Урок психологии в 4 классе по теме "Классификация предметов и явлений"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Вагина Юлия Дмитриевна

                      Цели занятия: познакомить учащихся классификацией и  правилами выполнения классификаций, учить применять полученные знания на практике.              

                      Задачи:  Обучать детей анализировать объекты, с целью выделения существенных, несущественных признаков предметов, обобщать, осуществлять классификацию предметов и явлений.

                                        Способствовать развитию познавательных процессов. Развивать познавательные интересы и  способности  каждой личности.                

                                       Воспитывать культуру общения, умения действовать в команде, интерес к предмету психологии, чувство коллективизма, сотрудничества,  уверенность в своих силах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок психологии, в 4 классе,

по программе «Учимся мыслить логично»,

Тема: Классификация предметов и явлений.

Цели занятия: познакомить учащихся классификацией и  правилами выполнения классификаций, учить применять полученные знания на практике.

Задачи:

Обучать детей анализировать объекты, с целью выделения существенных, несущественных признаков предметов, обобщать, осуществлять классификацию предметов и явлений. Способствовать развитию познавательных процессов.

Развивать познавательные интересы и  способности  каждой личности.

Воспитывать культуру общения, умения действовать в команде, интерес к предмету психологии, чувство коллективизма, сотрудничества,  уверенность в своих силах. 

Ход занятия:

  1. Ритуал начала занятия.

- Упражнение «Комплимент».  

  1. Вводная часть.

Тема нашего занятия: «Классификация предметов и явлений» (Слайд 2)

-   С чем мы сегодня познакомимся, что будем учиться делать?

Познакомимся с понятием классификация, будем учиться классифицировать предметы и явления.

Разминка по теме предыдущих занятий (работа по карточкам).

 

-   Что мы делали в этих заданиях?  Определяли существенные признаки предметов.

-   Существенные признаки – это какие признаки?...

Существенные признаки – это такие признаки, без которых предмет существовать не может. (Слайд 3)

-   Дано основное слово и слова в скобках. Из слов в скобках выберите  только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет быть не может. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные.

(Слайды 4 - 18)

Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

Сад (деревья, садовник, собака, забор, земля)

Аптека (здание, шкафы, покупатели, лекарства, больные)

Лев (цирк, уши, сено, надсмотрщик, глаза)

Лес (звери, сосны, деревья, грибы, небо)

Часы (время, браслет, календарь, циферблат)

Дерево (листья, дупло, плоды, корень)

Письмо (марки, конверт, почта, текст)

Тетрадь (письмо, обложка, листы, урок)

  1. Основная часть. Вхождение в тему занятия.
  • Сегодня мы учиться классифицировать. А что значит классифицировать?

(разделять на группы). Ответим на этот вопрос позже…

  1. Упражнение «Объедини  предметы»

Работа с наглядным материалом на доске (разделение карточек с изображениями предметов на группы)

Группы: растения: фрукты, овощи; профессии, транспорт, мебель, посуда, животные, инструменты, одежда.

- Что мы сейчас сделали? Мы провели классификацию.

- А что значить классифицировать? Разбить на группы (классы)…

- Запись в тетрадь:

Классификация – деление (разбиение) на группы (классы).         (Слайд 19)

Существуют правила классификации. О них мы сегодня тоже поговорим, но вначале, два примера разбиения на классы:                                                    (Слайд 20)

1 пример: дома делятся на одноэтажные и многоэтажные

2 пример: дома делятся на кирпичные и многоэтажные.

- Как вы думаете, в каком случае деление произведено правильно? Обоснуйте свой ответ…

Действительно, основное правило классификации – это деление на классы по одному основанию (признаку).                                                             

В первом случае дома делятся по этажности, а во втором по материалу и этажности – это неправильно.

Переделайте 2 пример так, что бы стало правильно. Основанием для деления возьмите признак «материал».

Запишите в тетрадь…

Делить на классы нужно по какому - то одному основанию (признаку). (Слайд 21)

Работа со слайдом. Деление на классы.                                                            (Слайд 22)   

Приведу примеры различного деления на классы, если я сделаю ошибку, хлопните в ладоши…

- звуки делятся на гласные и согласные;

-  животные делятся на домашних и динозавров (вымершие);

-  грибы делятся на съедобные и несъедобные;

-  люди делятся на мужчин (и женщин по половому признаку) и детей (подростков, стариков по возрасту);

-  числа делятся на чётные и нечётные;

- растения делятся на деревья и кустарники;

- части слова делятся на приставку и окончание

- Мы проводили классификацию по одному какому-то признаку.

Однако, есть примеры не совсем точной классификации…

Определите, где классификация не совсем точная?

В некоторых случаях деление на классы проведено не достаточно, т.к. перечислены не все классы (пример,  с растениями, показ диаграммы…)    (Слайд 23)

Значит, правильное деление должно быть таким, чтобы сумма всех классов была равна всему объёму понятия.

-  Ещё пример: части слова делятся на приставку и окончание.

Достаточно ли проведена классификация? (показ диаграммы)                         (Слайд 24)

Запись в тетрадь…

При делении нужно указывать все классы или добавлять слова «и т.д.», «и др.», «и т.п.».                                                                                                                        (Слайд 25)

- Возвратимся к упражнению на доске… как вы разбивали картинки на группы?

-  Вы сравнивали картинки и находили что – то общее между ними, какие то признаки…

- По какому признаку мы объединили предметы?

  • По категориям: фрукты, овощи, транспорт, посуда, одежда и т.д.

СПРАВКА:

Растения – организмы, обычно развивающиеся в неподвижном состоянии

Овощи – огородные плоды и зелень, употребляемая в пищу.

Фрукты – сочные, съедобные плоды какого-нибудь дерева

Животные – живые организмы, существа, обладающие способностью двигаться, чувствовать.

Инструменты – ручные орудия для производства каких-либо работ

Посуда – хозяйственная утварь, для еды, питья, хранения припасов

Мебель – предметы комнатной обстановки

Одежда - это совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело.

-  Можно ли данные картинки разбить на какие–то другие группы?

- Проводить классификацию можно по разным основаниям:                     (Слайды 26 - 29)

Категориальное объединение (растения, животные…)

Пространственное объединение:

-  живут в дикой природе (растения, животные),

-  имеют специальное помещение (транспорт, животные…)

Функциональное объединение:

- предметы потребления (растения, транспорт)

- живые существа, поддерживающие равновесие в природе (животные, растения)

- предметы использования человека

Аналитическое объединение:

- могутбыть определённого цвета (например, жёлто-зелёного цвета);

- могут иметь определённую форму (например, форму призмы);

- могут быть определённого размера

ОБОБЩЕНИЕ:                                                                                                        (Слайд 30)

Классифицировать – значит находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы, или классы. При делении нужно указывать все классы или добавлять слова «и т.д.», «и др.», «и т.п.».

Деление объектов на классы нужно отличать от деления объектов на части. Например, деревья делятся на классы: лиственные и хвойные; и деревья состоят из частей: корни, ствол, крона. Каждый класс классификации обладает всеми признаками общего понятия (хвойное дерево, лиственное дерево), а части не обладают признаками целого (ствол, это часть дерева, а не дерево).

  1. Разминка.   Этюд “Солнечный зайчик”.                                                      (Слайд 31)

Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носике, ротике, щечках, подбородке. Аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть — голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас. А вы улыбнитесь ему!

  1. Беседа по вопросам.

- Встречаемся ли мы в нашей жизни, с какими – либо классификациями?

Ваш школьный класс, 4 в – это тоже «совокупность объектов», объединённых по существенному признаку: вы дети 4 года обучения.

- Можно ли ваш класс разделить по каким – то другим основаниям?

Например, мальчики и девочки, есть дети 9 – летнего, 10 – летнего и других возрастов.

Вывод: класс можно разделить на разные группы по разным признакам, и один и тот же ученик может принадлежать к разным группам.

-   В процессе обучения мы часто встречаемся с классификациями, например, на уроках русского языка, математики…? Приведите примеры классов, групп (объединённых по какому-то признаку), которые вам известны…                      (Слайд 32)

1 группа: классификации на уроках русского языка;

2 группа: классификация на уроках окружающего мира;

3 группа: классификация на уроках математики.

-  Обсудите этот вопрос в своих группах и приведите примеры классификаций…

Русский язык: части речи, падежи, рода, члены предложения, части слова, знаки препинания…

Математика: чётные и нечётные числа, однозначные и многозначные числа, равенства, неравенства, геометрические тела и фигуры, математические знаки…

Окружающий мир: живая, неживая природа, растения, животные, реки, горы, водоёмы, населённые пункты, страны, осадки…

Изобразительное искусство: цвета, художественные инструменты, виды искусства, жанры искусства,  художники…

Литературное чтение: сказки, рассказы, стихотворения, устное народное творчество (поговорки, пословицы, загадки), русские и зарубежные писатели, поэты…

  1. Применение полученных навыков.

Упражнение «Четвертый лишний»                                                                      (Слайд 33)

- Приведены группы классификаций.

- Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:      

Клен, рябина, ель, подснежник.        

Береза, дуб, шиповник, тополь.

Яблоня, смородина, черемуха, берёза.

Осина, липа, дуб, ель.

                                                                                                                        (Слайды 34 - 36) 

Выполнение заданий по группам

1 группа.

Дедушка, учитель, папа, мама.

