Рабочая программа "По профилактике и коррекции агрессивного поведения младших школьников"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Стороженко Анна Владимировна

Программа составлена на основе "Программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"Фомченковой Н.А.Программа адаптирована для проведения её в смешанной группе детей (домашние дети и дети-сироты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_agressivnogo_povedeniya_mladshih_shkolnikov.docx291.73 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по профилактике и коррекцииагрессивного поведения  у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

название программы

работы педагога-психолога с группой учащихся 1-4 классов

                                                                                                                                     какой

Программа составлена на основе «Программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения  у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья» Фомченковой Н.А., педагога-психолога Трубчевской школы-интернат IV вида.  Программа адаптирована для проведения её в смешанной группе детей (домашние дети и дети-сироты).

Важную роль в формировании агрессивности играет ранний опыт воспитания ребенка в семье: семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и т.д. Негативные характеристики личности (связанные с ОВЗ) и способы поведения обучающихся укореняются и развиваются вследствие неблагоприятных взаимоотношений со сверстниками, не обладающими навыками эффективного общения.

Данная программа «Профилактика и коррекция агрессивного поведения  у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья» позволит снизить уровень тревожности и повыситьчувство уверенности в себе,  за счет развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии.Эта программа представляет собой рабочую программу которая закрепляет и дополняет знания обучающихся с ОВЗо эмоциях, эмоциональных состояниях, мимике,в изучении собственного «Я», пониманиинастроения и эмоций окружающих людей,в разрядке агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Программа ориентирована на подготовку соблюдения  норм общественного поведения, овладение коммуникативными навыками, умение контролировать своё поведение в конфликтных и других напряженных ситуациях.

Целенаправленная работа по данной программе дает возможность получить положительные результаты в коррекции нарушений поведения детей.

Многие обучающиеся позволяют себе агрессивные выпады в адрес одноклассников, унижение личностного достоинства в ответ на асоциальное поведение ребенка, чем усугубляют ситуацию: обоюдная конфронтация, непрекращающиеся конфликты и эмоциональная неприязнь вызывает вербальную, косвенную и физическую агрессию на своих сверстников.

Поэтому программа разделена на 5 блоков:

  1. Я и мои эмоции.
  2. Какой я?
  3. Как справиться с гневом?
  4. Я и другие.
  5. «Я стану добрее».

Коррекционная программа разработана на основе: пособий И.В. Дубровиной, методических работ Р.В. Овчаровой, М.Р. Битяновой.

Программа составлена для обучающихся 7-10 лет (1-3 класс) и рассчитана на 29 часов, один раз в неделю.

Цель коррекционной программы:  Снижение уровня агрессивности, развивать умение обучающимися понимать свои эмоции и эмоции окружающих.

Задачи коррекционной программы:

– снизить тревожность и повышение уровня уверенности в себе у детей за счет развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии.

– переосмысление роли и позиции учителя, родителя и ребенка;

– выработка взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;

Занятия целесообразно проводить со всем классом, так как дети должны видеть как положительный, так и отрицательный примеры. Предполагаемыйрезультат: снизится уровень агрессии, выработается умение понимать эмоции.

Календарно-тематическое планирование

29 часов, 1 час в неделю.

Четверть  

Сроки

Наименование разделов и тем.

Кол-во часов.

Контроль

Примечание

Теор.

Практ.

Я и мои эмоции

7

Распознавание эмоционального состояния людей на пиктограммах.

0,5

0,5

Тренинг выразительной мимики.

1

Эмоции и мимика

1

Мои эмоции.

0,5

0,5

Рисуем эмоции.

1

Музыка и эмоции.

0,5

0,5

Способы повышения настроения.

0,5

0,5

Какой я?

3

Психологический автопортрет.

1

Кто я?

1

Рисуем себя.

1

Как справиться с гневом?

6

В каких ситуациях мы испытываем гнев.

0,5

0,5

Способы выражения гнева.

1

Гнев и движения.

0,5

0,5

Рисование собственного гнева.

0,5

0,5

Осознание гнева через сенсорные каналы.

1

Управление собственным гневом.

1

Я и другие

7

Биография по фото.

1

Беседа «Кого мы называем добрым?»

1

Беседа «Кого мы называем вежливым?»

0,5

0,5

Я и моя семья.

1

Конфликтные ситуации в семье.

1

Я и мои одноклассники.

1

Ролевая игра «Агрессор и жертва»

1

«Я стану добрее»

5

Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания.

1

Игра «Мне в тебе нравится..»

1

Игра «Кто симпатичнее?»

1

Игра «Остров забияк»

1

Игра «Поссорились и помирились»

1

Итоговое занятие

0,5

0,5

Содержание программы

  1. Раздел «Я и мои эмоции»

Цель: формирование представлений о эмоциях, эмоциональных состояниях, мимике.

