Описание системы работы учителя начальных классов.
статья на тему

Кузнецова Лариса Сергеевна

         Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

          Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

           Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, особенно в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Я, как учитель начальных классов, продолжаю поиски педагогических технологий, позволяющих сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющего здоровья моих учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_raboty.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ГОРОДА КИНЕЛЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КИНЕЛЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

__________________________________________________________________

Описание системы работы

учителя начальных классов

Кузнецовой Ларисы Сергеевны

Кинель, 2012

                                                         Деньги потерять – ничего не потерять,

                                                        время потерять – многое потерять,

                                                        здоровье потерять – все потерять!

                Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

               Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

              Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, особенно в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Я, как учитель начальных классов, продолжаю поиски педагогических технологий, позволяющих сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющего здоровья моих учеников.

               Здоровье ученика зависит и от общения с педагогом, и от нагрузки на уроке, и от хорошо проработанного урока с использованием современных технологий. Готовясь к уроку, важно продумать смену видов учебной деятельности, избегать однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление, использование приемов активизации освоения новых знаний.

               На своих уроках часто применяю игровые технологии, использую в своей практике нестандартные уроки (урок – игра, урок – соревнование, урок – сказка, урок – экскурсия). В игровой форме на уроке русского языка провожу словарную работу (дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова), на уроке математики для закрепления знаний последовательности чисел провожу игру «Быстро занять свое место!» (дети собирают разбросанные жетоны с номерами и по команде спешат занять свое место.) Также можно использовать различные игры на развитие внимания, памяти, слухового восприятия («Кто быстрей?», «Наблюдатель», «Мартышки»). Применение игровых технологий на уроке способствует мотивации к изучению предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность ребенка.

                Часто на уроках организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям легче учиться вместе. При групповой работе дети могут работать и сидя, и стоя – это помогает избежать длительного сидения за партой.

                Необходимость применения на уроках информационных технологий сегодня очевидна, поэтому стараюсь использовать на уроках  компьютерные технологии. Гораздо интереснее подать материал в форме презентации, а оценить знания с помощью теста, а к тому же все это снижает утомляемость учащихся.

                Школьная перегрузка и малоподвижность на уроке приводят к переутомлению, что негативно влияет на здоровье учащихся. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, то утомление накапливается и переходит в переутомление. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность.

Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности. В учебном процессе этому помогут следующие оздоровительные мероприятия:

   - утренняя гимнастика до занятий;

   - физкультурные минутки на уроках;      

   - динамические паузы;

   - уроки физической культуры;

   - уроки здоровья;

   - дни здоровья и спорта.

                  Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья. Именно комплексное использование позволяет выполнить примерный объем двигательной активности.

Оздоровительные мероприятия в режиме дня.

Утренняя гимнастика до занятий.

                Утренняя гимнастика является хорошим организационным и мобилизирующим фактором, происходит настройка всех функций и систем организма на нужный ритм, что постепенно приводит к повышению общей работоспособности.                  

                 Каждый рабочий день в классе начинается с гимнастики, которая длится 5 минуты. Её проводит дежурный ученик. За основу взят комплекс упражнений доктора С. С. Коновалова:

1. наклоны головы вперед, возвращение в и. п.;

  1. наклоны головы назад, возвращение в и. п.;
  2. повороты головы вправо, возвращение в и. п.;
  3. повороты головы влево, возвращение в и. п.;
  4. вращение головы вправо;
  5. вращение головы влево;
  6. круговые движения плечами вперед;
  7. круговые движения плечами назад;
  8. руки вверх, вращение кистями рук;
  9.  руки над головой, сгибание и разгибание пальцев;
  10.  руки вниз, три хлопка по ногам;
  11.  руки вверх, потянуться;
  12.  руки вверх, прогнуться;
  13.  руки вниз, три хлопка по ногам, встряхнуть пальцы рук;
  14.  перекатывание с пяток на носки, стоя на месте;
  15.  вращение туловищем в одну, затем в другую сторону.

Дети с большим удовольствием сами подбирают комплекс упражнений для утренней гимнастики.

Физкультурные минутки.

