученных в ходе самостоятельного решения в группах и индивидуально и поляризация их.
  4. Обеспечение аргументации детьми полученных ими вариантов решения, понимания и фиксации высказанных суждений.
  5. Координация, коррекция вариантов через выражения отношения к ним.
  6. Свободный выбор детьми собственного решения.

В учебном задании должна быть заключена возможность пересечения плоскостей личного опыта учащихся, благодаря чему возникает противоречие позиций и потребность в координации различных точек зрения.

 

Использованы ресурсы:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/09/27/inklyuzivnoe-obrazovanie

http://nsportal.ru/site/nrmobu-singapayskaya-sosh/inklyuzivnoe-obrazovanie

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/07/01/chto-takoe-inklyuzivnoe-obrazovanie

http://www.zavuch.ru/methodlib/101/122229/  prezentatsiya-inklyuziya.rar

http://www.zavuch.ru/methodlib/87/74655/ inklyuzivnoe-obrazovanie-v-dou.docx

  • сборник ККИПКППРО «Инклюзивное образование младших школьников»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование - образование для всех

Из опыта работы с учеником, имеющим диагноз ДЦП...

Дополнительное образование учащихся с нарушением слуха как перспективное направление развития инклюзивного образования

В условиях инклюзивного обучения ребёнку – инвалиду легче войти в обычную жизнь,  в процесс адаптации и самореализации, он успешнее усваивает нормативную социализацию, но не все дети с нарушением...

Инклюзивное образование. Проблемы в организации образования

В статье говорится о проблемах в организации образования ребёнка с ОВЗ, а также  об активных методах и приёмах обучения, применяемых на уроках для активизации деятельности учащихся с ОВЗ...

Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."

Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...

Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе

Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по мес...