Внеклассное занятие . "Потешный фольклор"
презентация к уроку (1 класс) на тему

Маслакова Татьяна Владимировна

Занятие по внеурочной деятельности. Курс "Детская народно-обрядовая культура"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_1_variant.docx610.93 КБ
Файл Презентация2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие

3 класс 2четверть 2 занятие

Тема «Потешный фольклор»

Цели:

 • знакомство с новым понятием «потешный фольклор»;

 • передача житейского опыта, накопленного предшествующими поколениями;

 • самостоятельно делать выводы и умозаключения;

 высказывать и аргументировать своё отношение к услышанному.

 Оборудование и наглядность:

Презентация «Фольклор»

Запись МП3

Костюмы скоморохов

Кукла на руку Петрушка

Распечатки слайдов 10-17

Этапы занятия

Ход занятия

Формирование УУД

Ι. Вступление

ΙΙ. Беседа.

ΙΙΙ. Новые знания.

IV. Развитие умений.

V. Постановка проблемы.

VI.Рефлексия

 

Скоморохи, на руке у одного из них Петрушка.

1-й Скоморох.
Добрый день, гости дорогие,
Жданные, званые и желанные.
2-й Скоморох.
Здравствуйте, молодки!
Здравствуйте, лебедки!
Ребята-молодцы, веселые удальцы!
1-й Скоморох.
Почтенные и молодые.
2-й Скоморох.
Полные и худые.
1-й Скоморох.
Мы рады гостям, как добрым вестям!
Вместе.
Мы скоморохи! 
2-й Скоморох.
С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годится.
1-й Скоморох.
Веселитесь, разомните кости!
Вместе.
Сегодня 3б приглашает всех в гости!

Учитель:

Сегодня наше занятие началось не совсем обычно и думаю, что это не случайно. Кто поприветствовал вас в начале занятия?

(Клоуны. Скоморохи. Петрушка).

Да, это скоморохи! Слайд 1

Кто такие скоморохи?

Скоморох - бродячий актёр, выступающий на ярмарках

Скоморохи были очень весёлыми, как клоуны.

Они умели делать разные трюки, как гимнасты в цирке

Ещё они иногда выступали с медведем.

А что вы знаете о Петрушке? Слайд 2

Петрушка-кукла на руку, с которой давали кукольные представления.

Петрушка – очень весёлая кукла, всех смешит

Ещё он высмеивает всякие человеческие пороки, как Крылов.

А как вы считаете, о чём сегодня мы будем беседовать?

Я считаю, что сегодня мы будем говорить о чём- то весёлом, смешном

Я думаю, что тема нашего занятия - весёлый фольклор.

Кто может высказать предположение, что такое  фольклор? Слайд 3.

Фольклор – это народные обычаи

Я думаю что фольклор – это народные праздники

Ещё фольклор – это народные костюмы, народные промыслы, музыкальные народные инструменты

Для чего придумывали и делали различные смешные костюмы, весёлую музыку?

Всё это было для праздников, для того чтобы повеселиться и отдохнуть.

Праздники в древней Руси были в основном церковные, а также были календарные праздники: после сбора урожая, покоса, посева.

Были ещё зимние праздники, когда у крестьян было мало работы.

На праздниках люди веселились. И сегодня мы будем беседовать о потешном  фольклоре. Слайд 4.

А как вы считаете, кто придумал и составил народный календарь?

Его придумал сам народ и церковь.

Я думаю, что календарь придумали монахи. Ведь они вели летописи и всё записывали.

Слайд 5.

Сегодня на занятии мы узнаем новые слова, познакомимся с традициями русского народа.

Слайд 6. 

Потешный – значит смешной

Потешный от слова потеха, смех. Веселье

Я думаю, что потешный – это когда  поют весёлые песенки – дразнилки и над кем–то насмехаются или шутят

Слайд 7. Обратимся к словарю

Потеха - это забава, веселье, развлечение.

Скоморохи: Слайд 8. 

1 скоморох:

Ай не плачь, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач!
Если будешь плакать -
Куплю худой лапоть!

2 скоморох:

Кто у нас любимый самый?
- Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
- Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
- За веселую матрешку,
Съешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку - за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь, побольше не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку,
Эту маленькую ложку,
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!