                 Это кратковременные (1-3 минуты) перерывы на уроках для проведения физических упражнений. Они необходимы для того, чтобы снять утомление различных мышц, восстановить умственную работоспособность, предупредить нарушение осанки, снять зрительное утомление, поднять настроение. Существуют различные виды физкультминуток:

- упражнения для снятия общего утомления;

              *  *  *

Раз, два, три, четыре, пять,

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире,

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать –

Раз, два, три, четыре, пять.

Релаксация

(учитель читает текст, дети выполняют действия)

В лесу светит солнышко. Все деревья потянулись к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы согреться.

(дети поднимают руки вверх, поднимаются на носки)

Но вот подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны.

Но крепко держатся корнями деревья. Ветер стих, но принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые капли дождя.

(дети качаются, легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди)

Дождик стучит все сильнее.

(дети усиливают движения пальцев рук)

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветками.

(проводят ладонями по спине)

Но вот снова появилось солнышко. Деревья обрадовались, отряхнули с листьев лишние капли дождя. Они почувствовали свежесть, бодрость, радость жизни.

(дети опускают руки вниз, садятся за парты).

- упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика);

               «Помощники»

Вот помощники мои, их как хочешь поверни

(смотрят на раскрытые ладони):

И вот эдак, и вот так – не обидятся никак

(потирают руки)

Раз, два, три, четыре, пять

(хлопают в ладоши)

Не сидится им опять

(встряхивают кистями).

Постучали (стучат по столу),

Повертели (круговые вращения кистями)

И работать захотели (потирают руки).

Поработают немножко (хлопают в ладоши),

Мы дадим им отдохнуть

(складывают ладони вместе).

Постучали (стучат по столу),

Повертели (круговые вращения кистями) –

И опять пустились в путь

(хлопают в ладоши).

           

              «Ушки»

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

(пальчики в кулачок, выставляем вверх указательный и средний пальцы, шевелим ими вперед и назад)

 

- упражнения для глаз;

      *     *     *

Долго тянется урок –

Много мы читали.

Не поможет и звонок,

Раз глаза устали.

Глазам нужно отдыхать,

Знай об этом каждый.

Упражнений ровно пять,

Их запомнить важно.

1. закрыть глаза, сделать вдох, выдох (5 раз);

2. сильно зажмурить, потом открыть глаза (5 раз);

3. руки на пояс, повороты головы влево, вправо, моргая часто глазами

    (5 раз);

4. рисуем солнце и лучи глазами (5 раз);

5. делать упражнения руками и следить за кончиками пальцев рук (5 раз).

Если глаза устали, выполните такие упражнения:

1. зажмурьте глаза, а потом откройте их (5 раз);

2. делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз –    

    направо – вверх – налево – вниз (10 раз);

3. вытяните вперед руки, следите глазами за ногтем указательного пальца,

   медленно прижмите его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно

   (5 раз);  

4. посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

- упражнения для осанки;

             «Держи осанку»

             Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены.

Заведите руки за спину, соедините ладони.

Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника.

Локти поднимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад.

Дыхание спокойное.(15-20 секунд)

Медленно вернитесь в исходное положение.

Встряхните кисти рук.

 - дыхательные упражнения.

              Физкультминутки можно проводить стоя, сидя за партой. Дети очень любят физкультминутки в стихотворной форме. Физкультминутки позволяют использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

Динамические паузы.

              Систематически в процессе обучения в начальных классах в середине учебного дня проходят динамические паузы, в ходе которых дети выполняют различные упражнения с мячами, ритмичную гимнастику под музыку, совершают прогулки и игры на свежем воздухе. Активный отдых, подвижные игры на свежем воздухе приносят больше пользы организму, чем перемены, проводимые в помещении школы. Часто динамические паузы проходят в сюжетной форме и в форме игр «Бармалей и дети», «Гипнотизер» и другие. Динамические паузы дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться и с новыми силами приступить к учебе.

               Сказка «Репка»

             Условия игры такие. В дальнем углу ковра садятся от каждой команды по одному участнику – это Репка. В ближней стороне ковра выстраиваются члены команды: Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка. Первым к Репке бежит Дедка, обегает ее и возвращается. Следующий игрок, Бабка, берется за талию Дедки, и они уже вдвоем обегают Репку и возвращаются за следующим игроком. В конце игры, когда все персонажи цепочкой будут обегать Репку, она должна уцепиться за Мышку, и вся команда вместе с Репкой возвращается на старт. Выигрывает та команда, которая первой прибежит на старт.

