Главные вкладки

    Развитие мелкой моторики учащихся начальной школы на уроках ручного труда как один из видов коррекции личности.
    статья (4 класс) на тему

    Прозументова Наталья Анатольевна

    Статья об особенностях развитие мелкой моторики учащихся с  ОВЗ в начальной школе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 6_urok.doc98.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГКСОУ ВО  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида  2 г. Владимира»

    Выступление на школьном методическом объединении на тему:

     Развитие мелкой моторики учащихся начальной школы на уроках ручного труда как один из видов коррекции личности.

                                   Учитель- дефектолог: Н. А. Прозументова

                                         

            

                                                 Владимир 2014 г.

    В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».  

      Руки человека, обладая многообразием функций, являются специфическим органом. Исследования возрастной физиологии, психологии и педагогики дают основание утверждать, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления.

    Мелкая  моторика — совокупность  скоординированных  действий нервной,  мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.  

    Развитее мелкой моторики у нормы  

       У нормально развивающихся детей в первые четыре года обучения в школе  окончательно формируются мелкие мышцы рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно для координации движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

    Развитее мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта

     Особенности развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта заключаются в том, что у данных школьников хуже развита кинестетическая чувствительность. Вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность движений, перекрестная координация движений, словесное опосредование движений. Дефекты в движении пальцев оказывают влияние не только на формирование двигательного навыка, но и приводят к нарушению координации движений, затрудняя тем самым контроль при выполнении действия.

        Двигательные нарушения обусловлены поражением уровня коры головного мозга, отвечающего за  регуляцию движений.

        Недостатки моторики у учащихся с нарушением интеллекта выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания. У  учащихся с нарушением интеллекта крайне неразвиты двигательные образы.

     

       При поступлении в специальное учебное заведение, школьники с нарушением интеллекта обнаруживают крайнюю неумелость, их пальцы рук вялы, непослушны, не удерживают мелких предметов. Приступая к новому заданию, ребенок долго не может сосредоточиться на последовательности выполнении операций. Его движения неловки, суетливы, хаотичны. Правая рука, как правило, опережает действия левой, что приводит к несогласованности  движений.

       Присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов развития мелкой моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

     Урок ручного труда является одним из самых эффективных видов коррекционно-развивающей работы по формированию мелкой моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 

     Урок ручного труда способствует развитию психомоторики, сенсорных процессов, коррекции личности школьников с интеллектуальной недостаточностью.

            Вот только некоторые трудности, которые обнаруживаются у учащихся на уроках ручного труда.

         Школьников часто затрудняет удержание шаблона в процессе работы, наблюдается его соскальзывание. Линейка также меняет свое исходное положение, часто не проходит через намеченные точки, вместо намеченной линии получается «ступенчатая». Не происходит точное совпадение следа и сгиба бумаги с линиями разметки карандашом. Многие дети неверно держат карандаш, сильно нажимают им на бумагу. При работе с ножницами они не знают и не придерживаются основных правил этой работы (у большинства наблюдается неправильная хватка ножниц), не умеют правильно резать бумагу по намеченным линиям разметки, часто минуют ее, закрывают лезвие ножниц в процессе резания, не соблюдая правила безопасности работы. Линия отреза получается неровной, рваной.

         Урок ручного труда способствует развитию психомоторики, сенсорных процессов, коррекции личности школьников с интеллектуальной недостаточностью.

         Занятия распределены и выстроены в порядке увеличения сложности и объема работы, предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от лепки на плоскости до создания фигурок, сказочных персонажей с последующей драматизацией. Прежде чем приступить к работе на ткани, дети отрабатывают все операции на бумаге.

         На занятиях происходит формирование основных операционных навыков работы с инструментами и материалами. Задания даются разные, чтобы ребенок использовал разные способы, разные движения рук.

         Занятия первого года обучения включают материал на репродуктивных методах (объяснительно-иллюстративный, повторение по образцу - особенно для слабых детей), затем на исполнительско-творческих заданиях.  

          Из-за разных уровней сформированности мелкой моторики учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, его настроение, желание и возможности. Индивидуальный подход в учебном процессе   означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности. Уровень развития мелкой моторики у всех детей разный. Трое детей (Дима А., Эдик М., София Д.) имеют высокий уровень. Двое  (Данила М., Тимофей В.) – средний. Четверо (Павел Т., Влад Ц., Илья Д., Влада Б.) – ниже среднего. Двое (Александра К., Тимофей П.) – низкий. Виды работ  одному и тому же ребёнку удаются по-разному. У Саши и Тимофея П. вызывают трудности лепка, вырезание из бумаги, аппликация. Но Саша с удовольствием вышивает, а Тимофей очень любит уроки, на которых работаем с конструктором.

