КОГДА ИНТЕРЕСНО УЧИТЬСЯ
опыты и эксперименты на тему

Сергеева Татьяна Никаноровна

Нельзя забывать, что у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого развита воля и сознательность. У него гораздо, туманное представление о сладких плодах учения, чем у взрослых. У него еще слабо развиты произвольное внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы учиться, если убедиться, что учеба не захватывает сама по себе. Более того, природа ему отпустила намного меньше работоспособности, чем требует от него школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kogda_interesno_uchitsya.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2

КОГДА ИНТЕРЕСНО УЧИТЬСЯ

Автор: Сергеева Татьяна Никоноровна – учитель начальных классов, классный руководитель

  
Полный домашний адрес и телефон: 346350 г. пер. Молодогвардейский 16, г. Красный Сулин Ростовская область,  м.т. 8-960-454-91-43

Нельзя забывать, что у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого развита воля и сознательность. У него гораздо, туманное представление о сладких плодах учения, чем у взрослых. У него еще слабо развиты произвольное внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы учиться, если убедиться, что учеба не захватывает сама по себе. Более того, природа ему отпустила намного меньше работоспособности, чем требует от него школа.

Даже если не только учителя и родители, но и он сам будет постоянно твердить себе слово «должен», то все равно рано или поздно наступает момент, когда он перестанет следить за происходящим на уроке и погружается в дремоту с открытыми глазами, «отключается» или начинает вертеться на парте, смеяться, тормошить соседа. В таких случаях мы считаем, что он ленивый, несобранный, неорганизованный, что надо отобрать у него дневник, вызвать родителей

и т.д., но мы не задаем себе того мудрого вопроса, который задал Маленькому принцу король крошечной планеты: «Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват он или я?»

Если же все-таки представить такого чудо-ребенка, который выполняет и выучивает все, что от него требуется, добросовестно, но без всякого увлечения, то мы столкнемся с одним из самых печальных явлений в школе – с формальными знаниями. Ибо психология доказывает, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, не становятся активным достоянием человека.

Трудно себе представить, что такое обучение может способствовать развитию пытливого, творческого ума. «Большая ошибка думать, чувство долга и принуждения могут способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать»,- Альберт Эйнштейн.

У ребенка, которому школа не привьет интереса к умственному труду, не возникает желание углублять свои знания, не разовьется любовь к интеллектуальному напряжению, его жизнь не будет окрашена радостью познания.

И кто знает, по каким путям поведет его естественная возрастная активность, если она не будет направлена никакими умственными интересами.

Скука и отвращение никогда не становятся помощниками, в то же время интерес, увлеченность, любовь к делу становятся огромной силой, помогающей быть настойчивым и упорным в достижении цели. «Охота пуще неволи»,-гласит народная мудрость: желание и интерес сильнее скуки и принуждения.

Вряд ли можно воспитать в детях чувство долга и дисциплинированность, отказавшись от такого сильного воздействия, как интерес. Дисциплину, как говорил Беджамин Спок, не наденешь на ребенка, как наручники. Однако пословица о горьком учении, родившаяся много столетий назад, жива до сих пор. Ее существование на протяжении веков было связано с тем, что книжную премудрость вколачивали розгами. Остатки этих «традиций» нет-нет да и проглядывают в наше время. Учитель, столкнувшийся с нежеланием детей учиться, нередко в первую очередь думает о том, как заставить, а не о том, как заинтересовать, приохотить. И мой опыт- лишь попытка в сегодняшних условиях нетрадиционно взглянуть на современного ребенка и на то, как с ним работать.

Задача развивающего обучения: обеспечить познавательную самостоятельность детей; не давать никаких знаний в готовом виде, но вооружить учеников такими средствами умственного труда, которые помогут им самим добывать новые знания.

Старательно выполняя репродуктивные задания учителя, дети учатся собранности, исполнительности, четкости, самообладанию.

Умение учиться- это способность человека ясно осознавать границы своих знаний и умений и преодолевать эти границы. Для того, чтобы внести новое понятие, я строю такую ситуацию, в которой ученик приходит к выводу: моих знаний недостаточно для того, чтобы решить проблему, мне необходимо узнать что-то новое. Здесь закладываются основы учебно- познавательной мотивации: ясное знание о своем незнании побуждает ребенка к активному поиску знания, то учителя он получает средства этого поиска. Сначала детей  приучаю к учебной инициативе: Они учатся задавать учителю познавательные вопросы., далее использовать различные формы сотрудничества детей друг с другом и с учителем: спор, рассуждение, соревнование, групповые работы.