Уроки здоровья

              На уроках здоровья можно дать больше знаний о важности быть здоровым. Уроки здоровья проводятся как на уроках окружающего мира, так и на внеклассных мероприятиях. На этих уроках дети путешествуют по стране Здоровья, где много разных городов с необычными названиями, такими, как Физкультура, Режим дня, Правильное питание, город Неболеек, Здоровейск. Дети с удовольствием отправляются в удивительные путешествия, чтобы узнать, как следить за своим здоровьем, научиться методам профилактики простудных и вирусных заболеваний, а также познакомиться с правилами сохранения зрения и слуха. В подготовке к урокам здоровья дети принимают активное участие, делают сообщения, ищут дополнительный материал, обмениваются личным опытом и наблюдениями.

Дни здоровья и спорта

            В нашей школе традиционными стали Дни здоровья и спорта.

Спортивные праздники, дни здоровья, недели игр – незаменимые средства профилактики – и даже лечения! – различных нарушений в состоянии здоровья детей.

Со своими учениками я провела такие спортивные мероприятия:

- «Зов джунглей»;

- «День здоровья»;

- «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»;

- «Веселые старты»;

- «А ну-ка, мальчики»;

            Цель этих мероприятий – формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

            Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея понятия о правильном питании школьников. От того, насколько правильно и качественно организованно питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности. Поэтому к вопросу организации здорового питания учеников, я стараюсь привлекать и родителей. 90% учащихся моего класса питаются горячими обедами в школьной столовой.  

Внеклассная работа

               В  рамках воспитательной системы нашей школы работает программа  формирования  здорового образа жизни школьников «Академия красоты и здоровья человека 21 века».

               Все мы жители  «Города Здоровейска» и живем под девизом

«Если хочешь быть здоровым, будь им!».

Законы жителей «Города Здоровейска»:

- Соблюдай режим дня!

- Заботься о личной гигиене!

- Правильно питайся!

- Больше двигайся! Движение – это жизнь!

- Будь добрым!

              Дети выполнили замечательный проект «Приглашаем в город Здоровейск». Работая над этим проектом, они высказывали свое мнение о жизни города, каким он должен быть, составили карту города, придумывали девиз и символику, уточнили перечень полезных дел.

              Вместе с учениками мы в начале каждого учебного года составляем план работы кафедры.

              В 1 классе мы работали на кафедре «Кладовые Матушки Природы».

Главные идеи и цели этой кафедры:

- духовное общение с Природой как источником красоты, гармонии и

  здоровья человека;

- открытие целительных и терапевтических сил Матушки Природы;

- раскрытие резервов собственного организма и освоение секретов

  поддержания и укрепления здоровья, данных человеку от Природы.

Мы встречались с Матушкой Природой в ее кладовой, осваивали секреты целительных сил растений в кладовой Матушки Природы, набирались сил в санатории «Солнце, Воздух и Вода», брали уроки Здоровья у друзей Матушки Природы, проводили Ярмарку даров природы.

              Во 2 классе мы перешли на кафедру «Центр доктора Неболита».

Главные идеи и цели этой кафедры:

- обучение науке быть здоровыми физически и психологически;

- познакомиться с методами укрепления физического здоровья;

- формировать навыки общения друг с другом;

Для преодоления этих целей мы провели следующие мероприятия:

- посещали «спортзал доктора Физкульт-Привета», «стадион Здоровей-ка» и «Аптеку Доктора Смеха»; «Страшный Вирус»;  

- брали уроки у доктора Закаляйкина и Пилюлькина;

- провели классные часы «Человек человеку – лекарство», «Эмоции и  здоровье», «Твори добро», «Страшный Вирус», «Если хочешь быть здоров –   закаляйся!», «Чихали мы простуду. Народные рецепты», «Курение или здоровье – выбирайте сами»;

                В 3 классе свою работу продолжили на кафедре «Центр Гигеи – богини красоты и здоровья».

