Программа дополнительного образования "Хочу всё знать".
рабочая программа (2 класс) на тему

Юрасова Ольга Петровна

Данная программа расчитана на детей 8 - 9 летнего возраста и направлена на развитие поисково - познавательной  деятельности. Реализация данной дополнительной образовательной программы расчитана на 72 часа в год/ 2 раза в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ГОУ СОШ №246 СВАО г. Москвы         

  Программа дополнительного образования «Хочу всё знать»

  Утверждена:

  Данная программа рассчитана на детей 8-9 летнего возраста

  Реализация данной дополнительной образовательной программы        

  рассчитана на 72 часа в год  / 2 часа в неделю.

  Автор дополнительной образовательной программы: Юрасова

  Юрасова Ольга Петровна (учитель начальных классов

  ГОУ СОШ №246)

  Дополнительная образовательная программа реализуется в г.Мос-

  кве.

  Год разработки: 2012.

         

                 Пояснительная записка к развёрнутому тематическому планированию

 программы  дополнительного образования детей «Хочу всё знать».

Данная программа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 8-9 лет и предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование у детей диалектического мышления, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
  3. Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Организация работы идёт по трём направлениям, каждое из которых представлена

несколькими темами:

  1. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов, их приспособление к окружающей среде);
  2. Неживая природа (воздух, почва, вода, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.)
  3. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития младших школьников. Дети узнают немало интересного о нашей планете и её месте в Солнечной системе, о континентах, морях и океанах, разных климатических зонах. Младшие школьники  узнают о вирусах и бактериях и условиях их существования, о бесконечном разнообразии животного и растительного мира, об «органах чувств» растений, особенности поведения животных. В увлекательной форме дети познакомятся с важными химическими явлениями и законами. Данный цикл не только расширит кругозор младшего школьника, познакомит с основами предметов, изучаемых в школе: биологии, физики, химии, но и научит бережно и с любовью относиться ко всему живому на Земле.

Данная программа дополнительного образования детей рассчитана на детей 8-9 лет.

Срок реализации данной программы составляет 72 часа в год/2 часа в неделю.

Занятия проводятся в виде бесед, игр, опытов, наблюдений, презентаций.

В завершении цикла данной образовательной программы «Хочу всё знать» дополнительного образования детей, будут представлены детские проекты, а так же освещение наиболее интересных тем, с точки зрения детей, в программе классных телепередач «Здравствуй, школа!»

 

Тематическое планирование программы дополнительного образования детей «Хочу всё знать».

Автор программы: Юрасова О.П.

Программа рассчитана на 72 часа в год/2 раза в неделю.

Наименование раздела: «Живая природа» (23 часа)

занятия

Тема занятия

Оборудование и вид работы

Содержание программы

1

Что есть у растения. Может ли растение дышать? Есть ли у растения органы дыхания?

«Прогулка по лесу»: дуб.

Опыт: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Презентация

Выявить различные части растений,

Потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Познакомиться с интересными особенностями дуба.

2

Трудная жизнь обычного корня. Нужен ли корешкам воздух? «Прогулка по лесу»: берёза.

Опыт: ёмкость с водой, почва уплотнённая и рыхлая, две ёмкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло.

Презентация

Выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми частями. Познакомиться с особенностями берёзы.

3

Дорога между небом и землёй или какие бывают стебли? «Прогулка по лесу»: сосна.

Презентация

Стебель петрушки, деревянные бруски, лупа, ёмкость с водой

Выяснить, как происходит питание растения, познакомиться с растением, имеющим 1000 стволов, установить, почему стебель может проводить воду к листьям.

4

Зачем листьям форточки или что выделяет растение? «Прогулка по лесу»: липа.

Опыт: ёмкость с герметичной крышкой, комнатное растение, лучинка, спички.

Презентация

Установить, что растение выделяет кислород, понять необходимость дыхания растений.

5

С водой и без воды. Зелёные холодильники растений.

«Прогулка по лесу»: осина.

Опыт: два одинаковых растения, вода.

Презентация

Выделить факторы внешней среды, необходимые для жизни и развития растений.

6

Какие бывают листья?  «Прогулка по лесу»: клён.

Презентация

Познакомить с различными видами листьев

7

Почему цветы пахнут?

«Прогулка по лесу»: тысячелистник.

Корка свежего апельсина

Выявить наличие эфирных масел у растений

8

Какие бывают плоды? Растения, которые «стреляют» и «взрываются» «Прогулка по лесу»: сон-трава.

Презентация

Плоды-крылатки, вентилятор

Выявить взаимосвязь строения плодов со способами их распространения

9

Не животные и не растения. Что больше гриб или слон? Что едят грибы? «Прогулка по лесу»: белый гриб.

