Эссе "Я-учитель."
материал на тему

Кузнецова Оксана Александровна

Данная работа была подготовлена на городской конкурс "Педагог года-2015"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya-_uchitel.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Эссе «Я-учитель»

      Детям ведомо больше, чем нам.

      Они знают, что мир велик,

      Что мгновенье как жизнь порой,

      И какое счастье зимой

      На салазках лететь с горы!

      А весной воздух пахнет мечтой,

И травинка каждая –чудо!

Они видят чудесные сны,

Что так радужны и ясны,

И приходят как праздник

Оттуда…

        Эти стихи я написала в юности, когда только началась моя педагогическая деятельность. Хотелось передать волшебство, неповторимость мира детства! Как часто мы, взрослые, за будничной суетой теряем способность в обыденном видеть необыкновенное, чудесное. Дети, как никто, умеют быть счастливыми! Учитель просто обязан помочь им сохранить это ощущение счастья, умение радоваться открытиям.

        Ш. А. Амонашвили говорил: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое

 тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в

памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах». 

        Не зря ведь слово «просвещение» произошло от слова «свет». Учитель  просвещает, несет ученикам свет души, свет знаний, свет творчества. Учитель - это особый склад души и ума, ответственность, терпение, стремление к знаниям, творческий потенциал. И, конечно, учитель должен с любовью относиться к своему делу, к своим ученикам.

        «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет

только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел

все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе

любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель», -  говорил Л. Н. Толстой.

         Что определило мой выбор профессии? Наверное, пример моей бабушки, Нины

Борисовны Воскресенской, которая всю жизнь проработала учителем истории. Она была

замечательным рассказчиком. Я слушала ее, и в моем воображении проносились картины

 из жизни Древнего Египта, Ассирии, Греции и Рима. Фараоны, цари, императоры и герои,

сражения, строительство городов, возникновение и падение целых империй-все это

виделось мне как наяву. Вот тогда я поняла, что буду учителем как бабушка. Правда,

 хотела я быть учителем русского языка и литературы. Но так получилось, что выбрала

профессию- учитель начальных классов. Сейчас, через много лет, понимаю, что выбор

был правильный.

        Более 10 лет я работаю в школе. В наше время работать в школе и трудно, и интересно. Сейчас используются новые информационные технологии. В кабинетах появились компьютеры, проекторы, экраны, интерактивные доски. Мы, учителя, осваиваем мультимедийную среду. Поэтому приходится не только учить, но и самой учиться.

        Я осваиваю новые программы, методики, изучаю новую технику, компьютерные

программы, посещаю курсы повышения квалификации. Постоянно чему-нибудь учусь.

 Люблю учиться. Как не вспомнить слова Сенеки: «Уча других, мы учимся сами».

              Каким должен быть современный учитель?

        Я считаю, что учитель должен приучать ребенка мыслить самостоятельно. Не нужно давать готовых ответов. Нужно так организовать познавательную деятельность на уроке, чтобы ребенок мог самостоятельно добывать знания, уметь делать выводы.

        Учитель должен принимать ребенка таким, каков он есть, должен быть справедливым и последовательным. Нужно не только воспитывать у детей ответственность, но и уметь подбодрить в трудной ситуации, замечать любые, пусть даже самые маленькие, успехи ученика.

        Нужно видеть в каждом ребенке личность, воспринимать вопросы и высказывания

ребенка всерьез. Ребенок-это прежде всего человек, со своим характером, привычками, со

своим, пусть и небольшим, жизненным опытом. Нам есть,чему поучиться у детей.Напри-  

мер, их открытости, умению сопереживать, необычайному чутью на фальшь.

        «Одна из грубейших ошибок - считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке», - писал Я. Корчак.

        Учитель должен быть творческой личностью. «Только личность может воспитать

личность»,- говорил К. Д. Ушинский. А для этого нужно много учиться, работать над

собой, уметь изменяться, идти в ногу со временем.

         Современный учитель должен быть носителем культуры, передавать своим ученикам нравственные и духовные ценности.

        Дать интересный урок – замечательно, блестяще знать свой предмет – это тоже важно. И все же самое главное – умение обратиться к душе и сердцу маленького человека! Задача учителя – заботиться не столько о передаче знаний, сколько о внутреннем развитии ребёнка.

         Я стремлюсь к тому, чтобы  рассуждения о жизненных ценностях, дети не просто

 понимали, а прочувствовали, пропустили через свою душу.

         Учитель – это человек, который закладывает в своих учеников любовь к знаниям, желание учиться, направляет их в жизни, делает мир ярче и интереснее.

Роль педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать себя личностью                     во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, научить осмысливать свои

действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность,

 инициативу, творческий потенциал.

        Что есть педагогическое мастерство?

        Мне кажется, это умение увлечь учеников своим предметом. Мастерство учителя кроется в ежедневном, кропотливом поиске и труде. Труд зачастую будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Труд тяжелый, но благодарный. Какое счастье видеть результаты своего труда! Видеть, что детям нравится учиться, что они с интересом работают на уроке.

      Отдавать свои знания, сердце, душу ученикам – в этом и состоит учительское счастье.

И в заключение хочу привести стихотворение Вероники Тушновой «Если б не было

учителя». Оно как нельзя лучше показывает ценность учительского труда.

Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,

Если б не было учителя,

Неоткрытые Америки

Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,

Никогда б не взмыли в небо мы,

Если б в нас его стараньями

Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен.

Потому нам очень дорого

Имя нашего учителя!