Доклад на тему " Обучение письму и чтению гиперактивных детей"
материал (1 класс) по теме

Пасынкова Ирина Павловна

Как работать с гиперактивными детьми. Как помогать этим детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа с гиперактивными детьми41.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 1

Дятьковского района Брянской области

Доклад на тему: « Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей»

Подготовила: учитель начальных классов Пасынкова И. П.


Гиперактивность  (повышенная,

чрезмерная активность)детей и связанные с ней нарушения поведения-совсем не редкая причина не только недовольства учителей и родителей, но и серьёзных школьных проблем, возникающих у этих детей с первых дней обучения. Гиперактивность чаще всего сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивностью. Такое сочетание и даёт общее, но не очень чёткое определение-«нарушение поведения». Когда речь идёт о нарушениях письма и чтения, то чаще всего даётся такая характеристика; «ошибки по невнимательности»,«невнимательное чтение»,

Главный вопрос, на который хотели бы получить ответ и педагоги и родители «непоседливых», «невнимательных», «не -послушных» детей,-«не хочет» или «не может» ребёнок вести себя так, как требуют взрослые? Именно от ответа на этот вопрос чаще всего зависит отношение к ребёнку, к его «выходкам» и проблемам. К сожалению, больше70%родителей и 80% педагогов считают , что ребёнок должен «быть послуш –ным , должен уметь себя вести» , должен быть внимательным, старательным и т. п. Причём «послушание» (которое понимается как бесприкословное подчинение требованиям взрослых)-самое важное в поведении ребёнка. Тихий, мало-активный , сидящий часами со своими игрушками ребёнок не мешает и, как правило, не вызывает тревоги, несмотря на то, что у него может быть немало проблему вот шумный, беспокойный, много говорящий, постоянно требующий внимания-утомителен, нередко раздражает взрослых и вызывает беспокойство. Особенно сложно этим детям в коллективе   . при чётко организованном режиме, в системе достаточно жёстких требований.  Почти неопреодолимые трудности возникают , когда такой ребёнок начинает заниматься по подготовке к школе, учиться в школе.

Этот комплекс поведенческих реакций выделяется специалистами как специфическое нарушение психического здоровья-«синдром дефицита внимания с гиперактивностью»

(СДВГ). Это значит, что Ребёнок не не хочет, а не может изменить своё поведение по желанию взрослых, и потому необходима специальная тактика работы, подход к такому ребёнку, а иногда и лечение, помогающее справиться с проблемами.

СДВГ, пожалуй, самая распространённая форма нарушения поведения. Детей с СДВГ около 15-20%,причём этот диагноз в 3=5 раз чаще встречается у мальчиков. Пока нельзя считать ясными и хорошо изученными причины СДВГ. Исследователи рассматривают различные причины его возникновения, считая, что скорее всего это компенсированное сочетание разных неблагоприятных факторов(патологии беременности и родов, тяжёлых заболеваний, нарушения развития в первый год жизни, влияние экологии и т. п.) Затруднена и  диагностика СДВГ. Существует классическое описание этих симптомов.

Симптомы невнимательности: Недостаточно внимателен к деталям; С трудом удерживает внимание; Как бы не слушает говорящего; Не может довести дело до конца; С трудом организует свою деятельность; Избегает выполнения задания; Теряет предметы;

Отвлекается на внешние раздражители; Всё забывает.

Симптомы гиперактивности;

Дрыгает руками или ногами, крутится;

Не может усидеть на месте, когда это требуется;

Чрезмерно разговорчив;

Носится и лезет куда-либо, когда это не разрешается;

С трудом может тихо играть;

всегда «заведён», «как будто внутри мотор».

Симптомы импульсивности: Выпаливает ответы;

Чрезмерно разговорчивее трудом дожидается своей очереди;

Прерывает других, вмешивается в чужой разговор.

Это те симптомы, которые должны привлечь внимание родителей. Только врач может поставить диагноз СДВГ.

Основные симптомы СДВГ-нарушение внимания гиперактивность, импульсивность.

Нарушение концентрации внимания является причиной трудностей в выполнении всех учебных заданий, в том числе письма и чтения. Особенно сложен для них начальный этап обучения требующий повышенного внимания к технике письма, постоянного контроля правильности написания букв, внимания к звуко-буквенному анализу. Высокая отвлекаемость, трудности концентрации внимания нарушают этот процесс. Ребёнок «схватывает» и запоминает только часть инструкции(задания) и при этом стремиться всё выполнить быстро. Поэтому почерк гиперактивных детей неустойчив, они не могут написать «каллиграфически правильно» даже одну букву.

Не менее сложен для этих детей процесс обучения чтению. Им трудно сосредоточиться, поэтому они «теряют слова», «теряют строку», а быстрое истощение может настолько «разрушить» внимание, что чтение становится просто невозможным .Важно отметить ,чем больше ребёнок нервничает, боится ошибок, плохих оценок тем хуже результат. Страх неудачи ещё больше снижает возможности ребёнка контролировать свои действия.

Однако во время любимых занятий и игр, с которыми им удаётся успешно справляться, они удерживают внимание и занимаются любимым делом достаточно длительное время Именно на это указывают взрослые, когда говорят: «Может же, когда хочет.» Может, но не только потому, что хочет, но и потому, что деятельность по силам позволяет почувствовать успех, удовольствие. Подобная «избирательность» внимания поддерживается мотивацией и удовольствием, которое ребёнок получает от этой деятельности. Удовольствие, удовлетворение являются важным фактором организации психической деятельности ребёнка, оказывают на неё стимулирующее влияние. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания ,которые кажутся им скучными, неод нократно повторяющимися, трудными, не приносят удовлетворения и не подкрепляются поощрениями. Неудачи и неудовлетворение физически разрушают внимание. Наряду с трудностями внимания детям с СДВГ свойственна отвлекаемость, они отвлекаются на любые, даже не имеющие прямого отношения раздражители. Звук телевизора, кошка, которая прыгнула на колени, пришедший с работы папа-и любые задания тут же забываются. То же самое происходит и на уроке. Отвлекает всё-замечания учителя, действия соседа, скрип мела, ветер за окном и т. п. Именно поэтому гиперактивные дети плохо выполняют контрольные задания, диктанты,

Импульсивность наблюдается у гиперактивных детей как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении учебных заданий. На занятиях им трудно ждать внимания учителя, разрешения высказаться-они перебивают других, невпопад отвечают на вопросы, не выслушав их до конца. Они тянут руку , желая, чтобы их спросили, не дослушав вопрос и часто не зная правильного ответа. Из-за импульсивности они склонны к травматизации , так как нередко совершают опасные действия, о последствиях которых не задумываются.

Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами также характерны для детей с СДВГ. Они более разговорчивы чем другие, более склонны к социальным взаимодействиям. Между тем они часто неадекватны, не понимают ситуации, обижаются и злятся, считая, что с ними не хотят дружить, играть,водиться. Поведение таких детей непредсказуемо,  общение со сверстниками затруднено из-за конфликтности и неуравновешенности.

Наблюдения показывают, что эти дети довольно быстро выключаются из процесса выполнения задания.

Письменные работы выглядят неряшливо,  много исправлений, оши6ок,которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или попросту угадывания.

Обычно педагоги и родители считают эти ошибки «глупыми», сделанными из-за нежелания быть внимательным, отсутствия старания. Основания для таких выводов ,на первый взгляд, есть ,так как иногда эти дети способны хорошо справляться с заданиями.

Лучшие результаты работы дают спокойная обстановка, отсутствие отвлекающих моментов, индивидуальная работа в собственном темпе, индивидуальное объяснение задания и другие

факторы.

Но даже в этих случаях эффективная работа кратковременна.

Навыки чтения и письма у этих детей уже к середине первого учебного года могут быть значительно       ниже, чем у их сверстников, хотя читать и писать они чаще всего умеют ещё до школы.

Как вырваться из этого порочного круга? Как помочь гиперактивному ребёнку освоить чтение и письмо?

Как не создать ситуацию «неудач рождающих новые неудачи?»

Во-первых , стоит разобраться, действительно ли ребёнок гиперактивный, по возможности обратиться к специалисту-педиатру, неврологу, психологу.

Во-вторых, необходимо научиться общаться со своим непоседой: это поможет и учителю во время уроков, и родителям при выполнении домашних заданий. Рассмотрим некоторые рекомендации:

Не допускайте(никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение достоинства, злость. Выражения типа «Терпеть не могу, ненавижу», «Ты меня извёл», «У меня нет сил», «Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых),бессмысленны. Ребёнок просто перестаёт их слышать.

Не разговаривайте с ребёнком между делом, раздражённо, Показывая всем своим видом. что ребёнок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься.

В-третьих постарайтесь учесть высокую  отвлекаемость и  неустойчивую работоспособность этих детей в процессе учебных занятий в школе и дома.

 Если есть возможность, ПОСАДИТЕ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА ЗА ПЕРВУЮ парту, чтобы он был на виду и у него было меньше причин отвлекаться.

Научите ребёнка обращаться за помощью. Часто дети просто не знают, как это сделать, и стесняются обращаться к учителю..

Говорите с ребёнком спокойно, без раздражения. Речь должна быть чёткой, неторопливой, инструкция(задание) ясной и однозначной: ребёнок не поймёт сложных заданий и длинных предложений. Кроме того, убедитесь, что в инструкции понятно каждое слово. И не начинайте говорить пока не убедитесь, что ребёнок слушает вас.

Чтобы обратить на себя внимание ребёнка, используйте систему жестов, мимику, дополнительные средства(например, положите свою руку на руку ребёнка). Внимание можно привлечь и словами, постукиванием карандаша.

Обязательна работа «глаза в глаза», особенно при объяснении нового материала. Зрительный контакт позволяет ребёнку сосредоточиться, не отвлекаться, особенно в момент, когда он получает задание.

В ходе работы можно использовать систему чётких и коротких указаний : «СЛУШАЙ, запомни, не торопись, подумай.» Но не превращайте их в военные приказы, команды; тон должен быть доброжелательным, спокойным ,мягким, даже ласковым. Старайтесь избегать слов: «Неправильно», «Не так», «Не стараешься»; целесообразнее говоритЬ «Давай внимательно посмотрим», «Попробуем сделать ещё раз», «Уже лучше, я знаю, у тебя всё получится»,-и т. п.

Не акцентируйте внимание ребёнка на неудаче -он должен
быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, А
успех возможен.

 Оценивая работу, обязательно отметьте, что сделано правильно, хорошо, обратите внимание на ошибки и объясните как их нужно исправлять. При необходимости дайте повторное задание.

При выполнении ребёнком графических заданий (копирование, списывание букв, цифр) следите за правильной посад кой, положением ручки и тетрадки.

Если задание большое , разделите его на части и к каждой из них дайте новую инструкцию. Начинать объяснение нужно только после того, как выполнена предыдущая часть задания.

Если что-то из работы необходимо отложить до завтра , стоит записать это задание.

Всем детям необходимы подбадривание и поддержка по ходу выполнения задания-это придаёт им уверенность и сти- мулирует продолжение работы. Поэтому в ходе каждого занятия найдите повод, чтобы похвалить ребёнка.

Есть ещё один способ индивидуальной работы с гиперактив ными детьми, особенно эффективный при обучении письму. Он состоит в определённой последовательности действий, которые выполняют взрослый) педагог, родитель) и ребёнок (при индивидуальной работе): 1.Взрослый объясняет задание. Инструкция должна быть чёткой, краткой, все слова должны быть понятны ребёнку. 2.Ребёнок повторяет задание. Важно, чтобы он точно повторил все условия.

  1. Взрослый объясняет .как нужно выполнять задание, соблюдая условия понятности и доступности объяснения.
  2. Взрослый ещё раз повторяет последовательность выполнения задания и показывает, как это делать.

5.Ребёнок повторяет последовательность выполнения задания(если есть ошибки, повторить.)

  1. Ребёнок диктует взрослому последовательность выполнения задания, а взрослый выполняет задание. Ребёнок кон -тролирует ход выполнения задания.
  2. Ребёнок самостоятельно выполняет задание и оценивает его(если и в этом случае есть ошибки, можно предложить аналогичное задание и выполнить его в той же последовательности).

Как видите ,советы не сложны, но реализовать их на практике оказывается совсем не просто, особенно если педагог отказывается вникнуть в проблему и изменить своё отношение к ребёнку. Жёсткое обращение как вариант отрицательного реагирования или негативного подстёгивания менее эффективно, чем так называемое положительное подкрепле ние. Недовольство взрослых и собственные неудачи, повышенная тревожность разрушают желание учиться, снижают учебную мотивацию.

Педагог может направлять и организовывать деятельность такого ребёнка во время занятий.

Первый метод. Метод привлечения внимания позволяет направить внимание на важный материал. Ребёнка предупреждают о том, что начинается важный материал, который надо слушать внимательно: педагог может обратится к нескольким детям в группе с просьбой быть особенно внимательными(это делается с целью не выделять гиперактивного ребёнка на фоне остальных, не вызывать у него протестных реакций).

Второй метод, помогающий повысить восприятие и усвоение материала,-повтор за педагогом инструкции.

Третий метод-чёткое обозначение правил деятельности, которые также рекомендуется предлагать ребёнку переоди -чески проговаривать. Чем чётче построен режим взаимоот ношений, тем проще ребёнку с дефицитом внимания ему следовать. Когда изо дня в день повторяются одни и те же правила, особенности распорядка, он к ним адаптируется и воспринимает как должное. Постоянно меняющаяся обстановка у гиперактивных детей вызывает раздражение из-за трудностей переключения, которые они испытывают.

Четвёртый метод- внешнее опосредование деятельности. Ребёнок нуждается для лучшего усвоения материала во внешних опорах. Это могут быть схемы, рисунки, прописные этапы выполнения заданий.

При работе с детьми, имеющими трудности обучения письму и чтению, попробуйте использовать следующие методы и приёмы работы.

Наблюдая за ребёнком, вы отмечаете, что во время самостоятельных занятий он отвлекается и не реагирует на ваши замечания типа: «Перестань крутиться», «Не отвлекайся», «Ты не старался» «Ты был невнимателен».

Первый ШАГ. Определите проблему: трудности концентрации внимания во время самостоятельных занятий.

Второй ШАГ. Используйте тактику привлечения внимания:

Контакт «глаза в глаза»;

Прикосновение (поглаживание);

Специальные карточки для привлечения внимания:

Создание условий,  способствующих спокойной работе(снять

внешние раздражители).

ТРЕТИЙ ШАГ. Используйте выбранные вами варианты работы ( отдельно или в разных сочетаниях). Не торопитесь с выводами.

Четвертый шаг. Проанализируйте результаты : какой вариант оказался более эффективным?

Наблюдая за ребёнком во время письма вы отме- чаете скованность в движениях,  сильное сжимание ручки, трудности передвижения ручки по строке, неровные штрихи, дрожащие линии и т. п.

Первый шаг. Определите проблему: что является причиной напряжения и нарушения графики письма: неправильное положение ручки, несформированность моторных функций, слишком быстрый темп деятельности и т. п.

Второй шаг. Разработайте или выберите тактику и варианты работы и решите с чего начать. Конечное обучения правильному способу держать ручку. Но это совсем не простая задача, её нельзя решить за одно занятие. Очень поможет игра с ручкой-различные повороты, удерживания разными пальцами и очень медленное выполнение ,сначала штрихов, а потом овалов при правильном положении ручки(не больше 5 минут).

Третий шаг. Используйте выбранные варианты работы.

Четвёртый шаг. Проанализируйте и оцените эффективность работы. Не стоит торопиться-результат может быть получен через месяц-два. Он зависит не от количества часов ,которое вы отработали, а от регулярности, систематичности занятий. Ежедневные 15-минутные занятия дают больший эффект, чем 1,5часа один раз в неделю, При любых вариантах и формах помощи детям необходимы индивидуальные занятия. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

Перед каждым занятием объясните ребёнку его цель, что будете делать, для чего и как. Объясняя, используйте только знакомые слова. Не только объясните, но и покажите. Убедитесь, что ребёнок понял инструкцию.

Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь, не перешагивайте через «ступеньки».

Соблюдайте продолжительность непрерывного выполнения заданий - не больше 3-5 минут-и общую продолжительность занятия-20минут.

Работайте спокойно, без нервотрёпки; упрёков, порицаний. Не торопите ребёнка: пусть работает медленно.  Постарайтесь каждый раз найти, за что его похвалить. При неудаче повторяйте задания, давайте аналогичные. Никогда не начинайте занятие с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребёнка похвалой, так как уверенность в правильности выполнения помогает ему. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат-успех придёт, если ребёнок будет доверять вам и будет уверен в себе. Во время работы с ребёнком не отвлекайтесь. Если не можете найти полчаса для такой работы, помощь невозможна. Для того чтобы работа с ребёнком была более эффективной она должна быть систематичной(лучше ежедневной),но непродолжительной. Кроме того, эта работа не должна быть нудной, тяжёлой нагрузкой, цель которой ребёнок не знает или не понимает.

В процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребёнку        необходимыподдержка,подбадривание,одо6рение,которые позволят понять ,что он действует правильно, что трудности преодолимы и вы оцениваете его старание. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют, повышают мотивацию.

Жестокое обращение(негативное подстёгивание, замечания укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект ,но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи, рождает новые неудачи, хотя страх порицания и наказания нередко создаёт иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счёт ожесточения, накапливания отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений Угроза основана на допущении,ч то страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата. Но чувство обиды, особенно если она осознаётся как незаслуженная, может дать обратный эффект. Поэтому

рекомендуем чаще хвалить, а не осуждать, подбадривать,а не подчеркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно. Но чтобы ребёнок поверил в свой успех, в  возможность преодаления проблем, в это должны поверить взрослые-учителя