Иней, пыль, дождь, роса.

Молоко, сливки, сыр, хлеб.

Минута, секунда, час, вечер.

Василий, Федор, Семен, Иванов.

Дождь, снег, осадки, иней, град.

2 группа.

Молоток, топор, метла, отвёртка

Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, роза.

Река, озеро, море, мост, болото.

Стеклянный, деревянный, лёгкий, железный, пластмассовый.

Пословица, поговорка, басня, сказка, былина.

Треугольник, отрезок, квадрат, круг, прямоугольник.  

3 группа.

Запятая, точка, двоеточие, союз, тире

Холодный, горячий, теплый, кислый, ледяной

Роза, тюльпан, нарцисс, цветок, гладиолус

Справедливость, доброта, искренность, зависть, честность

Карась, окунь, рыба, щука

Столяр, шофёр, читатель, учитель

  1. Итоговое время.

Упражнение «Классификация понятий»

Найдите предметы по общему признаку и объедините в однородные группы.

Задание: найди слова, которые подходят друг к другу и относятся к одной группе

Выпишите однородные слова, дайте название классификации

Рефлексия занятия.                                                                                                    (Слайд 37)

-  Посмотри на «пушистиков». У них разные настроения. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.

Закончи предложения:

-  На уроке я узнал (а)... (дети пишут в тетрадь, затем зачитывают вслух).

                                                                                                                                                      (Слайд 38)  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация развивающего занятия по программе «Учимся мыслить логично » 4 класс Выполнила: педагог – психолог МБОУ НОШ № 3 города Балея Вагина Юлия Дмитриевна.

Слайд 2

Тема занятия: «Классификация предметов и явлений»

Слайд 3

Существенные признаки – это важные признаки , без которых предмет существовать не может. Пример, карандаш Существенный признак: наличие грифеля и корпуса Несущественные признаки могут изменяться. Несущественный признак: цвет, длина, материал

Слайд 4

1 команда Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

Слайд 5

1 команда Сапоги (шнурки, подошва , каблук, молния, голенище ) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

Слайд 6

1 команда Сапоги (шнурки, подошва , каблук, молния, голенище ) Река ( берег , рыба, рыболов, тина, вода ) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

Слайд 7

1 команда Сапоги (шнурки, подошва , каблук, молния, голенище ) Река ( берег , рыба, рыболов, тина, вода ) Город (автомобиль, здание , толпа, улица , велосипед) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

Слайд 8

1 команда Сапоги (шнурки, подошва , каблук, молния, голенище ) Река ( берег , рыба, рыболов, тина, вода ) Город (автомобиль, здание , толпа, улица , велосипед) Сарай (сеновал, лошади, крыша , скот, стены )

Слайд 9

2 команда Сад (деревья, садовник, собака, забор, земля) Аптека (здание, шкафы, покупатели, лекарства, больные) Лев (цирк, уши, сено, надсмотрщик, глаза) Лес (звери, сосны, деревья, грибы, небо)

Слайд 10

2 команда Сад ( деревья , садовник, собака, забор, земля ) Аптека (здание, шкафы, покупатели, лекарства, больные) Лев (цирк, уши, сено, надсмотрщик, глаза) Лес (звери, сосны, деревья, грибы, небо)

Слайд 11

2 команда Сад ( деревья , садовник, собака, забор, земля ) Аптека ( здание , шкафы, покупатели, лекарства , больные) Лев (цирк, уши, сено, надсмотрщик, глаза) Лес (звери, сосны, деревья, грибы, небо)

Слайд 12

2 команда Сад ( деревья , садовник, собака, забор, земля ) Аптека ( здание , шкафы, покупатели, лекарства , больные) Лев (цирк, уши , сено, надсмотрщик, глаза ) Лес (звери, сосны, деревья, грибы, небо)

Слайд 13

2 команда Сад ( деревья , садовник, собака, забор, земля ) Аптека ( здание , шкафы, покупатели, лекарства , больные) Лев (цирк, уши , сено, надсмотрщик, глаза ) Лес ( звери , сосны, деревья , грибы, небо)

Слайд 14

3 команда Часы (время, браслет, календарь, циферблат) Дерево (листья, дупло, плоды, корень) Письмо (марки, конверт, почта, текст) Тетрадь (письмо, обложка, листы, урок)

Слайд 15

3 команда Часы ( время , браслет, календарь, циферблат ) Дерево (листья, дупло, плоды, корень) Письмо (марки, конверт, почта, текст) Тетрадь (письмо, обложка, листы, урок)

Слайд 16

3 команда Часы ( время , браслет, календарь, циферблат ) Дерево ( листья , дупло, плоды, корень ) Письмо (марки, конверт, почта, текст) Тетрадь (письмо, обложка, листы, урок)

Слайд 17

3 команда Часы ( время , браслет, календарь, циферблат ) Дерево ( листья , дупло, плоды, корень ) Письмо (марки, конверт , почта, текст ) Тетрадь (письмо, обложка, листы, урок)

Слайд 18

3 команда Часы ( время , браслет, календарь, циферблат ) Дерево ( листья , дупло, плоды, корень ) Письмо (марки, конверт , почта, текст ) Тетрадь (письмо, обложка , листы , урок)

Слайд 19

Классификация – деление (разбиение) на группы (классы).