  1. Распознавание эмоционального состояния людей на пиктограммах

1. Ритуал приветствия.

2. Сообщение цели занятия.

3. Знакомство с картами-пиктограммами.

4. Упражнение в распознавании эмоций.

5. Работа с дневником настроений.

6. Итог занятия.

7. Релаксационное упражнение.

8. Ритуал прощания.

  1. Тренинг выразительной мимики

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационное упражнение «Апельсин».

5. Игра «Мимическая гимнастика».

6. Итог занятия.

7. Релаксационное упражнение.

8. Ритуал прощания.

  1. Эмоции и мимика

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационное упражнение «Апельсин».

5. Игра «Угадай-ка!»

6. Итог занятия.

7. Релаксационное упражнение.

8. Ритуал прощания.

  1. Мои эмоции

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационное упражнение «Апельсин».

5. Игра «Волшебный мешок»

6. Итог занятия.

7. Релаксационное упражнение.

8. Ритуал прощания.

  1. Рисуем эмоции

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационное упражнение «Сдвинь камень».

5. Выполнение рисунка.

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Музыка и эмоции

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационное упражнение «Сдвинь камень».

5. Прослушивание, описание настроения музыки.

6. Рисуем настроение музыки.

7. Итог занятия.

8. Ритуал прощания.

  1. Способы повышения настроения

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационное упражнение «Черепаха».

5. Беседа «Способы повышения настроения»

6. Итог занятия.

7. Релаксационное упражнение.

8. Ритуал прощания.

  1. Раздел «Какой я?»

Цель: Оказание помощи в изучении собственного «Я»

  1. Психологический автопортрет

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Упражнение «Черепаха».

5. Упражнение «Психологический автопортрет»

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. «Кто я?»

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационный тренинг (упражнение «Расслабление в позе «морской звезды»).

5. Упражнение «Кто я?»

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. «Рисуем себя»

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами.

3. Работа с дневником настроения

4. Упражнение «Рисуем себя».

5. Итог занятия.

6. Ритуал прощания.

  1. Раздел «Как справиться с гневом?»

        Цель: Ознакомление детей с понятием гнев

1. В каких ситуациях мы испытываем гнев

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4.Упражнение на релаксацию «Олени»

5. Беседа «В каких ситуациях вы сердитесь?»

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

        2. Способы выражения гнева

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Развивающее упражнение «Скульптура»

5. Упражненияна разрядку гнева безопасным способом.

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

3. Гнев и движения

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Упражнение «Пружинки»

5.Упражнение на отреагирование гнева через движение.

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Рисование собственного гнева

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Лепка гнева из пластилина.

5. Итог занятия.

6. Ритуал прощания.

  1. Осознание гнева через сенсорные каналы

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Упражнение на релаксацию « Волшебный сон ».

5.Упражнения на осознание гнева через сенсорные каналы.

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Управление собственным гневом

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Ролевая игра «СТОП»

5. Итог занятия.

6. Ритуал прощания.

  1. Раздел «Я и другие»

Цель: Научить понимать настроение и эмоции окружающих людей

  1. Биография по фото

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Игра «Передай мяч»

5. Упражнение«Биография по фото»

6. Итог занятия

7. Ритуал прощания.

  1. Беседа «Кого мы называем добрым?»

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационное упражнение «Кулачки»

5.Беседа «Кого мы называем добрым?»

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Беседа «Кого мы называем вежливым?»

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4.Беседа «Кого мы называем вежливым?»

5. Сюжетно-ролевая игра «Больница»

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Я и моя семья

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4.Беседа «Что значит любить родителей»

5. Итог занятия.

6. Ритуал прощания.

  1. Конфликтные ситуации в семье

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Проигрывание ситуаций «взрослый-ребенок»

5. Итог занятия.

6. Ритуал прощания.

  1. Я и мои одноклассники

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Проигрывание ситуаций «ребенок-ребенок»

5. Ритуал прощания.

  1. Ролевая игра «Агрессор и жертва»

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационное упражнение «Кулачки»

5. Ролевая игра «Агрессор и жертва»

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Раздел «Я стану добрее»

Цель:Разрядка агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения

  1. Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания.

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Мимическая гимнастика

5. Упражнение «Горячий» стул».

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Игра «Мне в тебе нравится»

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационное упражнение «Апельсин»

5. Игра «Мне в тебе нравится..»

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Игра «Кто симпатичнее?»

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационное упражнение «Сдвинь камень».

5. Игра «Кто симпатичнее?»

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Игра «Остров забияк»

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Упражнение «Нехочуха».

5. Игра «Остров забияк»

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Игра «Поссорились и помирились»

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Упражнение «Конкурс хвастунов»

5. Игра «Поссорились и помирились»

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Раздел. Итоговое занятие

1. Ритуал приветствия.

2. групповой рисунок «Мир вокруг нас»

3. Ритуал прощания.