Я планировала прочитать ряд произведений писателя В. Бианки и провести литературную викторину. Первым мы прочитали рассказ «Лесные разведчики». Ребята с интересом прослушали рассказ- сказку. Они возмутились тем, что сова- неясыть, этот свирепый хищник, никому не дает пощады, даже родной матери. Надо было видеть лица детей, их реакцию на прочитанное. Дети буквально заразились чтением рассказов и сказок писателя. Кто-то предложил сделать конкурс рисунков по прочитанному. Я поддержала инициативу детей и добавила, что будет интересней, если каждый защитит свой рисунок рассказом.

В основе всех форм организации общеклассных и групповых дискуссий лежат действия детей, помогающие им сформулировать свою точку зрения, сопоставить ее с точкой зрения других детей и выработать общую точку зрения. Дискуссия и групповая работа на уроке исключает  авторитарность и воспитывает в детях доверие к собственным силам и интерес к другому, умения встать  на точку зрения другого. Так задачи обучения и развития смыкаются с широкими воспитательными задачами.

Готовясь к урокам, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ребенок активно и творчески мыслил в течение всего урока. Чаще вопросы и задания подбираю такие , чтобы ученику пришлось сравнивать и доказывать. Творческое умение ребенка- это в сущности, способность сделать какое-то новое для себя открытие, пусть и незначительное, и для кого-то не новое.

Важная задача, стоящая передо мной и представляющая один из аспектов фундаментальной проблемы начальной школы – научить детей учиться,- состоит в том, чтобы заложить психологические основы умения выделять существенное, начать формирование таких мыслительных действий. На основе и в результате осуществления, которых и происходит понимание главного в учебном материале, представленном в любой форме (наглядной, словесной).

Но для того, чтобы учить этому школьников, я должна сама знать, как протекает мыслительный процесс, направленный на выделение главного, в чем суть, каковы его психологические закономерности и возрастные особенности. Когда  ученик испытывает трудности при усвоении учебного материала, я считаю, что учитель на должен идти по пути сообщения готовых решений или заставлять ученика выучить способы шаблонного решения типовых заданий. В этом случае формируются и развиваются те стороны мыслительной деятельности уч-ся, благодаря которым ученик сможет самостоятельно прийти к решению поставленной задачи.

Урок математики 2 класс.

Тема: составление таблицы умножения на 7.

Задачи: Закрепить умение выполнять порядок действия,  продолжить работу по составлению таблицы умножения. Развивать коммуникативные способности через работу в парах.

Ход урока.

1.     Целеполагание и мотивация урока.

- Объявление темы урока.

- Сегодня мы продолжим работу по теме «Составление таблицы умножения на 7». Что мы уже знаем по этой теме?

Прогнозирование задач урока. (Учащиеся предлагают усовершенствовать свои знания, закрепить их, поупражняться в решение примеров на деление и т.д. Учитель выбирает основные и спрашивает:

- Почему выбрали эти задачи? Зачем нужно этому учиться? 

2. Проверка домашнего задания.

К доске вызываются 2 ученика, решивших задачу разными способами. Каждый составляет схему анализа и объясняет свой способ решения задачи. Остальные ученики являются арбитрами, выбирая из предложенных способов более рациональный или предлагая свои способы решения. Как дополнение повторяют вычислительные приемы, которые использовались при решении задачи.

Самооценка усвоения материала и деятельности на данном этапе урока.

Отметки за анализ и решение задачи.

  1. Актуализация опорных знаний.

Устная разминка.

( на карточках задание, решив задание, карточка переворачивается и складывается мозаика из геометрических фигур).

8 х ? =24              ?  х  ? = 20       24 : 4  ? 36 :  6

45: ? =9                 ?   :  4 = 8        5  х  4 ? 9 х 3

Назовите из каких геометрических фигур составлен «домик».

Найдите периметр этой фигуры, если длина прямоугольника – 7см, ширина – 4см,  а  две стороны треугольника – по 4см.

Предложите несколько решений. Найдите рациональное решение.  ( 4 х 4 +7 )

                                                                                                               

  1. Организация наблюдений по новой теме.

Приведите способ решения 7  х  7 = ?

Сравните свой способ с такими:

  1. х  7 =  7  х  6  + 7 = 49
  1. х  7 =  7  х  5  + 7  х  2 =   35 + 14 =49
  1. х  7 =  7  х  4  + 7  х  3 =   28 + 21 =49

Какой из них тебе кажется лучшим? Почему?   Закончи составлять таблицу на 7.