        Деятельность школьников должна быть успешной - это будет подкреплять интерес к занятиям. Многим требуется помощь учителя или товарища. Если ребёнок закончил свою работу, при необходимости, ему разрешается помочь более слабым ученикам.   Участие детей в различных конкурсах и выставках также способствует развитию положительных эмоций и вызывает интерес детей к занятиям.  (Показать работы)

        Перед началом работы необходимо провести серию упражнений, способствующих развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки: вращение кистями рук, сжимание кистей в кулак, последовательное нажимание кончиком большого пальца на кончики остальных пальцев той же кисти и ряд других несложных упражнений. Самомассаж рук, пальчиковые игры оказывают тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения.

       Пальчиковая гимнастика усиливает  согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания. Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Например, мы используем следующие тренировочные упражнения:

    - ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу, вытянуты:

    1) развести пальцы рук, поочерёдно на каждую пару, оставляя их в разведённом состоянии, затем все пальцы сразу соединить;

    2) пальцы каждой пары развести и свести, поочередно;

    3) все пальцы одновременно развести и свести «похлопать» только одними пальцами:

    - рука лежит на парте, кисть приподнята в вертикальном положении. Каждый палец поочерёдно касается парты;

    - ладонь лежит на столе. Пальцы прижаты друг к другу, затем пальцы собираются в кулак, затем выпрямляются, ладонь ставится на ребро;

    - упражнение «ладонь-кулак-ребро» повторяется несколько раз с указанной последовательностью.

    Виды работ на уроках ручного труда:

    Лепка. 

    Образовательное и воспитательное значение лепки огромно для  умственного и эстетического развития ребенка. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, укрепляет мышцы пальцев и ловкость рук. На занятиях с пластилином пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления. Задания даются разные, чтобы ребенок использовал разные способы, разные движения рук.                   Во время выполнения работы дети обучаются разнообразным приемам лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, защипывание), которые положительно влияют на развитие мелких мышц кисти ребенка, учат детей работать кончиками пальцев, делают их более чувствительными. Эти занятия не только развлекают ребенка, но и развивают его:

            Ребенок начинает более точно воспринимать формы, фактуры и цвета.

            У ребенка развивается воображение и пространственное мышление.

            Тренируются обе руки, учатся взаимодействовать друг с другом.

            Ребенок учится воплощать свой замысел.

            У ребенка развиваются эстетические чувства.

     Лепка с природным материалом.  В работе используется разные фактуры, что хорошо для развития тактильных ощущений пальцев рук. Материалы: скорлупа грецкого ореха, жёлуди, шишки, семечки, веточки, сушеные ягоды  и т. п.

         Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание) — один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и наклеивании  их на другом материале, принятом за фон. Для аппликации используют различные материалы: бумагу, ткань, кожу, мех, семена растений, что очень полезно для развития тактильных ощущений. Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

    Обрывная аппликация  Обрывная аппликация – это способ получения изображения, когда  ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить и  накладывает кусочки бумаги на клей.

    Орига́ми  древнее искусство  складывания фигурок из бумаги. Путем различных сгибов  получаются фигурки животных и  предметов. Хорошо тренируются  пальцы, внимание и смекалка. Данные упражнения хороши для развития ловкости рук и мышления, пространственного воображения.

    Вышива́ние общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы. Вся эта работа требует сенсорно - двигательной координации, аккуратности, настойчивости, качеств необходимых для письма.  (Слайд 11 Дети шьют)

    Конструирование. Конструирование из бумаги и картона - один из самых трудных видов деятельности. На этих уроках прослеживается тесная связь с уроком математики. Не у всех получается работать с конструктором. Этот вид деятельности развивает пространственное мышление, укрепляет мышцы рук.

     Для лучшей эффективности уроков ручного труда необходимо  придерживаться следующих требований:

    - каждый урок должен иметь четко сформулированную тему, цели, задачи. Почти каждый урок должен включать новый материал, повторение изученного, готовить учащихся к внимательному восприятию нового материала.

    - содержание учебного материала должно отвечать теме, задачам, быть доступным учащимся, отвечать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода, научно, тесно связано с трудом и жизнью.

    - методы и приемы работы на уроке должны отвечать возрастным особенностям школьников, развивать и корригировать их познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способствовать умению анализировать, синтезировать, обобщать.

    - на каждом этапе урока ведется систематический контроль за качеством усвоенных знаний, формирование новых знаний, умений и навыков.

    - каждый урок обязательно должен заканчиваться анализом работ: учитывается точность выполнения, аккуратность, творчество, старание и т.д.

    - урок должен быть оснащен наглядными пособиями и дидактическим материалом, техническими средствами.

    - каждый урок должен отличаться организованной четкостью, правильным распределением времени между каждой структурной частью урока.

    - на уроке должны соблюдаться все требования охранительно - педагогического режима.

          Мелкая моторика в жизни и деятельности, учащихся с интеллектуальной недостаточностью выполняет много разных функций. Она активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

      На что же влияет развитие мелкой моторики:

    1) -развитие речи

    Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы развиваем речь. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.  Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развивая мелкую моторику рук у младших школьников, мы   развиваем и языковой аппарат.

    2) -расширение кругозора

    Занимаясь  лепкой, аппликацией, вышиванием  дети узнают разные материалы - бумага, картон, глина, пластилин, ткань, природный материал и др., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними.  Дети получают  в процессе обучения опыт работы с карандашом, кистью, ножницами, что способствует умственному развитию детей. Знакомятся с народными промыслами и т. д. (Слайд 11 Хохлома)

    3) -навыки самообслуживания   

    Формируя предметно- практические действия, мы формируем навыки самообслуживания. Дети могут пришить пуговицу, изготовить вешалку. Знакомятся с культурой работы, планированием. Учатся соблюдать правила гигиены во время и после работы, следят за порядком на рабочем месте.

    4) - умение работать в коллективе, воспитание таких качеств как взаимопомощь, взаимовыручка.

    5) – коррекция эмоционального состояния.

    Не все дети могут найти себе правильное занятие для отдыха во время перемены. Начинают ругаться, делить игру, а иногда затевают и драку. Чтобы переключить ребёнка на более позитивную деятельность, отвлечь его, на помощь приходят конструктор, пяльцы, мозаика. Так же на положительное эмоциональное состояние детей оказывает тихая реллаксирующая музыка.

    Актуальность вопроса о важности развития мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью  определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения и воспитания личности. Развитие тонкой моторики успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает урок ручного труда.

    Развитие мелкой моторики способствует:

    - развитию внимания, мышления;

    - расширению кругозора;

    - развитию координации;

    - развитию воображения и наблюдательности;

    - развитию зрительной и двигательной памяти;

    - развитию навыков самообслуживания;

    - развитию устной и письменной речи;

    - развитию умения работать в коллективе, воспитанию взаимопомощи и взаимовыручки;  

    - коррекции эмоционального состояния. 

    Литература: .

     Худенко, Е.Д. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у детей инвалидов / Е.Д. Худенко. - М.: Педагогика, 2001. - 314 с.

    Забрамная, С.Д. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью / С.Д. Забрамля, Т.Н. Исаева. - М.: Академия, 2002. - 324 с.

    Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. - М.:У-Фактория, 2006. - 10-40 с.

    Маллер, А.Р. Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: АСТ, 2001. - 218 с.

    Ермакова, И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей / И.А. Ермакова. - С.-Пб., 2009. -9-34с.

    Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Светлова. - М. АСТ, 2010. - 32-43с.

    Выготский Л. С. Психология искусства.   М. 1965, с. 318


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

    Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

    «Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

    «Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» ...

    "Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время"(из опыта работы)

    В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется всё большее применение его творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ста...

    Развитие вычислительных навыков учащихся начальной школы на уроках математики и пропедевтика изучения курса алгебры на примере применения методов быстрых вычислений

    Это учебно-методический материал, который можно использовать на уроках математики и внеклассной работы. Материал успешно апробирован, и учащиеся показывают хорошие результаты в вычислительных навыках....

    Статья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии»

    «Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствова...

    Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

    Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка,  математики и технологии....

    Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках математики.

    Математика — это инструмент познания мира, благодатная почва для развития творческих способностей. Без математики действительно немыслима ни одна из областей деятельности человека — без зн...