Список литературы

  1. Бережкова Е.И. Агрессия. Причины, последствия и контроль. [Текст]\  СПб.:Прайм-Еврознак, 2001 – 510 с
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. [Текст]\ М.Р. Битянова – М.: Совершенство, 1998 - 298 с
  3. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. [Текст]\ М.Р. Битянова – СПб.: Питер, 2009 -254 с
  4. Дубровина И.В. Руководство практического психолога.[Текст]\ И.В. Дубровина – М.: Академия, 1998 – 128 с
  5. Овчарова Р.В.  Практическая психология в начальной школе. [Текст]\  Р.В. Овчарова – М.: Сфера 1996 - 240 с

приложение

ПРИЛОЖЕНИЕ

I. Раздел «Я и мои эмоции»

1 занятие

Знакомство с пиктограммами

Для этой игры необходимо изготовить набор карт-пиктограмм. Пиктограммы - это изображение лиц людей в различных эмоциональных состояниях. Вам понадобится два набора карточек, один целый, а другой нарезанный. (Рис. 1)

рожа1рожа2рожа3рожа4рожа5рожа6рожа7рожа8рожа9

Упражнения в распознавании эмоций

1. Детям дается набор шаблонов, они распознают  настроение (эмоции) и дают имя каждой пиктограмме (определяют, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой. Детям предлагается помочь людям, найти и собрать их фотографии.

б) После определения настроения каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. У каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого две выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

Эта игра направлена на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние по мимике.

«Дневник настроений»

Заведите вместе с ребенком «дневник  настроений» - общую тетрадь, в которой вы  каждый день вместе с ним будете отмечать его настроение. Если оно в течение дня меняется, то сделайте несколько отметок. Вводятся условные обозначения, например:

- веселое, радостное настроение;

- немножко грустно, хочется помолчать, подумать о чем-нибудь;

- грустно и скучно, хочется плакать.

Вы можете вместе с ребенком придумать свои обозначения или расширить эти.

Дневник настроений усиливает внимание к своим эмоциям, настроению, дает осознание своего эмоционального состояния и умение выразить его словами.

2 занятие

Упражнение на релаксацию

«Апельсин»

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.).

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые 1 дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая.., мягкая.., отдыхает... »

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточно одного раза (с левой и правой рукой).

Упражнение на распознавание эмоций

« Мимическая гимнастика»

Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. Сморщнть лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким в течение одной минуты. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне все равно - равнодушие). Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щека (лень, хочется подремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой!).

Цель игры - изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительной мимики.

3 занятие

Упражнение на распознавание эмоций

«Угадай-ка!»

Выбирается один ведущий. Дети садятся в ряд лицом к нему. За спинами передается небольшой мячик или другой предмет. По выражению лица и позе ведущий должен угадать, у кого мячик. Передача мяча прекращается после звонка.

Игра направлена на тренировку внимания и умения отследить состояние человека по мимике и пантомимике.

4 занятие

Упражнение на распознавание эмоций

«Волшебный мешок»

Перед этой игрой необходимо обсудить с ребенком, какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то и т. п. Затем ребенку предлагается  сложить в волшебный мешок  все отрицательные эмоции:злость, обиду, грусть и т. п.  Этот мешок, со всем плохим,  что в нем есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить его самому ребенку. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешок свои отрицательные эмоции.

Можно использовать еще один «волшебный» мешок, из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет.

Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

5  занятие

Упражнение на релаксацию

«Сдвинь камень»

Дети лежат на спине. Попросите  их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 сек.). Затем нога возвращается в исходное положение: «нога теплая.., мягкая.., отдыхает...». Затем то же самое проделывается с левой ногой.

«Рисуем эмоции пальцами»

Ребенку предлагается нарисовать свои эмоции пальцами. Для этого необходимо использовать баночки с гуашевой краской. Можно нарисовать свое настроение с помощью пальцев.

Игра направлена на выражение осознания своего эмоционального состояния. В данном случае неважно, сюжетным ли будет рисунок. Может быть, ребенок просто нарисует какие-то пятна, дайте ему возможность попробовать выразить себя, свои эмоции на листе бумаги.

6  занятие

«Музыка и эмоции»

Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки по шкалам: веселая - грустная, довольная - сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, бодрая - усталая, спокойная - взволнованная, медленная - быстрая, теплая - холодная, ясная - мрачная.

Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

«Рисуем настроение музыки»

После прослушивания и обсуждения характера и настроения музыки можно предложить детям нарисовать ее. Это способствует формированию умения выразить свои чувства, впечатления через цвет, рисунок. Перед рисованием оговаривается, какая краска (цвет) соответствует какому настроению.

7  занятие

Упражнение на релаксацию

«Черепаха»

Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите детей представить, что они маленькие черепашки, которые лежат на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря - по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь, - 5-10 сек.).

Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5-10 сек.).

Беседа «Способы повышения настроения»

Обсудите с ребенком, какможно самому себе повысить настроение. Постарайтесь придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркале, попробоватьрассмеяться,вспомнить о чем-нибудь хорошем сделать добро  другому, нарисовать себекартинку и т. п.)

II. Раздел  «Какой я?»

1  занятие

«Психологический автопортрет»

Это упражнение проводится с детьми младшего школьного возраста. На одной половине листа дети пишут ответ на вопрос: « 3а что меня можно любить?», на другой  половине  «За что меня можно ругать?». Если  ребенок еще не умеет писать, можно попросить ответить на эти вопросы устно, а затем обсудить, что можно сделать для того, чтобы ругать его было не за что. Обратите внимание на то, чтобы варианты предлагал сам ребенок, и вы вместе обсуждали, насколько они приемлемы.

2 занятие

Упражнение на релаксацию

Расслабление в позе «Морской звезды»

Это упражнение следует делать как завершающее после упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления.

Желательно упражнение выполнять под музыку. Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безопасно чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают в этом месте то, от чего они испытывают радость и удовольствие (в другом варианте - то, что им хочется).

Продолжительность упражнения 1-2 мин.

В конце упражнения попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдохнуть встать.

«Кто я?»

Дети по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопрос: «Кто я?». Для описания используются характеристики, черты, интересы чувства, и каждое предложение начинается с местоимения «Я».  Например: «Я - девочка», «Я - человек, занимающийся спортом», «Я - хороший человек» и т. п. Взрослый следит за тем, чтобы не повторяли то, что говорили предыдущие а описывали именно себя.

Эта игра дает детям  возможность взглянуть на себя как бы с разных сторон; расширить представления о  себе.

3 занятие

«Рисуем себя»

Ребенку предлагается цветными карандашами нарисовать себя сейчас и себя в прошлом. Обсудите с ним детали рисунка, в чем они различаются. Спросите ребенка, что ему нравится и не нравится в себе.

Это упражнение направлено на осознание себя как индивидуальности, осознание различных своих сторон. Это полезно для определения того, что изменилось в ребенке по сравнению с прошлым и что еще хотелось бы изменить.

Описанная игра способствует усилению внимания ребенка к себе, к своим чувствам и переживаниям, а также развивают уверенность в себе. Она учит детей с пониманием относиться к индивидуальным особенностям и различиям между людьми.

III. Раздел  «Как справиться с гневом?»

1 занятие

 Упражнение на релаксацию

«Олени»

Представим себе, что мы - олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох-выдох.

Посмотрите: мы - олени,

Рвется ветер нам - навстречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени...

Руки не напряжены

И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

2 занятие

Упражнения на разрядку гнева безопасным способом

На первой стадии отреагирования гнева наиболее эффективными и широко используемыми психологами в работе с детьми являются следующие методы и способы:

1) комкать и рвать бумагу;

2) бить подушку или боксерскую грушу;

3) топать ногами;

4) громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;

5) пинать ногой подушку или консервную банку (из -под «Пепси», «Спрайта» и т.п.);

б) написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;

7) втирать пластилин в картонку или бумагу;

8) использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних ситуациях).

3 занятие

«Пружинки»

Давай представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох-выдох!

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

Ты  носочки опускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай...

Нет пружинок - отдыхай!

 Руки не напряжены,

Ноги не напряжены

И  расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

Упражнение на отреагирование гнева через движение

(выполнение упражнения, как в группе, так и индивидуально)

1.Попросите детей встать в произвольную позу (или сесть). 3атем попросите их подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у них наибольшее чувство гнева.

2. Попросите их сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях (части) тела они наиболее сильные.

3. Затем попросите их встать (если они сидели), и пусть дети начнут совершать      движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причем побудительный импульс движения должен исходить из той тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои  движения, важно выразить свои чувства.

Обсудите с детьми:

легко ли было выполнить упражнение;

в чем они испытывали затруднения;

что они чувствовали во время выполнения упражнения;

изменилось ли их состояние после выполнения упражнения.

4 занятие

Рисование собственного гнева (лепка гнева из пластилина, глины)

(упражнение выполняется индивидуально)

Для выполнения упражнения понадобятся листы для рисования, цветные мелки, фломастеры (пластилин, глина).

1. Попросите ребенка подумать от той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны.

2. Попросите ребенка отметить, в каких частях (части) тела он максимально ощущает свой гнев. Обсудите это с ребенком.

3.Когда ребенок будет рассказывать о своих ощущениях, спросите его: «На что похож твой гнев?», «Можешь ли ты его изобразить в виде рисунка или слепить свой гнев из пластилина?». Как правило, дети охотнее откликаются на рисунок. Часто чувство гнева ассоциируется у детей с огненной лавой, разбушевавшимся вулканом, черным ураганом, драконом, разъяренным тигром, пантерой или конкретным обидчиком, который вызывал столь сильные негативные чувства.

