Программа коррекции агрессивного поведения младших школьников «Играя, победишь вражду»
рабочая программа (4 класс) на тему

Бареева Ирина Александровна
Цель программы: научить детей контролировать свои агрессивные устремления и выражать их в формах, приемлемых в обществе. Задачи: • учитывать возрастные особенности ребенка • прививать ему новые формы поведения • корректировать аффективное поведение • формировать моральные представления • регулировать поведение в коллективе Ожидаемый результат: • умение владеть собой; развитие интеллектуальных способностей, дающих возможность успевать в учебе Форма работы: - Приоритет активных методов. - Занятия проводятся в виде тренинга, основой которого является игротерапия. Способы, применимые к детям, - это «золотые правила» педагогики: • запрещать, повышать голос, –значит, использовать самые неэффективные приемы преодоления агрессивности. Напротив, выражение вами удивления, недоумения, ограничения по поводу неадекватного поведения ребенка формирует в нем сдерживающие начала; • на любые позитивные сдвиги в поведении необходимо реагировать сразу же. Это бывает нелегко, но не забывайте, что ребенок хочет постоянно чувствовать, что его принимают и ценят. Специфические методы коррекции: • релаксационный тренинг, который используется и в ходе урока, и на специальных занятиях. • возможность ребенку выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты • личный пример взрослого, не допускающего при детях вспышек гнева. Блоки коррекции: 1. Снятие враждебности 2. Социализация агрессивности 3. Коррекция непринятия ребенком самого себя 4. Снятие агрессивности 5. Коррекция конфликтности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36

Дзержинского района г.Волгограда

Программа коррекции агрессивного поведения младших школьников

«Играя, победишь вражду»

составила социальный

педагог Гудыма ИА

2010

Цель программы: научить  детей контролировать свои агрессивные устремления и выражать их в формах, приемлемых в обществе.

Задачи:

  • учитывать возрастные особенности ребенка
  • прививать ему новые формы поведения
  • корректировать аффективное поведение
  • формировать моральные представления
  • регулировать поведение в коллективе

Ожидаемый результат:

  • умение владеть собой; развитие интеллектуальных способностей, дающих возможность успевать в учебе

Форма работы:

  • Приоритет активных методов.
  •  Занятия проводятся в виде тренинга, основой которого является игротерапия.

Способы, применимые к детям, - это «золотые правила» педагогики:

  • запрещать, повышать голос, –значит, использовать самые неэффективные приемы преодоления  агрессивности. Напротив, выражение вами удивления, недоумения, ограничения по поводу неадекватного поведения ребенка формирует в нем сдерживающие начала;
  • на любые позитивные сдвиги в поведении необходимо реагировать сразу же. Это бывает нелегко, но не забывайте, что ребенок хочет постоянно чувствовать, что его принимают и ценят.

Специфические методы коррекции:

  • релаксационный тренинг, который используется и в ходе урока, и на специальных занятиях.
  • возможность ребенку выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты
  • личный пример взрослого, не допускающего при детях вспышек гнева.

Блоки коррекции:

  1. Снятие враждебности
  2. Социализация агрессивности
  3. Коррекция непринятия ребенком самого себя
  4. Снятие агрессивности
  5. Коррекция конфликтности

Содержание программы:

1 блок: Снятие враждебности.

Занятия этого блока формируют адекватные формы поведения в коллективе, стремление к совершенствованию, способность понимать людей.

Занятие 1

  • Занятие посвящено такому ответственному и трудному этапу человеческих взаимоотношений, как знакомство. Дети сели полукругом на стульчики вместе с взрослым. Всем участникам взрослый предлагает назвать себя любым именем, которое сохраняется за ребенком на все время занятий. Ребенок может таким путем выйти из своего «Я» и надеть другую личину. Предлагается выбрать детям любое имя или название животного. Имена друзей, названия животных, выбранные детьми, глубоко символичны. В диагностическом смысле выбор не своего имени – признак неприятия себя. Так проявляется ощущение собственного неблагополучия.
  • Игра «Жучок»

Цель –снимает настороженность после знакомства.