Слайд 20

1 пример : дома делятся на одноэтажные и многоэтажные 2 пример: дома делятся на кирпичные и многоэтажные.

Слайд 21

Основное правило классификации: делить на классы нужно по одному признаку.

Слайд 22

- звуки делятся на гласные и согласные; - животные делятся на домашних и динозавров; - грибы делятся на съедобные и несъедобные; - числа делятся на чётные и нечётные; - растения делятся на деревья и кустарники; - части слова делятся на приставку и окончание

Слайд 23

Растения СУММА ВСЕХ КЛАССОВ ДОЛЖНА БЫТЬ РАВНА ВСЕМУ ОБЪЁМУ ПОНЯТИЯ ДЕРЕВЬЯ КУСТАРНИКИ И Т.Д… ИЛИ И ДР. И Т.П.

Слайд 24

Части слова недостаточное и достаточное деление на классы

Слайд 25

2 правило классификации: при делении нужно указывать все классы или добавлять слова « и т.д.», «и др.», «и т.п.».

Слайд 26

Проводить классификацию можно по разным основаниям… Категориальное объединение - фрукты , деревья, животные …

Слайд 27

Пространственное объединение : - существуют в дикой природе (растения, животные), - имеют специальное помещение (транспорт, животные…)

Слайд 28

Функциональное объединение : - предметы потребления (растения, транспорт) - живые существа , поддерживающие равновесие в природе (животные, растения) - предметы использования человека

Слайд 29

Аналитическое объединение: - могут быть определённого цвета; - могут иметь определённую форму; - могут иметь определённый размер…

Слайд 30

ВЫВОД: Классифицировать – значит находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы или классы . При делении нужно указывать все классы или добавлять слова « и т.д.», « и т.п.».

Слайд 31

Этюд «Солнечный зайчик»

Слайд 32

Приведите примеры классификаций на уроках: 1 группа – русского языка; 2 группа – окружающего мира; 3 группа – математики…

Слайд 33

Упражнение «Четвертый лишний» Задание: Выделите лишнее слово, объясните свой выбор Клен, рябина, ель, подснежник. Береза, дуб, шиповник, тополь. Яблоня , смородина, черемуха, берёза. Осина, липа, дуб, ель

Слайд 34

1 ГРУППА Дедушка , учитель, папа, мама Иней, пыль, дождь, роса Молоко, сливки, сыр, хлеб Минута, секунда, час, вечер Василий, Федор, Семен, Иванов. Дождь, снег, осадки, иней, град

Слайд 35

2 ГРУППА Молоток , топор, метла, отвёртка Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, роза. Река, озеро, море, мост, болото. Стеклянный, деревянный, лёгкий, железный, пластмассовый Пословица, поговорка, басня, сказка, былина Треугольник, отрезок, квадрат, круг, прямоугольник

Слайд 36

3 ГРУППА З апятая , точка, двоеточие, союз, тире Холодный , горячий, теплый, кислый, ледяной Роза , тюльпан, нарцисс, цветок, гладиолус Справедливость , доброта, искренность, зависть , честность Карась , окунь, рыба, щука Столяр , шофёр, читатель, учитель

Слайд 37

Закончи предложение: - На уроке я узнал (а)... Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.

Слайд 38

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...

Конспект открытого урока в 3 классе «А» по предмету «Чтение» по теме «Журнала “Мурзилка”».

Конспект урока предназначен для обучающихся с ОВЗ (умственно отсталость), с тяжелыми множественными нарушениями развития....

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.Продолжительность: 1урок – 45 минут.Класс: 4.Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoint 200...

Урок русского языка.Имена существительные, обозначающие предметы и явления. 2 класс

Урок русского языка во 2 классе по УМК "Школа России" ФГОС.Презентация....

Урок для 2 класса "Цвета и Предметы"

Закрепление лексических и грамматических единиц...

Технологическая карта урока во 4 классе по учебному предмету «Музыка»

Хочу поделиться уроком музыки,который я составила по ФГОС....

Технологическая карта урока информатики 3 класс "Общее название предметов", УМК "Школа 2100"

Тип урока: рефлексияЦель урока: формирование начального представления об общих именах, обозначающих группу объектов;умения называть отдельные предметы заданной группы и давать общее имя группе объекто...