Доклад на тему: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»
консультация

Зубарева Юлия Васильевна

Новое качество образования может быть доступно лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения.

Новое качество образования может быть доступно лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Это требует от учителя особых подходов в образовании и воспитании. Знания здоровьесберегающих технологий – составляющая профессиональной технологи компетентности учителя. Учитель, использующий эти технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления, учащихся на уроках. У них развивается внимание, память, творческое воображение, формируется мышление, свобода суждений.

В 2008 г. на базе школы № 71 г. Краснодара состоялась презентация опыта учителя И. В. Посметной – победителя конкурса на получение денежной премии Президента РФ. Ирина Васильевна показала мастер-класс по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в начальной школе по методу В. Ф. Базарного. И хотя учителям начальных классов, проработавшим в школе не один десяток лет, этот метод хорошо знаком, им было интересно посмотреть урок коллеги, а учителям, недавно пришедшим в школу, поучиться у опытного педагога, как он мастерски использует рекомендации В. Ф. Базарного.

Обучение учащихся в режиме смены динамических поз. Для этого используется специально ростомерноя мебель с наклонной поверхностью парты и конторки. Часть урока дети стоят за конторкой, другую часть сидят за партой, тем самым сохраняя вертикаль позвоночника, укрепляя осанку. В 1 классе дети меняют позу через 5 минут, во 2 – 4 классах – через 12 -15 минут. Работа, стоя за конторкой, способствует формированию координации и равновесия, профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, сердечо-сосудистой системы, близорукости. Уставшие от учебы могут выйти из-за стола, сесть или прилечь на диван.

Проведение уроков в режиме движения наглядного материала за счет максимального удаления от глаз детей учебного дидактического материала.  Для этого используются подвижные «сенсорные кресты»: деревянные планки, подвешенные к люстре в углах класса, на которых располагаются дидактические материалы, карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, которые раскладываются в любой точке класса. Дети всматриваются в даль и там самым снимают напряжение с глаз. Карточки с дидактическими заданиями располагаются в классе везде:  на книжных полках, на окне, даже за выключателем.

Методика сенсорно – координаторных тренажей «Четыре угла». Все упражнения выполняются в свободной позе: дети делают движения головой, глазами и туловищем в течение 1,5 – 2 минуты. В четырех углах кабинета фиксируются яркие изображения: картинки, схемы, слова, формулы, числа, фигуры, правила, сюжеты из сказок, пейзажи и т. д. Здесь присутствует важный эмоционально-мотивационный фактор, который повышает физическую и психологическую активность детей на уроке.

Методика зрительно - координаторных тренажей. Схема-тренажер находится на потолке. Незамысловатые круги и восьмерки – схемы-траектории – используют для разминки и укрепления мышц глаз. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно дети делают непроизвольные движения головой, шеей, туловищем. По мнению доктора В. Ф. Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за один учебный год, и он может отказаться от очков.

Для расширения зрительного горизонтов и развития воображения применяются экологические панно (2 * 3 м.). На панно изображается уходящий в бесконечность пейзаж. С помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года.

Обязательным учебным предметом доктора В. Ф. Базарного является детское хоровое пение. Пение является мощным средством балансировки нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата, органов дыхания. Познание мира детьми осуществляется на основе зрительно-образного моделирования в режиме одухотворенной перспективы.

Подводя итог, И, В, Посметная дала несколько рекомендаций. Прежде чем начать работу по методике В. Ф. Базарного, необходимо узнать соответствующую литературу по валеологии, ознакомиться с опытом использования здоровьесохраняющих принципов обучения и воспитания в школах. Невозможно представить учителя с авторитарным подходом к учебному процессу в классе, где внедряется подвижный способ обучения. Учителю необходимо постоянно перемещаться по классу, быть активным, чтобы дети следили за ним. Для восстановления связи между зрением и общим мышечным чувством весь урок строится в режиме «динамических поз». Прежде всего, учитель должен быть готов к построению урока с учетом здоровьесберегающих технологий.

Технология В. Ф. Базарного помогает учителю стать раскрепощенным, повысить творческий потенциал, значимость и престиж профессии в обществе. И только такой учитель сможет сделать свободным, раскрепощенным подрастающее поколение.

Доклад на тему:

«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения

«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»Советы родителям....

«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения» Классное родительское собрание

Разработка классного родительского собрания во 2 классе  «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»...

Классное родительское собрание 2 класс (Чупина Т.И.) «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»

Ход классного родительского собрания по ЗОЖ, презентация и советы родителям по созранению здоровья детей....

Создание здоровье сберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения

Знание здоровье сберегающих технологий важная составляющая технологий компетентности современного учителя. Используя технологии учитель разрешает проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроке....

Создание здоровьесберегающего пространства как условия повышения качества обучения и воспитания младших школьников

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и...

Презентация "Здоровьесберегающая образовательная среда как условие повышения качества образования обучающихся"

laquo; Интерес к учению есть там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха»   Нестандартный урок- это « импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структу...