Учитель:

Много различных потешек сочинил русский народ и я думаю, что в вашей семье, ваши мамы, бабушки вспомнят свои потешки и поделятся с вами, а вы расскажите их своим друзьям и мне.

К потешному фольклору относятся и другие весёлые стишки.

Прибаутки, заклички. Слайд 9.

Обратимся к словарю.

Прибаутки – это короткие стишки, которые складываются обычно при игре.

Заклички – народные песенки связанные с определённым временем года, погодой, праздником.

Кто желает почитать прибаутки и заклички, выходите к доске.

Слайд 10-17. (детям выдаются тексты)

Проводятся игры в парах.

Учитель:

Ребята, а как вы думаете какое значение имели потешки, зачем пелись песенки-заклички, какова роль народных прибауток? Слайд 18.

Они создавали праздничное настроение.

Высмеивали некоторые людские пороки.

Успокаивали непослушных детей.

Делали игры более интересными, увлекательными.

Потешный фольклор выполняет большие воспитательные и образовательные функции. Даёт историческую картину духовного развития народа,  обогащая наше представление о прошлом и настоящем, воспитывает любовь к родителям, к своему народу, к Родине, способствует развитию художественно-образного и логического мышления, памяти, воображения, наблюдательности, сообразительности, пополнению словарного запаса, повышению культуры речи.

А в современном мире, где мы встречаемся с подобными текстами.

Мы считаемся при игре, делаем физминутки.

 Ещё при игре «У медведя во бору…. «Море волнуется раз….

Мы на уроках музыки пели заклички

В прошлом году мы на празднике масленица пели заклички

Когда играем в прятки

Слайд 19-20.

Да и в наше время эта народная мудрость ещё живёт, и мы часто ею пользуемся

Давайте сейчас разучим новую музыкальную физминутку и закончим занятие в хорошем настроении.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться в имеющейся информации.

4. Находить ответы на вопросы в иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией .

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной  форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

скоморохи Приложение

Слайд 2

Петрушка

Слайд 3

Что такое фольклор? Русский народный фольклор

Слайд 4

Народные праздники – Народный календарь Тема: Потешный фольклор

Слайд 5

Циклическое собрание русских народных праздников, обрядов, поверий и примет на каждый день с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течении года. Русский народный календарь

Слайд 6

П отешки Заклички Прибаутки Тема: Потешный фольклор

Слайд 7

Словарь Потеха - это забава, веселье, развлечение

Слайд 8

Ай не плачь, не плачь, не плачь, Я куплю тебе калач! Если будешь плакать - Куплю худой лапоть! Потешки Кто у нас любимый самый? - Ложку первую за маму, А вторую за кого? - Да за папу твоего, За кого же третью ложку? - За веселую матрешку, Съешь за бабу, Съешь за деду, За мальчишку - за соседа, За подружек и друзей, Съешь побольше не жалей! Съешь за праздник, шумный, яркий, За гостей и за подарки, За котёнка, за Тимошку Эту маленькую ложку И за рыжего кота, Вот тарелка и пуста!

Слайд 9

Словарь Прибаутки – это короткие стишки . которые складываются обычно при игре Заклички – народные песенки, связанные с определенным временем года, погодой, праздником.

Слайд 10

Три Ивана, Три Степана Пляску затевают, Трёх Маринок, В гости приглашают. У Иванов, У Степанов Новые гармошки, У Маринок, У Галинок Новые сапожки. У Иванов, У Степанов Лопнули гармошки! У Маринок, У Галинок Лопнули сапожки! Вот как! Прибаутки Три Ивана, Три Степана В пояс поклонились, Три Маринки, Три Галинки Лихо в пляс пустились. Трём Иванам, Трём Степанам Не остановиться. Три Маринки, Три Галинки В пляске мастерицы.

Слайд 11

Три Ивана, Три Степана В пояс поклонились, Три Маринки, Три Галинки Лихо в пляс пустились. Трём Иванам, Трём Степанам Не остановиться. Три Маринки, Три Галинки В пляске мастерицы. У кошки - котёнок, У утки - утёнок, У медведя - медвежонок, У лошадки - жеребёнок, У свиньи - поросёнок, У овечки - ягнёнок, У коровки - телёнок, У курочки - цыплёнок, У собачки - щенок, А у мамы - сынок.

