Программа "Волшебный мир оригами"
рабочая программа (3 класс) на тему

Катериченко Ольга Викторовна

Программа для кружка в 3 классе "Волшебный мир оригами" (внеклассная работа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_origami.docx39.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Значение оригами для развития ребенка

  • Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
  • Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
  • Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
  • Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
  • Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
  • Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
  • Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
  • Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
  • Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.

Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.

Цель программы.

Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.

Задачи программы: 

Обучающие

  • Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • Обучение различным приемам работы с бумагой.
  • Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
    Воспитательные:
  • Воспитание интереса к искусству оригами.
  • Расширение коммуникативных способностей детей.
  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Отличительные особенности данной программы

Данная программа рассчитана на обучения детей в начальной школе для 3 класса. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы можно использовать аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки.

Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, режим занятий)

Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 1 год для 3 класса. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Занятия проводятся один раз в неделю

Год
обучения

Количество часов
(академических)

Кол-во
детей
в группе

в неделю

в год

1

1

33


Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
 групповой – организация работы в группах.
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Планируемые результаты:

Универсальные Учебные Действия:

Личностные:

– осознание ответственности человека за общее благополучие,

– осознание своей этнической принадлежности,

– гуманистическое сознание,

– гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,

– начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире,

– внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,

– ценностное отношение к природному миру,

– готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.

        Познавательные:

– использовать  общие приёмы решения задач;

– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

– узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

– моделировать;

– обработка информации;  

– оценка информации; 

подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

– установление причинно-следственных связей;

– обобщение;

– построение рассуждения.

        Регулятивные:

 преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

– определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

– составлять план и последовательность действий;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

предвосхищать результат;

сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 использовать установленные правила в контроле способа решения;

вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия .

Коммуникативные:

определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– определять общую цель и пути ее достижения;

– осуществлять взаимный контроль;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– задавать вопросы;

– строить понятные для партнёра высказывания;

– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Должны знать:

–  правила безопасности труда и личной гигиены;

– правила пользования инструментами – ножницами, карандашом, линейкой;

– различать материалы и инструменты, знать их назначения;

– понятия: оригами, базовые формы, условные обозначения.

Должны уметь:

–  пользоваться инструментами: ножницами, карандашом, линейкой;

–  выполнять работу по условным обозначениям, технологическим картам;

–  выполнять операции по обработке бумаги: складывание, вырезание, конструирование.
Способы фиксации результатов

• Проведение аттестации учащихся в начале, середине и конце года
• Составление диагностической карты  «Оценка результатов освоения программы».


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
– в районной библиотеке.
• Участие в районных и городских выставках.

Учебно-тематический план


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Беседа по охране труда

1

-

1

3.

Диагностика обученности учащихся

-

2

2

4.

Летние композиции

1

1

2

5.

Базовая форма «Треугольник»

1

3

4

6.

Базовая форма «Воздушный змей»

1

3

4

7.

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

2

3

8.

Базовая форма «Двойной квадрат»

1

2

3

9.

Базовая форма «Конверт»

1

2

3

10.

Базовая форма «Рыба»

1

2

3

11.

Базовая форма «Дверь»

1

2

3

12.

Цветы к празднику 8 марта

-

2

2

13.

Итоговое занятие

-

1

1

14.

Оформление выставочных работ

-

2

2

ИТОГО:

10

24

34

 

Содержание программы

(34 часа)

Вводное занятие (1 час)
Оригами – искусство складывания из бумаги.
Базовые формы – основа любого изделия.
Беседа по охране труда (1 час)
Диагностика обученности учащихся (2 часа) 
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы». 
Летние композиции (2 часа)
Полевые и садовые цветы (Ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций.
Базовые формы: 
«Треугольник» (4 часа),
 
«Воздушный змей» (4 часа),
 
«Двойной треугольник» (3 часа),
 
«Двойной квадрат» (3 часа),
 
«Конверт» (3 часа)
 
Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. 
Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.
Базовые формы: 
«Рыба» (3 часа),
 
«Дверь» (3 часа)

Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.
Цветы к празднику 8 марта (2 часа) 
Оформление поздравительной открытки.
Итоговое занятие (1 час)
«Оригамская сказка». 
Оформление выставочных работ (2 часа)
Оформление тематических выставок.

Календарно - тематическое планирование занятий

№ п/п

Дата

Тема занятия

1

Оригами – искусство складывания из бумаги.
    Беседа по охране труда

2

Базовые формы – основа любого изделия. 
    Входная диагностика

Летние композиции

3

Колокольчики

4

Подсолнух.

5

Ромашка. Каллы.

6

Оформление выставки «Летняя поляна»

Базовая форма «Треугольник»

7

Птица счастья.

8

Голубь. Композиция «Голубь мира».

9

Домик с крыльцом и домик с трубой. 

10

Домик с верандами. Деревья и травы

11

Дом с мезонином

12

Композиция «Дачный поселок».

Новогодние украшения

13

Звезды (мозаики) из 6, 12 и 16 модулей

14

Новогодняя открытка «Дед Мороз».

15

Диагностика по итогам 1 полугодия «Елочка в снегу»

Базовая форма «Воздушный змей»

16

Лебеди (2 способа)

Базовая форма «Рыба»

17

Царевна-Лебедь

18

Композиция «Закат солнца над лебединым озером»

19

Пингвин (2 способа).

20

Композиция «Пингвины на льду».

21

Оформление выставки.

Цветы к празднику 8 марта

22

Поздравительная открытка «Роза».

Базовая форма «Воздушный змей»

23

Утка с утенком

Базовая форма «Дверь»

24

Мышь и поросёнок.

25

Бурёнка.

26

Композиция «В деревне»

27

Рыбка-вуалехвостка.

28

Декоративные рыбки.

Базовая форма «Двойной квадрат»

29

Золотая рыбка. Краб

Базовая форма «Двойной треугольник»

30

Тропическая рыбка

Базовая форма «Конверт»

31

Рыбка-бабочка.

32

Водоросли и камешки

33

Композиция «Аквариум»

34

Итоговое занятие. «Оригамская сказка».      Диагностика по итогам года