Ход игры- дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив назад руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор. Пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Занятие 2

Сначала дети рисуют на тему «Красивое и безобразное». Затем проводится игра по интенсивному обучению «Цвета эмоций». Ребенок- водящий выходит за дверь, а остальные в это время договариваться, как мимикой будут показывать различные цвета: каждая группа – свой. Водящий, возвратятся в комнату.  Отгадывать. Начинать надо с основных цветов, например: черный – боль, злость; желтый –радость.

2 блок: Социализация агрессивности.

На занятиях этого блока стремимся привить ребенку новые формы поведения, научить его самостоятельно принимать верные решения, быть уверенным в себе.

Занятие 1

Игра «День рождения».

Цель – для сплочения группы детям дает возможность высказать все обиды, снять разочарования.

Ход игры: Выбирается  имениннику. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить. Обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

 Занятие 2

  • Этюд «Так будет справедливо».

Цель - эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера. Учит понимать какое поведение какой черте характера соответствует и как оно оценивается.

Ход этюда:

Предлагается детям послушать рассказ, изобразить его панто - мимикой и оцепить поступок героев рассказа – двух братьев.

Итак: « Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться: они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали подушку друг другу, словно это мячик.

        Вдруг щелкнул замок – это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается. Быстро сел на диван. А младший не заметил маминого прихода и продолжил играть с подушкой. Он подбросил вверх и попал люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила сына в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.

  • Почему ты встал в угол? Я тебя не наказывала! – сказала мама.
  • Так будет справедливо. – серьезно ответил ей старший сын.  – Ведь это я придумал кидаться подушкой. Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев.
  • Упражнение «Клеевой дождик».

Цель – сплочение группы.

Дети встают друг за другом, и держаться за плечи стоящего. В таком положении им надо преодолеть различные «препятствия» (обогнуть широкое озеро, пробраться через дремучий лес …)

Занятие 3

  • Игра «Передай клубочек». Возможны различные варианты, например, коллективное рассказывание сказок и историй по кругу с клубочком.
  • Этюд «Деньги на мороженое». Тренинг желательного поведения.

«Девочка побежала за мороженным и не заметила, как у нее из кармана выпали деньги. Обнаружила это только возле киоска и пошла по дороге назад. Обнаружила это только возле киоска и пошла по дороге назад. «Где же я потеряла деньги?» – думает девочка. А их нашел мальчик и решил купить на эти деньги мороженое. Мальчик поравнялся с девочкой. Она спросила: «Ты не видел деньги на дороге? Мама дала мне на мороженое, а я их потеряла. – «Вот они, возьми». «Ты честный», улыбнулась девочка. Она купила мороженое и поделилась с мальчиком.

3 блок. Коррекция непринятия ребенком самого себя.

Цель: Воспитание уверенности в себе, формирование моральных представлений, снятие негативизма.

Занятие 1

  • Игра «Разведчики»

Цель: снять двигательную расторможенности, негативизм.

Ход игры:

В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок «разведчик» идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром становятся другие дети.

  • Игра «Дружная семья»

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений рук и адекватного пользования жеста, отразить сложившиеся взаимоотношения в игровой группе.

Ход игры: дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Каждый занят каким –нибудь делом. Один лепит из пластилина шарика, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто рисует или вяжет и т.п. Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а реальные.

  • Игра «Два друга»

Цель:  на сопоставление различных черт характера, на развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы.

Ход игры: Дети слушают в исполнении педагога стихотворение Т. Волиной «Два друга»:

Пришли два юных друга на речку загорать.

Один решил купаться – стал плавать и нырять.

Другой сидит на камушке и смотрит на волну,

И плавать опасается : «А вдруг я утону?»

Пошли зимой два друга кататься на коньках.

Один стрелой мчится  - румянец на щеках!

Другой стоит растерянный у друга на виду.

Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!»

Гроза дружков застала однажды на лугу.

Один пробежку сделал  – согрелся на бегу.

Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:

Лежит под одеялами –

«Кха-Кха! … Апчхи!»

Занятие 2

  • Игра «Скучно, скучно так сидеть»

Цель: тренирует самоорганизацию, развивает раскованность.

 Около одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны комнаты также стоят детские стульчики, но их число на один меньше количества детей. Дети садятся около первой стены комнаты. Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть

Друг на друга все глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

Как только ведущий кончает читать стишок, все дети бегут к противоположной стенки и стараются занять стулья. Проигрывает в игре тот, кому не достается стул. Рекомендации: не  разрешайте детям начинать бег раньше чем закончится стишок, запрещается детям спихивать друг друга со стула; если ребенок занял стул, его нельзя трогать.

 4 блок: Снятие агрессивности.

На занятиях с помощью ролевых игр и рисования развиваем коммуникативные способности, снимаем отрицательные эмоции и напряжение.

Занятие 1

  • Рисование. Какой ты сейчас? Каким хотят видеть тебя взрослые? Каким ты хочешь быть?
  • Игра «Цвета эмоций».

Задача: снять отрицательные эмоции.

Ход игры: Дети играют малыми группами. Водящий (ребенок) выходит за дверь, остальные в это время договариваются, как мимикой будут показывать различные цвета: каждая группа - свой. Водящий возвращается и отгадывает.

  • Игра «Я не знаю»

Задача: формирование выразительности движений.

Ход игры: Выбирают ведущего незнайку –мальчика или девочку. О чем его не спросят, он ничего не знает. Дети по очереди начинают незнайке задавать вопросы, а он молчит, разводит руками, то есть с помощью мимики и жестов показывает, что он «не знает», «ничего не видел».

Рекомендации: если детям трудно изобразить свои ответы, можно с ребятами обсудить, как можно это показать жестами, например: поднятие бровей, опущение уголков губ, поднятие плеч, разведение руками. После разбора поиграть в игру еще несколько раз и посмотреть, как дети справляются с поставленной задачей. В конце игры выделить лучших.

5 блок Коррекция конфликтности.

Занятие 1

  • Беседа «Кто чего и кого боится».
  • Игра «Волшебное слово».

1-й вариант: все становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только если услышат слово «пожалуйста».

2-й вариант: игра проходит так же, как и в1-й варианте, но тот, кто ошибется, должен выйти на середину и исполнить какой-нибудь номер – спеть, прочитать стишок, придумать новую игру. Если кто-то из детей отказывается от игровых занятий, то  не заставляйте, продолжайте игру.

Занятие 2

  • Игра «Зеркала»

Цель: развитие коммуникативных навыков, наблюдательности.

Ход игры: из группы детей выбирается водящий. Представляется, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети – полукругом вокруг него. Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас же повторяют это движение, и т.д. Водящему разрешается показывать разные движения. В роли ведущего должны побывать все желающие.

  • Упражнение «Я злюсь -  и я не прав»

Один из важных моментов программы –это метод беседы с собой.

Цель: научить детей притормаживать, размышлять перед тем, как совершить агрессивное действие. Цепочка такова:

  1. Ребенок определяет суть проблемы, включая свои эмоции: «Саша говорит глупости, а я злюсь».
  2. Ребенок обдумывает несколько вариантов реагирования. Педагог задает вопросы типа: «Тебе нравится то, что ты сделал?», «Как еще можно было поступить в этой ситуации?»
  3. Разбираются варианты поведения и их последствия: «А что будет, если …»
  4. Принимается решение как поступить.

Очень важно не только проговорить. Но и записать алгоритм поведения в подобных ситуациях языком, понятным ребенку. Вполне очевидно, что обучать надо не только чтению, письму, но и правильному поведению.

Анализ коррекционной работы  с учащимися четвертого класса средней школы №36 Дзержинского района:

Занятия с группой учащихся четвертого класса, имеющих отклонения в поведении, проводились два раза в неделю по 40 минут. Группа состояла из пяти человек. Каждое занятие было посвящено снятию у ребенка каких-то агрессивных проявлений, нормализовать общение, на развитие коммуникативных навыков, и организовалось по схеме: ритуал приветствия, основная часть рефлексия.

Началось занятие с общего рукопожатия с пожелания здоровья и добра. Как правило, им не составляло труда вспомнить предыдущее занятие и свои впечатления о различных играх. Общее отношение детей к занятиям менялось. На первых занятиях приходилось не раз напоминать о правилах поведения.       Вначале они охотно бежали в кабинет, не спрашивая о предстоящем занятии, а затем, приблизительно после пятой встречи - стали интересовать содержанием. Если не проводилась полюбившаяся игра еще раз, то  дети шли с неохотой.

 В такие дни прилагалось больше усилий для повышения заинтересованности.

        При проведении первого занятия дети вели себя настороженно, но активно принимались за задания. При выборе имени на первом занятии, которое сохраняется за ребенком в течение всех занятий, ребята выбирали ласкательные имена (например, Димочка, Коленька и т.д.), что говорит о принятии себя.

        Игра «Жучок» понравилась. Дети вели себя активно, хотели играть снова и снова.

        На следующем занятии ребята рисовали на тему «Красивое и безобразное», в рисунках Дмитрия П. и  Максима Х. присутствовало красивое в виде цветов и портрета мамы, а в работах остальных детей, большее внимание уделялось безобразному, особенно в рисунке  Сергея Ч. (человек-мостр с оружием). Далее проводилась беседа по рисункам, и особенно насторожило большое количество отрицательных и негативных мыслей у детей.

        Игра «Цвета эмоций» долго не получалась, так как дети не сразу поняли, как можно соотнести цвета и их эмоции. Темные цвета и эмоции дети называли также активно, как и положительные. Эмоциональная  окрашенность первого блока занятий у всех детей –положительная.

        На упражнениях следующего блока занятий дети ожидали нового, проводимая игра «День рождение», понравилась, так как здесь нужно было умение фантазировать. Игра «Клеевой дождик» и «Передай клубочек» понравились, и дети хотели играть еще раз. Активность проявлял на занятиях больше всего Сергей Ч.

Наибольшее затруднения вызвали Этюды « Так будет справедливо» и «Деньги на мороженое», где приходилось детям оценивать отрицательное поведение мальчиков и положительное и давать свою оценку происходящему.

        Следующие занятия блока направлены были на принятие себя ребенком. Игры «Разведчики», «Дружная семья», «Два друга», «Скучно, скучно так сидеть» помогли детям наладить контакт между собой и коммуникативные навыки. Ребятам очень понравились занятия, но они уже приустали, и не было такой активности как в начале, дети старались придерживаться установленных игрой правил.  Эмоциональные игры –особенно коммуникативные нельзя прерывать неожиданно, так как у детей это вызывает протест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа коррекции агрессивного поведения

Программа индивидуальной работы по коррекции агрессивного поведения ребенка...

Коррекция агрессивного поведения младших школьников

Коррекция агрессивного поведения у младших школьников...

Рабочая программа "По профилактике и коррекции агрессивного поведения младших школьников"

Программа составлена на основе "Программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"Фомченковой Н.А.Программа адаптирован...

ПРОЕКТ "КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ АРТ - ТЕРАПИИ.

Понятие «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе. Причины и виды....

Рабочая программа Коррекция гиперактивного поведения младших школьников средствами мультисенсорной среды

Разработанная коррекционная программа может быть использована в качестве методического пособия для работы с детьми по снижению проявлений гиперактивности в сенсорной комнате....

Доклад на тему "Коррекция агрессивного поведения младших школьников"

Ситуация, сложившаяся в современном образовательном пространстве и обществе в целом (рост насилия и жестокости), требует ведения работы по коррекции агрессивных форм поведения, начиная с детей начальн...