Программа "Студия мультипликации"
проект на тему

Ильсияр Рушановна Тухватуллина

Предмет «Студия мультипликации» предполагается как предмет дополнительного образования в начальных классах с 1 по 4 класс .

Сущность его заключается в предоставлении возможности ученикам для активной практической деятельности, направленной на создание художественного, социально значимого продукта, которая (деятельность) базируется на трех китах: лепка (рисование), фотография, компьютерная обработка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

"Гимназия №1" Чистопольского муниципального района РТ

Программа "Студия мультипликации"

Руководитель студии : учитель начальных классов

Тухватуллина Ильсияр Рушановна

2014 год

Пояснительная записка

Предмет «Студия мультипликации» предполагается как предмет дополнительного образования в начальных классах с 1 по 4 класс .

Сущность его заключается в предоставлении возможности ученикам для активной практической деятельности, направленной на создание художественного, социально значимого продукта, которая (деятельность) базируется на трех китах: лепка (рисование), фотография, компьютерная обработка.

Почему была выбрана данная тематика? Предполагаются виды деятельности,

известные и любимые детьми: лепка и рисование, в контексте курса «Студия

мультипликации» они приобретают новое волшебное свойство: героев, созданных с их помощью, фотография и компьютерная программа заставляют оживать! Вот эта доля волшебства, тайны, которую под силу решить даже первокласснику, и привлекла авторов программы. Дети чувствуют себя волшебниками и это удивительно и радостно для них и

для их учителя. Как раскрывается творческий потенциал ребенка, почувствовавшего себя волшебником, крылья вырастают у него за спиной и не только во внеучебной деятельности, самое главное, в учебной деятельности он тоже может творить и быть повелителем тайн и загадок науки.

Как же решаются в курсе «Студия мультипликации» задачи образовательного учреждения и образовательной программы в условиях стандартов нового поколения?

Очень важны слова Д.Б. Эльконина: «Своеобразие и значение учебной деятельности заключается в том, что ребенок изменяет сам себя». Подтверждение им находим и в высказываниях Н.Ф. Виноградовой: «Младший школьник неравнодушен к тому, что он делает, осознает важность получения знаний, умеет ставить простые гипотезы и находить доказательства для их защиты, элементарно анализирует свою деятельность, оценивает успехи, ищет причины неудач и ошибок. Такое возможно, только если процесс обучения делает его субъектом учебной деятельности, школьника учат учить себя (учить + ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. В основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Более того, без

высокого уровня развития этих процессов вообще невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение. А ведь именно они определяют развитие творческого потенциала человека и формирование новых социальных ролей «я-ученик», «я-школьник».

Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие

воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинает занимать роль творца (организатора) своей деятельности. Ученик активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок, и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.»

Это – об обучении, проведем параллель с курсом «Студия мультипликации»: такая задача, как, например, имитация движения Колобка по дорожке, решается практически, опытным путем, разными способами достигается ее решение и определяется единственно верный способ (возможный в данных условиях). Рожденное знание – это личное

достижение каждого ученика, и он пытается его применить на следующем шаге, например, имитация мимики Колобка, дополняя и совершенствуя способ действия.

Необходимо развивать у школьника интерес не только к занимательным фактам и явлениям, но и к познанию их существенных свойств и закономерностей. Основными функциями данного предмета являются: дать возможность младшим школьникам путем создания мультипликационного ролика выразить свое отношение к жизни, к ее отдельным проявлениям; воспитывать человеческие качества на примере героев сказок, известных произведений; развивать творческие способности в разных направлениях:

 Литературное (составление сценария, диалога героев)

 Художественное (лепка из пластилина героев ролика, оформление декораций)

 Организаторское (режиссура: процесс фотосъемки, передвижения героев, раздача

ролей)

 Художественная фотография (владение фотоаппаратом, умение компоновать кадр,

использовать освещение)

 Компьютерное искусство (оформление фотографий в виде презентации PowerPoint,

MovieMaker)

Учебный материал и основные идеи курса разворачиваются по нарастающей с каждой ступенью обучения: так, в первом полугодии 1 класса дети создают героев и декорации, могут участвовать в составлении сценария, но пока являются наблюдателями процесса фотосъемки и компьютерной обработки фотографий. Во 2 классе они участвуют в фотосъемке и сами организуют развитие сюжета. Во 2-3 классе можно самим сохранять и вставлять фотографии в компьютерную программу PowerPoint, создавать презентации.