Найдите пропущенные числа, проверьте значения выражений. Какое выражение затрудняетесь выполнить? Обратитесь за помощью.

  1. :  ?  = 7        ?  :   7 = 4     77  - 35  :  7  = ?

63  :  ?  = 9        ?  :   7  =7     ( 77  -  з5)  :  7  =?

 Проверка выполнения задания.  

  1. Работа над задачей.

Прочитайте условие.

После урока труда осталось 15 листов жёлтой бумаги, 13 – голубой, а белой столько, сколько жёлтой и голубой вместе.

Дополни условие таким вопросом, чтобы получилась простая задача. Запишите вопрос, решите задачу.

Поставь к условию такой вопрос. Чтобы задача была составная.

Измени условие так, чтобы для решения задачи требовалось больше двух действий.

 Поработайте парами, проверка составленных задач ( придумываются задачи и составляются схемы) . Анализируются решения задач.  

  1. Самостоятельная работа по выбору.

- А сейчас каждый из вас определит, какое задание он хотел бы выполнить.

1. Найдите значения выражений:

7  х  6     72 – 63  :  7 х 4

56 : 7       28  :  7  - 1  х  3

2. Вместо звездочек вставьте нужные цифры, найдите несколько решений.

*  х  *  = 7          *  х  *  =36

24  :  *  =  *         4*  :  *  =  6

Проверка. Самооценка.

  1. Итог урока.

Оцените, как работали в течение урока.

Какое задание вам сегодня понравилось? Какое задание было самым интересным? А трудным ?

В. А. Сухомлинский считал, что детство - это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Интегрированный урок: Путешествие по сказке В.Бианки «Приключение Муравьишки» 2 класс.

Оборудование для урока:

  • Иллюстрации к сказке;
  • Демонстрационная картина с изображением горизонта и линии горизонта;
  • Схема изготовления фигурки «Яхта»;
  • Индивидуальное задание для каждого учащегося (смотри приложение);
  • Линейки, цветные карандаши.

Цель занятия:

  • Формирование целостного восприятия мира;
  • Расширение кругозора ребят;
  • Укрепление интереса к познанию окружающего мира.

Задачи:

  1. а) Формирование умения осмысленного чтения, выявление специфики авторской сказки;

б) Знакомство с понятиями «горизонт», «окоем», «линия горизонта», «стороны горизонта». Знакомство с распространенными растениями нашего края.

в) Обучение складыванию фигурки «Яхта» в технике оригами на основе базовой формы «Самолетик».

г) Формирование умения различать виды треугольников по их углам: остроугольный, тупоугольный, прямоугольный.

  1. Развитие образного мышления, зрительной памяти, наблюдательности, формирования эстетических взглядов в ходе изучения техники оригами.
  2. Воспитание интереса к читательской деятельности. Пробуждение чувства участия, сочувствия, сопереживания ко всему живому на земле.

Название предмета, основные занятия

Содержание занятия

Введение

Учитель сообщает тему занятия.

- Здравствуйте, ребята! Я узнала, что вы читали сказку В. Бианки про Муравьишку. Но В. Бианки писал научно-художественные книги для детей: «Наши птицы», «Страна зверей». Он был писателем, биологом, все видел, замечал, изучал, рассказывал детям. Я очень хочу, чтобы вы, ребята, читали его книги.

Литература

Учитель:

- Сегодня мы с вами будем исследователями и докажем, чтобы написать такую сказку, надо хорошо понимать жизнь природы. Перед вами знакомые иллюстрации. Распределите их по порядку. Прочтите отрывок к этим иллюстрациям. Так началась история про любопытного Муравьишку.

Окружающий мир.

Знакомство с понятием «горизонт»

- Давайте обратим внимание, как менялось наблюдение у Муравьишки, с чем это связано, как это называется.

  • Что мог увидеть Муравьишка с березы? А когда оказался на земле?
  • Почему больше объектов увидел муравьишка с березы?
  • Какой вывод сделаем в результате наблюдения?

Чем выше над землей, тем большее пространство охватывает он взглядом.

  • Это пространство, ребята, называется горизонтом. Рассмотрите рисунок. Найдем место, где нам кажется, что небо сходится с землей – это линия горизонта.
  • Как вы думаете, в чем отличается горизонт от линии горизонта?

Педагог:

-    Из истории слов: «окоем» - что охватывает око, глаз

Региональный компонент

Видеофрагмент

Педагог:

  • В какую беду попал муравьишка? На каком листочке летел Муравей?