4. Важно обсудить с ребенком его рисунок, проявляя при этом искренний интерес, и отметить:

что изображено на рисунке;

что чувствовал ребенок, когда рисовал свой гнев;

может ли он поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов и переживаний);

изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок;

5.Далее спросите ребенка, что ему хочется сделать с этим рисунком.

Некоторые дети мнут рисунок, некоторые рвут и выбрасывают, кто-то бьет по нему, но большинство детей отмечают, что их «рисунок уже стал другим» (как правило, меняется цвет, размер рисунка, а иногда и само содержание в позитивную сторону). В этом случае стоит попросить ребенка изобразить измененный вариант и также обсудить его с ребенком:

что он чувствует, когда рисует новый вариант;

попросить поговорить от лица нового рисунка;

каким стало его состояние теперь.

6. Часто дети в ходе рисования (лепки) своего гнева (ярости, агрессии) начинают высказывать все, что они думают по поводу всей ситуации и своего обидчика.

Отечественный психолог И. Фурманов рекомендует не мешать им, поскольку, чем полнее они выскажутся, тем более это будет способствовать изменению образа в позитивную сторону, а, следовательно, позитивному изменению их эмоционального состояния в целом.

5 занятие

Упражнение на релаксацию

« Волшебный сон »

Ребенок находится в позе покоя. Взрослый дает ему следующую установку: сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Ты не заснешь по-настоящему, будешь все слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не «проснешься».  Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание: наступает « Волшебный сон».

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

 Сном волшебным засыпаем.

 Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают... Ноги тоже отдыхают

Отдыхают засыпают (2 раза).

Шея не напряжена

И расслаблена...

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется (2 раза).

 Дышится легко.., ровно... глубоко...

Длительная пауза,

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

 Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

 Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

 Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.

Стихотворная формула читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку. Это упражнение можно проводить перед дневным или ночным сном ребенка, для снятия накопившейся  усталости и напряжения.

Упражнения на осознание гнева через сенсорные каналы

(на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах?)

Это упражнение разработала Т.П. Смирнова, оно проводится по факту (после физической агрессии). Смысл данного упражнения  поясним на примере. Слово «ссора», которое автор использовал в работе с детьми, можно заменить на слова «гнев», «злость».

Рассадив участников драки в разные концы класса, автор предложила детям поговорить о ссорах. Каждый учащийся отвечает на вопросы в ходе обсуждения:

-Что такое ссора?

-Как возникает ссора, с чего она начинается?

-Был ли в вашей жизни хотя бы один раз, когда ссору начали вы сами? И что вы при этом сделали?

- А что вам нравится в ссоре?

-Что не нравится в ссорах?

-Если бы ссора имела цвет, то какого бы цвета она была?

-А какая ссора на вкус?

-А если ссору потрогать, то какая она?

-А какая ссора на слух?

После обсуждения детям предлагается нарисовать ситуацию, в которой у них произошла ссора (когда они злились или злятся на кого-то). Потом рядом нарисовать сцену примирения. Психолог предлагает помириться драчунам, попросить  друг у друга прощение.

6 занятие

Установление  определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом,  закрепление этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации)

Ввод правил

1. Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп!»

        Для более эффективного усвоения навыка следует нарисовать с ребенком знак «СТОП » в виде кружка с каймой, внутри которого большими буквами написано «СТОП». Можно сделать данный знак из картона и положить его в кармашек.

Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо или проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «СТОП» или просто представить его. Кайму следует раскрасить в спокойные цвета (синий, голубой, зеленый, золотистый, оранжевый) и подобрать соответствующий цвет к слову «СТОП». Например, к синей кайме подойдет «СТОП» оранжевого или золотого цвета, к голубой - зеленого. Во всяком случае, сочетание цвета должно действовать успокаивающе на ребенка и нравиться ему.

2. Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.

3. Для особо драчливых детей. Прежде чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно делать до 10 раз.

4. Перевод деструктивных действий с физического на вербальный план. Прежде, чем перейдешь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.

5. Прочие правила.

К данному типу правил относятся индивидуальные правила, составленные для конкретного ребенка, в зависимости от характера проявляемой им агрессии (говорит грубо со старшими, портит вещи, больно бьет и т.д.). Например, такими правилами могут быть: «Говори уважительно со старшими», «Относись бережно к вещам», «Держи руки при себе».

Важно при составлении таких правил отказаться от использования отрицательной частицы «не»: «не дерись», «не ломай», «не груби» и т.д.

Все эти упражнения можно выполнять в ролевой игре как сами по себе, так и в сочетании друг с другом. Многие дети легко делают упражнения 2-5, если сначала им удается визуализировать знак «СТОП».