В 4 классе планируется создание индивидуальных мультипликационных роликов по собственному сценарию, их оформление в ПК и озвучивание. Начиная с 1 класса дети знакомятся с различными материалами, позволяющими создать образ героя. Постепенное овладение технической стороной курса начинается от помощи в фотосъемке до самостоятельной обработки фотографий на компьютере. Специфика данного предмета требует технического оснащения: фотокамера, штатив, компьютер, проектор для просмотра мультипликационного продукта. Методическая система достижения целей осуществляется путем совместного решения проблем, учебных задач в групповой, индивидуальной работе, поиска верного способа действия. Метод распределения ролей: у каждого ребенка в большей или меньшей степени проявляются способности и интерес в одном из творческих направлений (литературном, художественном, режиссерском, фотографии, компьютерном искусстве), в зависимости от этого он выбирает себе роль сценариста, художника, режиссера, фотографа, компьютерного аниматора или совмещает две или более ролей. Метод дифференцированного подхода: у ученика есть возможность самому, индивидуально поработать над своим произведением, есть возможность и поделить обязанности в группе и создать совместный ролик (например, один из детей лепит Колобка, другой – Лису, третий – деревья, четвертый – дорожку и траву). Отсюда вытекает следующий метод: Метод участия всех и каждого: в готовом мультфильме обязательно принимает участие каждый ученик, есть его доля в каком-то этапе производства. Метод оценки общественности: результаты (тематические мультфильмы) показываются на праздниках, классных часах, другим классам, родителям на родительских собраниях, учителям, учитывается их мнение и социальный запрос. Метод социальной значимости: обязательно в готовом продукте есть ведущая воспитательная нагрузка, а также есть тематические работы к знаменательным датам.

Курс «Студия мультипликации» актуален в настоящее время благодаря

интересному и близкому для учеников виду деятельности решаются развивающие и воспитательные цели обучения. Каждый ученик чувствует свою значимость, ведь он создает мультипликационные ролики: он учится (учит себя) очень четко, по шагам, по действиям решать поставленную задачу, при этом мотивация у детей очень высокая: они всегда видят результаты своей деятельности и могут показать их другим. Совместное

создание мультипликационных роликов позволяют раскрыть любую социальную проблему, показать ее всем, а значит, увидеть самому. Основной целью курса «Студия мультипликации» является создание условий, в которых ученик будет выражать себя, свое видение мира, постигать положительные и отрицательные человеческие качества через творческую деятельность. Задачи данного курса: - развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного мышления, речи), творческих способностей

- формирование общих представлений о создании мультипликации, о взаимосвязи

различных видов деятельности (составление сюжета, лепка, фотография, компьютерная

обработка)

- овладение детьми элементарными обобщенными, технико-технологическими,

организационными знаниями

- практическое применение детьми этих знаний в групповой и индивидуальной деятельности

Требования и ожидаемые результаты работы и критерии их оценки:

ожидается, что ученик будет представлять себе сущность процесса мультипликации (многократное повторение кадра с имитацией движения, или какого-то изменения), применять для создания героев разные материалы, прежде всего пластилин (конструктор Lego, рисунок, песок и др.), составлять простейший сценарий и проводить мероприятия по его осуществлению. Создание мультипликационного ролика, пусть из 10 кадров, пусть созданный группой, - это уже результат. Обязательно просматривается каждый ролик на

следующем уроке, обсуждаются недочеты и промахи, отмечаются удачные моменты. Возможно, с учетом ошибок и замечаний доснимается отдельный эпизод, или по его мотивам снимается другой. Высокой оценкой считается востребованность ролика, на празднике, на классном часе, на линейке, он показан - значит интересен другим людям.

Данная программа является модифицированной на основе адаптированного курса Л.А. Залоговой «Компьютерная графика».

Содержание.

1 класс (33ч). Знакомство с идеей мультипликации, с фототехникой происходит на практике, через пробы, от простейшего к сложному. Первая интерактивная открытка состоит всего из 2 кадров, создающих имитацию взмаха руки. Для первых роликов использованы простые сказки «Колобок», «Дюймовочка», в них можно передать как простое движение по горизонтали (Колобок бежит по дорожке), по вертикали (Лягушка погружается в воду), круговое движение (хоровод насекомых

вокруг Дюймовочки), так и более сложные – танец жука или полет ласточки Еще один из видов преобразования объекта на экране – его возникновение и исчезновение, его очень хорошо можно показать на примере построения снеговика и его таяния.

Познакомившись с основными движениями в кадре, дети создают социальные ролики по собственному сюжету. Эта работа требует большое количество часов: составление сценария, оформление декораций, лепка героев, съемка, пост/обработка. Зато на выходе получается настоящий социальный ролик. Предусмотрено знакомство с другими материалами для мультипликации – рисунком и изображением из песка (на тонком слое песка рисуется тонкой палочкой сюжет и меняется покадрово). На каждый из них отведено по три часа.

На конец года планируется работа по созданию собственного ролика с выбором материала, выбором формы работы (в группе или самостоятельно), выбором сюжета.

Все ролики в течение всего года обязательно просматриваются, лучшие

отбираются для презентации общественности.2 класс (34ч). Содержание во 2 классе усложняется частично самостоятельным

использованием фотоаппарата, тематически посвящено сказкам русским народным. В этом классе дополняются виды имитации движения, озвучиваются мультипликационные ролики.

3 класс (34ч). Содержание в 3 классе усложняется самостоятельной фотосъемкой, перекликается с известными историями про Смешариков. Лепка объемных героев, усложняется характер их взаимоотношений, а также вводится озвучивание ролика.

4 класс (34ч). Самостоятельная обработка фотографий в компьютерной программе, озвучивание. Вводится новый вид мультипликации – так называемая документальная мультипликация, с использованием фотографии людей, предметов покадрово, принцип тот же – использование штатива, съемка с небольшими изменениями, обработка в компьютере.

 

Методические рекомендации

Методические рекомендации по проведению урока в 1 классе по теме «Имитация мимики человека: интерактивная открытка «Портрет мамы»:

Необходимое оборудование: фотоаппарат на штативе, компьютер для обработки, пластилин, плоскость для съемки.

Лепка: Перед началом работы ребенку дается право выбора формы работы, он может делать индивидуальный портрет (крупный план) мамы, а может сделать собирательный образ (ростовой портрет) в группе. Если он работает в группе, тогда надо договориться о распределении ролей, кто делает платье, кто – голову, кто – волосы из жгутиков, кто – красивую рамку.

Работы оформляются на плоскости, прикрепляются к картону, отдельными

деталями делаются щеки, нос, губы, глаза, брови, все это прикрепляется к заготовке головы. Фотосъемка: Для имитации мимики человека надо сделать несколько кадров с небольшим изменением в портрете:

1 кадр Спокойное состояние лица

2 кадр Губы поднимаются в полуулыбке, волосы немного изменяют

положение

3 кадр Уголки губ подняты, волосы изменяют положение

4 кадр Губы сложены в улыбку, брови чуть приподняты, волосы

развеваются

5 кадр Губы сложены колечком, глаза закрыты веками, волосы развеваются

6 кадр Губы – колечком, глаза открыты, волосы развеваются

7 кадр Губы раздвигаются в улыбке, волосы опускаются

8 кадр Губы в улыбке, волосы опускаются

9 кадр Уголки губ опускаются, волосы опускаются

Если делаем ростовой портрет, изменяем положение рук (изображаем взмах руки), ног (танец или ходьба), шевеление платья. При фотосъемке можно объединить несколько портретов в одну композицию, при этом в каждом портрете будут происходить изменения (зависит от количества портретов).

Постобработка: в программе PowerPoint создаем презентацию, делаем

фотоальбом, в закладке «Смена слайдов» отмечаем короткое время для каждого слайда, при этом далаем цикличными кадры 1-9. Можно наложить детскую песню про маму и мультипликационный ролик, а точнее, интерактивная открытка, готов!

 Литература.

1. Теория развивающего обучения. В.В. Давыдов – М.: ИНТОР, 1996.

2. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / А.А. Залогова. – М.:

БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

3. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие / А.А. Залогова. – М.:

БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

4. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века». Под ред.

Н.С. Виноградовой – М.: «Вентана – Граф», 2008.

5. О стандарте второго поколения. Рассказывает вице-президент российской

академии образования, академик Александр Андреевич Кузнецов. -

Общероссийское общественное движение «Всероссийское родительское

собрание». Адрес в Интернете:

http://www.oodvrs.ru/article/index.php?id_page=20&id_article=948

6. Развернутое тематическое планирование. 1 класс. Образовательная программа

«Начальная школа ХХI века» / Автор-составитель Т.Н.Бровкина. – Волгоград:

Учитель, 2008.

7. Беседы с учителем. Методика обучения: 1 класс четырехлетней начальной школы /

Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: «Вентана – Граф», 2001.

8. Анимация. Онлайн-энциклопедия Кругосвет. Адрес в Интернете:

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/ANIMATSIYA.html#1

011421-L-104

9. Снимаем пластилиновый мультфильм. Материалы Интернет сайта

http://plasticine.org.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Счастливый случай!"( знатоки мультипликации)

  Игра «Счастливый случай» посвящена знанию мультипликации. Ее можно проводить в предновогодний период, так как на подготовительном этапе ребята готовят костюмы мультипликационных героев и по окончани...

Дети с ОВЗ и мультипликация.

Значение создания мультфильмов в развитии творческих способностей у детей с особыми возможностями здоровья....

Учебный проект «Мультипликация – волшебная страна»

Учебный проект   – это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при ...

конспект урока на тему:"Музыка в мультипликации"

Практически все любили смотреть телевизор, и тем более мультфильмы. Многие родители помнят, как они в детстве ждали начала «Спокойной ночи, малыши!» или «В гостях в сказки». Выбор был невелик. Но и се...

Прекрасный мир мультипликации

Прекрасный мир мультипликации....

Презентация к уроку МПД по теме Натурная мультипликация. Наш двор.(в программе Notebook)

На уроке "Межпреметная проектная деятельность" презентация используется на этапах: Мотивация, Актуализация знаний и Рефлексия деятельности....

«Детская мультипликация, как средство формирования учебной мотивации у младших школьников»

Примерная форма работы детской киностудии и её влияние на учебный процесс...