Статья "Взаимосвязь самообразования и самоопределения младших школьников
статья на тему

Симачкова Любовь Николаевна

Актуальность проблемы самообразования младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь самообразования и самоопределения младших школьников

Подготовка младших школьников к самообразованию и самоопределению является составной частью концепции формирования самостоятельности школьника (Н.В.Бочкина)

Классики педагогики и методики начального обучения К.Д. Ушинский, Н.А.Корф, Д.И.Тихомиров, В.П.Вахтеров всегда признавали за младшими школьниками способность  к самостоятельному приобретению знаний и призывали учителей обучать детей необходимым умениям и навыкам, пробуждать у них жажду знаний.

Проблема самообразования и самоопределения младших школьников является актуальной и далеко не бесспорной. В некоторых трудах высказывается мнение, что вопросами подготовки к самообразованию начальная школа заниматься не может. Если согласиться с  подобным мнением, возникает довольно – таки парадоксальное положение: у ребенка учебная деятельность становится ведущей с первого класса, а систематически и планомерно обучать его умению учиться, умению самостоятельно работать предлагается начинать только со средних классов школы. В исследованиях психологов  Л.И.Божович и Е.Ф. Рыбалко выявилось, что уже в дошкольном возрасте начинается дифференциация детских интересов по их специфике и что учащиеся первого класса проявляют интерес к тем знаниям, которые требуют определенной интеллектуальной активности и умственного напряжения, а к 10 – 11 – тилетнему  возрасту у детей начинает возникать избирательный интерес к отдельным учебным предметам. У некоторых ребят интерес становится устойчивым и побуждает их по собственной инициативе искать дополнительные источники знания, т.е. по существу заняться самообразованием.

На наш взгляд решению проблемы самообразования и самоопределения способствует организация процесса обучения как учебной жизнедеятельности младшего школьника. «Обучение должно стать частью жизни ребенка» (Г.Доман. Как дать ребенку энциклопедические знания. – М., 2000. – С 312).

 ФГОС расширяет возможности учителей в решении  выше названных вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный кабинет как центр самоопределения младшего школьника

С целью оптимального использования ресурсов кабинета начальных классов была создана образовательная среда, которая основывается на принципе поддержки самоопределения воспитанника....

Тема по самообразованию «Повышение компетентности младших школьников через формирование информационной культуры и информационной грамотности» 2014г

В докладе говорится о формировании информационной культуры и информационной грамотности младших школьников....

Управление самообразованием и самосовершенствованием младших школьников

Школьный возраст — это пора, когда начинается процесс самовоспитания и самосовершенствования, подготовки к будущей самостоятельной жизни. В этом важном деле обязательна помощь родителей и педагогов, н...

Использование метода проектов на уроках технологии как средство самоопределения младших школьников.

Выбор профессии - это важный шаг в жизни каждого человека. Сегодня это особенно актуально. В связи с этим необходимо понимать, что процесс обучения в начальной школе должен быть направлен на осознанно...

Тема самообразования " Формирование самооценки младших школьников"

Материал содержит мастер- класс по теме самообразования " формирование самооценки младших школьников" и презентацию по данной теме....

Моя тема самообразования "Нравственное воспитание младших школьников"

В данной публикации представлена работа по самообразованию: актуальность, план работы, способы изучения данной проблемы, используемая литература....

Проблема по самообразованию «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Проблема по самообразованию "Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"....