Презентация

Познакомить с грибами, их ростом, питанием

10

В погоне за светом. Что нужно для питания растениям? «Прогулка по лесу»: зверобой.

Комнатные растения, лейкопластырь

Установить, как растение ищет свет

11

В кипятке и кислоте или, где можно жить?

Ёмкости с крышкой, молоко

Презентация

Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы

12

 Можно ли выдрессировать микроба?

Заплесневевший хлеб.

Дрожжи, мука, вода, миска

Хлеб, полиэтиленовый пакет, лупа, пипетка

Установить, что для роста мельчайших живых организмов нужны определённые условия.

13

Специальная диета  или зачем нужны комары?

Почему комар пищит, а шмель жужжит?

Пластмассовые расчёски с разной частотой и размером зубьев

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков.

14

Что видно животным?

Презентация

Выяснить, как видят окружающий нас мир животные

15

Глаза на ногах. Чем видят безглазые клещи? Как видят летучие мыши?

Иллюстрации, ёмкость с водой

Презентация

Выявить возможность измерения расстояния с помощью звука

16-17

Звуки в мире природы или кто как говорит

Тонкая и плотная бумага

презентация

Выявить причины разного восприятия звуков животными                                                                          

18

Какой голос у рыб?

Презентация

Выяснить, могут ли слышать рыбы.

19

Крик или шёпот или чей голос самый громкий?

Презентация, беседа

Узнать какими голосами обладают существа, живущие на планете Земля.

20

У всего свой запах или как пахнет страх?

Презентация

Узнать, как кто чует, для чего пахнут растения.

21

Как звери и птицы находят дорогу домой. «Прогулка по лесу»: клёст.

Презентация

Узнать о магнитном поле Земли

22

Выросла лапка ни мала ни велика, или как вырастить себя заново.

Презентация

Узнать о способностях морских звёзд, аксолотля, ящериц, крабов, тритонов.

23

Зачем нужен хвост?   «Прогулка по лесу»: лиса.

Презентация

Узнать о различном назначении хвоста у животных

Наименование раздела: «Неживая природа» (24часов)

24

Дом большой и маленький. Земля — космический корабль.

Презентация

Ведёрко, шарик, верёвка

Установить, что удерживает спутники на орбите.

25-26

Форма Земли. Есть ли у Земли край. Тёмный космос.

Презентация, фонарик

Узнать, почему в космосе темно, почему земной шар приплюснут с полюсов.

27

Беспокойная Земля

Презентация, беседа

Узнать, какие процессы происходят на поверхности Земли и в её недрах.

28

Суша большая и маленькая

Презентация, опыт: камешки, ёмкость с водой

Узнать о соотношении суши и воды на планете Земля, как появилась суша.

29

Мировой океан

Беседа, презентация, опыт: ёмкость с горячей водой, снег или лёд.

Узнать о необходимости воды на планете Земля, узнать, как образуются волны, как образовались моря и океаны                                                                    

                                   

30-31

Вода. Кому в воде жить хорошо.

Презентация, опыты

Узнать о свойствах воды опытным путём                  

32-33

Путешествие в загадочные глубины.

Презентация

Узнать о тайнах глубин.

34-35

Почему вода в море солёная? Вода—растворитель.

Презентация, опыты

Узнать о соляных растворах и о том, что вода—растворитель                                                                      

36

Воздух. Откуда берётся ветер?

Презентация, две свечи, «змейка»

Выявить, как образуется ветер

37-38

Упрямый воздух

Беседа, опыты

Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места и может двигать предметы.

39

Если бы не было ветра

Презентация

Выяснить, зачем нужен ветер

40

Вольный ветер

Презентация

Выяснить, какие  беды приносит сильный ветер

41-42

Грозный воин с копьём

Презентации

Выяснить, как рассчитать расстояние от человека до грозы, познакомиться с понятием шаровой молнии                                                                                

43

Электричество в природе или, как увидеть молнию?

Презентация, опыт: кусочки шерстяной ткани, воздушный шар

  Выявить, что гроза—проявление электричества в природе.

44

Снежинки

Презентация

Выявить различные виды снежинок, их образование

45

Град

Презентация

Выявить причины возникновения града, ущерб, приносимый градом людям                                            

                                                                                               

46

Спит или притворяется? Вулканы.

Презентация, беседа

Выявить причину возникновения вулканов, их действие и разрушения.

                                                                                   

47

Глина

Презентация

Свойства глины и польза.

48

Природа с тобой говорит

Экологическая беседа, презентация

Учиться заботе об окружающей нас среде, видеть подсказки природы.

