Воспитание младших школьников средствами учебных предметов.
статья по теме

Каримова Рамиля Равильевна

Воспитание младших школьников посредством содержания учебных предметов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание младших школьников средствами учебных предметов.

В школу я пришла совсем недавно, в прошлом году. Первое сентября для меня стало, как и для моих первоклашек, началом нового пути. Я часто вспоминаю свою первую встречу с детьми. Какими робкими и нерешительными они были сначала, но прошло немного времени, и они поверили мне. Они готовы на всё, что им предложишь. Готовить индивидуальные задания к уроку? Согласны! Репетировать? Пожалуйста! Все хотят играть первую роль. Они старательно желают быть хорошими. Работать с ними – одно удовольствие. Любовь моих первоклашек заставляют забыть все трудности. У каждого ребёнка есть потребность не только в общении, но и в эмоциональном контакте. Я не боюсь говорить, что у него сегодня на уроке всё получается, и часто произношу: «Молодец!, Умница!», даже, когда успехи ученика более чем скромны. Ведь это воспитывает у ребят уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более твёрдым, испытывает чувство гордости. Это были первые воспитательные моменты в моей работе. Но тогда я даже представить себе не могла, насколько содержание предметов может воспитывать.

И в первую очередь трудно переоценить в решении задач воспитания роль литературы, потому что по сути своей она является частью Культуры, видом искусства. В настоящее время уроки чтения стали уроками литературного чтения, цель которых заключается в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоения учащимися основ теории литературы.

Ребенок в первом классе уже готов к филологической работе, поскольку в это время неосознанное восприятие художественного текста у школьников заменяется аналитическим. В семь лет ребенок начинает осознавать свои представления и переживания при чтении художественных произведений, осмысливать их содержание и форму, а главное, в этом возрасте появляется способность наслаждаться художественным словом.

Главная моя задача на уроках литературного слушания является обучение искусству не только слушать, но и слышать - сказку, рассказ, стихотворение. 

 Практически все дети любят слушать книги, я эту любовь стараюсь поддерживать и развивать, так как не все дети в моем классе могли самостоятельно общаться с книгой. Слушая художественное произведение, ребенок впитывает родную речь, и хочет еще раз услышать понравившийся текст. 

Умение слушать художественное произведение позволяет ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства. Уроки слушания - это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития.

Главное на уроках литературного чтения – это включение разума, чувств и воли для поступка, добывание ценностей из глубин художественного текста. Добываются эти ценности на уроке литературного чтения в процессе анализа художественного произведения. Обучение этому непростому труду ведется буквально с первых уроков. Дети учатся узнавать, видеть, понимать очень важные вещи про себя, про людей, про жизнь и мир вокруг.

Проведя ребенка по ступенькам познания художественного произведения, я создаю условия для развития ученика в «зоне ближайшего развития», значительно обогащаю его нравственно-эстетический, интеллектуально-познавательный опыт, позволяющий ребенку совершенствовать себя как личность.

 На уроках русского языка я использую ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках.

Для того чтобы мои первоклашки смогли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, я выстраиваю и рассматриваю с ними такой ряд понятий: «дружба» - «товарищество»- «приятельские отношения». Это позволяет осознать, что они обозначают, какие смысловые оттенки вкладываются в каждое из них. 

Для того чтобы глубоко проникнуть в смысл нравственных понятий, предлагаю учащимся тексты, содержание которых позволяет им совершить для себя открытие и по-новому осмыслить сущность поступков. 

Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания.

Вряд ли можно считать человека воспитанным, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Поэтому я предлагаю своим ученикам книги о войне. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, по–доброму относиться к окружающим людям.

Важнейшим моментом в работе учителя на уроках математики является обращение внимания учеников на соотношение науки и нравственности. Я беру примеры из истории науки, из окружающей жизни, из газетного, телевизионного материала, которые убеждали бы учащихся в том, что только полная отдача сил, служение науке дают возможность делать великие открытия, служащие гуманным идеалам человека.

Математика учит трудолюбию, настойчивости и организованности, всё в ней так чётко, строго и продуманно, и уже никогда дети не забудут, что математика «ум в порядок приводит». 

В процессе изучения предмета я стараюсь побуждать учащихся к самообразованию, давать им необходимые советы это помогает воспитывать у них интерес к знаниям, повседневное трудолюбие, настойчивость, исполнительность, добросовестность. 

За первый год работы я поняла, что обучая математике, мало учить школьника решать задачи математические, необходимо больше уделять внимание решению таких задач которые им пригодятся в жизни. 

Еще будучи студенткой МОРДГПИ я хорошо знала, что одним из эффективных средств усиления воспитательной функции урока является проблемное обучение. Работая со своими учениками, я увидела как творческое мышление, самостоятельное решение проблемы развивает у них интерес к изучению предмета.

Я считаю, что математика играет одну из важнейших ролей в эстетическом воспитании. Задачи в 1 классе в основном описывают жизненные ситуации, показывают возможность использования полученных знаний в реальной жизни и вызывают интерес у учащихся. Реализация эстетического потенциала математики осуществляться мной и благодаря развивающим играм. Например, игра «Кирпичики» основанная на умении изменять положение основных деталей так, чтобы из них можно было составить требуемый рисунок. Кроме того, данная игра способствует развитию проективных представлений.