Слайд 12

У нашей Алёнки Капуста в бочонке, Огурчики в кадке, Морковка на грядке. У нашей Акульки Картошка в кастрюльке, Бобы на окошке, Петрушка в ладошке. У нашей Аринки Черника в корзинке, Рябина на нитке, Барбос у калитк и.

Слайд 13

- Гуси, гуси! - Га-га-га - Есть хотите? - Да-да-да! - Летите домой! Серый волк под горой! Быстренько поели И полетели!

Слайд 14

Ладушки, ладушки! Где были? - У бабушки! - Что ели? - Кашку! - Что пили? - Бражку! Кашка масленька , Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели, Домой полетели, На головку сели, Ладушки запели!

Слайд 15

Сорока, сорока, Белый лобок, Кашу варила, Гостей манила. Гости на двор - Каша на стол. Гости со двора - Каша со стола. Этому дала, Этому дала, А ты больно мал. Крупу не драл, По воду не ходил, Каши не варил, Дрова не носил, Не дам тебе кашки На красненькой ложке, На середненьком окошке, Захлопала, захлопала, И-и полетела.

Слайд 16

ЗАКЛИЧКИ Дождик, дождик, поливай - Будет хлеба каравай. Дождик, дождик, припусти - Дай капусте подрасти. Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи! Солнышко-вёдрышко! Взойди поскорей, Освети, обогрей - Телят да ягнят, Ещё малых ребят.

Слайд 17

Ты, мороз, мороз, мороз, Не показывай свой нос! Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой. А мы саночки возьмём, Мы на улицу пойдём, Сядем в саночки - Самокаточки . Белым снегом замело Все дороги на село, Все дороги, все пути, Ни проехать не пройти.

Слайд 18

Какое значение имели потешки ? Зачем пелись песенки-заклички ? Какова роль народных прибауток? Тема: Потешный фольклор

Слайд 19

Медвежата в чаще жили Головой своей крутили Вот так, вот так (круговые движения головой) Медвежата мед искали Дружно дерево качали Вот так, вот так (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево) А потом они ходили Вот так, вот так (ходьба по-медвежьи) И из речки воду пили Вот так, вот так (наклоны туловища вперед) А потом они плясали Вот так, вот так (пружинка с поворотом туловища влево и вправо) Лапы выше поднимали Вот так, вот так, (прыжки, хлопая руками вверху) Физминутки

Слайд 20

Мы ногами топ, топ Мы руками хлоп, хлоп Мы глазами миг, миг Мы плечами чик, чик Раз сюда, два сюда (повороты туловища вправо и влево) Повернись вокруг себя Раз присели, два привстали Сели, встали, сели, встали Словно ванькой-встанькой стали А потом пустились вскачь (бег по кругу) Будто мой упругий мяч Раз, два, раз, два (упражнение на восстановление дыхания) Вот и кончилась игра. ФИЗМИНУТКИ

Слайд 21

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие русский фольклор" Волшебный цветок"

Данное внеклассное мероприятие можно проводить в любом классе с 1-го по 4-ый. познакомить с произведениями устного народного творчества, учить отличать виды произведений; прививать любовь к ...

План-конспект занятия "Изучение фольклора славянских народов"

Знание истоков отечественной культуры, обычаев, лучших традиций своего народа и народов, объединённых словом «славянские», помогает расширить кругозор ребёнка, воспитывает толерантность.Ре...

Урок внеклассного чтения "Донской фольклор"

Представлен конспект урока, в котором учащиеся знакомятся с малыми жанрами Донского фольклора....

Программа внеурочной деятельности "Потешный фольклор"

Программа внеурочной деятельности «Потешной фольклор»  составлена  на  основе Федерального государственного  образовательного  стандарта  для детей с умственной о...

Конспект занятия «Песенный фольклор» в хоровой студии (1 год обучения)

Конспект занятия по теме "Песенный фольклор" для детей 1 класса...

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...