Задание: рассмотрите растения, назовите, на каких деревьях нарисованы листья. Отметьте листок, на котором летел Муравьишка и листок, которым можно полечить его ножку.

Учитель:

- Просмотрите фрагмент сказки. Кого встретил муравьишка, кого попросил о помощи? Расскажите о путешествии на пауке.

Математика

Педагог:

  • А паук сплел паутинку, и вам, ребята, предстоит определить, какие это треугольники. Найдете остроугольные – начертите красным карандашом, тупоугольные синим, а прямоугольные – зеленым карандашом.

- Продолжая свое путешествие, Муравьишка встретился и с другими жуками, пауками.

Литература

Учитель:

- Послушаем этот отрывок. Вспомните героев.

Чтение по ролям (Водомер, Муравьишка, Кузнечик, Автор).

- Расскажите об особенностях Водомера.

Искусство оригами

Педагог:

- Представьте, что у реки некому помочь Муравьишке, а он так торопится. Почему необходимо ему попасть домой? Поможет наша работа, искусство оригами. Мы выполним работу, которая называется «Кораблик». Приклеим кораблик в тетрадь, а он помчится на север, а может быть, на юг, или запад, или восток.

Окружающий мир

Учитель:

  • Это стороны горизонта. Если встать лицом к северу, то за спиной – юг, по правую руку – запад, а по левую – восток.
  • Как вы думаете, где строят свои дома муравьи?
  • Почему у муравьев все хорошо получается?

Итог

Учитель:

- Кто помогал Муравьишке? Назовите одним словом (насекомые). А почему они помогли Муравьишке? Как вы думаете, чему научит нас эта сказка?

ЯХТА

1. Сложи по диагонали                                2. Сложи базовую модель

                                                                    «Самолетик»

3. Левую сторону квадрата        4. Сложи складку –

    вернуть в исходное положение.                            «молнию».

  1. ГОТОВО!

На интегрированных занятиях работают два педагога одновременно: дополнительного и общего. Одновременно с изучением начального курса математики и программы дополнительного образования и в единстве с ними выстраивается система развития познавательных процессов (памяти, внимания, наглядно- образного конструкторского мышления и конструкторских умений).В этом направлении развития применяется оригами. В процессе обучения дети усваивают различные базовые геометрические формы и приемы их преобразования. На занятиях происходит развитие воображения и творческой активности. Воспитание у  учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности, которые, впрочем, весьма полезны и для обычной познавательной  учебной деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь- в познании. В то же время предпосылками  гармонического развития личности являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение.

Наивно было бы полагать, будто процесс обучения может процветать на основе одних лишь порывов, эмоций и «озарения»: ведь само озарение есть не что иное как понимание нового на основе концентрированного знания, умения быстро и точно выбрать необходимые знания, скомпоновать их нужным образом.

Итак, как заинтересовать современного информированного ребенка? На какие качества опереться? И я прихожу вот к какому выводу:

  1. Развитию познавательных интересов, любви к предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера;
  2. Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, когда он разнообразен.
  3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета;
  4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для уч-ся;
  5. Не слишком легкий, не слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным;
  6. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.

Самая важная, самая глубокая активность- активность ищущего, пытливого ума- воспитывается на уроке.

Вместе с педагогом дополнительного образования нашли новую форму проведения внеклассной работы по предмету – творческие игры. При составлении сценария ( по русскому языку) стремились осуществить следующие цели:

  • расширить знания детей в области русского языка;
  • повысить уровень языкового развития детей;
  • приобщить уч-ся к умению работать с большими толковыми словарями;
  • развивать творческую инициативу каждого участника игры;
  • совершенствовать коллективный навык работы;

До начала игры дети получили домашнее задание: каждому из участников надо выбрать из толкового словаря наиболее понравившееся слово, раскрыть его содержание и объяснить, в каком контексте оно употребляется в речи, подтверждая это своим примером.

Игра начиналась с проверки домашнего задания. Далее она продолжалась по сценарию, состоящему из основных этапов, каждый из которых прерывался занимательной паузой, где детям предлагались «хитрые» вопросы.

Ведущий

. Ребята, освоить родной язык- трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Сегодняшняя игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами русский язык. (ведущий напоминает содержание домашнего задания, заслушиваются ответы детей).

Задания нашей игры будут касаться имени существительного и других частей речи.

1 этап.

Кто напишет больше им. Сущ. с двойной согласной.

(дети работают коллективно за столами, каждое слово – очко, затем проводится проверка, команды читают свои им.сущ., время на выполнение задания – 5 минут).

Пауза.

(предлагаются плакаты с изображением лица  мальчика и девочки, под каждым из них указаны двойные согласные –нн- , -мм-).

Посмотрите на эти милые лица детей и скажите, какие имена им можно дать, чтобы в этих именах были предложенные на плакате двойные согласные.

2 этап.

«Кто последний»

Кто больше составит слов из букв слова «словарик»

(на задание дается 5 минут).

Кто составил самое длинное слово?

3 этап.

От корня слова, так же как и от корня дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Задание: определить, чье дерево будет ветвистее, если каждая ветвь- это слово.

(каждой команде предлагается свой корень: -кол-, -сып-) На столах большие листы, дети работают коллективно фломастерами, на задание- 5 минут.

Пауза.

  • Вопросы:
  • Как большой дом превратить в маленький? (домик)
  • Как из топора сделать рукоятку? (топорище)
  • Какие слова могут сочетаться с синонимами: мирный, тихий, спокойный (труд, море, характер)
  • Прилагательное женского рода, сочетающееся со словом шишка? (еловая).

4 этап.

«Мы пишем рассказ»

А сейчас напишем рассказ. Называется «Снег идет». Хочу предупредить, что в каждом предложении этого рассказа должно быть слово с корнем –снег-. Избегайте повторов.

( дети работают коллективно, на задание- 7 минут, за задание – 10 баллов)

5 этап.

Определите род им. Сущ. (играют две команды)

                          1 команда.                                                        2 команда.

какао                                                                 кофе

   тюль                                                                кружево

пианино                                                             рояль

тополь                                                              сирень

какаду                                                               трель

6 этап.

« Веселое стихотворение».

Вместо прочерков впиши недостающие имена существительные: мальчишка, старушка, кошка, мышка, мушка.

Трудолюбивая старушка.

Ленивая----------------------

Не ловит----------------------

Ленивый----------------------

Не моет ушей.        

Ленивая-----------------------

Не выроет норку.

Ленивый---------------------

Не любит уборку.

Ленивая---------------------

Не хочет летать.

Ленивый----------------------

Не хочет читать.

Что делать, скажите,

Добрейшей-------------------,

Когда завелись

У--------------------- в избушке:

Ленивая--------------------------,

Ленивая--------------------------,

А также ленивая

Сонная ----------------------

И с ними в придачу

Ленивый------------------------?

Пауза.

Восстановите народные пословицы:

Не зная броду,…………………                            ..

Волков бояться---…………….

Умел ошибиться, умей……….

Без труда……………………….

Не сиди сложа руки………….

7 этап.

Раскройте смысл крылатых выражений:

Рукой подать

Через час по чайной ложке

Морочить голову

Во весь дух

Засучив рукава

                                                              Прикусить язык

                                                              Ни пуха, ни пера

                                                              Сломя голову

Сократ говорил, что удивление - первый шаг к мышлению. Оно присутствует на каждом уроке,  занятии. На уроке, на классных мероприятиях созданы доверительные отношения учителя и учеников, атмосфера сотрудничества, стимулирующая творческое самовыражение ребенка. На каждом  внеурочном занятии есть место напряженной радости и познания, празднику совместного поиска истины, которая рождается в споре. И надо только радоваться, что таких учеников, которые некритично соглашаются с любым учителем утверждением, всего хоть и немного, но радуйся  «про себя», чтобы ни один мускул не дрогнул на лице учителя, чтобы ни один из ошибающихся не понял «ловушки», куда учитель его привел, чтобы многое- многое выяснить для себя. Такое развитие вытекает из сотрудничества – помощи, которую оказывает ученику учитель при затруднении. Эта помощь не подсказка, как выполнять то или иное задание, а организация совместного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со взрослым или товарищем.

 Невольно вспоминаются слова В.Розова:

«Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто                                                                                              другое, она тот язык, на котором всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда пора учиться рисовать?

Часто родители задают вопрос: "Когда пора ребёнка учить рисовать?". Эта небольшая статья поможет ответить на вопрос. Главное, безусловно, что никогда не поздно учиться вообще чему бы то ни было!...

Когда начинать учить иностранные языки?

В настоящее время среди молодых родителей и педагогов очень распространено мнение что лучше всего начинать учить ребенка иностранным языкам как можно раньше. Это не совсем так. Подавляющее большинство...

Советы психолога родителям "Как помочь ребенку, когда он учится читать"

Советы психолога родителям "Как помочь ребенку, когда он учится читать"...

Программа профилактики дезадаптации первоклассников "Когда легко учиться"

Актуальность данной программы очевидна: сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного об...