Также эстетическому воспитанию способствует использование на уроках математики и во внеурочное время красочных наглядностей и заданий на изображение и конструирование моделей.

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка.

На уроке окружающего мира, в отличие от уроков русского языка и математики, больше возможности  непосредственного общения с детьми. Эти уроки требуют большей раскованности детей, возможности свободно проявить своё эмоциональное состояние, самостоятельность.

Почитание родной земли – духовно-нравственная ценность русского народа. Воспитание патриотизма и гражданственности к Родине нужно начинать с любви к родному краю. Учащиеся хотят больше узнать о своём городе, крае. Изучая символику страны, я обращаюсь также к нашему краю. Так при изучении герба России мы говорим о том, что и у нашего города тоже есть свой герб и что на нём изображено. Затем предлагаю детям творческое задание. Они должны придумать и нарисовать свой герб.

Много воспитательных моментов содержит, конечно же, раздел «Твоя семья», где мы говорим о семье, рисуем ее, рассматриваем фотографии. И сколько же любви к родителям я вижу в глазах моих детей.

Важным аспектом развития детей является воспитание экологической культуры. Дети познают истины науки о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о необходимости бережного и разумного к ней отношения. Экологическое воспитание невозможно без применения на уроках окружающего мира экологических игр. Поэтому на уроках я предлагаю детям такие соревновательные игры, как викторины «Знатоки природы», «Лесная аптека», «Зелёный друг».

Воспитание личности и характера ребенка идёт ежедневно: дома, в школе на переменах и, конечно же, на каждом уроке. И здесь не должно быть мелочей, неважных для учителя. У меня еще не большой опыт работы, но я точно знаю, что ни один поступок ребёнка не останется не замеченным мною. Ведь каждый поступок – это может быть, будущая судьба. Учить детей быть счастливыми и нравственно здоровыми – главная задача и трудность урока. И я никогда об этом не буду забывать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание младших школьников средствами учебных предметов .

Слайд 2

В школу я пришла совсем недавно, в прошлом году. Первое сентября для меня стало, как и для моих первоклашек, началом нового пути.

Слайд 3

Это были первые воспитательные моменты в моей работе. Но тогда я даже представить себе не могла, насколько содержание предметов может воспитывать. И в первую очередь трудно переоценить в решении задач воспитания роль литературы, потому что по сути своей она является частью Культуры, видом искусства. Главная моя задача на уроках литературного слушания является обучение искусству не только слушать, но и слышать - сказку, рассказ, стихотворение. Практически все дети любят слушать книги, я эту любовь стараюсь поддерживать и развивать, так как не все дети в моем классе могли самостоятельно общаться с книгой

Слайд 4

На уроках русского языка я использую ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках. Для того чтобы глубоко проникнуть в смысл нравственных понятий, предлагаю учащимся тексты, содержание которых позволяет им совершить для себя открытие и по-новому осмыслить сущность поступков.

Слайд 5

Я считаю, что математика играет одну из важнейших ролей в эстетическом воспитании. Задачи в 1 классе в основном описывают жизненные ситуации, показывают возможность использования полученных знаний в реальной жизни и вызывают интерес у учащихся. Реализация эстетического потенциала математики осуществляться мной и благодаря развивающим играм. Например, игра «Кирпичики» основанная на умении изменять положение основных деталей так, чтобы из них можно было составить требуемый рисунок. Кроме того, данная игра способствует развитию проективных представлений. Также эстетическому воспитанию способствует использование на уроках математики и во внеурочное время красочных наглядностей и заданий на изображение и конструирование моделей.

Слайд 6

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка. На уроке окружающего мира, в отличие от уроков русского языка и математики, больше возможности непосредственного общения с детьми. Воспитание патриотизма и гражданственности к Родине нужно начинать с любви к родному краю. Изучая символику страны, я обращаюсь также к нашему краю. Так при изучении герба России мы говорим о том, что и у нашего города тоже есть свой герб и что на нём изображено. Затем предлагаю детям творческое задание. Они должны придумать и нарисовать свой герб. Много воспитательных моментов содержит, конечно же, раздел «Твоя семья», где мы говорим о семье, рисуем ее, рассматриваем фотографии. И сколько же любви к родителям я вижу в глазах моих детей.

Слайд 7

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК "Школа России"

В данной разработке освещено изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников....

Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...

Статья по ОРКСЭ "Педагогический смысл воспитания духовности личности младшего школьника средствами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики".

Проблемы,  рассматриваемые в статье  очень актуальны, так как в настоящее время духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость.  Именно школа является основным  звеном...

«Формирование метапредметных (личностных) результатов младших школьников средствами учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения ФГОС»

Данная разработка представляет собой опыт формирования личностных результатов младших школьников на уроке "Физическая культура". В ней представлены интересные методики, формы работы на учебных занятия...

«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...

Воспитание экологической культуры младших школьников средствами учебной деятельности

Педагогическая теория и практика, пытаясь соответствовать требованиям общества, вынуждена искать все новые и новые пути реализации предложенных ей целей обучения и воспитания подрастающего поколения. ...

Мастер-класс по теме «Формирование финансовой грамотности у младших школьников средствами учебных предметов»

Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране....