Статья СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО И ООО.
статья на тему

БУКРЕЕВА СВЕТЛАНА ГЕОРГИЕВНА

В статье указаны основные требования к современному уроку с учетом внедрения ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_moy_referat.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО И ООО.

Букреева Светлана Георгиевна учитель начальных классов г. Воронеж МБОУ СОШ № 99

«Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции».

В.А.Сухомлинский.

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» просто не возможно. Как показывает практика, задача формирования новой личности не осуществима традиционными подходами к образованию школьников.

Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения состоит в том, что Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта меняются цели и содержание образования. Появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

 Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Что такое урок?  Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

Урок как форма организации учебной работы осуществляется очень давно, а точнее более 350 лет назад.  Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной формой учебно – воспитательного процесса в школе.

 В настоящее время педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Желая совершенствовать современную школу, мы не можем оставить в стороне вопрос о проблемах и перспективах урока, как основной формы учебно-воспитательного процесса, через который проходят все обучающиеся и все без исключения педагоги.

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе, поэтому труд учителя сегодня несколько видоизменяется  и по своей методики отличается от традиционных форм обучения и воспитания. Для этого методика урока должна быть построена так, чтобы как можно шире вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и  успешному применению  их на практике. Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии.

Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, предпочитает традиционный урок. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций. Современный урок конечно же отличается от традиционного своими целями, содержанием, организационно- методической стороной, уровнем активизации деятельности учащихся, структурой урока и темпом. Характерная особенность современного урока- активная, самостоятельная учебная деятельность учащихся.

В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках я использую групповую форму работы. Групповое обучение способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь, и оценивать свои действия. 

Дети, работая группами:

- решают, составляют задачи,

- ищут наиболее рациональный способ решения;

-составляют план произведения, инсценируют; -готовят коллективный пересказ,

-пишут продолжение рассказа;

-разгадывают кроссворды, головоломки.

Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую, парную, индивидуальную.

Работу в парах начинаю вводить с первого класса. После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем как нужно работать.

Использование мной метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":

  • полное внимание к однокласснику;
  • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
  • терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").

Конечно, я не исключаю в своей практике и другие формы и приемы активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:

Урок – игра,

          урок –экскурсия,

          урок – исследования и др.

Методика преподавания исключительно индивидуальна у каждого учителя. Современный учитель в свою очередь является изобретателем новых идей и технологий.  Урок проводит учитель и от его мастерства зависит качество урока, его результаты. Но как бы ни отличались учителя друг от друга, каждой эпохе соответствует некоторый общий подчерк всех или большинства учителей, а следовательно, и общий облик урока. Это общее обусловлено объективными закономерностями развития общества и его важнейшей функцией – воспитания и образования подрастающего поколения.

Современная жизнь предъявляет сегодня к человеку очень жесткие требования: высокое качество образования, коммуникативность, целеустремленность, креативность.

Таким образом, мастерство учителя на уроке заключается в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта.

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от педагога умения решать постоянно новые, нестандартные проблемы. Признаком времени также является регулярное повышение профессионализма и мобильности учителя. В связи с этим от учителя требуется постоянная работа по повышению профессиональной компетентности.

Таким образом урок как форма организации обучения и воспитания учащихся был, есть и обозримом будущем остается основной формой организации обучения и воспитания обучающихся.