Статья по ОРКСЭ "Педагогический смысл воспитания духовности личности младшего школьника средствами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики".
статья по орксэ (4 класс) по теме

Трифонова Анна Григорьевна

Проблемы,  рассматриваемые в статье  очень актуальны, так как в настоящее время духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость.  Именно школа является основным  звеном  духовно-нравственного воспитания  подрастающего поколения.  Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка. Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trifonova_a.g._statya_po_orkse.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический смысл воспитания духовности личности младшего школьника средствами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

                                                Трифонова А.Г., учитель начальных классов

                                        МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15

                                         с углубленным изучением отдельных предметов»

                                        Советского района г.Казани

        Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?  Как научить? – первый и самый главный вопрос каждого учителя. Как воспитать? – этот вопрос задают себе гораздо реже и далеко не все. Но именно он  волнует меня, как учителя, тем более, когда началось преподавание  нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Задалась вопросом,  каким образом организовать преподавание данного учебного курса, ведь он призван сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащихся, но и, что самое важное, сформировать достойного гражданина РФ, соблюдающего Конституцию и Законы страны, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. Преподавание данного курса ориентировано на ФГОС, так как одним из основополагающих аспектов новых стандартов является концепция духовно-нравственного воспитания. В первую очередь была разработана рабочая программа. При подготовке к учебным занятиям поняла, что необходимо так строить занятия, чтобы курс ОРКСЭ вызывал не только интерес у учащихся, но  и  нашел отклик в их душевных размышлениях и переживаниях. Поэтому использование традиционной системы преподавания, присущей обычным урокам, на данных занятиях непригодно. Учебные занятия строятся с опорой на современные образовательные технологии: критического мышления, конструирование познавательного конфликта, проблемного и интерактивного обучения, организации дискуссионного обучения. Широко используются информационные технологии, в том числе через составление и применение презентации, что позволяет включать в занятия большое количество наглядного материала.

        Деятельность на занятиях по курсу ОРКСЭ осуществляется в трёх направлениях:
1.Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения основных тем курса, самостоятельное приобретение знаний в соответствии с жизненными интересами и потребностями ребёнка.
2. Приобретение учащимися компетентности в использовании полученных знаний в повседневной жизни, способностей к рефлексии собственной деятельности.
3. Воспитание ценностного отношения к истории, культуре своего народа и народов мира, толерантности.

        Важно вызвать у учащихся интерес, мотивировать их на творческую активность. С этой целью использую разнообразные методы мотивации и стимулирования:

  • познавательные методы  (побуждаю ребят к поиску, к выбору альтернативных решений, учащиеся выполняют задания творческого уровня);
  •  эмоциональные методы  (использую учебно-познавательные игры, способствую созданию ситуации успеха, обеспечиваю свободный выбор заданий учащимися, применяю на занятиях яркие образные представления);
  •  волевые методы (использую познавательные затруднения, подвожу ребят к самооценке и коррекции, к рефлексии своего поведения);
  •  социальные методы мотивации (развиваю у ребят желания быть полезными, создаю ситуации взаимопомощи).

        Наиболее полно сформировать активного, самостоятельного, творческого, духовно-нравственного человека помогает использование технологии развивающего обучения. Использование данных форм, методов, приёмов педагогической деятельности позволяет не только решать приоритетные направления современного образования, но и воспитывать у учащихся чувства патриотизма, толерантности, любви к своей Родине, к культуре и религии своего народа. Большое внимание на уроках ОРКСЭ  уделяю  работе с текстами. Методически правильно, выстроенная работа над текстом способствует развитию умения применять полученные знания и навыки в учебных и жизненных ситуациях. Веду работу над развитием речи учащихся (создание собственных высказываний, обогащение словарного запас, развитие эмоциональности, правильности, точности и выразительности предметной речи). Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребёнку быстро ориентироваться в  большом объеме новой информации, формирует и развивает аналитическое мышление. Например, работая с текстом в учебнике ОРКСЭ на тему: «Пророк Мухаммад» стр.65, дети самостоятельно приходят к выводу: несмотря на трудное детство, пророк Мухаммад не озлобился, не ушёл в себя, у него осталось доброе и чуткое сердце, сострадание к ближнему. И став обеспеченным человеком пророк не утратил истинных человеческих качеств. В результате учащиеся задумываются о своем поведении в той или иной ситуации.