Закрепление правил в ролевой игре

Прежде чем перейти к закреплению правила в ролевой игре:

 - следует расспросить ребенка, в какой ситуации чаще всего он злится и ему хочется ударить при этом кого-либо, толкнуть, обозвать, испортить чьи-либо вещи и т.п., и составить перечень этих ситуаций;

 - следует его расспросить, удавалось ли ему иногда сдерживать себя, и если да, то, в каких случаях (как правило, это ситуации менее напряженные для ребенка), и что помогло ему сдерживать себя («помощники»),и составить список «помощников», если таковые имеются;

- затем вводится правило (какое-либо одно!) Его также желательно записать. Далее, если ребенку 8 и более лет, то его следует попросить представить начало конфликтной ситуации, вспомнить своих «помощников», а также представить, что ему удалось выполнить правило, и проследить в воображении, как при таких условиях развивается ситуация далее;

- если ребенку удалось сделать это упражнение, то берется провоцирующая ситуация, похожая на одну из тех, что представлены в перечне (но начинать нужно с менее конфликтной), и с учетом введенного правила проигрывается в ролевой игре, где психолог либо сам берет на себя роль «противника-жертвы», либо приглашает для этой роли другого ребенка;

-  с детьми до 7-7,5 лет, прежде чем приступить к ролевой игре в провоцирующей ситуации, вместо упражнения на воображение следует для лучшего закрепления навыка проиграть сначала игровую ситуацию с куклами, резиновыми игрушками, «леговскими» человечками. Для этого психолог вместе с ребенком сочиняет небольшую историю, отражающую проблемы самого ребенка и содержащую весь набор его деструктивных поведенческих реакций. Психолог вводит правило, и данное правило отрабатывается в игровой ситуации, которая может превратиться в целый спектакль. После того как ребенок начинает легко следовать установленному правилу в игре, переходят к непосредственно ролевой игре с провоцирующей ситуацией;

- для скорейшего закрепления навыка можно использовать поощрительные наклейки, призы, поздравления и т.п.

IV. Раздел  «Я и другие»

1 занятие

«Биография по фото»

Для этого упражнения вам понадобится несколько фотографий. Хорошо, если эти фотографии принесут сами дети, но в этом случае надо проследить, чтобы каждому ребенку досталась не та фотография, которую принес он сам.

Дети составляют рассказы о людях, изображенных на фотографиях. Особое внимание следует обратить на то, что в данный момент чувствует этот человек и каковы возможные причины этих переживаний.

Игра направлена на выработку чувствительности к переживаниям другого.

2 занятие

«Кулачки»

Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох-выдох!

Это и каждое последующее упражнение повторяет 3 раза.

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы)

Пальчики сильней сжимаем -

Отпускаем, разжимаем.

(Легко приподнять и уронить расслабленную кисть.)

 Знайте, девочки и мальчики Отдыхают наши пальчики.

Беседа «Кого мы называем добрым?»

С детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению. Вместе с детьми вырабатываются правила того, как развить в себе эти качества.

Правила доброты:

- помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;

- прощать ошибки других;

- не жадничать;

- не завидовать;

- жалеть других.

3 занятие

Беседа «Кого мы называем вежливым?»

С детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению. Вместе с детьми вырабатываются правила того, как развить в себе эти качества.

Правила вежливости:

- вежливость - умение вести себя так,  чтобы другим было приятно с тобой;

- будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя - попрощайся;

-не заставляй о себе волноваться, уходишь - скажи, куда идешь и во сколько вернешься;

-не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.

Содержание бесед можно закреплять в сюжетно-ролевых играх («Школа», «Дочки-матери», «Больница» и др.). Обсудите, какие сложности возникали во время игр, с нарушением каких правил они были связаны.

4 занятие

Беседа «Что значит любить родителей»

В ходе беседы обсуждаются вопросы: «Почему важно в семье любить друг друга? Как выразить свою любовь к родителям? Как научиться не огорчать близких? Как вести себя, если провинился? Как научиться понимать настроениеродителей?»

5 - 6 занятия

Разыгрывание ситуаций

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

7 занятие

Ролевая игра «Агрессор и жертва»

Ход игры:

1) составьте вместе с ребенком список ситуаций (обстоятельств), в которых ребенок, как правило, выбирает агрессивный стиль поведения (больно бьет, портит вещи, проявляет вербальную агрессию и т.п.);

2) выберите ту из них, которая является наиболее типичной для данного ребенка, и проиграйте ее вместе с ребенком. Причем в первом варианте игры ребенок проигрывает роль самого себя. Это нужно для того, чтобы в следующем варианте ролевой игры, где «агрессивный» ребенок играет роль «жертвы», а психолог - самого «агрессивного» ребенка, психолог (или приглашенный для ролевой игры другой ребенок) смог максимально точно отобразить манеру. невербального повёдения «агрессивного» ребенка (его позу, интонацию, взгляд), а также использовал в игре типичные для данного ребенка выражения (слова) и манеру физического агрессивного поведения. Нельзя забывать, что это игра, в которой соблюдается правило «не делай больно». По окончании ролевой игры обсудите вместе с ребенком:

- как он себя чувствовал в роли жертвы;

- что он чувствовал по отношению к «нападающему», что он думал о нем;

- изменилось ли его отношение (как «агрессора») к ситуации в целом и к «жертве», в частности;

- если да, то можно ли изменить свое поведение в данной ситуации, сделать его более конструктивным, менее агрессивным;

- обсудите вместе с ребенком эти новые варианты;

- закрепите в ролевой игре новые, позитивные варианты поведения в проблемной ситуации.

V. Раздел  «Я стану добрее»

1 занятие

Упражнение на реконструкцию позитивного образа через детские воспоминания(для детей от 9 лет)

Упражнение проводится в небольшой группе (5-6 человек).

Один ребенок-доброволец усаживается на «горячий стул», остальные дети располагаются полукругом.

Ход игры:

1) ведущий просит детей внимательно посмотреть на сидящего на стуле (правило - «быть доброжелательным»). Дети должны постараться, опираясь на свои ассоциации, описать и высказать свои представления о том, каким был ребенок, сидящий на стуле, в более раннем детстве (ассоциации - свободные, конкретный возраст не обязателен):

- как он выглядел внешне;

- какая была любимая одежда;

- какая была любимая еда;

- чем любил заниматься;

- какие игрушки были любимыми;

- какой был характер;

- кто любимые сказочные герои;

- на свое усмотрение все, что считаете возможным сказать (любимые друзья, сказки, мультфильмы и т.д.);

2) пока дети высказываются, ребенок, сидящий на «горячем» стуле, молчит. После того как выскажутся все дети, ведущий задает вопрос ребенку, сидящему на «горячем» стуле: «Что из того, о чем говорили дети, совпадает с твоими воспоминаниями, а что не совсем? Что ты любишь делать сейчас?»;

3) после того как все дети побывают на «горячем» стуле, проводится обсуждение:

- понравилось ли тебе быть на «горячем» стуле;

- если понравилось, то что именно;

- что не понравилось;

- где ты себя лучше чувствовал: на «горячем» стуле или в группе;

4) занятие можно закончить рисунком на тему «Мои любимые детские воспоминания».

2 занятие

«Мне в тебе нравится...»

Упражнение выполняется в небольшой группе (5-6 человек).

Для работы понадобится клубок мягкой и пушистой шерсти (желательно привлекательного цвета) или небольшая мягкая игрушка.

Ход игры:

1) дети вместе с ведущим садятся в круг. Ведущий просит передать клубок соседу, сидящему слева (по часовой стрелке), со словами «Мне в тебе нравится..». Закончить фразу нужно комплиментом. Положительно отметить можно цвет глаз, волос, деталь одежды, черту характера, какой-либо поступок, учебное достижение и т.п. Начинает упражнение сам ведущий. Каждый участник, передавая клубок, оставляет часть нити у себя. В результате, когда клубок возвращается к ведущему, нить образует замкнутый круг, символически объединяющий группу в единое целое. Ведущий обращает внимание детей на то, что ниточка их всех объединила;

2) через несколько секунд (8-10 сек.) ведущий возвращает клубок соседу, сидящему справа (против часовой стрелки), со словами «А мне в тебе нравится...», заканчивая фразу комплиментом. Каждый участник группы, передавая клубок, наматывает свою часть нити на клубок. В результате клубок (со смотанными нитками) возвращается к ведущему;

3) не выходя из круга, следует обсудить с детьми, что они чувствовали, когда:

- получали клубок и слышали в свой адрес комплимент;

- сами передавали его и говорили комплимент соседу;

- что было для них труднее, а что проще;

- что они чувствовали, когда нить объединила их? Лучше, если ребенок, который захочет высказаться, будет держать в руках клубок.

3 занятие

Игра «Кто симпатичнее?»

Цель: формирование невосприятия агрессивных состояний. Показать, что драки, насилие, другие формы агрессивного поведения наименее привлекательные. Люди, совершающие агрессивные действия, со стороны выглядят смешными.

Оборудование: Фотографии различных эмоциональных состояний людей: гнева, страха, радости и т. д. Рисунки агрессивного поведения.

Реализация: Дети любят упражняться на распознавание различных эмоциональных состояний. Пусть картинки (или фотографии) агрессивных состояний и поведения будут наименее привлекательными. Детям предлагается определить, какие состояния людей им больше всего нравятся и почему. Подчеркнуть - так непривлекательно выглядит злой человек со стороны. Хотите быть похожими?

Вариации: В зависимости от класса, уровня подготовленности детей, наличия подгрупп интенсивной коррекции, уже выполненной работы задания упрощаются или усложняются.

Обработка результатов: Накапливаются данные об изменении состояний и эффективности коррекционной работы.

Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.

4 занятие

Нехочуха.

Цель.Разрядка агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие чувства юмора, раскрепощение.
Инвентарь. Не требуется.
Число участников. Любое.
Участие взрослого. Обязательно.
Содержание. Взрослый читает стихотворение, показывая при этом движения, которые повторяют дети.
Я сегодня рано встал, (Потягиваются.)
Я не выспался, устал!
Мама в ванну приглашает, умываться заставляет!
У меня надулись губы,
И в глазах блестит слеза.
Целый день теперь мне слушать:
- Не бери, поставь, нельзя! (Грозят пальцем.)
Я ногами топочу, я руками колочу... (Колотят руками по полу, коленям.)
Не хочу я, не хочу!!! Тут из спальни папа вышел: - Почему такой скандал? Отчего, ребенок милый, Нехочухою ты стал?
А я ногами топочу, я руками колочу... (Колотят руками по полу, коленям.) Не хочу я, не хочу!!! Папа слушал и молчал, А потом он так сказал: - Будем вместе топотать, И стучать, и кричать... С папой мы поколотили, И еще поколотили... Так устали! Прекратили...

Игра «остров забияк»

Цель: Профилактика агрессивного поведения.

Оборудование: Специальное оборудование не требуется.

Реализация: Добрая фея прилетает на остров, где живут одни забияки. Они все уже передрались между собой, ходят в синяках, разодранной одежде, с разбитыми носами. Пусть дети изобразят все это: не скупитесь на черную, синюю и красную краску. Никто ни с кем не разговаривает, не мирится, ничем не делится. «Хорошо вам?» - спрашивает фея. «Нет, худо нам, плохо», - отвечают дети. «А почему вам плохо?» - продолжает фея... и т. д. Допишите сценарий сами, опираясь на уровень и возможности ваших учеников.

Вариации: Можно разыграть сценку, выставив в качестве главных отрицательных героев всем известных хулиганов.

Обработка результатов: По поведению детей определяется, кто и как воспринимает агрессивное поведение.

Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.

5 занятие

Конкурс хвастунов.

Цель. Повышение самооценки, развитие эмпатии.
Число участников. От трех человек.
Участие взрослого. Обязательно.
Подготовка. Взрослый спрашивает детей, приходилось ли им когда-либо хвастаться. Каждый ребенок может рассказать свою «хвастушку». После чего взрослый предлагает им еще похвастаться, но не совсем обычным способом.
Содержание. Дети сидят в кругу и по очереди хвастаются успехами своего соседа справа: «У меня самый лучший сосед справа - Катя. Она лучше всех умеет бегать, весело смеяться».
Рекомендации. Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может либо помочь сам, либо предложить водящему попросить помощи у любого члена группы. Когда конкурс хвастунов закончится (дети скажут что-то хорошее про всех присутствующих), взрослый обсуждает с ними, что было приятнее: слушать, как про тебя говорят хорошие слова, или доставлять радость другому. Можно поговорить о том, трудно ли было вспомнить что-то хорошее о другом, что ребят удивило больше всего в высказываниях. 

 

Игра «Поссорились и помирились»

Цель: Коррекция агрессивного поведения.

Оборудование: Не требуется. Играют все желающие. В пары желательно поставить тех детей, которые сейчас в ссоре друг с другом.

Реализация: Действие первое. Двое детей изображают поссорившихся друзей. Они стоят спинами друг к другу и притопывают ногами,руки на поясе, сложенные на груди или за спиной. Звучит угрюмая музыка.

Действие второе: Дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. Потом обнимаются и уходят.

После игры проводится этическая беседа:

1.Что лучше - ссориться или дружить?

2. Пользу или вред приносят ссоры?

З. Как помириться, если вы уже поссорились?

4. Как долго можно быть в ссоре с другом?

5. Нужно ли прощать обиды?

6. Как простить обидчика, чтобы с ним не ссориться? И  т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика и коррекция агрессивного поведения у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КООРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШК...

Программа коррекции агрессивного поведения младших школьников «Играя, победишь вражду»

Цель программы: научить детей контролировать свои агрессивные устремления и выражать их в формах, приемлемых в обществе. Задачи: • учитывать возрастные особенности ребенка • прививать ему новые фо...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...

Коррекция агрессивного поведения младших школьников

Коррекция агрессивного поведения у младших школьников...

ПРОЕКТ "КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ АРТ - ТЕРАПИИ.

Понятие «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе. Причины и виды....

Доклад на тему "Коррекция агрессивного поведения младших школьников"

Ситуация, сложившаяся в современном образовательном пространстве и обществе в целом (рост насилия и жестокости), требует ведения работы по коррекции агрессивных форм поведения, начиная с детей начальн...