Доклад «Формирование умения работать с учебником в начальной школе — залог успешного обучения в дальнейшем»
статья на тему

Фролова Екатерина Владимировна

Мы живем в такое время, когда многое необычно, когда от учителя требуется переосмысление того, что происходит вокруг, как меняется наша жизнь, наука, школа, дети, учительский труд, как меняемся мы.

Сегодня школа вся и во всем меняется, обновляется и перестраивается. Сложное экономическое положение поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Воспитание у наших учеников самостоятельности, инициативы, активности – требование сегодняшнего дня.

Сегодня арсенал методов обучения весьма разнообразен. Это – лекции, деловые игры, различные формы программированного контроля, модульное и проектное обучение и т.д. Основная функция педагога – не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться.

Учебный процесс – это планирование собственной деятельности учителя и им же деятельности учащихся на уроке, организация работы, стимулирование интереса к учению, активности по усвоению знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности  и контроля за учебным познанием школьников. Главным инструментом воздействия в педагогической деятельности учителя выступает общение и работа с учебником и учебным материалом. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

«Формирование умения работать с учебником в начальной школе — залог успешного обучения в дальнейшем»

Мы живем в такое время, когда многое необычно, когда от учителя требуется переосмысление того, что происходит вокруг, как меняется наша жизнь, наука, школа, дети, учительский труд, как меняемся мы.

Сегодня школа вся и во всем меняется, обновляется и перестраивается. Сложное экономическое положение поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Воспитание у наших учеников самостоятельности, инициативы, активности – требование сегодняшнего дня.

Сегодня арсенал методов обучения весьма разнообразен. Это – лекции, деловые игры, различные формы программированного контроля, модульное и проектное обучение и т.д. Основная функция педагога – не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться.

Учебный процесс – это планирование собственной деятельности учителя и им же деятельности учащихся на уроке, организация работы, стимулирование интереса к учению, активности по усвоению знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности  и контроля за учебным познанием школьников. Главным инструментом воздействия в педагогической деятельности учителя выступает общение и работа с учебником и учебным материалом.

«Формирование умения работать с учебником в начальной школе — залог успешного обучения в дальнейшем».

Что такое учебник? Это сценарий процесса обучения. В нём зафиксированы знания, которые должен усвоить ученик, способы деятельности, которыми эти и другие знания можно добыть самостоятельно, намечены пути творческого применения знаний и умений, указаны некоторые средства воспитания. Учебник в руках учителя выполняет много функций. Он служит основным средством обучения предмету. Каждый учитель знает и довольно успешно реализует эту функцию. Одновременно учебник является средством обучения работе с книгой, прежде всего научной. Обе функции важны и характерны для всех классов.

Учебник — основное средство обучения любому предмету. Поэтому умение работать с учебником — профессиональное умение учителя. Многие

учителя слепо следуют за учебником, когда необходимо внести какие-то коррективы, изменения в методику обучения. Задача каждого учителя - научить детей работать самостоятельно с учебником, уметь пользоваться всеми заданиями учебника.

Работа с учебником способствует развитию у школьников самостоятельности в познавательной деятельности. Это тем более важно, что для большинства ребят после окончания школы основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга, и к работе с книгой ребят надо готовить со школьной скамьи, причем, готовить преимущественно в классе под руководством учителя.

В настоящее время роль учебника возрастает. Только он, в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения, может дать систему знаний. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней.

К сожалению, реально дела обстоят так, что, обращаясь к разнообразной научно-популярной литературе, учащиеся весьма часто проявляют неумение находить в книгах наиболее существенное, сопоставлять, классифицировать и систематизировать материал. Недостаточная и неграмотная организация самостоятельной работы на уроках ведет к слабому развитию самостоятельности мышления у школьников.

Опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению.  Учащиеся не видят в учебнике самоучителя,  основного источника знаний. А многие вообще не открывают учебники.

Одна из причин в том, что школьники не хотят самостоятельно работать с учебником. А не хотят потому, что не умеют, не владеют приемами работы с ним.  Сам учебник, пусть даже самый удачный, тоже не научит ребенка учиться. Это только учитель на профессиональном уровне прививает желание и умение учиться, формирует учебные навыки, в том числе и приемы работы с учебником. Я считаю,  что одной из главных задач учителя начальных классов,  учителя-многопредметника  является формирование у детей: 

  • положительного отношения к учебнику как к другу, всегда готовому прийти на помощь;
  • желания работать с учебником;
  • приемов самостоятельной работы с материалами учебника.