Уроки Гигеи помогли детям:

- узнать о том, как нарушаются нормы ухода за своим телом;

- приобщиться к  гигиенической культуре человека в зависимости от его пола

  и возраста;

- освоить систему знаний и умений по уходу за своим телом.

Мы встречались с помощниками Гигеи Мастерами ухода за собой,    получили у них консультации по проблемам, касающимся вопросов гигиены, посетили Уроки красоты и здоровья.

Тематика занятий в «Центре Гигеи – богини красоты и здоровья»:

  1. Откуда берутся грязнули?
  2. Чистота – залог здоровья.
  3. Как сохранить улыбку красивой.
  4. И глаза вам скажут «спасибо»!
  5. Секреты «Белозубой Улыбки».
  6. Гигиена для девочек.
  7. Гигиена для мальчиков.

Данные вопросы обсуждались как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.

Работа с родителями

               Здоровье детей – одна из главных проблем не только школы, но и семьи. Поэтому проблему здоровья наших детей надо решать сообща. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми. Вместе с родителями мы обсуждаем следующие темы:

- «Режим дня школьника»;

- «Здоровье надо беречь с детства»;

- «Физическое воспитание в семье – залог здоровья ребенка»;

- «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»;

- «Детская тревожность»;

- «Я разговариваю с сыном»;

- «Организация горячего питания»;

- «Правильное питание – залог здоровья ребенка»;

- «Как организовать отдых ребенка в каникулы».

               Родители активно принимают участие в жизни класса, помогают в проведении различных мероприятий, я могу в любой момент обратиться к ним за помощью.

              Опытом своей работы делюсь с коллегами на педагогических советах, предметных школьных кафедрах, семинарах и конференциях, открытых уроках. Принимала участие в окружном конкурсе «Здоровая школа – школа Здоровья», где заняла II место в номинации «За эффективное применение здоровьесберегающих методов и средств в педагогической деятельности ».

                Работая в проекте «Академия красоты и здоровья 21 века», мы принимали участие в VI Международной научно-практической конференции «Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века», в  педагогическом форуме «Партнерство через образование» и VI Международной научно-практической конференции «Педагогический процесс как культура деятельности», где провели мастер-классы и были награждены дипломами.

                Работая по этой воспитательной системе, мои дети получили знания о важности быть здоровыми, стали более организованными, самостоятельными, научились интереснее проводить свободное время, с удовольствием включаются во все виды деятельности. Они стали более жизнерадостны, оптимистичны, открыты в общении со сверстниками и педагогами.

                За годы действия в школе программы формирования здорового образа жизни школьников, повысился процент успеваемости и качества знаний, интерес учеников к учебе и общим делам класса и школы, существенно понизился уровень тревожности, сократилась частота острых заболеваний, уменьшилось число часто и долго болеющих детей.

               Я, убеждена, что основная цель учителя – сделать своих учеников успешными, а, значит, ввести их в мир здоровыми людьми. Ведь каждый ребенок рожден не только для того, чтобы мы его учили, чтобы ходить в школу. Он рожден для жизни, чтобы быть счастливым.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....

описание опыта работы учителя начальных классов Алешиной Юлии Михайловны

Моя педагогическая концепция«Через творчество к звездам»Описание системы работы Алёшиной Юлии Михайловны,учителя начальных классов МСОШ №31 с углубленнымизучением предметов художественно-эстетического...

Описание системы работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево» Зверевой Наталии Александровны

Описание инновационной деятельности по актуальным проблемам образования....

Описание системы работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево» Зверевой Наталии Александровны

Описание инновационной деятельности по актуальным проблемам образования....

Описание системы работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево» Зверевой Наталии Александровны

Описание инновационной деятельности по актуальным проблемам образования....

Описание системы работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево» Зверевой Наталии Александровны

Описание инновационной деятельности по актуальным проблемам образования....

Описание системы работы учителя начальных классов МБОУ "СШ № 4 г. Нижний Ломов"

Экологическое воспитание - это сложный педагогический процесс. Он формирует систему отношения человека к самому себе с позиции его отношения к природе. Поэтому, воспитание ценности природы, как источн...