Технология развивающего обучения как условие достижения планируемых результатов.
методическая разработка (1 класс) на тему

Ковалёва Людмила  Александровна

Презентация и статья посвящены технологии развивающего обучения. Выступление на областной конференции 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Ковалёва Л.А.  

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов г.Ярцево

Технология развивающего обучения как условие достижения планируемых результатов.

Развивающий характер обучения в технологии Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова связан прежде всего с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. Как известно, в основе эмпирических знаний лежат наблюдения, наглядные представления, внешние свойства предметов; понятийные обобщения получаются путем выделения общих свойств при сравнении предметов. Теоретические же знания выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи.

         В системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:

  1. Предметом усвоения являются  общие способы  действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета.  Общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям.

Так, например, чтобы познакомить детей с приёмами сложения и вычитания на уроках математики,  сначала  рассматривается  понятие величины. Затем дети знакомятся с тем, что эту величину можно построить с помощью системы мерок,   вводится понятие формулы и схемы, каждая величина обозначается буквой, а затем уже каждая буква имеет определённое значение, которое получается в результате измерения величины.  В результате ребёнок понимает, что число – это какая-то величина.

  1. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия.

 Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован  в «чистом виде».  Параллельно арифметическим действиям вводятся графические и буквенные символы, затем  модели.                                  

  1. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи.  Поэтому, суждение ученика,  отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба  мысли.

Вычислительные умения, решение текстовых задач возникают на основе «открытия» и усвоения общих закономерностей.

Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения – формирования системы научных понятий, а также  учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным, поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик  учится  определять возможности и ограничения своих  действий и искать ресурсы их осуществления.

Таким образом, ученик учится учиться. В основе этого умения лежит позиция ученика, который не только владеет способами усвоения учебного материала, но и сам регулирует, контролирует и корректирует процесс своего учения. Решается задача формирования общеучебных умений через формирование основных компонентов учебной деятельности (мотивация,  принятие учебной задачи, действия по решению учебной задачи, контроль, оценка).

В отличие от традиционного, в развивающем обучении преобладает дедуктивный метод,  когда учащиеся исследуют природу понятия, находят в нём обобщающие положения или закономерности. И только овладев им, решают конкретные частные задачи.

Например, на уроках литературного чтения в третьем классе, дети сначала знакомятся с выразительными средствами, которые автор использует для наиболее  точного интересного раскрытия темы, причём эти средства дети находят самостоятельно, а затем учатся эти секреты использовать в своих работах.

Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи

 самоизменения  и творчески их достигает.  

Какие же методы использует учитель на уроках?

  • Проблематизация

Проблемное изложение (проблематизация) знаний. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но по возможности ведет их по пути открытия, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.

Новое содержание курсов учебных предметов становится доступным ученикам за счёт поисково-исследовательской деятельности, которая обеспечивается и особым методом развивающего обучения –

  • метод решения учебных задач.

Учебная задача – это такие действия учащихся  с учебным материалом, в результате которых выстраиваются гипотезы, определяется ход поиска, открывается новый способ действия, помогающий детям овладеть новым понятием, что и составляет учебную деятельность в развивающем обучении.

Именно метод решения учебных задач даёт возможность  цель, поставленную учителем на уроке, сделать целью самих детей.  Принимая цель урока как свою личную, ребёнок  активно включается в коллективный учебный диалог, учебное общение, в процессе которого выстраиваются и проверяются гипотезы, определяется ход поиска, открываются новые способы, новые понятия. Этот метод требует отношения сотрудничества, делового партнёрства. Необходимым условием совместной деятельности является коллективный диалог.  Найденный в процессе диалога способ решения задач остаётся открытым для критической оценки и коррекции при столкновении с новыми обстоятельствами.

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий:

  • принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;
  • преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
  • моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;
  • преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
  • построение системы частных задач, решаемых общим способом;
  • контроль за выполнением предыдущих действий;
  • оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
  • моделирование

Решить задачу теоретически - значит решить ее не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ.

Поскольку в учебной модели изображается некоторое всеобщее отношение, найденное и выделенное в процессе преобразования условий задачи, то содержание этой модели фиксирует внутренние характеристики объекта, наблюдаемые непосредственно. Таким образом, учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа, затем сама может являться особым средством мыслительной деятельности человека.

  • Содержательная рефлексия - поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных мыслительных действий.   Например, на уроках литературы – это может быть сочинение.

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных  универсальных учебных действий  выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, логическими действиями и операциями, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

                                          Список  литературы:

1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. и др. « Планируемые результаты начального общего образования» / под редакцией Ковалёвой Г.С., Логиновой О.Б. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- ( Стандарты второго поколения).

1.Воронцов А.Б. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова/ А.Б.Воронцов, Е.В.Чудинова.- М.:Рассказов Ъ, 2004.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачёва И.Н., Шилкунова З.И.  Урок в развивающем обучении: Книга для учителя/ -М.Вита-Пресс,2008

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

4. Шакина Г.В., Развивающее обучение в начальной школе: специфика учебной деятельности, проекты уроков/ Волгоград: Учитель,2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель системы оценки достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО

Модель системы оценки достиженияпланируемых результатовв условиях реализации ФГОС НООПримерная модель системы оценки достижения планируемых результатов разработана в соответствии с требованиями Федера...

Использование технологий развивающего обучения в условиях реализации ФГОС.

В статье раскрывается возможность реализации ФГОС НОО средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова, целостность учебных комплектов, предметное содержание, активизация различных типов мышления...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)....