.   Надо только учителю видеть:

  • все методические возможности учебных заданий и иллюстраций учебника,
  • не использовать поверхностно материал учебника,
  • не игнорировать учебник,  не заменять его своим рассказом.

Конечно формирование умений работы с учебником – процесс трудоемкий, требующий немало терпения, усилий и временных затрат, но  вполне осуществимый и доступный. 

Для развития интереса к работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы, осуществлять индивидуальный подход, доводить процесс усвоения знаний до обобщения.

Вывод:

Учебник является необходимым условием для того, чтобы у учащихся образовались новые устойчивые временные связи, чтобы учащиеся прочно усвоили материал, объясненный учителем. Учебник создает для ребят возможность возвращаться к данному материалу, для того чтобы глубже продумать и закрепить этот материал или отдельные его части.

Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний, при проверке домашних заданий

Работа по привитию учащимся умений и навыков самостоятельной работы с учебником должна проводиться из урока в урок, по определенной, строго разработанной системе.

Эту работу можно предлагать с различной дидактической целью и на различных этапах урока: при изучении нового материала, при повторении и изучении некоторых теоретических вопроса, при изучении принципа действия и устройств приборов, при подготовке к лабораторным работам, закреплении, обобщении и систематизации знаний учащихся.

 Важнейшие приемы  и методы обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебником на уроках:

- чтение текста  с выделением главных мыслей;

- чтение текста  и составление плана прочитанного;

- составление ответа по составленному плану;

- чтение текста учащимися и разбиение его на составные части;

- комментированное чтение текста (вопросы при этом могут быть следующими. Что из прочитанного вам уже известно? Что нового вы узнали? Как выделены в тексте новые понятия? Ответы на эти вопросы помогают научить учеников  ориентироваться в тексте);

- устные или письменные ответы на вопросы к тексту (эта работа часто игнорируется учителями, хотя позволяет решать сразу несколько задач: способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально); формирует умение отвечать кратко и четко;

- выписать новые термины и их определения  ( важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей – брать в рамку, подчеркивать или выделять;

- записать терминологический текст (составленный учителем), вставить пропущенные термины и подчеркнуть их. Данная форма может охватывать практически все новые термины конкретного урока и помогает обнаружить взаимосвязь между ними;

- заполнение  таблиц;

- составление схем, которые являются наиболее кратким и наглядным изложением текстовой информации совместно с учителем (составление схем под руководством учителя; объяснение учителя по готовой схеме; озвучивание готовых схем учениками заполнение и озвучивание схем учениками;

- творческая работа с учебником - составление вопросов (вопросы могут носить произвольный характер или начинаться определенным образом. Например: «Докажите, что... »; «Объясните, почему...»; «Какой вывод можно сделать из... »;

- составление текстов с пропущенными словами;

- тесты – наиболее распространенный сейчас вид проверки усвоения материала. В качестве формы творческой работы с учебником ребятам предлагается с помощью учителя разработать тесты применительно к конкретному тексту или разделу.

Нужно стараться, чтобы чтение со словарем и карандашом стало привычкой. Возьмите за правило, что в любом читаемом тексте не должно оставаться ни одного непонятного слова, выражения. Это поможет не только лучшему пониманию текста, но и лучшему его запоминанию. Так что, уважаемые взрослые, спрашивайте у своих детей, все ли им понятно.

Никогда не пренебрегайте заголовком и эпиграфом. Эти короткие строчки часто вбирают в себя основную мысль всего текста. Прочитав заголовок, нелишне будет спросить себя, о чем пойдет речь? Что я об этом уже знаю? Прочитав фамилию автора, вспомните, какие его произведения вам уже известны.

При чтении могут появиться вопросы, ответы на которые в данном тексте вы не найдете. Хорошо, если вы воспользуетесь своим интеллектуальным багажом, полистаете справочную литературу.

Уже в ходе первичного чтения нужно выделять главную мысль в тексте. Для этого можно использовать способ отбрасывания ненужной информации. (Вспомните занимательные задачи по математике, где наряду с нужными сведениями стоят совершенно лишние.)

В качестве заключения еще бы раз хотелось отметить, что задача образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить обычный школьный учебник.