Наименование раздела: «Человек» (7 часов)

49

Генеральная уборка, или зачем нужно спать.

Презентация

Узнать об особенностях головного мозга, о необходимости полноценного сна и отдыха.

50

Нос

Презентация

Узнать о функциях носа, о средствах гигиены.

51

Язычок-помощник

Презентация

Выяснить строение языка, о его вкусовых зонах, о холодной и горячей пище.

52

Глаза окно в мир.

Презентация

Выяснить строение глаза человека, необходимость бережного обращения с органом зрения, профилактика глазных болезней

53

Ухо.

Презентация

Выяснить строение уха, профилактика ушных болезней

54

Кожа

Презентация

Узнать строение кожи, правила личной гигиены

55

Чтобы быть здоровым.

Презентация

Узнать необходимые правила для укрепления здоровья.

Наименование раздела:  «Немного истории» (17часов)

56

Доисторический человек

Презентация

Узнать о жизни доисторического человека, их поселениях.

57

Коренные жители Северной Америки в прошлом.

Беседа, презентация

Узнать о хозяйстве индейских племён в прошлом, почему их назвали «индейцами и краснокожими».

58

Поселение эскимосов в прошлом

Беседа, презентация

Узнать об их жилищах, верованиях, обычаях.

59

Древняя Индия.

Беседа, презентация

Узнать о культуре древней Индии, о мыслителях и поэтах древности.

60

Древний Египет.

Беседа, презентация

Узнать о науке в Египте, о пирамидах, фараонах, о Богах и Богинях.

61

Великая китайская стена, жители Китая в прошлом.

Беседа, презентация

Узнать о жизни в Древнем Китае, о древних мыслителях, изобретениях.

62

Жители Японии в прошлом.

Беседа, презентация

Узнать о власти в стране, о самураях, о жизни древних японцев.

63

Древняя Греция

Беседа, презентация

Познакомиться с культурой древней Греции, их бытом, одеждой.

64-65

Боги Древней Греции.

Беседа, презентация

Познакомить с верованиями древних греков.

66

Древний Рим.

Беседа, презентация

Узнать о жизни древних римлян, о римской армии, о наследии.

67

Поселения викингов.

Беседа, презентация

Узнать о повседневной жизни древних  викингов, походах, одежде.

68

«Варвары»

Беседа, презентация

Почему «варвары»? Чем занимались, как одевались.

69-70

Средневековье. Замок.

Беседа, презентация

Узнать об устройстве средневекового замка-крепости, о жизни, рыцарях.

71

Монастырь.

Беседа, презентация

Монастыри и наука, библиотеки.

72

Детские проекты.

Занятие-игра

Узнать, чему же мы научились?

Список используемой литературы:

  1. «Астрономия». Энциклопедия окружающего мира. М., 1997.
  2. Ван Клив Дж. « 200 экспериментов» / Пер. с англ.—Джон Уайли энд Санз,1995.
  3. Гэнери А. «Что внутри растений?» М.,1994.
  4. Махотин С. А. «Прогулки по лесу». М., «Белый город»2009.
  5. Лаврова С. А. «Занимательная химия для малышей». М., «Белый город» 2009.
  6. Колпакова О. В. «Занимательное природоведение для малышей». М., «Белый город» 2008.
  7. Колпакова О. В. «Занимательная биология». М., «Белый город» 2008.
  8. Лаврова С. А. «Занимательная ботаника для малышей». М., «Белый город» 2008.
  9. «Океаны. Путешествие в таинственные глубины» Энциклопедия. Санкт-Петербург, «Балтийская книжная компания» 2007.
  10. «Обо всём на свете» Энциклопедия. Санкт-Петербург «Иван Фёдоров» 2001.
  11. «Космический атлас» Энциклопедия. Санкт-Петербург, «Балтийская книжная компания» 2008.
  12. Колпакова О. В. «Занимательная география». М., «Белый город» 2008.
  13. Зайцев Ю.В. «Мифы Древней Греции» М., «Белый город» 2008.
  14. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты», Екатеринбург,1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Программа кружка "Хочу все знать"

Программа составлена для учеников 1 класса.С целью помочь легче войти в учебный процесс,т.е повысить уровень развития познавательных процессов необходимых в учебной деятельности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Рабочая программа дополнительного образования кружка "Хочу всё знать" в условиях ФГОС второго поколения.

Программа кружка "Хочу всё знать" относится к общеинтеллектуальному направлению. Рассчитана на 1 год обучения, 72 учебных часа, учеников 3-4 классов....

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...

Программа дополнительного образования "Хочу всё знать" 7-10 лет

Курс «Хочу всё знать» ориентирован на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности, з...