           При подготовке к урокам учитель занимается самообразованием, что способствует развитию профессионализма, творчества учителя через использование различных форм и приемов работы на занятиях: составление кроссвордов, презентаций, использование ресурсов интернета, где можно найти  музыкальное сопровождение, репродукции картин. Темы курса позволяют проводить интегрированные уроки. Например, интегрированный урок  изобразительного искусства и технологии по теме: «Отражение традиций татарского народа в декоративно-прикладном искусстве (татарский национальный орнамент)». Курс преподается по принципу безотметочной системы, что способствует созданию комфортной обстановки для общения и учебы. Учащиеся много рассуждают, доказывают, не боятся ошибаться. Безусловно, направляю  беседу в нужное русло, но и создаю провокационные ситуации. Дети задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответы. Меня радует, что на занятиях возникает дискуссии, темы занятий интересны учащимся. Например, на уроке по теме «Проповедь Христа» некоторых ребят возмутила заповедь «кто ударит тебя по правой щеке, повернись к нему другой». Они бурно выражали своё несогласие покорно переносить обиды. На занятии возникла проблемная ситуация: как быть? Каким быть? В ходе самостоятельного поиска родилась мысль: месть ожесточает и опустошает человека.

           В ходе проведения занятий используются ресурсы школы. Тесная взаимосвязь осуществляется со школьным библиотекарем, который помогает подбирать необходимую литературу к занятиям и для дополнительного чтения учащихся. В личностном плане можно отметить проявление у отдельных детей тех качеств, которые ранее не проявлялись - доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, сопереживание, зачатки анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях. Происходит постепенное развитие основ принятия и понимания детьми нравственных ценностей. Мы понимаем, что работа в данном направлении бесполезна, если это не было заложено в семье, или работа учителя в школе в данном направлении не поддерживается родителями. Поэтому приоритетное направление деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся, является работа с родителями.  Убеждена, что сотрудничество семьи и школы – является необходимым для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.

           Каким же образом стараюсь привлекать родителей в апробационный процесс. Выделила для себя основные задачи в реализации данного направления:
• создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации образовательно-воспитательной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также предполагаемого результата;
• активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;
• углубление и расширение личностно ориентированного компонента образования за счет использования в процессе обучения  по данному курсу методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.

            Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала подготовительная работа с родителями. На первоначальном этапе были проведены мониторинговые исследования социального, возрастного, национального состава родителей, дети которых будут участвовать в апробации данного курса. После этого провела пресс-конференцию с родителями. Главная задача этого мероприятия – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.  Это позволило собрать необходимую информацию, и на основе этого моделировать свою дальнейшую педагогическую деятельность.
Следующим шагом стало проведение серии родительских собраний, на которых родители были ознакомлены с особенностями апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с использованием компьютерной презентации. Помимо этого ознакомила родителей с учебными пособиями, книгами для родителей, мультимедийными дисками, которые обеспечивают преподавание данного курса, ответила на возникшие у родителей вопросы. На данных родительских собраниях родители определились с теми модулями, которые будут изучаться их детьми.

             Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей. Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители. 

            Изучение курса ОРКСЭ помогает сплочению  семьи, классного и школьного коллектива, воспитывает в детях   качества, основанные на морально-нравственных законах жизни общества, расширяет кругозор обучающихся, помогает формировать культурологическую личность.

 Думаю, что учебный курс  «Основы религиозных культур и светской этики», призван сыграть важную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании активной гражданской позиции. Такие занятия добра, понимания, общения  помогут нашим ученикам успешно социализироваться в современном обществе.

                                                       Использованная литература:

1) Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005. - № 11.

2) Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2011. – ( Работаем по новым стандартам).

      3) Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 6.

4)  Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании.